Файл: Выявление нарушений развития у детей раннего возраста в системе раннего вмешательства.pdf
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 323
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
90
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА:
• По разделу «Оценка социальных навыков и навыков самообслуживания» получено более
3 «негативных» ответов. По данному подуров- ню нет ответов «с опережением».
• По разделу «Оценка навыков мелкой мо- торики» получено 3 «негативных» ответа.
По данному подуровню нет ответов «с опережением».
• По разделу «Оценка речевого развития» полу- чено 3 «негативных» ответа. По данному поду- ровню нет ответов «с опережением».
• По разделу «Оценка навыков крупной мо- торики» получено более 3 «негативных» ответов. По данному подуровню нет ответов
«с опережением».
Вывод: в результате проведенного тестирования ребёнка Миши Л., хронологический возраст 18 месяцев, на основании его способностей выполнять задания, которые характерны для его возраста на двух этапах «Оценка социальных навыков и навыков самообслуживания» и «Оценка навыков крупной моторики» получено более 3 «негативных» ответов. По данному подуровню нет ответов «с опережением». На этапах «Оценка навыков мелкой моторики» и «Оценка речевого развития» получено
3 «негативных» ответа. По данным подуровням нет ответов «с опережением».
Таким образом, ребёнком при выполнении заданий получено два и более «негативных» ответа по четырем подуровням из четырех и по всем поду- ровням нет ответов «с опережением».
Заключение: психомоторное развитие Миши Л. на данном возрастном этапе (18 месяцев) задержано.
Особенности теста Denver II (1992), которые отличают его от большинства других тестов для оценки развития:
• Так как тест изображает возрасты, в которых
25%, 50%, 75% и 90% детей выполнили каждый пункт, в графической форме, это по- зволяет визуализировать результаты оценки в любом возрасте от рождения до шести лет того, как развитие данного ребёнка соответ- ствует возрасту.
• Окончательное заключение по психомотор- ному развитию ребёнка выносится на осно- вании его способности выполнять задания, характерные для его возраста. По каждому из подуровней должно быть получено не менее трех выполненных и трех невыполненных заданий, наиболее близко расположенных в схеме к возрасту ребёнка. Если ребёнок не справился с заданиями, которые выполняют
90% его сверстников, то ответ расценивает- ся как «негативный». Если ребёнок уверенно выполняет задание, которым владеют только
25% сверстников, ответ оценивается как «с опережением».
• Является всего лишь скрининговым тестом для оценки развития ребёнка по указанным показателям, но не оценивает глубоко его общий уровень развития.
Подводя итог, обозначим следующие моменты:
• Особенность этой скрининговой методики в том, что она прошла стандартизацию в 12 странах.
• Области мониторинга: личностно-социальная, мелкая моторика, общая моторика, речь.
• Тест, прежде всего, основан на фактическом наблюдении специалиста, а не на родитель- ском отчете.
• Возрастной диапазон колеблется в пределах от рождения до школы.
• Данный скрининг не может прогнозировать развитие ребёнка. Результаты анализиру- ются в сравнении с другими детьми того же возраста.
• Подсчет результатов достаточно сложен, нормативы едины, хотя сильно различаются в разных этнических группах. Можно добавить, что база нормативов меняется и не может быть одной и той же на протяжении 50 лет.
91 10. Оценка развития ребёнка раннего возраста по шкале психомоторного развития Р. Гриффитс (R. Griffiths)
Чипурко С. А., учитель-логопед Межрайонного центра раннего вмешательства
УЗ «19-я городская детская поликлиника», г. Минска
В настоящее время существует много подходов к оценке психомоторного развития детей в возрасте
1–2 лет. Методика исследования детей раннего возраста «Шкала психомоторного развития по
Гриффитс» (1954) в переводе Е. С. Кешишян
(2000) рассчитана на детей от рождения до 24 мес.
Данная шкала является скрининговой методикой обследования, где предусмотрена балльная оценка функций.
Шкала психомоторного развития R. Griffiths содержит 5 субшкал (260 пунктов) и позволяет определить уровень развития ребёнка по таким параметрам, как моторика, социальная адаптация, слух и речь, глаза и руки, способность к игре. По каждому из параметров выставляется соответ- ствующий балл, затем баллы суммируются, и по их сумме определяется уровень развития ребёнка.
