ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 3488

Скачиваний: 254

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Что означает «возможность двух обществознаний» в кон. ХIХ – нач. ХХ?
Отправить
Вы использовали 1 из 3 попыток
Разделение естественнонаучного и социального познания
Методологическое разграничение социального и гуманитарного

Противопоставление марксистских и неокантианских концепций общества
Разделение обществознания на «научное» и «ненаучное»

Курс
Раздел 4. Философ…
Тема 4.1. Учебное …
Учебное задание. …
Учебное задание. Идентификация различных определений общества
Задание
3.0/3.0 points (graded)
Основываясь на изученных материалах, установите соответствие определения общества предложенному типу. Правильные ответы занесите в нужные ячейки таблицы:
Тип
Определение
Общество как механизм
Заключается в том, что, каково бы ни было соотношение
соединяемых [объектов], оно чуждо им, не касается их
природы, и хотя бы оно и было связано с видимостью чего-
то единого, оно все же остается только сложением,
смесью, кучей и т. д.
Общество как организм
По мере того как общество растет, его части становятся
несходными между собою: оно обнаруживает усложнение
строения. Это сходство будет понято еще лучше, когда
мы заметим, что одновременно с прогрессивной
дифференциацией социальных строений совершается и
прогрессивная дифференциация социальных отправлений.
Отправления являются не просто несходными, но так
скомбинированными в своем несходстве, что делают друг
друга возможными. Эта взаимная помощь приводит ко
взаимной зависимости частей. И эти взаимозависимые
части, живущие друг другом и друг для друга, образуют
агрегат…
Общество как процесс
Формирует фрагментарные единства, не пригнанные друг
к другу, так как их края не сходятся. Они скорее возникают
из бросаемых костей, чем складываются в мозаику. Части
этих фрагментарных единств вместе образуют стену, но
это стена сухой кладки, где все камни хоть и держатся
вместе, однако каждый по-своему.
Типы:




Отправить
Вы использовали 1 из 2 попыток

Курс
Раздел 4. Философ…
Тема 4.1. Контрол…
Контрольное зада…
Контрольное задание. Теоретические подходы к определению общества
Задание
6.0/8.0 points (graded)
Основываясь на изученных материалах, установите соответствие определения общества и теорий общества. Перенесите правильные ответы в ячейки таблицы.
Определения общества
Общество как механизм
Общество как организм
Общество как процесс
Теории общественного договора
Индивидуалистические теории общества
Структурно- функционалистская теория общества
Коммуникативные теории общества
Сетевые теории общества
Системные теории общества
Акторно-сетевая теория общества
Теория предустановленной гармонии
Теории общества:
Вы использовали 1 из 1 попытки



Отправить


Курс
Раздел 4. Философ…
Тема 4.2. Проблем…
Задания для самок…
Задания для самоконтроля
Задание
1/1 point (ungraded)
Выберите правильный вариант ответа из предложенных.
К двум возможностям понимания бытия относятся
Отправить
Вы использовали 1 из 3 попыток
Задание
1/1 point (ungraded)
Онтология как онтотеология фундируется следующими принципами



Онтологическая и гносеологическая
Онтотеологиическая и онтогетерологическая возможности

Социально-гуманитарная и естественно-научная возможности
Этическая и эстетическая возможности
Постфундаментализм, редукционизм, реонтологизация
Фундаментализм, редукционизм, деонтологизация

Постфундаментализм, ирредукционизм, реонтологизация

Отправить
Вы использовали 1 из 3 попыток
Задание
1/1 point (ungraded)
Согласно неклассической трактовке пространства и времени
Отправить
Вы использовали 1 из 3 попыток
Задание
1/1 point (ungraded)
Регионализация является способом пространственно-временного структурирования
Вы использовали 1 из 3 попыток
Антифундаментализм, антиредукционизм, онтологизация
Пространство нелинейно, время разнородно
Пространство разнородно, время нелинейно

Пространство однородно, время линейно
Пространство однородно, время нелинейно
Постиндустриальных обществ

Традиционных обществ
Индустриальных обществ
Архаических обществ

Отправить
Задание
1/1 point (ungraded)
Д. Белл и Э. Тоффлер являются авторами
Отправить
Вы использовали 1 из 3 попыток
Концепции исторических типов социальности
Трёхступенчатой модели типизации социально-исторического процесса

Теории культурно-исторических типов
Формационного подхода к типизации социально-исторического процесса

Курс
Раздел 4. Философ…
Тема 4.2. Учебное …
Учебное задание. …
Учебное задание. Типы концептуализации социальной онтологии
Задание
10.0/10.0 points (graded)
Основываясь на изученных материалах, определите соответствие терминов двум возможностям понимания бытия: онтотеологии и онтогетерологии. Расположите ответы в соответствующих ячейках таблицы.
Возможность понимания бытия
Онтотеология
Онтогетерология
Тождество
Единство
Основание
Причина
Абсолют
Сверхсущее
Фундаментализм
Редукционизм
Деонтологизация
Событие
Множественность
Постфундаментализм
Глаголы-инфинитивы
Различие
Реонтологизация
Случайность
Процесс
Ирредукционизм
Бытие
Термины:





Отправить
Вы использовали 1 из 2 попыток

Курс
Раздел 4. Философ…
Тема 4.2. Контрол…
Контрольное зада…
Контрольное задание. Особенности концептуализации конца истории
Задание
8.3/10.0 points (graded)
Прочитайте предложенный фрагмент статьи Френсиса Фукуямы «Конец истории?».

Как описывает автор изменение идеи конца истории в европейской философии?
На основании изученных материалов по теме, проанализируйте, определите и выберите из предложенных вариантов основные понятия, ключевые для описания конца истории:

Вы использовали 1 из 1 попытки
Фрагмент статьи
Из: Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии", 1990. № 3



Либерализм
Либеральная
Демократия
Конец идеологии
Гегель
Социализм
Отправить

Наблюдая, как разворачиваются события в последнее десятилетие или около того, трудно избавиться от ощущения, что во всемирной истории происходит нечто фундаментальное. В
прошлом году появилась масса статей, в которых был провозглашён конец холодной войны и наступление «мира». В большинстве этих материалов, впрочем, нет концепции, которая позволяла бы отделять существенное от случайного; они поверхностны. Так что если бы вдруг г-н Горбачев был изгнан из Кремля, а некий новый аятолла – возвестил 1000-летнее царство, эти же комментаторы кинулись бы с новостями о возрождении эры конфликтов.
И все же растет понимание того, что идущий процесс имеет фундаментальный характер,
внося связь и порядок в текущие события. На наших главах в двадцатом веке мир был охвачен пароксизмом идеологического насилия, когда либерализму пришлось бороться сначала с остатками абсолютизма, затем с большевизмом и фашизмом и, наконец, с новейшим марксизмом, грозившим втянуть нас в апокалипсис ядерной войны. Но этот век,
вначале столь уверенный в триумфе западной либеральной демократии, возвращается теперь, под конец, к тому, с чего начал: не к предсказывавшемуся еще недавно «концу идеологии» или конвергенции капитализма и социализма, а к неоспоримой победе экономического и политического либерализма.
Триумф Запада, западной идеи очевиден прежде всего потому, что у либерализма не осталось никаких жизнеспособных альтернатив. В последнее десятилетие изменилась интеллектуальная атмосфера крупнейших коммунистических стран, в них начались важные реформы. Этот феномен выходит за рамки высокой политики, его можно наблюдать и в широком распространении западной потребительской культуры, в самых разнообразных ее видах: это крестьянские рынки и цветные телевизоры – в нынешнем Китае вездесущие;
открытые в прошлом году в Москве кооперативные рестораны и магазины одежды;
переложенный на японский лад Бетховен в токийских лавках; и рок-музыка, которой с равным удовольствием внимают в Праге, Рангуне и Тегеране.
То, чему мы, вероятно, свидетели, – не просто конец холодной войны или очередного периода послевоенной истории, но конец истории как таковой, завершение идеологической эволюции человечества и универсализации западной либеральной демократии как окончательной формы правления. Это не означает, что в дальнейшем никаких событий происходить не будет и страницы ежегодных обзоров «Форин Афферз» по международным отношениям будут пустовать, – ведь либерализм победил пока только в сфере идей,
сознания; в реальном, материальном мире до победы еще далеко. Однако имеются серьезные основания считать, что именно этот, идеальный мир и определит в конечном
счете мир материальный. Чтобы понять, почему это так, следует вначале рассмотреть некоторые теоретические вопросы, связанные с природой происходящих в истории изменений.
I


Представление о конце истории нельзя признать оригинальным. Наиболее известный его пропагандист – это Карл Маркс, полагавший, что историческое развитие, определяемое взаимодействием материальных сил, имеет целенаправленный характер и закончится, лишь достигнув коммунистической утопии, которая и разрешит все противоречия. Впрочем, эта концепция истории – как диалектического процесса с началом, серединой и концом – была позаимствована Марксом у его великого немецкого предшественника, Георга Вильгельма
Фридриха Гегеля.
Плохо ли, хорошо ли это, но многое из гегелевского историцизма вошло в сегодняшний интеллектуальный багаж. Скажем, представление о том, что сознание человечества прошло ряд этапов, соответствовавших конкретным формам социальной организации, таким как родоплеменная, рабовладельческая, теократическая и, наконец, демократически- эгалитарная. Гегель первым из философов стал говорить на языке современной социальной науки, для него человек – продукт конкретной исторической и социальной среды, а не совокупность тех или иных «естественных» атрибутов, как это было для теоретиков
«естественного права». И это именно гегелевская идея, а не собственно марксистская –
овладеть естественной средой и преобразовать ее с помощью науки и техники. В отличие от позднейших историков, исторический релятивизм которых выродился в релятивизм tout
court , Гегель полагал, что в некий абсолютный момент история достигает кульминации – в тот именно момент, когда побеждает окончательная, разумная форма общества и государства.
К несчастью для Гегеля, его знают ныне как предтечу Маркса и смотрят на него сквозь призму марксизма; лишь немногие из нас потрудились ознакомиться с его работами напрямую. Впрочем, во Франции предпринималась попытка спасти Гегеля от интерпретаторов-марксистов и воскресить его как философа, идеи которого могут иметь значение для современности. Наиболее значительным среди этих французских истолкователей Гегеля был, несомненно, Александр Кожев, блестящий русский эмигрант,
который вел в 30-х гг. ряд семинаров в парижской Ecole Pratique des Hautes Etudes . Почти не известный в Соединенных Штатах, Кожев оказал большое влияние на интеллектуальную жизнь европейского континента. Среди его студентов числились такие будущие светила, как
Жан-Поль Сартр слева и Раймон Арон – справа; именно через Кожева послевоенный экзистенциализм позаимствовал у Гегеля многие свои категории.
Кожев стремился воскресить Гегеля периода «Феноменологии духа», – Гегеля,
провозгласившего в 1806 г., что история подходит к концу. Ибо уже тогда Гегель видел в поражении, нанесенном Наполеоном Прусской монархии, победу идеалов Французской революции и надвигающуюся универсализацию государства, воплотившего принципы свободы и равенства. Кожев настаивал, что по существу Гегель оказался прав . Битва при
Йене означала конец истории, так как именно в этот момент с помощью авангарда
человечества (этот термин хорошо знаком марксистам) принципы Французской революции были претворены в действительность. И хотя после 1806 г. предстояло еще много работы –
впереди была отмена рабства и работорговли, надо было предоставить избирательные права рабочим, женщинам, неграм и другим расовым меньшинствам и т. д., – но сами
*
1 2


принципы либерально-демократического государства с тех пор уже не могли быть улучшены.
В нашем столетии две мировые войны и сопутствовавшие им революции и перевороты помогли пространственному распространению данных принципов, в результате провинция была поднята до уровня форпостов цивилизации, а соответствующие общества Европы и
Северной Америки выдвинулись в авангард цивилизации, чтобы осуществить принципы либерализма.
Появляющееся в конце истории государство либерально – поскольку признает и защищает,
через систему законов, неотъемлемое право человека на свободу; и оно демократично –
поскольку существует с согласия подданных. По Кожеву, это, как он его называет,
«общечеловеческое государство» нашло реально-жизненное воплощение в странах послевоенной Западной Европы – в этих вялых, пресыщенных, самодовольных,
интересующихся только собою, слабовольных государствах, самым грандиозным и героическим проектом которых был Общий рынок . Но могло ли быть иначе? Ведь человеческая история с ее конфликтами зиждется на существовании «противоречий»: здесь стремление древнего человека к признанию, диалектика господина и раба, преобразование природы и овладение ею, борьба за всеобщие права и дихотомия между пролетарием и капиталистом. В общечеловеческом же государстве разрешены все противоречия и утолены все потребности. Нет борьбы, нет серьезных конфликтов, поэтому нет нужды в генералах и государственных деятелях; а что осталось, так это главным образом экономическая деятельность. Надо сказать, что Кожев следовал своему учению и в жизни. Посчитав, что для философов не осталось никакой работы, поскольку Гегель (правильно понятый) уже достиг абсолютного знания, Кожев после войны оставил преподавание и до самой своей смерти в
1968 г. служил в ЕЭС чиновником.
Для современников провозглашение Кожевым конца истории, конечно, выглядело как типичный эксцентрический солипсизм французского интеллектуала, вызванный последствиями мировой войны и начавшейся войны холодной. И все же, как Кожеву хватило дерзости утверждать, что история закончилась? Чтобы понять это, мы должны уяснить связь этого утверждения с гегелевским идеализмом.
3 4

Курс
Раздел 4. Философ…
Тема 4.3. Обществ…
Задания для самок…
Задания для самоконтроля
Задание
1/1 point (ungraded)
Выберите правильный вариант ответа из предложенных.
Совокупность устойчивых связей объекта – это
Отправить
Вы использовали 1 из 3 попыток
Задание
1/1 point (ungraded)
Холистическое определение структуры



Характеристики объекта
Структура объекта

Контекст объекта
Определение объекта
Структура имеет общий порядок, подчиняющий элементы целому

Структура является материальной частью объекта
Структура охватывает самые важные отношения частей