Файл: 1. Теория государства и права понятие и общая характеристика 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 526

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Марксистское учение основ-ным предназначением государства считает создание такого порядка, который узаконивает угнетение одного класса другим, умеряя их столкновение.

Любое государство должно осуществлять (и всегда осуществляет) общесоциальные функции, действовать в интересах всего общества. Любое государство является средством объединения общества.

Являясь по-прежнему главной управляющей системой общества, государство начинает все более превращаться в орган преодоления социальных противоречий, учета и координации интересов различных групп населения, проведения в жизнь таких решений, которые поддерживались бы различными общественными слоями. В деятельности госу-дарства на первый план начинают выступать такие важные общедемократические инсти-туты, как разделение властей, верховенство законов, гласность, плюрализм мнений, высо-кая роль суда.
13. Типология государства: понятие и основные подходы.

Типология – учение, система знаний которые используются для выделения сущностных черт объекта и отнесения его к тому или иному типу. Типология, с одной стороны, представляет как целостную систему все государства в их развитии с момента возникновения и до исчезновения, с другой – вычленяет крупные структурные единицы этой системы в виде определенных типов и относит к ним те или иные конкретные государства по их коренным свойствам.

Под типом государства понимаются взятые в единстве наиболее общие черты различных государств, система их важнейших свойств и сторон, порождаемых соответствующей эпохой, характеризующихся общими сущностными признаками.

Марксистско-ленинская типология государства и права базируется на категории обществен-но-экономической формации. Формация – это исторический тип общества, основанный на оп-ределенном способе производства. Уровень развития производительных сил определяет мате-риально-техническую базу общества, а производственные отношения, складывающиеся на од-нотипной форме собственности на средства производства, составляют экономический базис об-щества, которому соответствуют определенные политические, государственно-правовые и дру-гие надстроечные явления. Тип государства определяется на основании того, какой экономи-ческий базис это государство защищает, интересам какого господствующего класса оно служит. При таком подходе государство приобретает сугубо классовую определенность, выступая в качестве диктатуры экономически господствующего класса.


Формационный критерий выделяет три основных типа эксплуататорского государства:

- рабовладельческий тип – исторически первая государственно-классовая организация общест-ва. По своей сущности -–это организация полит.власти господствующего класса в рабовладель-ческой общественно-экономической формации. Важнейшая функция – защита собственности рабовладельцев на средства производства, в том числе на рабов;

- феодальный тип – по своей сути есть орудие классового господства крепостников-помещи-ков, главное средство защиты сословных привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства. Государство обеспечивает право господствующего класса на землю, на владение крепостными и присвоение значительной части их труда;

- буржуазный тип – функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической незави-симости рабочих от эксплуататоров. На всех этапах своего развития представляет собой орудие классового господства буржуазии над эксплуатируемым пролетариатом и другими трудящимися. Последний тип эксплуататорского государства. Объективные противоречия ка-питалистического общества обусловливают неизбежность пролетарской революции, перехода гос.власти в руки трудящихся масс, возглавляемых рабочим классом и его партией, возникно-вение социалистического типа государства, а затем полное отмирание государственности как таковой.

Социалистический тип государства создает такую систему экономических отношений, кото-рая базируется на общественной собственности на орудия и средства производства, предполага-ющей сотрудничество свободных от эксплуатации людей. Являясь орудием полит.власти трудя-щихся классов, выражает интересы трудового народа, обеспечивает защиту и развитие социа-листического общества.

Первопричиной смены исторических типов государства считается социально-экономическое развитие общества. Рост производительных сил общества на определенном этапе достигает такого уровня, когда они вступают в неразрешимое противоречие с характером частнособствен-нических производственных отношений. Вследствие этого наступает эпоха социальных рево-люций, которая меняет экономическую основу общества.
14. Государственная власть как особая разновидность социальной власти.



Власть всегда означает, с одной стороны, навязывание чьей-то воли, а с другой – подчинение ей. Государство диктует свою волю гражданам и соответственно обществу в целом. Поэтому, гос.власть определяют как руководство обществом при помощи гос.аппарата при опоре на особые отряды вооруженных людей, на специальные принудительные учреждения.

Народ – единственный и первичный источник власти государства, и в этом смысле, народ суверенен и полновластен. Он передает часть принадлежащей ему власти гос.органам и долж-ностным лицам -–своим представителям, на определенных условиях и на определенное время. Государство и его органы реализуют делегированные им полномочия во имя интересов народа.

Основные черты гос.власти: 1. Носит классовый характер;

публична, т.е. осуществляется специальным аппаратом управления, не совпадающим непосредственно с населением;

верховенство;

единство;

всеобщность и универсальность;

принуждение и обязательность.

Легализация власти – признание, установление, поддержка гос.власти законом, опора власти на закон. Для того чтобы легализация власти была подлинной, необходимо:

- соблюдение демократических процедур принятия конституции и законов;

- соответствие таких процедур возможностям народа осуществить учредительную власть (в том числе интеллектуальным);

- соответствие закона праву, общегуманным ценностям.

Легитимность – фактическое выражение легальности, которая является юридическим выра-жением, это то, насколько народ признает гос.власть. Легитимность складывается на основе чувств, восприятия, рациональной оценки.

Формы легитимации власти: 1). Традиционная – на основе традиций, уважения обычаев, вера в их преемственность, власть выражает некий дух народа (англо-саксонская правовая система, ислам); 2) харизматическая – на основе веры в личное дарование вождя, его исключительную миссию, она не связана с рациональными суждениями, опирается на чувства (тоталитарные государства); 3) на здравом смысле, разумности.

Законность – это общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц, в обеспечении порядка и организованности в обществе.

Требования законности: - господство права в жизни общества;

- верховенство закона, конституционная законность;


- равенство всех перед законом;

- неукоснительное соблюдение правовых актов всеми субъектами права;

- реализация прав и свобод;

- правильное и эффективное применение права;

- последовательная борьба с правонарушениями;

- недопустимость произвола в деятельности должностных лиц.

Как метод осуществления гос.власти законность предполагает, что свои функции государст-во осуществляет исключительно правовыми средствами – путем принятия нормативных актов и обеспечения их неукоснительной реализации.

Принципы законности: единство, всеобщность и целесообразность.

Гарантии законности – это объективные условия и субъективные факторы, а также специаль-ные средства, обеспечивающие режим законности. Общие условия – объективные условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование: - экономические условия (состояние экономического развития общества, организация системы хозяйствования ит.д.); - политические (это сильная гос.власть, способная обеспечить реализацию принимаемых правовых предписаний); - идеологические (определяется уровнем политической, правовой и общей культуры населения); - социальные (социальная стабильность, уверенность граждан в незыблемости своих социальных прав и свобод); - правовые (обусловлено состоянием системы законодательства). Гарантиями законности являются также соответствующие субъективные факторы – состояние правовой науки, полнота и развитие в ней гуманистических идей, научно-теоретических конструкций.

Специальные средства обеспечения законности – это юридические и организационные сред-ства, предназначенные исключительно для обеспечения законности. Среди них можно выде-лить: А) юридические гарантии – совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленных на обеспече-ние законности, беспрепятственное осуществление и защиту прав и свобод:

- средства обнаружения правонарушений (деятельность прокуратуры, органов предваритель-ного расследования, Конституционного Суда);

- средства предупреждения правонарушений (таможенный досмотр);

- средства пресечения правонарушений (задержание, арест, подписка о невыезде, отмена незаконных актов);

- меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений (взыскание алиментов, виндикация);


- юридическая ответственность (наказание лица, виновного в совершении правонарушения);

- процессуальные гарантии.

Организационные гарантии – кадровые, организационные меры по созданию условий для нор-мальной работы юрисдикционных и правоохранительных органов, образование в их структуре спец.подразделений (для борьбы с организованной преступностью, с коррупцией и т.д.).
15. Легализация и легитимация государственной власти.

В современных условиях легализации государственной власти как юридическое понятие означает установление, признание, поддержку данной власти законом, прежде всего конституцией, опору власти на закон. Однако, во-первых, конституции и законы могут быть приняты, изменены, отменены различными способами. Создававшиеся в результате военных переворотов во многих странах Азии, Африки, Латинской Америки военные и революционные советы декретировали отмену (часто - приостановление) конституций и нередко без каких-либо особых процедур провозглашали новые временные конституции.

Конечно, в условиях авторитарных и тоталитарных режимов конституции могут приниматься внешне демократическими способами (Учредительным собранием, Верховным Советом в СССР в 1977 г., референдумом на Кубе в 1976 г.), они могут содержать демократические положения, права граждан (в Конституции СССР 1936 г. закрепился широкий перечень социально-экономических прав) и т.д. Но эти моменты нужно оценивать лишь в комплексе с реальной действительностью, Так, сами выборы парламента, принимающего конституцию, в условиях тоталитарного режима не свободны, а фразы о демократии служат прикрытием подлинной ситуации. Таким образом, при нарушении демократических процедур принятия конституции, иных актов конституционного значения, при несоответствия таких процедур возможностям народа осуществлять учредительную власть при принятии основного закона, при противоречии законов общегуманным ценностям человечества формальный (юридический) закон не соответствует праву. Юридическая легализация государственной власти в таких условиях будет иллюзорной, т.е. лжелегализацией.

Более сложным представляется понятие легитимации государственной власти. Legitimus тоже означает законный, узаконенный, но данное понятие не юридическое, а фактическое, хотя его составной частью могут быть юридические элементы. По существу из этого исходили конфуцианцы в споре с упомянутыми легистами, его имели в виду сторонники и светской, и духовной властей, по-разному интерпретируя "волю бога". Современное значение этого понятия связано с исследованиями политологов, прежде всего немецкого ученого Макса Вебера (1864-1920 гг.).