Шкала психомоторного развития по Гриффитс предназначена для следующих целей:
• оценки состояния моторики, социальной адап- тации, слуха и речи, зрительной функции, мо- торной функции рук, а также способности к предметной деятельности, которая произво- дится по каждой графе в баллах;
• определения уровня развития ребёнка. После выполнения заданий рассчитывается интел- лектуальный коэффициент ребёнка и опре- деляется, какому возрасту соответствует его психическое развитие;
• выявления отклонений: сопоставляется био- логический возраст ребёнка с результатами теста, сравнивается балл, который он набирает, с баллом, который определен нормативами;
• выявления «группы риска» в зависимости от отставания определенных функций и пла- нирования индивидуальной программы, на- правленной на стимуляцию данных функций, а также включение медико-педагогического сопровождения.
Приводим шкалу психомоторного развития детей первого года жизни Р. Гриффитс (перевод
Кешишян, 2000) (таблица 10.1). Названия параме- тров не изменялись и приводятся в авторском вари- анте перевода Е. С. Кешишян.
92
Месяц
жизни
Моторика
Балл
Социальная
адаптация
Балл
Слух и речь
Балл
Глаза и руки
Балл
Способность
к игре
Балл
1
Поднимает подбородок лежа на животе
1 Кратковременно фиксирует взгляд на предмете
1 Вздрагивает от звуков
1 Следит глазами за ярким источником света
1 Сжимает пальцы исследователя
1
Отталкивается ногами от рук исследователя
2 Успокаивается на руках
2 Успокаивается от обращенной к нему речи
2 Смотрит на кольцо или игрушку
2 Реагирует на родителей генерализо- ванными движениями
2
Удерживает вертикально головку несколько секунд
3 Радуется купанию
3 Гулит больше, чем плачет
3 Смотрит на колокольчик, расположенный прямо перед ним
3 Руки тянет в рот 3 2
Поднимает головку, лежа на животе
4 Улыбается
4 Слушает колокольчик
4 Прослеживает за колокольчиком в горизонтальном направлении
4 Энергично двигает ручками
4 3
Энергично брыкается
5 Узнает мать
5 Гулит, произносит гласные звуки
5 Прослеживает за колокольчиком в вертикальном направлении
5 Реакция на родителей: тянет к ним головку
5 4
При купании активно отталкивается ножками
6 Гулит на обращение к нему
6 Ищет глазами источник звука
6 Переводит взгляд с объекта на объект
6 Удерживает палочку
6
Поднимает головку лежа на спине
7 Следит глазами за движением человека
7 Слушает музыку
7 Следит за колокольчиком по кругу
7 Играет со своими пальчиками
7
Перекатывается с боку на спину
8 Реагирует на взгляд улыбкой или гулением
8 Произносит два и более звука
8 Наблюдает за предметом, подвешенным на веревочке
8 Рассматривает коробку на столе
8
Выпрямляет спину в сидячем положении
9 Дружелюбен к незнакомым людям
9 Ищет источник звука, поворачивая голову
9 Сжимает игрушку, когда ее вкладывают в руку
9 Сопротивляется при попытке отнять игрушку
9
Поднимает голову и грудь лежа на животе
10 Сопротивляется, когда взрослый тянет; хочет забрать кольцо
10 Громко смеется
10 Взглядом исследует и рассматривает новый предмет
10 Сжимает кубик и удерживает его
10
Длительно удерживает головку в вертикальном положении
11 Радуется, резвится, когда с ним играют
11 Точно поворачивает головку в сторону звонка
11 Тянется к игрушке и захватывает ее
11 Бьет кубиком по-другому
11
Поднимает головку и плечи в положении на спине
12 Перестает плакать, когда с ним разговаривают
12 Слушает мелодичные звуки
12 Тянет игрушку в рот 12 Отталкивает игрушку
12 5
Перекатывается с боку на бок
13 Поворачивает голову в сторону разговаривающего или поющего
13 Гулит и прекращает плакать при звуках музыки
13 Хватает раскачивающуюся игрушку
13 Проявляет интерес к различным коробочкам
13
Играет с большим пальцем на ногах
14 Пытается помочь, когда его присаживают
14 Лепечет, обращаясь к человеку
14 Пытается остановить раскачивающуюся игрушку
14 Берет кубик со стола
14 6
