Файл: Конкурентоспособность фирмы и пути ее повышения (на примере ооо ТрансОпт).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Данные внутренние и внешние факторы конкурентного преимущества применимы для абстрактного предприятия, но для каждой конкретной организации конкурентные преимущества необходимо уточнять.

Конкурентоспособность предприятия можно оценивать путем сопоставления конкретных позиций нескольких предприятий на одном и том же рынке по таким параметрам, как технология, состояние основных фондов, знания и практический опыт персонала, система управления, маркетинговая политика, имидж и коммуникации.

Существуют различные методики определения конкурентоспособности предприятия. Рассмотрим наиболее известные из них.

М. Портер предлагает анализировать конкурентоспособность предприятия на основе пяти сил конкуренции [21, С.179]:

1) борьба с существующими конкурентами;

2) угроза со стороны новых конкурентов;

3) возможности проведения торгов с поставщиками;

4) возможность потребителей сделать свой выбор и осуществить торги с ними;

5) угроза со стороны альтернативных изделий и услуг (продуктов-аналогов).

Для анализа могут использоваться экспертные и количественные методы. На основании этого анализа выявляются узкие места, определяются конкурентные преимущества предприятия и вырабатываются управленческие решения.

Следующую методику предложила Американская ассоциация управления (АМА), которая разработала контрольный лист SWOT-анализа.

Заполнив его для различных конкурирующих фирм, можно оценить сильные и слабые стороны предприятия в конкурентной борьбе. Предлагается показатели конкурентоспособности оценивать по следующим блокам: финансы, производство, организация и управление, маркетинг, кадровый состав, технология.

Однако данная методика оценки конкурентоспособности предприятия не дает интегрального показателя и как следствие затрудняет сравнение конкурентных преимуществ с другими организациями.

Методика оценки конкурентоспособности организации по «4Р», в отличие от SWOT-анализа, позволяет дать количественную оценку как по отдельным, так и по всем факторам в целом. Методика основана на сравнительном анализе организации и предприятий конкурентов по следующим факторам: продукт, цена, продвижение на рынке, регион и каналы сбыта [9, С.117].


Таблица представляет собой лист оценки конкурентоспособности с использованием методики «4Р». Всем факторам конкурентоспособности присваивается количественная оценка, например, от 1 до 5 баллов.

Недостатком данного метода является то, что оцениваются факторы конкурентоспособности экспертами. При их оценке могут сказываться их личные симпатии к продукту или услуге, самочувствие, положение дел на работе и в семье, и т.д.

Примерно такими же недостатками обладает и метод оценки конкурентоспособности путем составления функциональных карт.

Ж-Ж. Ламбен считает, что одним из важнейших вопросов анализа конкурентоспособности предприятия является реакция конкурентов. Опираясь на это мнение, предлагается проводить анализ по трем факторам: цена, реклама, качество, точнее – снижение цены, усиление рекламного давления и повышение качества. На основе этих факторов можно построить матрицу эластичности конкурентной реакции, на основе которой сравниваются конкурирующие марки или предприятия. Сама матрица конкурентных реакций является удобным инструментом предвидения поведения конкурентов [22, С.48]. 

Данная матрица описывает две торговые марки – изучаемую и конкурирующую. По диагонали матрицы располагаются вероятности прямой реакции, или вероятности того, что торговая марка «Б» ответит на действия марки «А» тем же маркетинговым инструментом, т.е. в ответ на снижение цены тоже снизят цену. В остальных клетках указывается эластичность непрямых реакций, или вероятности того, что торговая марка «Б» отреагирует на действия марки «А» другим маркетинговым инструментом, например, в ответ на уменьшение цены увеличат объем рекламы. Эластичность реакции можно оценить на основе прошлого поведения предприятия или методом экспертных оценок сильных и слабых сторон конкурента. Имея заполненную матрицу, менеджмент предприятия может рассматривать потенциальные маркетинговые действия в свете вероятных реакций конкурента. С учетом того, что в ячейках матрицы фигурируют вероятности, их суммы по горизонтальным строкам должны равняться единице. При необходимости матрица может содержать больше столбцов, отражающих другие маркетинговые инструменты [22, С.54].

Достоинством данного метода можно считать наглядность конкурентного преимущества и конкурентоспособности предприятия по отношению к конкуренту, а к одному из основных недостатков можно отнести то, что при рассмотрении конкурентоспособности предприятия учитывается малое количество факторов, влияющих на конкурентоспособность.



Конкурентоспособность организации – это относительная характеристика, которая отражает отличия развития данной организации от конкурентных организаций по степени удовлетворения своими товарами потребности людей, по эффективности производственной деятельности и по степени приспособленности к условиям рынка. Заметим, что экономические аспекты конкурентоспособности отражаются не только в конкурентоспособности организации, но и конкурентоспособности отдельного товара [9, С.124].

