Файл: Конкурентоспособность фирмы и пути ее повышения (на примере ооо ТрансОпт).docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
где n – количество экспертов;
m – число факторов конкурентоспособности;
Бi j – экспертная оценка i-тым экспертом j-го фактора конкурентоспособности продукции;
aj – весомость j-го фактора;
5 – mах оценка фактора.
3. Графический метод («метод многоугольника»).
На графике строятся лучи, на которых в масштабе откладываются значения факторов конкурентоспособности (качество, цена и др.). Полученные точки соединяют, получая многоугольник [13, С.232].
Оценку ведут через площадь многоугольников S1 и S2, при этом чем больше площадь, тем товар конкурентоспособнее (рис. 1).
Рис. 1. Оценка конкурентоспособности товаров 1 и 2 методом «многоугольника»
Проанализировав существующие методы оценивания уровня конкурентоспособности предприятия, можно сделать вывод, что на сегодняшний день не существует идеальной методики комплексного оценивания конкурентоспособности предприятия. Отмеченные недостатки существующих подходов к оцениванию конкурентоспособности предприятий обуславливают невысокие возможности практического применения большинства из них, так от метода оценивания конкурентоспособности предприятия непроизводственной сферы в значительной степени зависит достоверность результатов, прозрачность их идентификации и возможности использования.
1.4 Пути повышения конкурентоспособности фирмы.
Возможности предприятия в сфере обеспечения конкурентоспособности организации и его товаров зависят от внутренних и внешних факторов. В рыночной экономике во внешней среде постоянно происходят изменения. Одна часть этих процессов открывает благоприятные возможности для предприятия, другая (чаще), наоборот, создает для него трудности и ограничения. Для управления конкурентоспособностью товаров необходимо уметь предвидеть как потенциальные помехи (угрозы), так и открывающиеся перспективы (возможности), нужно знать сильные и слабые стороны предприятия [18, С.32].
Потенциальными угрозами предприятия являются:
-
появление новых конкурентов; -
рост продаж товаров-заменителей; -
усиление давления со стороны покупателей и поставщиков; -
изменение потребностей и вкусов покупателей; -
неблагоприятная политика своего или зарубежного правительств, прежде всего в отношении налогов и регулирования внешнеэкономической деятельности.
Однако можно знать об угрозах все, но не иметь возможности противодействовать им, можно располагать информацией об открывающихся возможностях, но не обладать потенциалом для их реализации. Главными условиями разрешения этих проблем являются, прежде всего, использование научных подходов к управлению конкурентоспособностью, наличие квалифицированного, инициативного и творческого персонала и необходимых финансовых средств [18, С.34].
Среди возможных причин снижения конкурентоспособности предприятий и отечественных товаров можно выделить:
-
недостаточную степень адаптации предприятий к рыночным условиям; -
ослабление внутриотраслевой конкуренции (развитие олигополии, сохранение монополизма, правительственные субсидии); -
отсутствие четких стратегических установок и пассивную стратегию предприятия, ограничивающую его инновационно - инвестиционную активность, сдерживающую внедрение как новых технологий и производств, так и принятие мер по улучшению качества продукции; -
недостаточный финансовый потенциал на многих предприятиях; -
высокий уровень морального и физического износа оборудования; -
низкий уровень менеджмента и маркетинговой деятельности, организации производства и труда; -
отсутствие надлежащей мотивации к высокопроизводительному и прежде всего - к инновационному, творческому труду; -
отставание от передовых стран мира в области исследований и разработок; -
высокая энерго-, металло- и материалоемкость производимой продукции; -
затратный подход к ценообразованию и обеспечению роста объемов производства; -
отсутствие необходимой информации о ситуации на рынках.
Основой современного механизма повышения конкурентоспособности предприятий (организаций) и товаров является инновационная модель развития экономики. Эта модель представляет многофункциональную и комплексную систему взаимодействия управления активизацией инновационно-инвестиционной деятельностью, постоянной адаптацией предприятия к внешней среде и повышением эффективности использования материальных, трудовых, интеллектуальных и финансовых ресурсов [18, С.36].
Реализация инновационной модели повышения конкурентоспособности предприятий и товаров предполагает формирование организационно-экономического механизма обеспечения конкурентоспособности. Данный механизм включает инновационное управление на микроуровне, рыночный компонент функционирования предприятий, новые формы и методы государственного регулирования процессов повышения конкурентоспособности на макро-, мезо - и мегауровне, которые в совокупности определяют конечные результаты деятельности предприятий и уровень удовлетворения потребителей в конкурентоспособных товарах и услугах [14, С.93].
