Файл: Конкурентоспособность фирмы и пути ее повышения (на примере ооо ТрансОпт).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра экономики и управления
Форма обучения: заочная


КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Экономика организации (предприятия)»

На тему: «Конкурентоспособность фирмы и пути ее повышения (на примере ООО «ТрансОпт») »


Группа 21Э372в
Студент
В.С. Зубакина

Преподаватель

И.И. Марущак

МОСКВА 2023
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................................................3

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты конкурентоспособности фирмы….…….………...…5

1.1 Понятия, цели, задачи и сущность конкуренции и конкурентоспособности ………..….5

1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность фирмы……………………..…............10

1.3 Методы и критерии оценки конкурентоспособности фирмы……..…………….........…14

1.4 Пути повышения конкурентоспособности фирмы…… ……………...……………..…..25

ГЛАВА 2. Анализ конкурентоспособности фирмы ООО «ТрансОпт»…………..……32

2.1 Характеристика фирмы ООО «ТрансОпт»……………….…………..…………………..32

2.2 Исследование конкурентоспособности фирмы…… .…………………………….......….36

2.3 Предложения по совершенствованию конкурентоспособности ………………..………39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................................42

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................................................................................43

Введение

Высокая степень интенсивности конкуренции и большое число зарубежных производителей на рынке особенно остро ставят вопросы о совершенствовании деятельности фирмы и разработке стратегических направлений его развития. Это, в свою очередь, приводит к необходимости постоянного отслеживания конкурентной позиции фирмы в рыночной среде, которая определяет разрабатываемую стратегию поведения на рынке. Таким образом, оценка конкурентной позиции фирмы является одним из важнейших моментов, определяющих успешность его работы.


Знание конкурентной позиции фирмы на рынке сбыта необходимо при разработке комплекса маркетинга выпускаемых товаров и для оптимального распределения ресурсов между различными подразделениями фирмы.

Конкурентная позиция фирмы является отражением степени реализации его усилий по использованию своих конкурентных преимуществ, отраженных в его конкурентоспособности. Поэтому рассмотрение проблемы оценки конкурентной позиции фирмы тесно связано с оценкой его конкурентоспособности.

В качестве объекта исследования выбрано предприятие ООО «ТрансОпт».

Предметом исследования в данной работе являются пути совершенствования конкурентоспособности предприятия ООО «ТрансОпт».

Цель работы – рассмотреть методику исследования конкурентоспособности организации, а также предложить систему мер для укрепления конкурентной позиции исследуемого предприятия.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

- определить понятия, цели, задачи и сущность конкуренции и конкурентоспособности;

- изучить факторы, влияющие на конкурентоспособность организации;

- исследовать методы и критерии оценки конкурентоспособности организации;

- провести комплексное исследование состояния и развития конкурентоспособности предприятия ООО «ТрансОпт»;

- на основе полученных результатов сформулировать и разработать мероприятия, направленные на повышение конкурентных преимуществ предприятия.

Методы исследования: монографический, абстрактный анализ, логический экономический анализ, методы анализа, наблюдения и сравнения.

Теоретическую и методическую базу работы составили труды отечественных и зарубежных ученых в области математики, статистики и экономики: Еремина В. Н., Портера М., Смита А., Фатхутдинова Р.А., Царева В.В., Юданова А.Ю.

Структура работы. Работа включает введение, теоретическую и исследовательскую главы, заключение, список использованной литературы. Во введении определяется актуальность, предмет и объект исследования, формулируются цель и задачи, определяются методы исследования. Теоретическая глава представляет собой краткий обзор научной литературы по проблематике. В исследовательской главе дается общая характеристика предприятия ООО «ТрансОпт», определение методик исследования конкурентоспособности организации. В заключении приводится обобщение результатов проведенного исследования.
Глава 1.

Теоретические основы конкурентоспособности

    1. Понятия, цели, задачи и сущность конкуренции и конкурентоспособности

Конкуренция – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.

Конкурентоспособность – способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях. Конкурентоспособность – также определяют, как свойство субъекта, указывающее на его способность выдерживать конкуренцию с себе подобными, на его способность совершать конкурентные действия и др. [18, стр.35].

Рассмотрение проблемы оценки конкурентоспособности необходимо, прежде всего, с объяснения понятия «конкурентоспособность» и его взаимосвязи с другими экономическими понятиями и категориями. В условиях товарного производства продукция труда может быть предметом рыночного обмена только в том случае, если она обладает способностью удовлетворять определенные потребности, т.е. имеет общественную стоимость.