Появляется реакция ползания — подгибает коленки
15 Держит ложку
15 Манипулирует колокольчиком
15 Обследует руками стол
15 Держит два кубика
15
Сидит со слабой поддержкой
16 Тянется, чтобы его взяли на руки
16 Произносит четыре и более различных звуков
16 Играет с колокольчиком, трясет его и разглядывает
16 Захватывает коробку
16
93
1 ... 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Месяц
жизни
Моторика
Балл
Социальная
адаптация
Балл
Слух и речь
Балл
Глаза и руки
Балл
Способность
к игре
Балл
7
Переворачивается со спины на живот и назад
17 Пьет из чашки
17 «Отвечает», когда его зовут
17 Пытается дотянуться и любым способом схватить веревку
17 Манипулирует кубиками
17
Первое появление шаговых движений — танцующее движение
18 Манипулирует чашкой и ложкой
18 Двусложный лепет 18 Следит за падающими предметами
18 Достает и берет предмет
18
Усиленно старается ползать
19 Реагирует на свое отражение в зеркале — смотрит на него
19 Кричит, чтобы привлечь к себе внимание
19 Стучит одним предметом о другой
19 Перекладывает игрушку из одной руки в другую
19 8
Сидит сам короткое время
20 Различает знакомых и незнакомых
20 Прислушивается к разговору
20 Следит, когда рисуют на бумаге
20 Бросает один кубик, чтобы взять другой
20
Более четкая реакция перешагивания — ставит одну ножку на другую
21 Быстро реагирует на изменение ситуации
21 Издает певучие звуки
21 Прочно удерживает раскачивающееся кольцо
21 Играет сразу двумя предметами
21 9
Крутится на месте на полу (более усложненная реакция ползания)
22 Плачет, если убрать игрушку
22 Фразовый лепет — четыре и более слогов
22 «Частичная» специализация –
выведение большого и указательного пальцев
22 Мнет бумагу
22
Может самостоятельно сидеть на полу
23 Пытается держать чашку, когда пьет
23 Говорит «ма-ма»,
«па-па»
23 Захватывает более мелкие предметы
(кубики 2x2, шарик)
23 Переворачивает чашку, чтобы найти игрушку
23
Пытается ползать вперед и назад
24 Стаскивает шапку
24 Слушает тиканье часов
24 Раскачивает кольцо на веревке
24 Бьет кубиком о стол
24 10
Стоит при поддержке 25 Реагирует на свое отражение в зеркале — смеется, играет с ним
25 Качает головой:
«да» или «нет»
25 Играет с подвешенными игрушками
25 Стучит двумя кубиками друг о друга
25
Хорошо сидит в стуле 26 Машет рукой, говоря
«до свидания»
26 Говорит два слова 26 Осознанно бросает предметы
26 Поднимает крышку с коробки
26 11
Поднимается сам, держась за что-то
27 Проявляет свою любовь
27 Лепечет предложения
27 Полная специализация большого и остальных пальцев
27 Находит спрятанную игрушку
27
Может долго стоять, держась за что-то
28 Берет в рот, сосет свой палец на руке
28 Осознанно играет колокольчиком
28 Может указывать предмет пальцем
28 Пытается вынуть кубик из коробки
28
Полноценное ползание на
«четвереньках»
29 Осознанно играет с чашкой и ложкой, правильно подносит их ко рту
29 Реагирует на музыку, пение
29 Интересуется заводными игрушками
29 Удерживает три кубика
29 12
Переступает самостоятельно по периметру кровати или манежа
30 Отвечает на простые просьбы (типа
«дай мне»)
30 Длительно лепечет, особенно когда один
30 Может держать карандаш и тыкать им в бумагу, пытаясь рисовать
30 Вынимает кубики из коробки и укладывает их в коробку
30
Ходит за ручку
31 Хлопает в ладоши
31 Говорит три слова 31 Калякает на бумаге
31
—
31
Таблица 10.1 — Шкала психомоторного развития Р. Гриффитс, дети первого года жизни
94
Оценка психомоторного развития производится по каждой графе (моторика, социальная адаптация, слух и речь, глаза и руки, способность к игре), со- ответствующей возрасту ребёнка. Причём ребёнок может опережать норму развития по графе для своего возраста, тогда выбирается графа и балл из заданий для детей более старшего возраста. И, на- оборот, при задержке развития выбирается графа и баллы нормы для детей более младшего возраста.
