Файл: Конкурентоспособность фирмы и пути ее повышения (на примере ооо ТрансОпт).docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Пространство — конкретный рынок (страна, сегмент рынка). -
Период — фиксированный отрезок времени. -
Познаваемость в сравнении.
Оценка конкурентоспособности предполагает сравнение конкретной продукции с аналогом в системе «время–пространство». Главным оценщиком конкурентоспособности продукции является потребитель. При этом возникает другое определение: конкурентоспособность товара показывает степень его притягательности (удовлетворенности) для совершающего покупку потребителя [15, стр.75].
Конкурентоспособность фирмы – это возможность эффективно распоряжаться собственными и заемными ресурсами в условиях конкурентного рынка. Производство и реализация конкурентоспособных товаров – обязательное условие конкурентоспособности фирмы. Универсальной и общепризнанной методики комплексной оценки конкурентоспособности предприятия экономистами в настоящее время не выработано. Изучение конкурентов и условий конкуренции требуется предприятию в первую очередь, чтобы определить, в чем его преимущества и недостатки перед конкурентами, и сделать выводы для выработки предприятием собственной успешной конкурентной стратегии и поддержания конкурентного преимущества. Определение конкурентоспособности предприятия является, неотъемлемым элементом деятельности любого хозяйствующего субъекта. Высокая конкурентоспособность фирмы является гарантом получения высокой прибыли в рыночных условиях. При этом фирма имеет цель достичь такого уровня конкурентоспособности, который помогал бы ей выживать на достаточно долговременном временном отрезке. Управление конкурентоспособностью предполагает совокупность мер по систематическому совершенствованию предоставляемых услуг и товаров, постоянному поиску новых каналов их сбыта, новых групп покупателей, улучшению сервиса, рекламы.
-
Факторы, влияющие на конкурентоспособность фирмы.
Факторы конкурентоспособности предприятия подразделяются на внешние, проявление которых в большей степени зависит от организации, и внутренние, почти целиком определяемые руководством предприятия.
Под внешней средой предприятия понимаются все факторы и условия, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретного предприятия, но оказывающие или способны оказать воздействие на её функционирование [9, С.116-120].
Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого можно контролировать внешние по отношению к предприятию факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Он дает предприятию время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности. Угрозы и возможности, с которыми сталкивается предприятие, можно выделить в несколько основных факторов [20, С.60-64].
1) Экономические факторы. Изучение экономической компоненты макроокружения позволяет понять то, как формируются и распределяются ресурсы. Оно предполагает анализ таких характеристик, как величина валового национального продукта, темпы инфляции, уровень безработицы и т.п. Каждый из этих факторов может представлять либо угрозу, либо новую возможность для предприятия.
Что для одних предприятий представляется экономической угрозой, другие воспринимают как возможность.
2) Политические факторы. Политическая составляющая внешней среды должна изучаться в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику. В изучение политической обстановки входит выяснение: какие различные партии, какое отношение у правительства к различным отраслям экономики и регионам страны и т.д.
3) Рыночные факторы. Изменчивая рыночная внешняя среда представляет собой область постоянного рыночного беспокойства для предприятия. В анализ рыночной внешней среды входят многочисленные факторы, которые могут оказать непосредственное воздействие на успехи и провалы предприятия. К этим факторам относятся: изменения демографического условия, жизненные циклы различных изделий или услуг, легкость проникновения на рынок, распределение доходов населения и уровень конкуренции в отрасли. В целом анализ различных рыночных факторов дает возможность руководству уточнить его стратегии и укрепить позицию фирмы по отношению к конкурентам [21, С.115-116].
4) Технологические факторы. Анализ технологии позволяет своевременно обнаружить те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции.
5) Международные факторы. Большинство крупных предприятий и тысячи мелких компаний действуют на международном рынке. Руководство должно постоянно контролировать, оценивать изменения в этой более широкой среде. Угрозы и возможности могут возникнуть в результате легкости доступа к сырьевым материалам, деятельности иностранных картелей, изменения валютного курса и политических решений в странах, выступающих в роли инвестиционных объектов или рынков. Общефирменная стратегия или правительственная политика в других странах могут подразумевать усилия по защите или расширению компаний или отрасли. В свете стратегии, выбранной конкурентами, собственная стратегия фирмы может быть направлена на укрепление внутреннего рынка, поиск правительственной защиты против иностранных конкурентов или на расширение международной активности для противодействия стратегиям других компаний.
6) Факторы конкуренции. Изучение конкурентов, т.е. тех, с кем организации приходится бороться за ресурсы, которые она стремится получить из внешней среды, чтобы обеспечить свое существование, занимает особое и очень важное место в стратегическом управлении. Данное изучение направлено на то, чтобы выявить сильные и слабые стороны конкурентов и на базе этого строить свою стратегию конкурентной борьбы.
7) Факторы социального поведения. Эти факторы включают меняющиеся ожидания, отношения и нравы общества. К некоторым важным в настоящее время факторам относятся преобладающие в обществе чувства по отношению к предпринимательству, роль женщин и национальных меньшинств в обществе, изменения социальных установок менеджеров и движения в защиту интересов потребителей. Часто именно социальный фактор создает самые крупные проблемы для предприятия [21, С.117-124].
Под внутренней средой понимается хозяйственный организм фирмы, включающий управленческий механизм, направленный на оптимизацию научно-технической и производственно-сбытовой деятельности фирмы. Внутренняя среда заключает в себе тот потенциал, который даёт возможность предприятию функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определённом промежутке времени. Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация [11, С. 372].
Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как: взаимодействие менеджеров и рабочих; обучение, найм и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование; создание и поддержание отношений между работниками и т.п.
Организационный срез включает в себя: коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения.
В производственный срез входят изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок.
Маркетинговый срез внутренней среды предприятия охватывает те процессы, которые связаны с реализацией продукции. Это стратегия продукта, стратегия ценообразования; стратегия продвижения продукта на рынке; выбор рынков сбыта и систем распределения [21, С.129].
Финансовый срез включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств на предприятии. В частности, это поддержание ликвидности и обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей и т.п.
Внутренняя среда как бы полностью пронизывается организационной культурой, которая так же, как вышеперечисленные срезы, должна подвергаться самому серьезному изучению в процессе анализа внутренней среды предприятия.
Организационная культура может способствовать тому, что предприятие выступает сильной, устойчиво выживающей в конкурентной борьбе структурой. Но может быть и так, что организационная культура ослабляет предприятие, не давая ей успешно развиваться в случае, если она имеет высокий технико-технологический и финансовый потенциал. Особая важность анализа организационной структуры для стратегического управления состоит в том, что она не только определяет отношения между людьми на предприятии, но и оказывает сильное влияние на то, как предприятие строит свое взаимодействие с внешним окружением, как относится к своим клиентам, какие методы выбирает для ведения конкурентной борьбы. Так как организационная культура не имеет явно выраженного проявления, то ее сложно изучать [17, С.510].
Таким образом, конкурентоспособность предприятия представляет собой совокупность, с одной стороны, характеристик самого предприятия (внутренних факторов), а с другой стороны, внешних по отношению к нему факторов.
-
Методы и критерии оценки конкурентоспособности фирмы.
Успех любого предприятия в большей мере зависит от эффективности менеджмента данного предприятия.
Конкурентоспособность предприятия – это его способность конкурировать на рынках с производителями и продавцами аналогичных товаров посредством предложения более высокого качества, доступных цен, создания удобства для потребителей [17, С.46].
Оценка конкурентоспособности организации может осуществляться только среди предприятий, относящихся к одной отрасли, либо производящих одинаковые товары или услуги. Конкурентоспособность предприятия во многом зависит от того, насколько оно может приспособиться к изменяющимся условиям конкуренции на рынке. В отличие от конкурентоспособности товара конкурентоспособность предприятия не может быть достигнута в короткий промежуток времени, она достигается при длительной и безупречной работе на рынке.
Важнейшим фактором обеспечения конкурентоспособности предприятия является оценка уровня использования его потенциала. Такой подход рассматривает влияние изменения уровня конкурентного потенциала на деятельность всего предприятия в целом и предполагает наличия взаимосвязи между корпоративной стратегией и стратегией обеспечения конкурентоспособности [17, С.54].
При этом стратегия обеспечения конкурентоспособности должна удовлетворять следующим требования:
– обоснованный и сознательный выбор целей развития предприятия;
– постоянный поиск новых форм и видов деятельности для обеспечения конкурентоспособности предприятия;
– обеспечение соотносительности между предприятием и внешней средой, управляющей и управляемой подсистемами, которое определяет наилучшие условия функционирования и развития;
–индивидуализация бизнес – моделей стратегий; четкое организационное разделение задач стратегического управления от задач оперативного управления.
Конкурентоспособность предприятия определяют ее конкурентные преимущества, которые делятся на внешние и внутренние.
Повлиять на внешние факторы организация не в состоянии, но внутренние факторы почти целиком являются контролируемыми со стороны руководства предприятия. Достижение внутренних конкурентных преимуществ организации осуществляется персоналом, при этом особая роль отводится руководителю. [8, с. 48]
Внутренние конкурентные преимущества предприятия подразделяются на шесть групп:
-
структурные; -
ресурсные; -
технические; -
управленческие; -
инновационные -
маркетинговые;
Внешние конкурентные преимущества:
-
рыночные; -
конкурентоспособность города, в котором находится предприятие; -
инвестиционная привлекательность региона; -
прогрессивность процессов, происходящих на территории расположения предприятия (информационных, финансовых, внешнеэкономических, логистических, производственных, управленческих и др.).