Известно, что конкретная человеческая потребность может быть удовлетворена с помощью различных предметов потребления за счет наличия у них аналогичных свойств. Если речь идет об определенной конкретной потребности, то каждый предмет потребления, кроме способности ее удовлетворять, характеризуется еще и тем, насколько полно он «это делает», т.е. производится оценка полезности. Совершая покупку, покупатель выбирает необходимое ему изделие среди целого ряда аналогичных и приобретает именно то из них, которое удовлетворяет его потребность в наибольшей степени.
Отсюда следует, во-первых, что конкурентоспособность может быть определена в результате сравнения товаров, т.е. является относительным показателем. Во-вторых, что, по своей сути, она представляет собой характеристику товара, отражающую его отличие от товара-конкурента по степени удовлетворения конкретной общественной потребности.

Потребность каждого отдельного потребителя складывается под воздействием широкого комплекса факторов и носит индивидуальный характер. Индивидуальность запросов каждого покупателя приводит к тому, что оценка одного и того же товара разными покупателями может не совпадать.

Следовательно, можно сделать еще один вывод: по отношению к конкретному потребителю степень конкурентоспособности данного товара также будет индивидуальной [6, стр.89].

Рассматривая вопрос о выборе покупателем товара, необходимо особо подчеркнуть ряд моментов. Во-первых, проводя сравнение товаров, покупатель учитывает их конкретные потребительские свойства, выявляет степень соответствия изделия своим потребностям, т.е. измеряет в определенном смысле уровень потребительского эффекта каждого из товаров, при этом оценивается потребительская стоимость, а именно: качество и количество.

Во-вторых, приобретая изделие, покупатель, стремясь к наибольшей степени совпадения со своими потребностями, не может абстрагироваться от величины своих затрат. При оценке потребительских свойств покупателя не интересует, за счет каких средств и какого уровня затраты изготовителя. Покупателя интересует не само изделие, а его способность с наибольшим эффектом удовлетворить конкретную потребность в сравнении с другими товарами. Поэтому цена для потребителя выступает в качестве одного из параметров конкурентоспособности приобретаемого изделия.

В-третьих, для потребителя покупка товара означает только исходный пункт начала процесса удовлетворения потребностей.

Процесс этот является актом не единовременным, а занимающим определенный период. Это в основном касается машиностроительной и другой, непродовольственной продукции.

Известно, что изделие должно быть доставлено, смонтировано, опробовано и пущено в эксплуатацию.

Реализация полезного эффекта купленного товара связана с дополнительными расходами на эксплуатацию. Таким образом, при удовлетворении потребности покупатель несет расходы как на приобретение товара (цена изделия), так и на его использование. В целом общая сумма этих затрат выступает для него в качестве «цены удовлетворения потребностей» («цены потребления»).

Как пишет Б. Мигачёв цена потребления — это фактор для покупателя, определяющий конкурентоспособность товара; она определяется свойствами конкретного изделия (техническими и эксплуатационными показателями), т.е. его качеством [9, с. 5].

Следует отметить, что сама по себе цена потребления, являясь показателем конкурентоспособности, еще не дает права полностью судить о ней, поскольку последняя проявляется только при сравнении товаров.

Поэтому, для определения уровня конкурентоспособности, необходимо сравнить цену потребления различных изделий. Товар, обладающий наименьшей ценой потребления, и будет наиболее конкурентоспособным по сравнению с остальными.

Таким образом, под конкурентоспособностью следует понимать характеристику товара, которая отражает его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.

Главной целью в управлении конкурентоспособностью предприятия является формирование конкурентоспособности товара (услуги, технологии) на выходе, а эта цель будет достигнута при целенаправленном обеспечении конкурентоспособности предприятия, как на входе системы, так и во время преобразований. В связи с этим, важным элементом любой системы, в том числе и системы управления конкурентоспособностью предприятия является формирование обратной связи. Этот элемент системы имеет наиболее значимую роль, т.к. от эффективности построения обратной связи, правильной ее оценки, интерпретации и подбора корректирующих воздействий зависит общая эффективность функционирования системы управления конкурентоспособностью предприятия [11, стр.77].

Задачи управления конкурентоспособностью предприятия:

• реализация мероприятий, связанных с поддержанием и развитием рыночного спроса на определенные товары и услуги, обеспечением конкурентных преимуществ предприятия;

• построение управленческого процесса, ориентированного на повышение конкурентоспособности предприятия.

Уровнем конкурентоспособности называется численное значение этого показателя.

Конкуренция — это «сталкивание», т.е. форма взаимного сотрудничества субъектов рыночной экономики.

Субъект — это фирма-изготовитель или услугодатель.

Объект конкуренции — потребности потребителей, образующие рынок.

Тотальная конкуренция — когда товар полностью удовлетворяет потребности рынка.

Товары, не удовлетворяющие потребности рынка (потребителя), отсеиваются. Проблема конкурентоспособности актуальна для рынка с совершенной конкуренцией и не актуальна для монопольного, дефицитного рынка.

Конкурентоспособность продукции — это способность продукции отвечать требованиям данного рынка в рассматриваемый период по сравнению с аналогами-конкурентами.

У этого определения три признака: