Файл: Бухгалтерский учет и аудит расчетов с покупателями и.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
22
МСА № 700 ««Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности».
«Основная цель аудита – установить правильность ведения учета расчетов с покупателями и заказчиками за реализованную (отгруженную) продукцию, выполненные работы, оказанные услуги» [34, с.111].
Комплекс базовых задач аудита расчетов с покупателями представлен на рисунке 4.
В качестве основных задач аудита в соответствии с рисунком 5, на данном участке традиционно выделяют: детальную проверку договоров, так как часто ошибки допускаются именно на этапе заключения договоров поставки, которые касаются, как условий, так и сумм задолженности.
23
Рисунок 4 – Базовые задачи аудита расчетов с покупателями и заказчиками
Проверка правильности синтетического учета по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» является основной задачей аудиторской проверки. так как от ее решения зависит мнение о соответствии учета требованиям нормативных актов и стандартов бухгалтерского учета.
Проверка аналитики имеет аналогичные причины.
Установление реальности дебиторской и кредиторской задолженности является важным аспектом аудита, так как отсутствие подтверждения проверка наличия договоров с
покупателями и
заказчиками;
проверка правильности ведения синтетического учета счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;
проверка правильности ведения аналитического счета 62
«Расчеты с покупателями и заказчиками»;
проверка соответствия записей аналитического учета по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
показателям Главной книги и бухгалтерского баланса;
установление реальности дебиторской и кредиторской задолженности;
проверка наличия просроченной дебиторской и
кредиторской задолженности;
установление дебиторской и кредиторской задолженности,
по которой прошел срок исковой давности;
проверка правильности и обоснованности списания задолженности, по которой прошел срок исковой давности.
24
реальности существования обязательств является существенным нарушением.
Проверка задолженности по срокам важна с точки зрения исковой давности. часто наличие заложенности на балансе не обосновано, с точки зрения сроков и «дебиторка» не подлежит к взысканию в силу ряда причин.
«Источниками информации являются:положение об учетной политике; договоры поставки продукции (работ, услуг); накладные; счета-фактуры; акты сверки расчетов; протоколы о зачете взаимных требований; акты инвентаризации расчетов; векселя; копии платежных документов; книга продаж; учетные регистры по счету 62; Главная книга; бухгалтерская отчетность» [38, с.169]
«Чтобы наметить направления проверки и области углубленного контроля, аудитору необходимо получить предварительное представление о состоянии расчетов на предприятии. Для этого следует установить наличие на предприятии необходимой нормативной базы, состав применяемых первичных документов, порядок их заполнения, состояние аналитического учета и технологии обработки первичных документов по учету расчетных операций. Для подтверждения первоначальной оценки систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета операций с покупателями и заказчиками аудитор на основе полученной информации заполняет заранее разработанные тесты. Тесты позволяют установить, насколько контроль расчетных операций отвечает современным требованиям, а их учет – выполняет поставленные перед ним задачи» [52, с.580].
При проверке расчетов с покупателями и заказчиками используются приемы фактического и документального контроля, аналитические процедуры, логический анализ, устные опросы должностных лиц по отдельным вопросам данного раздела аудиторской программы.
«В процессе проверки выясняется наличие и правильность оформления договоров на поставку продукции, гарантийных писем от покупателей. По данным первичных расчетно-платежных документов, актов инвентаризации
25
расчетов и учетных регистров по счету 62 устанавливаются достоверность, законность и реальность задолженности за реализованную (отгруженную) продукцию (работы, услуги)» [16, с.78].
«При аудите расчетов с использованием различных форм безналичных расчетов выясняется наличие всех оправдательных документов, а при необходимости проводятся встречные сверки в банке или у покупателя.
Особое внимание обращается на правильность отражения в учете и налогообложении операций с использованием векселей» [16, с.80].
«Путем отслеживания и арифметического контроля устанавливается правильность ценообразования при реализации продукции (работ, услуг), использования наценок, взаимозачетов, векселей. Осуществляется проверка правильности аналитического учета по счету 62, который должен обеспечивать возможность получения информации о реальной задолженности покупателей, в том числе обеспеченной векселями.
Изучаются также имеющиеся факты просроченной дебиторской задолженности, выясняются причины неплатежей» [52, с.582].
«Аудитор должен проверить правильность отражения в учете сумм неистребованной дебиторской задолженности по договорам поставки (купли- продажи и др.), срок исполнения по которым покупателями превысил 4 месяца со дня фактического получения ими товаров (работ, услуг). Данная задолженность должна списываться на убытки предприятия-поставщика без уменьшения налогооблагаемой базы. Аудитору необходимо выяснить, учитывается ли данная задолженность на забалансовом счете 007 в течение 5 лет с момента ее списания. Следует также установить наличие дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, и причины, по которым на сумму этой задолженности не была уменьшена налогооблагаемая прибыль предприятия» [30, с.12].
«Следует проанализировать также правильность оформления и отражения в учете полученных авансов, отражаемых на счете 62 субсчет
«Авансы полученные». Аудитор путем изучения первичных документов и
26
учетных регистров выясняет правильность ведения аналитического учета авансов, соответствие данных аналитического и синтетического учета, правильность уплаты НДС с авансов полученных» [52, с.588].
«В заключение выясняется правильность применяемых схем корреспонденций счетов по расчетам с покупателями и заказчиками.
Типичные ошибки» [29, с.114]:
«отсутствие договоров на поставку продукции, первичных расчетно- платежных документов или неполное их оформление;
неправильное определение налогооблагаемой базы по НДС;
некорректная корреспонденция счетов бухгалтерского учета;
недостоверность аналитического учета;
формальное проведение инвентаризации расчетов» [29, с.115].
По итогам исследования теоретических основ учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками можно сделать следующие выводы.
В процессе финансово - хозяйственной деятельности у организаций возникают расчетные отношения, отражающие взаимные обязательства, связанные с получением или продажей материальных ценностей, выполнением работ или оказанием услуг друг другу, с расчетами с бюджетом по налогам, с банками по кредитам, органами социального обеспечения и страхования по отчислениям, а также с другими юридическими и физическими лицами по расчетам, вытекающим из норм, установленных законодательством или условиями договоров по взаимным услугам.
При продаже организацией продукции, товаров, выполнении работ и оказании услуг другим юридическим и физическим лицам, включая своих работников, у нее возникает дебиторская задолженность.
Расчеты предприятия с покупателями и заказчиками осуществляются преимущественно безналичным путем – перечислением средств со счета плательщика на счет получателя. Посредником при этом является коммерческий банк. Отношения предприятия с банком строятся на основе
27
договоров, для расчетов предприятие открывает в банке счета различных видов.
При безналичных расчетах с покупателями и заказчиками в учете отражается поступление денежных средств на расчетные счета организации за переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги либо их предварительную оплату.
Поскольку своевременное поступление выручки от продажи продукции, выполнения работ и оказания услуг является необходимым условием для дальнейшего расширенного воспроизводства, то весьма важная роль отводится вопросам аудита расчетов с покупателями и заказчиками в организациях. Аудит расчетов с покупателями и заказчиками предприятия подразумевает детальную проверку всех аспектов расчетов с покупателями и товаров, работ, услуг. Основная цель аудита – установить правильность ведения учета расчетов с покупателями и заказчиками за реализованную
(отгруженную) продукцию, выполненные работы, оказанные услуги.
При проведении аудита на данном участке, следует проанализировать также правильность оформления и отражения в учете полученных авансов, отражаемых на счете 62 субсчет «Авансы полученные». Аудитор путем изучения первичных документов и учетных регистров выясняет правильность ведения аналитического учета авансов, соответствие данных аналитического и синтетического учета, правильность уплаты НДС с авансов полученных.
В заключение выясняется правильность применяемых схем корреспонденций счетов по расчетам с покупателями и заказчиками.
28
1 2 3 4 5
2 Характеристика расчетов с покупателями и заказчиками в
ООО «Старт»
2.1 Характеристика ООО «Старт» и организация бухгалтерского
учета
ООО «Старт» создано и действует в соответствии с Гражданским кодексом Российской федерации, Федеральным законом от 08.02.1998г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и Уставом общества. Данное общество создано без ограничения сроков действия. Дата государственной регистрации 26.12.2007г.
Юридический адрес рассматриваемого Общества определено местом его регистрации на территории Российской Федерации: с 01.01.2021г. город.
Самара, улица Золотая, дом 11, пом. 9а.
Общество имеет фирменное наименование, круглую печать, штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, самостоятельный баланс, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак.
Учредителями Общества являются: одно российское юридическое лицо
ООО ПК «Стальпрокат» и одно физическое лицо Чупров А.А. Соотношение долей учредителей включает в себя соответственно 90% и 10%.
Организации был присвоен ОГРН 1077764642922 и выдан ИНН
63726585338.
Общество использует имущество и средства, принадлежащие ему на правах собственности и несет ответственность по имеющимся обязательствам собственным имуществом.
Главной целью деятельности ООО «Старт» является получение прибыли. Для осуществления указанной цели, предприятие занимается реализацией различных видов деятельности, которые не запрещены действующим законодательством Российской Федерации. Основным видом
29
деятельности является монтаж инженерного оборудования зданий и сооружений (систем видеонаблюдения, охранно-пожарной сигнализации, систем контроля доступа). Фирма занимается различными видами деятельности:
производство отделочных работ;
монтаж инженерного оборудования задний и сооружений;
строительство зданий и сооружений;
предоставление транспортных услуг, в том числе по ремонту автотранспортных средств;
создание и эксплуатация автомобильных стоянок, гаражей и специализированных мест для парковки автотранспортных средств;
производство строительной продукции;
реконструкция, реставрация и ремонт зданий и сооружений;
монтажно-наладочные, строительные и ремонтные работы;
торговля розничная, оптовая, мелкооптовая, комиссионная.