Подсчитывается сумма всех баллов, далее опре- деляется, какого уровня в развитии достиг ребёнок.
Сравнивается сумма баллов, которую он набира- ет, с баллом, который определен нормативами.
Условные нормативы психомоторного развития в один год жизни по шкале Гриффитс представлены в таблице 10.2.
Возраст,
месяцы
Сумма
баллов
Возраст,
месяцы
Сумма
баллов
1 5–15 7
85–95 2
20 8
100–105 3
25 9
110–120 4
30–60 10 125–130 5
65–70 11 135–145 6
75–80 12 150–155
Таблица 10.2 — Нормативы психомоторного развития в возрасте 1 года
Пример оценки развития ребёнка
Представим пример оценки развития ребёнка
Вани К., паспортный возраст 1 год. В этом возрасте ребёнок должен иметь по моторике 31 балл, наш обследуемый достиг только 17 баллов
(«переворачивается со спины на живот и назад»).
По показателю «социальная адаптация» должен иметь 31 балл, у обследованного — 16 баллов
(«тянется, чтобы его взяли на руки»). По показателю
«слух и речь» ребёнок получает 13 баллов («гулит и прекращает плакать при звуках музыки»), что соответствует 5-месячному уровню. По графе «глаза и руки» ребёнок набрал 19 баллов («стучит одним предметом о другой») из возможных 31 балла. По
«способности к игре» ребёнок набирает 20 баллов
(«бросает один кубик, чтобы взять другой») из возможных 31 балла.
Таким образом, ребёнок Ваня К. в возрасте одного года набрал по шкалам развития следующее число баллов:
• моторика — 17 баллов;
• социальная адаптация — 16 баллов;
• слух и речь — 13 баллов;
• глаза и руки –19 баллов;
• способность к игре — 20 баллов;
• общая сумма — 85 баллов из 150–155 возмож- ных баллов.
Оценка уровня развития Вани К. (возраст 1 год):
• моторика — соответствует 7 месяцам;
• социальная адаптация — соответствует 6 месяцам;
• слух и речь — соответствует 5 месяцам;
• глаза и руки — соответствует 7 месяцам;
• способность к игре — соответствует 8 месяцам.
Результаты ребёнка Вани К. (1 год) можно пред- ставить в виде графика профиля психомоторного развития (рисунок 10.1).
31 26 21 16 12 4
0 12 мес.
10 мес.
8 мес.
6 мес.
4 мес.
2 мес.
0 мес.
Возраст Баллы
1 2 3 4 5
Рис. 10.1 — Профиль психомоторного развития
Вани К.
Проанализировав результаты, полученные в ходе обследования Вани К. в возрасте 1 года, и сравнив их с условной нормой, отметили отставание в психомоторном развитии по всем функциям на 6 месяцев. Выявленные особенности психомоторного развития Вани К. являются показанием к более глубокому обследованию.
Данная система балльной оценки развития функций позволяет:
• определить стадию развития ребёнка в соот- ветствии с характеристиками онтогенеза;
• выявить «группу риска» в зависимости от от- ставания определенных функций;
• спланировать индивидуальную программу, направленную на стимуляцию данных функций с включением психолого-педагогического сопровождения;
• позволяет прослеживать динамику и оценивать эффективность программ ранней помощи.
Шкала
Р.
Гриффитс для исследования психомотор ного развития ребёнка второго года жизни (перевод Е.С. Кешишян, 2000) и сводный балл по развитию представлены соответственно в таблицах 10.3–10.4.
Оценка психомоторного развития проводится по каждой графе: «моторика», «социальная адаптация»,
«слух и речь», «глаза и руки», «способность к игре».
Определяется, каким навыком овладел ребёнок и каков его балл по этой функции. Далее получен- ный балл сравнивается с тем, который он должен иметь в его возрасте.