ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 3603
Скачиваний: 261
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
человеческий же род пользуется в своей жизни также искусством и рассуждениями.
Появляется опыт у людей благодаря памяти; а именно многие воспоминания об одном и том же предмете приобретают значение одного опыта. И опыт кажется почти одинаковым с наукой и искусством. а наука и искусство возникают у людей через опыт. Ибо опыт создал искусство, как говорит Пол, – и правильно говорит, – а неопытность – случай. Появляется же искусство тогда, когда на основе приобретенных на опыте мыслей образуется один общий взгляд на сходные предметы…».
№ 3 Гегель Г.В.Ф. Кто мыслит абстрактно?
«Мыслить? Абстрактно? Sauve qui peut! — «Спасайся, кто может!» наверняка завопит тут какой-нибудь наемный осведомитель, предостерегая публику от чтения статьи, в которой речь пойдет про «метафизику». Ведь «метафизика»— как и «абстрактное» (да, пожалуй, как и
«мышление») — слово, которое в каждом вызывает более или менее сильное желание удрать подальше, как от чумы. Мы находимся в приличном обществе, где принято считать,
что каждый из присутствующих точно знает, что такое «мышление» и что такое
«абстрактное». Стало быть, остается лишь выяснить, кто мыслит абстрактно… Кто мыслит абстрактно? — Необразованный человек, а вовсе не просвещенный. В приличном обществе не мыслят абстрактно потому, что это слишком просто, слишком неблагородно
(неблагородно не в смысле принадлежности к низшему сословию), и вовсе не из тщеславного желания задирать нос перед тем, чего сами не умеют делать, а в силу внутренней пустоты этого занятия. Почтение к абстрактному мышлению, имеющее силу предрассудка, укоренилось столь глубоко, что те, у кого тонкий нюх, заранее почуют здесь сатиру или иронию, а поскольку они читают утренние газеты и знают, что за сатиру назначена премия, то они решат, что мне лучше постараться заслужить эту премию в соревновании с другими, чем выкладывать здесь все без обиняков. В обоснование своей мысли я приведу лишь несколько примеров, на которых каждый сможет убедиться, что дело обстоит именно так. Ведут на казнь убийцу. Для толпы он убийца — и только. Дамы, может статься, заметят, что он сильный, красивый, интересный мужчина. Такое замечание возмутит толпу: как так? Убийца – красив? Можно ли думать столь дурно, можно ли называть убийцу — красивым? Сами, небось, не лучше! Это свидетельствует о моральном разложении знати, добавит, быть может, священник, привыкший глядеть в глубину вещей и сердец.
Знаток же человеческой души рассмотрит ход событий, сформировавших преступника,
обнаружит в его жизни, в его воспитании влияние дурных отношений между его отцом и матерью, увидит, что некогда этот человек был наказан за какой-то незначительный проступок с чрезмерной суровостью, ожесточившей его против гражданского порядка,
вынудившей к сопротивлению, которое и привело к тому, что преступление сделалось для него единственным способом самосохранения. Почти наверняка в толпе найдутся люди,
которые — доведись им услышать такие рассуждения — скажут: да он хочет оправдать убийцу! Помню же я, как некий бургомистр жаловался в дни моей юности на писателей,
подрывающих основы христианства и правопорядка; один из них даже осмелился оправдывать самоубийство — подумать страшно! Из дальнейших разъяснений выяснилось,
Появляется опыт у людей благодаря памяти; а именно многие воспоминания об одном и том же предмете приобретают значение одного опыта. И опыт кажется почти одинаковым с наукой и искусством. а наука и искусство возникают у людей через опыт. Ибо опыт создал искусство, как говорит Пол, – и правильно говорит, – а неопытность – случай. Появляется же искусство тогда, когда на основе приобретенных на опыте мыслей образуется один общий взгляд на сходные предметы…».
№ 3 Гегель Г.В.Ф. Кто мыслит абстрактно?
«Мыслить? Абстрактно? Sauve qui peut! — «Спасайся, кто может!» наверняка завопит тут какой-нибудь наемный осведомитель, предостерегая публику от чтения статьи, в которой речь пойдет про «метафизику». Ведь «метафизика»— как и «абстрактное» (да, пожалуй, как и
«мышление») — слово, которое в каждом вызывает более или менее сильное желание удрать подальше, как от чумы. Мы находимся в приличном обществе, где принято считать,
что каждый из присутствующих точно знает, что такое «мышление» и что такое
«абстрактное». Стало быть, остается лишь выяснить, кто мыслит абстрактно… Кто мыслит абстрактно? — Необразованный человек, а вовсе не просвещенный. В приличном обществе не мыслят абстрактно потому, что это слишком просто, слишком неблагородно
(неблагородно не в смысле принадлежности к низшему сословию), и вовсе не из тщеславного желания задирать нос перед тем, чего сами не умеют делать, а в силу внутренней пустоты этого занятия. Почтение к абстрактному мышлению, имеющее силу предрассудка, укоренилось столь глубоко, что те, у кого тонкий нюх, заранее почуют здесь сатиру или иронию, а поскольку они читают утренние газеты и знают, что за сатиру назначена премия, то они решат, что мне лучше постараться заслужить эту премию в соревновании с другими, чем выкладывать здесь все без обиняков. В обоснование своей мысли я приведу лишь несколько примеров, на которых каждый сможет убедиться, что дело обстоит именно так. Ведут на казнь убийцу. Для толпы он убийца — и только. Дамы, может статься, заметят, что он сильный, красивый, интересный мужчина. Такое замечание возмутит толпу: как так? Убийца – красив? Можно ли думать столь дурно, можно ли называть убийцу — красивым? Сами, небось, не лучше! Это свидетельствует о моральном разложении знати, добавит, быть может, священник, привыкший глядеть в глубину вещей и сердец.
Знаток же человеческой души рассмотрит ход событий, сформировавших преступника,
обнаружит в его жизни, в его воспитании влияние дурных отношений между его отцом и матерью, увидит, что некогда этот человек был наказан за какой-то незначительный проступок с чрезмерной суровостью, ожесточившей его против гражданского порядка,
вынудившей к сопротивлению, которое и привело к тому, что преступление сделалось для него единственным способом самосохранения. Почти наверняка в толпе найдутся люди,
которые — доведись им услышать такие рассуждения — скажут: да он хочет оправдать убийцу! Помню же я, как некий бургомистр жаловался в дни моей юности на писателей,
подрывающих основы христианства и правопорядка; один из них даже осмелился оправдывать самоубийство — подумать страшно! Из дальнейших разъяснений выяснилось,
что бургомистр имел в виду «Страдания молодого Вертера». Это и называется «мыслить абстрактно» — видеть в убийце только одно абстрактное — что он убийца, и называнием такого качества уничтожать в нем все остальное, что составляет человеческое существо» .
Курс
Раздел 1. Понятие …
1. Промежуточны…
Промежуточный к…
Промежуточный контроль
Задание 1 1.0/1 point (graded)
Установите соответствие между названием раздела философии и предметом его изучения в соответствующих ячейках таблицы:
Раздел философии
Предмет
Гносеология
Познание
Онтология
Бытие
Аксиология
Ценности
Социальная философия
Общество
Предметы:
Вы использовали 1 из 1 попытки
Задание 2 1/2 points (graded)
Отправить
Укажите правильные варианты ответов из предложенных (возможны несколько правильных ответов). Специфика философских проблем состоит в том, что они :
Выделите верные утверждения:
Вы использовали 1 из 1 попытки
Контрольные тестовые задания
Выберите правильный вариант ответа из предложенных
Субъективны, а не объективны
Идеальны, а не материальны
Трансцендентны опыту, но имманентно разрешаются
Абстрактны, а не конкретны
Организационные принципы
Неразрешимы
Понятия автореференциальны
Проблемы не соответствуют своим решениям
Проблемы имманентны опыту
Понятия отсылают к проблемам, которые они призваны разрешить
Решения – это актуализированные проблемы
Верно всё перечисленное
Отправить
Задание
1/1 point (graded)
Собственно философское вопрошание – это
Вы использовали 1 из 1 попытки
Задание
1/1 point (graded)
Язык философии состоит из
Вы использовали 1 из 1 попытки
Задание
1/1 point (graded)
Вопрошание о смысле
Вопрошание о жизни
Вопрошание о бытии
Вопрошание о картине мира
Отправить
Понятий
Метафор
Картин мира
Слов
Отправить
Определение разума как способности ставить проблемы было дано
Вы использовали 1 из 1 попытки
Задание
1/1 point (graded)
Специфика философских проблем состоит в том, что они
Вы использовали 1 из 1 попытки
Задание
1/1 point (graded)
Согласно традиции, восходящей к Аристотелю, понятия
И. Кантом
Платоном
Б. Спинозой
Г.Ф.В. Гегелем
Отправить
Абстрактны, а не конкретны
Идеальны, а не материальны
Трансцендентны опыту, но имманентно разрешаются
Субъективны, а не объективны
Отправить
Концентрируют совокупность имеющихся знаний
Вы использовали 1 из 1 попытки
Задание
1/1 point (graded)
Термин философия с древнегреческого означает
Вы использовали 1 из 1 попытки
Задание
1/1 point (graded)
Жиль Делёз и Феликс Гваттари определяли философию как
Обозначают сущность вещей и явлений
Выражают чистое событие
Воплощают объективное знание о мире
Отправить
Любовь к мыльницам
Любовь к философии
Любовь к мудрости
Любовь к знанию
Отправить
Изобретение концептов
Ментальное упражнение
Конструирование мировоззрения
Вы использовали 1 из 1 попытки
Задание
1/1 point (graded)
Тип понятий, которые Аристотель называет категориями
Вы использовали 1 из 1 попытки
Интеллектуальное издевательство
Отправить
Индивидуальные понятия
Родовые понятия
Видовые понятия
Множественные понятия
Отправить
Курс
Раздел 2. Историч…
Тема 2.1. Философ…
Задания для самок…
Задания для самоконтроля
Задание
1/1 point (ungraded)
Выберите правильный вариант ответа из предложенных.
Сократическая майевтика – это
Отправить
Вы использовали 1 из 3 попыток
Задание
1/1 point (ungraded)
Основной жанр философии Платона
способ мистического общения с божеством-покровителем метод наводящих вопросов, когда ученик волей-неволей в итоге должен дать правильный ответ способ совместного разыскания истины, смысл которого в том, чтобы ученик нашел ответ самостоятельно
способ запутать собеседника вопросами нравственно-дидактический трактат философская поэма жанр коротких сентенций, афоризмов
Отправить
Вы использовали 1 из 3 попыток
Задание
1/1 point (ungraded)
Согласно Аристотелю материя – это
Вы использовали 3 из 3 попыток
Задание
1/1 point (ungraded)
Согласно Эпикуру, атомы движутся диалог
активное начало, источник движения и развития пассивный носитель, лишенный всяких определений совокупность возможностей, ждущих своего осуществления
начало, рождающее вещи, наподобие земли, рождающей и питающей растения
Отправить в соответствии с предопределением фатума произвольно в самых разных направлениях, поскольку все направления равноправны в направлении сверху вниз и без всякой причины начинают самопроизвольно отклоняться, увлекаемые собственным весом
повинуясь воле Бога
Отправить
Вы использовали 1 из 3 попыток
Курс
Раздел 2. Историч…
Тема 2.1. Учебное …
Учебное задание. …
Учебное задание. Специфика философских взглядов основных школ раннегреческой философии
Задание
4.0/4.0 points (graded)
Прочтите и проанализируйте представленный ниже текст. Установите соответствие между указанными ниже терминами и названием философской школы, которым они принадлежат.
Перенесите термины в соответствующие ячейки таблицы:
Философская школа
Термины
Милетская школа
Начало (архэ)
Элейская школа
бытие, сущее, единое
Пифагорейская школа
число
Гераклит
логос, война (метафора противоречия)
Термины:
Отправить
Вы использовали 1 из 2 попыток
Основные школы раннегреческой философии: милетская, пифагорейская, элейская, Гераклит
(при жизни он не создал школы, но позднее ему следовали многие), мыслители, чья деятельность приходится на первую половину V в. до н.э. … Фалес из Милета видел первоначало в воде. /…/ Мы видим, что на ранних этапах философского развития в Греции архэ понимается как универсальная почва всех явлений… Пифагорейцы идут дальше, у них
первоначалом и принципом вещей становится число, ἀριθμός…..все, что существует,
выражается и познается с помощью числа. Даже душа человека может быть выражена числом… Если ранее философы представляли мир и природу в целом стабильным устойчивым целым – неподвижным…, то для Гераклита сам мир и бытие – это поток,
непрестанное изменение, … руководится принципом противоречия, которое Гераклит выражает метафорой войны. Все, что существует, что активно проявляет себя, «сложено» из противоположных, враждебных сторон, которые сталкиваются друг с другом.
Противоположные убеждения отстаивала школа элеатов в лице Парменида и Зенона
Элейского. /…/ Для них факт движения и изменчивости вещей относится, скорее к поверхности явлений – это то, что представляется нашим чувствам. /…/ Отрывая мышление от всякой антропологической основы, элеаты делают его критерием истины, и тогда им открывается то, существует лишь бытие, неизменное, единое, включающее, объединяющее в себе все свои части.
выражается и познается с помощью числа. Даже душа человека может быть выражена числом… Если ранее философы представляли мир и природу в целом стабильным устойчивым целым – неподвижным…, то для Гераклита сам мир и бытие – это поток,
непрестанное изменение, … руководится принципом противоречия, которое Гераклит выражает метафорой войны. Все, что существует, что активно проявляет себя, «сложено» из противоположных, враждебных сторон, которые сталкиваются друг с другом.
Противоположные убеждения отстаивала школа элеатов в лице Парменида и Зенона
Элейского. /…/ Для них факт движения и изменчивости вещей относится, скорее к поверхности явлений – это то, что представляется нашим чувствам. /…/ Отрывая мышление от всякой антропологической основы, элеаты делают его критерием истины, и тогда им открывается то, существует лишь бытие, неизменное, единое, включающее, объединяющее в себе все свои части.
Курс
Раздел 2. Историч…
Тема 2.1. Контрол…
Контрольное зада…
Контрольное задание. Определение принадлежности философа школам эпохи эллинизма
6.0/6.0 points (graded)
Задание:
Соотнесите в ячейках таблицы имя философа, скульптурный портрет и высказывание философа, относящегося к одной из трех школ эпохи эллинизма:
Школа эпохи
эллинизма
Скульптурный портрет
Имя философа, высказывание
Стоическая
Зенон Китийский: «… наслаждение есть нечто безразличное, то есть среднее, - ни благо, ни зло… »
Эпикурейская
Эпикур: «… когда мы говорим, что наслаждение есть конечная цель, то мы разумеем отнюдь не наслаждения распутства или чувственности … нет, мы разумеем свободу от страданий тела и смятений души»
Скептическая
Пиррон Элидский: «… после того как выяснилось, что критерий истины недоступен, оказывается невозможным утверждать более что-либо и о том, что кажется очевидным … и о неочевидном»
Скульптурные портреты:
Имена философов, их высказывания:
Вы использовали 1 из 1 попытки
Отправить
Курс
Раздел 2. Историч…
Тема 2.2. Философ…
Задания для самок…
Задания для самоконтроля
Задание
1/1 point (ungraded)
Выберите правильный вариант ответа из предложенных.
Из перечисленных ниже философов к периоду доникейской патристике относится:
Отправить
Вы использовали 1 из 3 попыток
Задание
1/1 point (ungraded)
Тезис «Верую, ибо нелепо» высказан Тертуллианом
автор трактатов Ареопагитского корпуса
Ансельм Кентерберийский
Климент Александрийский
Августин в сочинении, посвященном правилам христианской жизни в полемике с рационализирующей ересью Маркиона
в подтверждение слов апостола Павла из «I Послания к Коринфянам»
Отправить
Вы использовали 1 из 3 попыток
Задание
1/1 point (ungraded)
Доказательство бытия Бога Ансельма Кентерберийского исходит из
Отправить
Вы использовали 1 из 3 попыток
Задание
1/1 point (ungraded)
Фома Аквинский в «Сумме теологии» и «Сумме против язычников» считает, что доказательство Ансельма в полемическом сочинении, направленном против язычников явлений Божьего могущества в мире чудес, сотворенных Богом понятия о Боге как совершеннейшем существе
свидетельств Священного Писания не является доказательством, но апелляцией к самоочевидности
невозможно, потому что бытие Бога вообще не может быть доказано, в него можно только верить списано из старых книг неверно из-за допущенной ошибки в выводе
Отправить
Вы использовали 1 из 3 попыток
Задание
1/1 point (ungraded)
«Сумма» – жанр
Отправить
Вы использовали 1 из 3 попыток логических сочинений видений высокой схоластики
апологетической литературы
Курс
Раздел 2. Историч…
Тема 2.2. Учебные …
Учебное задание. …
Учебное задание. Европейское средневековье в истории философии
3.0/3.0 points (graded)
Прочитайте фрагменты текстов, проведите анализ. Определите, какие из фрагментов относятся к средневековой философской традиции. Укажите правильные варианты ответов курсором "мыши"
«Рассмотрим же, по какой причине устроил возникновение и эту Вселенную тот, кто их устроил. Он был благ, а тот, кто благ, никогда и ни в каком деле не испытывает зависти. Будучи чужд зависти, он пожелал, чтобы все вещи стали как можно более подобны ему самому. Усмотреть в этом вслед за разумными мужами подлинное и наиглавнейшее начало рождения и космоса было бы, пожалуй, вернее всего. Итак,
пожелавши, чтобы все было хорошо и чтобы ничто по возможности не было дурно,
бог позаботился обо всех видимых вещах, которые пребывали не в покое, но в нестройном и беспорядочном движении; он привел их из беспорядка в порядок,
полагая, что второе, безусловно, лучше первого. Невозможно ныне и было невозможно издревле, чтобы тот, кто есть высшее благо, произвел нечто, что не было бы прекраснейшим; между тем размышление явило ему, что из всех вещей, по природе своей видимых, ни одно творение, лишенное ума, не может быть прекраснее такого, которое наделено умом, если сравнивать то и другое как целое; а ум отдельно от души ни в ком обитать не может. Руководясь этим рассуждением, он устроил ум в душе, а душу в теле и таким образом построил Вселенную, имея в виду создать творение прекраснейшее и по природе своей наилучшее. Итак, согласно правдоподобному рассуждению, следует признать, что наш космос есть живое существо, наделенное душой и умом, и родился он поистине с помощью божественного провидения»