Конкурентоспособность товара представляет собой совокупность качественных и стоимостных показателей произведенных изделий, отражающих их отличие от товара конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Следовательно, на рынке товаров конкурентным является товар, обладающий комплексом потребительских и стоимостных свойств, которые обеспечивают ему коммерческий успех, позволяют прибыльно быть обмененными на деньги в условиях широкого предложения к обмену других товаров-аналогов. Другими словами, конкурентоспособными являются только новые виды товаров, не имеющие аналогов на рынке.

Конкурентоспособность товара зависит от возможностей конкретного товаропроизводителя производить конкурентоспособный товар, потребительские и качественные характеристики которого в сравнении с товарами-аналогами определяют его рыночный успех, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Конкурентоспособность товара определяется рядом факторов, важнейшие из которых: издержки производства, производительность и интенсивность труда, которые оказывают влияние на цену и качество изделий [9, С.126].

Оценить конкурентоспособность товара можно, используя:

  1. Метод «профилей» и качества продукции.

При использовании данного метода выявляются различные критерии удовлетворения запросов потребителей применительно к какому-либо продукту, устанавливаются их иерархия и сравнительная важность в пределах того спектра характеристик, которые в состоянии заметить и оценить потребитель, проводится сравнение технико-экономических показателей продукта с другими конкурирующими продуктами [13, С.110].

  1. Матричный метод.


Этот способ оценки конкурентоспособности был предложен Бостонской консалтинговой группой, применим для оценки конкурентоспособности товаров, стратегических единиц бизнеса - сбытовой деятельности, отдельных компаний, отраслей [13, С.127].

  1. Оценка конкурентоспособности предприятий сферы услуг (торговли).

Для оценки конкурентоспособности предприятий сферы услуг (торговли) можно использовать методику, предложенную И. М. Лифицом [13, С.149].

Для этого целесообразно принять соответствующую номенклатуру критериев конкурентоспособности услуг:

1) показатели результата исполнения услуги (критерии результата);

2) показатели процесса (культуры) обслуживания (критерии культуры обслуживания);

3) показатели (критерии) условий обслуживания;

4)показатели (критерии) доступности.

Критерии 1 - 3 определяют полезность услуги. Критерий результата услуги, (перечень составляющих его единичных показателей), является специфичным для каждого вида услуг, а содержание критериев 2,3 идентичны для всех видов услуг.

Критерий доступности услуги характеризуется затратами денежных средств и затратами времени. Под затратами времени подразумевается время, затраченное на проезд до места оказания услуги и ожидание услуги.

В качестве показателя конкурентоспособности предлагается интегральный показатель качества услуги:



где U - обобщенный показатель качества услуги;

С - относительная стоимость услуг (товаров) у сравниваемых организаций (магазинов).

При этом обобщенный показатель качества определяется по формуле:



где qi – относительный i-й показатель качества товара;

mi – коэффициент весомости i-го показателя;

n – число показателей.

Данная методика применима для оценки конкурентоспособности предприятий услуг и торговли, имеющих приблизительно одинаковые площади и схожий ассортимент услуг (товаров) [20, с. 73].

Оценка конкурентоспособности продукции

В настоящее время отсутствует единая, общепризнанная методика определения уровня конкурентоспособности продукции. Приведем наиболее известные авторские методики [13, С.196].


1. Авторская методика Фатхутдинова Р. А.

Он предполагает определить конкурентоспособность продукции через:

— полезный эффект продукта за нормативный период его службы;

— совокупные затраты.

Под полезным эффектом он понимает отдачу продукта или совокупность свойств продукта, удовлетворяющих конкретную потребность.

Количественную оценку конкурентоспособности продукта он предлагает рассчитывать для однопараметрического продукта. Например, полезный эффект станка определяется через производительность станка – важнейший параметр, т. е. количество продукции, произведенной за единицу времени или нормативный срок службы станка. Остальные свойства учитываются через коэффициенты.



где П – производительность станка;

Ф – годовой фонд работы станка;

К1, К2, К3 – понижающие коэффициенты, характеризующие несоответствие показателей качества продукции требованиям потребителей (если соответствуют, то К = 1) [13, С.218].

Совокупные затраты определяются как затраты на этапах «петли качества», т. е. на стадиях НИОКР, изготовления, эксплуатации, утилизации.



Где З - затраты на НИОКР, изготовление и эксплуатацию продукции.



Где К – конкурентоспособность продукции.

Данным методом можно пользоваться, если у продукции имеет место один наиболее выраженный параметр.

2. Методика «1111–5555».

Экспертами оценивается следующая последовательность факторов продукции:

1 — качество;

2 — цена;

3 — качество сервиса товара;

4 — эксплуатационные затраты.

Конкурентоспособность товара определяется как сумма баллов, при этом группа экспертов дает оценку фактору от 1 (наихудший) до 5 (наилучший). Затем факторы суммируются и возникает база для сравнения.

Данный метод оценки проводят в двух вариантах:

— без учета весомости факторов;

— с учетом весомости факторов, при этом качество товара оценивается в 4 балла; цена — 3 балла; качество сервиса — 2 балла; эксплуатационные затраты — 1 балл [13, С.224].

Для оценки применяют следующую формулу: