Файл: Инновационный потенциал малого предпринимательства.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Открытые инновации.
Традиционно считалось, что на результаты инноваций в первую очередь влияет собственная деятельность в области НИОКР. На протяжении десятилетий внутренние исследования и разработки рассматривались как ценный стратегический актив для получения и сохранения конкурентного преимущества. Менеджеры тратят драгоценные ресурсы на создание научно-исследовательских возможностей, надеясь, что они, в свою очередь, смогут использовать результаты инвестиций. В закрытой инновационной модели «компания генерирует, развивает и коммерциализирует свои собственные идеи». Сторонники этого закрытого инновационного подхода считают, что фирмы могут превзойти своих конкурентов и добиться успеха.
продвигается за счет расширения своей деятельности в области НИОКР за счет увеличения бюджетов и контроля всего процесса инноваций, от генерации идеи до производства конечного продукта. Напротив, Чесбро , который первым ввел этот термин, определяет открытые инновации, целенаправленный приток и отток знаний для ускорения внутренних инноваций и расширения рынков для внешнего использования инноваций. соответственно» Прошлые исследования дают успешные примеры фирм, таких как IBM, BellSouth и P&G, которые отошли от
в зависимости исключительно от инвестиций в свои внутренние исследования для преднамеренного поиска технологических решений за пределами своих границ.
Открытые инновации позволяют менеджерам получать доступ к большему количеству источников и расширять свои инновации по внешним каналам. Однако процесс определения технологических решений, которые можно интегрировать с внутренними запасами знаний фирмы, требует от менеджеров целенаправленного поиска и определения соответствующих внешних источников. Понятие внешнего поиска знаний было отмечено как важнейший механизм развития инновационной деятельности и помощи фирмам в развитии. Хьюстон и Саккаб утверждают, что менеджеры должны изменить отношение своих фирм от сопротивления инновациям, не изобретенным здесь, к энтузиазму в отношении тех, которые с гордостью можно найти в других местах.
Два ключевых компонента внешних поисков знаний были определены как глубина и широта. Внешний вид широта поиска относится к числу и разнообразию внешних источников, что фирма зависит от разработки своих знаний. Второй компонент
, глубина поиска, относится к «степени, в которой фирмы глубоко привлекаются от разных внешних источников или каналов поиска». Большинство предыдущих исследований исследовали роль внешних связей на инновации продукта в крупных высокотехнологичных компаниях. Предшецеденты для обработки инноваций остаются недооценены. В то время как МСП являются критическими источниками для инноваций и экономического развития, их стратегии поиска знаний и инновационные мероприятия отличаются от крупных фирм. Как правило, МСП более гибкие, а более быстрые при создании стратегических решений, но имеют меньше финансовых и нефинансовых ресурсов, доступных для внутренних исследований. Обратите внимание, что «МСП надо в значительной степени привлечь их сети, чтобы найти недостающие инновации 6 ресурсов, и из-за их небольшое значение, они будут сталкиваться с границы их организаций скорее раньше, чем позже». Таким образом, оно имеет решающее значение для менеджеров МСП, чтобы узнать, где искать технологические идеи, особенно в их усилиях по разработке процессов инноваций. Определяют процесс инновации в качестве «системы технологического оборудования, рабочей силы, спецификации задач, материальных входов, работающих и информационных потоков и т.д., которые используются для производства продукта или услуги». Они отмечают, что инновация, связанная с продуктом, особенно имеет решающее значение на ранних этапах жизненного цикла продукта. Однако после того, как покупатели и продавцы получают больше опыта с продуктом, так и на рынке, появление доминирующего дизайна, вероятно, будет сдвигать больше внимания инновации, связанным с процессом в качестве источника конкурентного преимущества. предлагает «обратный цикл продукта», такой, чтобы инновация процесса происходила первым, чтобы повысить эффективность доставки текущих услуг, а затем новые предложения, которые затем введены в более позднее время.
Инновации и производительность.
По сравнению с продуктовыми инновациями процессные инновации считаются более сложными и ресурсоемкими, а их внедрение требует больше времени.. Тем не менее, задача может быть стоящей. Отмечают, что «преимущества процессных инноваций заключаются в повышении производительности, улучшении качества продукции, а также в экономии средств и времени. Предыдущие исследования свидетельствуют о том, что инновационная деятельность, связанная с процессами, положительно связана с производительностью, включая рост продаж и размер прибыли. Было обнаружено, что технологические инновации помогают фирмам в снижении цен на продукцию за счет повышения производительности и улучшения технологий цепочки поставок, что приводит к повышению удовлетворенности клиентов и увеличению продаж.
Процесс инновации.
Процессные инновации играют ключевую роль в стремлении получить конкурентное преимущество.
особенно в неспокойной деловой среде. Он предлагает потенциал для глубокого влияния на производительность фирмы за счет сокращения расходов, повышения эффективности, а также качества работы и продукции. Процессные инновации особенно важны для МСП; их более низкие уровни ресурсов и резервов означают, что эффективность, возникающая в результате эффективного процесса
инновации могут быть особенно ценными. Также важны отраслевые характеристики; отмечают важность конкурентоспособности затрат в зрелой автомобильной промышленности, что делает крайне важным для фирм поиск новых способов получения возможностей, необходимых для развития их производственных операций, чтобы сохранить свои позиции на рынке.
Стратегии поиска знаний.
Глубина и широта внешних знаний могут предоставить фирмам новые решения и возможности, которые помогут в разработке инновационных продуктов.
Глубокий и широкий поиск способствует инновациям в продуктах. Однако исследования внешних связей, как правило, сосредоточены на разработке инновационных продуктов; процессные инновации получили гораздо меньше
внимания в литературе, и некоторые важные вопросы остаются без ответа. Например, у нас ограниченное понимание предшественников инноваций, связанных с процессами деятельности. В целом позволяет фирме получить доступ к широкому спектру информации, относящейся к
такие разнообразные аспекты, как новые рынки и технологические достижения. Предыдущие исследования рассматривали природу взаимосвязи между широким поиском и инновациями продукта, обнаруживая доказательства как положительно линейной, так и перевернутой U-связи. Однако есть основания полагать, что взаимосвязь между широким поиском и процессными инновациями может быть иной, особенно для МСП, работающих в зрелой отрасли. Во-первых, широкий поиск может представить фирмам слишком много новых идей, из которых можно выбирать. Отмечают,, что, хотя поиск большого набора потенциальных решений предлагает фирме множество технологических идей, они могут быть не совсем удачными.
Применимо в то время, создавая когнитивную и управленческую перегрузку. Использование многих каналов поиска при отсутствии внутренних процедур и возможностей, необходимых для того, чтобы фирма поддерживала большое количество отношений, может создать путаницу для менеджеров МСП, которым требуется как понимание потенциала новых идей, так и способность использовать новые знания внутри фирмы.
Институциональная основа поддержки инновационного развития.
Важным аспектом поддержки инновационного развития МСП является создание специализированных структур и учреждений, формирующих инфраструктуру инновационной деятельности, среди которых, прежде всего, АО «Национальный инновационный фонд» (НИФ), созданное в 2003 году постановлением Правительства Российской Федерации. Республики Казахстан от 30.05.2014г. 2003 г. со 100% участием государства в уставном капитале, реорганизовано в 2012 г. в АО
«Национальное агентство по технологическому развитию» (НАТР - далее Агентство). Основной целью деятельности является координация процессов инновационного развития и оказание государственной информационной, аналитической и инвестиционной поддержки. За относительно короткий период с момента основания Агентства были достигнуты значительные результаты, в том числе:
1) в рамках инвестиционной поддержки Агентство обеспечивает финансирование инновационных проектов и создание венчурных фондов. По итогам 2018 года агентство направило 4,67 млрд тенге на финансирование инновационных проектов и оказание услуг.
2) в рамках информационно-аналитического обеспечения Агентства разрабатываются нормативные документы и государственные программы. Так в 2010 году Правительство утвердило Программу развития инноваций и содействия технологической модернизации до 2014 года, а в 2012 году был принят Закон РК «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности». Сформированы предложения к Налоговому кодексу, согласно которым предприятия могут уменьшить налогооблагаемую базу на 50% стоимости НИОКР (НИОКР).
3) общий инвестиционный портфель Агентства по состоянию на 2018 год составляет 2,36 млрд тенге (13 млн долларов США), в который входят 5 проектных компаний и 6 венчурных фондов (3 отечественных и 3 иностранных).
4) развитие системы коммерциализации технологий в 2011 году Агентством создано 9 офисов коммерциализации с лучшими научно-исследовательскими институтами и вузами Казахстана, которые являются связующим звеном между наукой и бизнесом в целях продвижения результатов исследовательской деятельности на рынок .
5) в целях стимулирования инновационной деятельности Агентство осуществляет деятельность по продвижению инноваций и активизации рационализаторского движения. Ежегодно проводятся международный инновационный конгресс, конкурсы инновационных бизнес-проектов и рационализаторских решений, конкурс журналистских материалов, а также выставки отечественных инновационных проектов.
6) в целях развития инновационной инфраструктуры созданы и функционируют 8 региональных технопарков и 3 конструкторских бюро, функционирует свободная экономическая зона «Парк инновационных технологий», на территории которой создан инновационный кластер по принципу «образовательно-научное -технология-производство».
7) в период с 2011 по 2015 год Агентство создало пять международных центров трансферта технологий в Корее, Китае, США, России и Франции для реализации и продвижения совместных проектов по трансферу технологий. В результате оказана помощь 15 казахстанским предприятиям в трансфорте технологий в области горно-металлургического комплекса, сельского хозяйства, энергетики и машиностроения и др. (Стратегия развития акционерного общества «Национальное агентство по технологическому развитию» на 2014-2023 годы).
Помимо Национального агентства по технологическому развитию, в целях содействия развитию приоритетных, инициативных, рисковых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в 2006 году было создано АО «Фонд науки».
Согласно решению Высшей научно-технической комиссии при Правительстве РК от 21.04.2011 г. приоритетными направлениями инвестиционной деятельности Фонда науки являются: энергетика, глубокая переработка сырья и продукции, информация и телекоммуникации. технологии, науки о жизни, интеллектуальный потенциал страны. Фонд предоставляет кредиты ученым в размере от 50 тысяч до 2 миллионов долларов США, планирующим создать предприятие или реализовать результаты своей исследовательской деятельности в течение 3-5 лет. За 10 лет своей деятельности Фонд профинансировал 22 научно-исследовательских проекта на общую сумму 242,2 млн тенге (752 000 долларов США) и предоставил инновационные гранты для финансирования 28 проектов на 690,2 млн тенге (2,1 миллионов доллара). Еще одним важным игроком на инновационном поле является Банк Развития Казахстана, основанный в 2001 году. Банк оказывает финансовую поддержку частному сектору и государственным организациям в реализации инфраструктурных проектов и кредитовании промышленных предприятий. В рамках GPIFIR Банк участвовал в реализации 22 инвестиционных проектов общей стоимостью более 5,6 млрд долларов США, из которых 3,8 млрд долларов США были выделены Банком. Среди них такие стратегически важные проекты, как Казахстанский электролизный завод, Казахстанская нефтехимическая промышленность, Атырауский нефтеперерабатывающий завод и другие. Фонд развития предпринимательства «Даму» создан в 1997 году с целью финансовой и нефинансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (МСБ), а также стимулирования спроса на их продукцию. Первоначально Даму отвечал за управление государственными средствами, полученными в кредит от Азиатского банка развития (АБР) и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). В 2002 году Фонд начал прямое финансирование малого и среднего бизнеса за счет собственных средств. За годы работы фонда им была оказана финансовая поддержка на общую сумму 1 505 млрд тенге (4,6 млрд долларов США) около 31 000 субъектов МСБ. Большая часть этих средств (около 70%) была направлена на стабилизационные программы поддержки предприятий, пострадавших от финансового кризиса, за счет субсидирования процентных ставок, гарантий по кредитам, уставного капитала и т. д. Приоритет отдается региональным программам поддержки, финансированию реального производственного сектора, женское предпринимательство, а также лизинговое финансирование МСП. С 2009 года «Даму» также оказывает нефинансовую поддержку, которая включает услуги по обучению и консультированию, услуги по подготовке бизнес-планов, создание общенациональной сети центров поддержки бизнеса. Инвестиционный фонд Казахстана (ИФК) создан в 2003 году для частных инвестиций в уставный капитал. IFK занимается инвестированием в новые и существующие компании, занимающиеся переработкой сырья с использованием новых технологий. Фонд также финансирует инвестиционные проекты за рубежом в рамках производственной кооперации национальных и иностранных компаний.