Кроме этого предприятие занимается следующими видами деятельности: производство строительных работ, требующих специальной квалификации; производство электромонтажных работ и т.д.
ООО «Старт» осуществляет свою деятельность в соответствии с
Уставом и законодательством Российской Федерации. Правовое положение работников
Общества определяется трудовым законодательством
Российской Федерации, Правилами внутреннего распорядка и другими внутренними актами Общества.
Управление деятельностью предприятия осуществляется руководителем предприятия. Руководитель определяет структуру управления предприятия и формирует штаты. Структура управления ООО «Старт» представлена на рисунке 5, ее построение базируется на функциональном признаке, и полностью соответствует особенностям организации строительного производства.
30
Рисунок 5 – Структура управления ООО «Старт»
Директор
Юрисконсульт
Начальник отдела маркетинга
Начальник отдела кадров
Секретарь
Врач по предрейсовому осмотру водителей
Зам. директора по коммерческим вопросам
Зам. директора по общим вопросам
Главный бухгалтер
Начальник строительства
Начальник ПТО
Прорабы строительных бригад
Начальник БСЦ
Начальник
ОКК
Главный технолог
Инженер по ОТ и ТБ
Эколог
Инженер по СКК
Инженер по
КИПиА
Гл. механик
Ремонтная группа
Бухгалтерия
31
Далее необходимо представить углубленный анализ хозяйственной деятельности на основании данных финансовой и статистической отчетности, что отражено в таблице 2.
Общие аналитические выводы по расчетам составлялись на базе отчетности ООО «Старт», которая представлена в Приложении А.
Таблица 2 – Основные финансово-экономические показатели деятельности
ООО «Старт», 2018-2020 гг.
Показатель
2018 г.
2019 г.
2020 г.
Абсолютное отклонение
Темп роста, %
2019 г. от
2018г.
2020 г. от
2019 г.
2019 г. к
2018 г.
2020 г. к
2019 г.
Выручка, т.р.
80434 94291 316108 13857 221817 117,23 335,25
Среднегодовые ОПФ, т.р.
16544 15734 10739
-810
-4995 95,10 68,25
Фондоотдача, р/р.
4,86 5,99 29,44 1,131 23,4427 123,26 491,18
Численность работающих, чел.
45 45 45 0
0 100,00 100,0
Фонд оплаты труда, т.р.
29460 38275 42546 8815 4271 129,92 111,16
Производительность труда, руб.
1787,42 2095,35 7024,62 307,93 4929,27 117,2 235,2
Среднемесячная оплата труда, руб.
54,55 70,88 78,78 16,33 7,9 129,92 111,16
Себестоимость, т. р.
57219 60520 285012 3301 224492 105,77 470,94
Оборотные активы, т. р.
145441 210434 163142 64993
-47292 144,69 77,53
Краткосрочные обязательства, т. р.
614808 858341 754662 243533
-103679 139,61 87,92
Затраты на рубль реализации, р./р.
0,71 0,64 0,9
-0,07 0,26 90,14 140,63
Прибыль от продаж, т. р.
23669 33771 31096 10102
-2675 142,68 92,08
Прибыль до налогообложения, тыс. руб.
17892 27946 21383 10054
-6563 156,19 76,52
Рентабельность продаж, %
29,43 35,82 9,84 6,39
-25,98 121,71 27,47
Анализ базовых показателей отчетности ООО «Старт» по данным таблицы 2, показал следующее. Организация завершила 2019 г. с хорошими показателями: прибылью от продаж в 33771 т. р. и рентабельностью в 35,82
%.
32
По итогам 2020 г. произошли серьезные изменения. С одной стороны, общая выручка увеличилась более, чем в 3 раза. Увеличилась выручка на рубль стоимости основных фондов (фондоотдача) в 4,91 раз, несмотря на то, что средняя стоимость основных производственных фондов уменьшилась на
31,75% за счет их выбытия вследствие амортизации, что свидетельствует о несвоевременном обновлении основных фондов. Кроме того, на 11,16% увеличилась среднемесячная заработная плата, а численность работающих осталась неизменной, что привело к росту производительности труда.
Изменение важнейших аналитических показателей за последние три года отражено на рисунке 6.
Рисунок 6 – Изменение важнейших аналитических показателей за последние три года по ООО «Старт»
С другой стороны, хотя выручка от продажи услуг и работ в 2020 г. и увеличилась по сравнению с 2019 г., но прибыль до налогообложения сократилась на 23,48%. По данным финансового отдела это произошло вследствие увеличения себестоимости более, чем в 4,7 раз. Так на 40,63 %
(140,63-100) увеличились затраты на рубль продаж. В 2019 году они составляли 0,64 руб., а в 2020 г. - 0,90 руб. на каждый вложенный рубль. Это означает, что в 2020 г. на 1 р. продаж нужно было потратить 90 коп., то есть с
0 50000 100000 150000 200000 250000 300000 350000
Динамика базовых показателей деятельности, т.р.
2018 2019 2020