Файл: Организация платных образовательных услуг в условиях автономного образовательного учреждения Выпускная квалификационная работа по направлению 38. 04. 02 Менеджмент.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 197

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Другим субъектом маркетинга образовательных услуг являются фирмы, учреждения и предприятия. Они являются промежуточными потребителями образовательных услуг, а также формируют спрос и предъявляют его на рынке. Функциями организаций-потребителей являются:

  • информирование образовательных учреждений, посредников и отдельных личностей о предъявляемом спросе [3];

  • установление особых запросов к качеству образовательных услуг, а также к своим будущим рабочим с позиций профессиональных и должностных запросов, соответствующее участие в оценке качества образовательных услуг;

  • определение места, эффективных соглашений будущей трудовой деятельности выпускников и соблюдение, обязательное выполнение этих условий;

  • полное или частичное возмещение затрат, оплата или иные формы компенсации за оказанные услуги [10].

Образовательные учреждения выступают в роли субъектов, формирующих предложение, оказывающих и продающих различные образовательные услуги. В их функции входит:

  • оказание учащимся услуг по приобретению (передаче) желаемых и необходимых знаний, умений и навыков;

  • производство и оказание сопутствующих образовательных услуг, а также оказание воздействий, которые формируют личность будущего специалиста;

  • оказание информационно-посреднических услуг потенциальным и реальным обучающимся и работодателям, включая согласование с ними условий будущей работы, размеров, порядка и источников финансирования образовательных услуг [14].

Система продвижения услуг на рынок - это программа общих маркетинговых коммуникаций учреждения - продуцента услуг. Маркетологи выделяют четыре главных средства продвижения:

  • реклама - это любая оплаченная форма не персонального представления и продвижения идей, товаров и услуг определенным спонсором;

  • стимулирование сбыта - это краткосрочные стимулы поощрения покупки или продажи товара, а также услуги;

  • связь с общественностью - построение хороших отношений компаний с различными слоями общества;

  • персональные продажи - устное общение с одним или более предполагаемых покупателями с целью совершения продаж товаров и услуг.


Посреднические структуры на рынке образовательных услуг пока ещё находятся в стадии формирования, развёртывания своей маркетинговой активности. К ним относятся службы занятости, образовательные фонды, ассоциации образовательных учреждений и предприятий, специализированные образовательные центры и многие другие. Они способствуют эффективному продвижению образовательных услуг на рынке и выполняют такие функции как:

  • накопление, обработка, продажа информации о конъюнктуре рынка образовательных услуг, а также консультирование других субъектов [16];

  • участие в процессах аккредитации образовательных учреждений, осуществление рекламной деятельности и юридической поддержки;

  • формирование каналов cбыта, организация заключения и содействие выполнению сделок по образовательным уелугам и другие [5].

Одним из субъектов маркетинга образовательных услуг является государство и органы его управления. Его функции очень специфичны, так как не могут быть выполняться другими субъектами маркетинга:

  • создание и поддержка имиджа образования как среди населения, так и работодателей [3];

  • финансирование государственных образовательных учреждений;

  • правовая защита субъектов маркетинга образовательных услуг;

  • установление определенных перечней профессий и специальностей [44].

Итак, активными участниками рыночных отношений являются образовательные учреждения, потребители (отдельные личности, организации и предприятия), посредники (службы занятости, биржи труда), государство [7].

Экономические отношения в образовательной сфере можно интерпретировать как отношения продавца (общеобразовательного учреждения), продающего покупателю (физическому лицу или государству) какой-либо товар (знания, навыки, информацию).

Для рынка образовательных услуг характерна специфика, которая рассматривает качество образовательной услуги как товара. Но нельзя в полной мере оценить даже в процессе его потребления, не говоря уже о предварительной оценке [24]. Качество образовательной услуги определяется как совокупность ее потребительских свойств, наиболее полно соответствующих запросам человека и наиболее полно их удовлетворяющей. Кроме этого, качество образовательных услуг зависит напрямую не только от условий их производства, но и от индивидуальных способностей детей, принятых на обучение.