Первый компонент механизма - инновационное управление повышением уровня конкурентоспособности предприятия и товаров на микроуровне. Научно-обоснованное управление конкурентоспособностью предприятия и товаров на микроуровне базируется на соблюдении следующей системы принципов:
1) учет механизмов действия экономических законов рыночных отношений (законов спроса, предложения, конкуренции, эффекта масштаба и др.);
2) учет механизмов действия законов функционирования предприятия и производственных процессов (законов пропорциональности, синергии, самосохранения, развития и т.д.);
3) соблюдение требований совокупности научных подходов к управлению конкурентоспособностью (системного, комплексного, воспроизводственного, инновационного, маркетингового, функционального, структурного);
4) ориентация на конкретные рынки и потребности;
5) применение современных информационных технологий для системной и комплексной автоматизации управления;
6) применение инновационных методов анализа, прогнозирования и оптимизации (системного анализа, функционально-стоимостного анализа, динамического программирования и др.);
7) ориентация на современные количественные методы оценки, контроля и оперативного управления конкурентоспособностью;
8) применение в системе инновационного управления конкурентоспособностью стратегического маркетинга, устанавливающего обратную связь потребителей и внешней среды с производителями товаров;
9) преимущественное использование при многофакторной оценке конкурентоспособности предприятия или товаров удельных и относительных показателей, которые в свою очередь должны быть проранжированы по коэффициентам весомости [14, С.105].
Инновационное управление конкурентоспособностью товаров на уровне производителя направлено на постоянное решение следующих задач:
-
повышение качества продукции и уровня послепродажного обслуживания; -
снижение эксплуатационных затрат у потребителя; -
снижение себестоимости и, соответственно, цены продажи товара; -
проведение целевых маркетинговых исследований и эффективное использование мер маркетинга при сбыте продукции с учетом ее сервисного обслуживания.
Второй компонент механизма - рыночное саморегулирование конкурентоспособности предприятий и товаров, которое направлено на постоянное поддержание конкурентоспособности товаров на основе действия законов рынка, факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность товара. К числу ценовых факторов относятся:
-
изменение типа конкуренции на рынке товаров; -
появление новой ниши рынка товаров или перегруппировка уже существующих его сегментов; -
изменение действий существующих конкурентов по продвижению товаров-конкурентов; -
появление на рынке товаров новых конкурентов; -
появление на рынке новых товаров-конкурентов, включая товары заменители; -
изменение емкости рынка товаров и размеров его потенциала; -
изменение потребностей и свойств потребителей.
Третий компонент механизма - инновационные формы и методы государственного регулирования конкурентоспособности предприятий и товаров - представляет собой деятельность государства, направленную на создание условий для повышения конкурентоспособности предприятий страны и производимых отечественных товаров.
Направления инновационного государственного регулирования конкурентоспособности предприятий и товаров вытекают из принятой модели социально-экономического развития страны и осуществления курса на инновационное развитие. Такими направлениями являются:
-
создание условий по поддержанию и развитию конкурентной среды на основе развития предпринимательства и малого бизнеса; -
проведение инновационной и инвестиционной политики, включая разработку научно-технических программ и мер по развитию инновационного производства, совершенствованию организации стандартизации и сертификации продукции; -
проведение эффективной налоговой, кредитной, ценовой и антиинфляционной политики; -
развитие производственной инфраструктуры и сферы обслуживания; -
правовое обеспечение процессов повышения конкурентоспособности отечественных предприятий и товаров.
Четвертый компонент механизма - регулирование конкурентоспособности предприятий и товаров на мезоуровне отличается от регулирования на макроуровне не формами и методами, а масштабами регулирования. На мезоуровне оно осуществляется в рамках отдельно взятого региона или отрасли, исходя из его (или ее) особенностей. Мезофакторами конкурентоспособности выступают факторы, характеризующие особенности развития региона или отрасли.
Пятый компонент механизма - регулирование конкурентоспособности страны основывается на международной конкуренции и сотрудничестве стран, направленном на поддержание и повышение конкурентоспособности отечественных предприятий и их товаров. Мегафакторами конкурентоспособности являются факторы и тенденции общемирового развития. Основным из них является глобализация мировой экономики, ведущая к ужесточению конкуренции как на мировом, так и на внутринациональных рынках, требуя от государств усилений в направлении открытости их экономик [14, С.105].
Основными направлениями повышения конкурентоспособности отечественных предприятий и товаров являются:
-
развитие инновационно-инвестиционной деятельности и -
интеллектуальной собственности на предприятиях, которые обеспечивают производство наукоемких товаров; -
адаптация предприятий к внешней среде и прежде всего к рынку; -
использование инновационных подходов с целью повышения эффективности использования трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов, формирующих конкурентные преимущества предприятия; -
создание конкурентной среды в отраслях, разработка предприятиями конкурентных стратегий и периодическое их обновление; -
формирование спроса на определенный товар и потребностей населения, которые предприятие может удовлетворить; -
повышение научно-технического и организационно-технологического уровня отраслей, обеспечивающих предприятие необходимыми материальными ресурсами и информацией; -
правовое обеспечение и совершенствование государственного регулирования процессов повышения конкурентоспособности отечественных предприятий и товаров.
Инновационный подход к формированию и реализации организационно-экономического механизма обеспечения конкурентоспособности предприятий является основой для решения многих проблем социально-экономического развития страны и повышения уровня жизни ее населения.