Вместе с тем, образовательные услуги - это высоколиквидный (его производство позволяет быстро вернуть затраченные ресурсы) и социально значимый товар [38].

Рынок образовательных услуг представляет собой взаимодействие спроса на образовательные услуги со стороны отдельных хозяйствующих субъектов (определенных личностей, предприятий, государства и т.п.) и предложения различными образовательными учреждениями [12].

Общеизвестно, что все без исключения образовательные учреждения намного позже других хозяйствующих субъектов адаптировались к формирующейся в России системе рыночных отношений. Сегодня с полной уверенностью можно сказать о незавершенности процесса формирования рынка образовательных услуг. Данное обстоятельство предопределяет большой удельный вес «черного» и «серого» сегментов рынка [37].

На современном этапе развития российской экономики, на рынке образовательных услуг постепенно выявляется основной круг нерешенных проблем [57]:

  • остающиеся до сих пор диспропорции между структурой подготовки кадров в вузах и структурой спроса на рынке труда;

  • рост объема предоставления платных образовательных услуг;

  • недостаточная нацеленность вузов и школ на развитие у потребителей образовательных услуг креативной системы мышления, а также на подготовку специалистов к работе в условиях инновационно­креативной экономики;

  • недостаточно быстрый переход на интерактивную модель инновационной экономики, в которой наука, образование и бизнес функционируют триедино [23];

  • отсутствие четкой нормативной базы регулирования сферы негосударственного образования;

  • жесткая государственная налоговая политика;

  • высокая стоимость аренды зданий и аудиторного фонда;

  • высокий уровень расходов, связанных с созданием имиджа на рынке образовательных услуг.

Отличительные особенности современной модели развития образования заключаются в следующем:

  1. логика развития образования в России сориентирована на потребителей ОУ засчет обеспечения непрерывности, качества, а также дифференциации и доступности различных образовательных программ [22];

  2. наблюдается ориентация на общественное участие представителей российских организаций и предприятий в развитии и оценке всех элементов образовательного процесса;

  3. происходит стимулирование обновления управленческого корпуса системы образования [37].


  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Сущность и преимущества автономного образовательного
учреждения


Целью данного параграфа является проведение сравнительного анализа различного типа образовательных организаций.

Одним из наиболее существенных компонентов государственного (муниципального) сектора является система государственных (муниципальных) учреждений, так как она выполняет одну из важнейших функций государства - оказание социально значимых услуг населению.

На сегодняшний день, реформация сети государственных (муниципальных) организаций продолжается, и об этом свидетельствует принятие достаточно большого количества, как подзаконных актов, так и законов на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Они регламентируют деятельность образовательной организации, а также совершенствуют возможность их дальнейшего развития и совершенствования. Следовательно, понятие «автономное учреждение» не является совершенно новым в российском законодательстве. За не долгий период времени на всех уровнях власти в Российской Федерации, было создано существенное количество автономных учреждений, а также сформирован определённый практический опыт работы государственных (муниципальных) учреждений - как негативный, так и положительный [2].

В соответствии с Федеральным законом, автономным учреждением признаётся некоммерческая организация, которая создана Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работы или оказания услуги, с целью реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, а так же полномочий органов местного самоуправления в сферах образования, науки, культуры, здравоохранения, занятости населения, социальной защиты, физической культуры и спорта, а так же в других сферах [51].

Поскольку в данной работе рассматривается автономное образовательное учреждение, то в большей степени нас интересуют вопросы в сфере образования.

В соответствии с российским законодательством, в любом из автономных учреждений обязательно должен присутствовать такой коллегиальный орган, как наблюдательный совет, являющийся надзорным органом в отношении руководителя организации и её деятельности в целом.