Файл: Выявление нарушений развития у детей раннего возраста в системе раннего вмешательства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 317

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

17
• различение нормы и нарушения;
• установление структуры и вида нарушения;
• определение направлений и задач помощи для ребёнка и семьи;
• условно-вариантный прогноз развития ребёнка;
• оценка эффективности работы с ребёнком.
К методам психодиагностики относится скри- нинг (от англ. screening: тщательная проверка, со- ртировка, просеивание, фильтрация, отбор, щит
(экран)). Это метод активного выявления детей с нарушениями развития, основанный на приме- нении специальных диагностических исследова- ний, включая тестирование, в процессе массового обследования детского населения. К условиям ка- чественного скрининга относятся наличие подго- товленного персонала, простые, чувствительные, надежные и воспроизводимые методы, стандарт- ный подход к выявлению изучаемого признака и оценке полученных результатов, однозначно трактуемые результаты. Результаты скрининга могут быть как ложноположительными, указываю- щими на наличие в действительности отсутствую- щего нарушения, так и ложноотрицательными, не выявляющими реально существующего наруше- ния. Ложноположительные результаты скрининга требуют ненужных дополнительных исследований и лечения лиц с ложноположительным результа- том. У пациентов может возникать ложное чувство безопасности, вызванное ложноотрицательным ре- зультатом, которое может отсрочить постановку диагноза и начало вмешательства.
В системе раннего вмешательства оценка психо- социального развития может проводиться и специ- алистами, и родителями. Существуют оценочные шкалы, которые предназначены для использова- ния как специалистами, так и родителями (эти шкалы описаны в других статьях данного сборника).
Родители и специалисты как субъекты оценивания характеризуются как со стороны своих возможно- стей, так и ограничений в оценке ребёнка.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Специалисты (врач, психолог, педагог, логопед) характеризуются следующими качествами:
• профессионализм: владеют знаниями и навы- ками, оценивают ребёнка с профессиональных позиций с применением профессиональных стандартов;
• склонны к избыточной диагностике, то есть видят нарушение у всех (так называемая про- фессиональная деформация), склонны к опре- делению (называнию) возможных диагнозов.
Владея профессиональной информацией, они имеют прогностические навыки, предполагая не самый оптимистичный прогноз для ребёнка;
• негативные последствия профессионализма и опыта: склонность к стереотипному видению и эмоциональное выгорание препятствуют внимательному анализу ситуации развития каждого ребёнка.
Родители ребёнка характеризуются следующими качествами:
• непрофессионализм: у них нет специальных знаний о развитии ребёнка и навыков оценки благополучного развития; родители подвер- жены обыденным представлениям и сужде- ниям, которые не всегда являются научно обоснованными;
• хорошо знают своего ребёнка, они наблюдают его в разных ситуациях, многократно замеча- ют факты поведения ребёнка;
• рассматривают оценку развития ребёнка специалистами как экзамен для ребёнка, поэтому стремятся помочь ребёнку в выпол- нении заданий;
• испытывают состояние тревожности, они за- щищаются от трудной для себя информации, стремятся отыскать причины недостаточной успешности их ребёнка.
Результаты обследования ребёнка могут быть искаженными — в форме гиподиагностики и ги- пердиагностики. Результатом гиподиагностики при выявлении нарушений развития у детей раннего возраста являются: невыявленные, но реально существующие нарушения развития у ребёнка, возникающее у родителей чувство безопасности, вызванное ложноотрицательным результатом; от- срочка постановки диагноза и, как следствие, более позднее начало раннего вмешательства.
Результатом гипердиагностики (ложноположи- тельный результат скрининга) при выявлении нару- шений развития у детей раннего возраста являются: отрицание, стресс и тревога у родителей, прове- дение дополнительных ненужных исследований, диагностики, коррекции. Формируется недоверие, и в целом негативное отношение к специалистам.


Таким образом, первичная диагностика, в том числе с помощью скрининговых методов, выступает как своеобразный «пусковой крючок» для выстра- ивания отношений в системе «родители-специа- листы». Эти отношения в дальнейшем оказывают влияние на формирование доверия родителей к специалистам, на восприятие, понимание и реали- зацию советов и рекомендаций последних. Все это является важным условием осуществления прин- ципа непрерывности реабилитации, что в конечном итоге приводит к ее высокой эффективности.

18 3. Выявление нарушений развития у детей раннего возраста с помощью методики
Developmental Milestones («Вехи развития»)
Авила О. Г., врач-реабилитолог (заведующий) Межрайонного центра раннего вмешательства УЗ «19-я городская детская поликлиника» г. Минска
В данном разделе руководства вниманию специалис- тов представлен один из инструментов родительской оценки развития детей раннего возраста
Developmental Milestones («Вехи развития»).
Данный инструмент был разработан и предло- жен для использования родителями в рамках госу- дарственной кампании «Learn the Signs. Act Early»
(«Изучайте сигналы. Действуйте рано») штата
Висконсин, организованной при сотрудничестве
Центра по контролю и профилактике заболеваний
США (CDC), Национального центра по врожден- ным дефектам и порокам развития США (NCBDDD),
Университета штата Висконсин при поддержке
Министерства здравоохранения и социальной защиты США.
Программа «Learn the Signs. Act Early» («Изучайте сигналы. Действуйте рано») направлена на просве- щение родителей о развитии детей, включая ранние признаки аутизма и других расстройств развития, а также на содействие организации и проведению скринингов развития и помощи детям с выявленны- ми проблемами в развитии.
Основные задачи данной программы:
• просвещение родителей об основных этапах развития детей раннего возраста;
• повышение информированности медицин- ских работников об уходе за детьми, о важ- ности раннего вмешательства в диагностике и лечении расстройств развития, в том числе таких, как аутизм;
• построение диалога родителей и специа- листов по вопросам развития детей и рас- стройств развития;
• обеспечение ранней помощи для детей с про- блемами в развитии;
• увеличение охвата детей раннего возраста скринингами развития.
Эти задачи успешно помогает решать Develop- mental Milestones («Вехи развития») как часть го- сударственной программы «Learn the Signs. Act
Early» («Изучайте сигналы. Действуйте рано»).
Developmental Milestones («Вехи развития») бес- платно предоставляет основанные на исследова- ниях родительские ресурсы для оказания помощи врачам в наблюдении за развитием детей в возрас- те от 2 месяцев до 5 лет. Данный инструмент пред- назначен для отслеживания родителями этапов развития детей, развития у них определенных навыков в определенные возрастные периоды, хотя и не является скринингом в общепринятом смысле и не заменяет его. Но он дает информацию родите- лям об основных этапах и нормах развития детей раннего возраста, позволяет оценить развитие соб- ственных детей, своевременно обратить внимание на имеющиеся отклонения в развитии и обратиться за помощью к врачу и в соответствующие службы.
Методика Developmental Milestones («Вехи развития») представляет собой краткий перечень навыков детей, которыми они должны овладевать в определенных возрастах (2, 4, 6, 9 месяцев, 1 год, 18 месяцев, 2, 3, 4, 5 лет). На каждый возраст- ной этап (называемый вехами развития) имеется определенный перечень вопросов для родителей о навыках ребёнка.
Наборы навыков на каждом этапе развития сгруп- пированы по 4 областям развития: социально-эмо- циональной область, язык и общение, когнитивная область (обучение, мышление, решение проблем), движения и физическое развитие.
Данный инструмент предназначен для отслежи- вания родителями этапов развития детей, развития у них определенных навыков в определенные воз- растные периоды. Имея на руках перечень навыков на разные возрастные периоды, родители получают представление о том, развивается ли их ребёнок в соответствии с возрастной нормой. Кроме данного перечня, в проверочном листе содержится несколь- ко «критических» вопросов о навыках ребёнка. При положительном ответе хотя бы на один из этих вопросов родители должны обратиться к врачу-пе- диатру и в службу раннего вмешательства для проведения оценки развития и при необходимо- сти — для получения помощи.


19
Каждый навык из перечня проиллюстрирован соответствующей фотографией или коротким видеороликом, демонстрирующим правильное его выполнение. Примеры представлены на рис. 3.1–3.3.
Рис. 3.1 — Возраст ребёнка 2 месяца, навык «Обращает внимание на лица»
Рис. 3.2 — Возраст 2 месяца, навык
«Может поднимать и удерживать голову в положении лежа на животе»
Рис. 3.3 — Возраст 2 месяца, навык
«Начинает улыбаться людям»
Проверочные листы с перечнями навыков и «критическими» вопросами доступны бесплатно в интернет- ресурсах, а также в распечатанном бумажном виде. В настоящем руководстве предлагаются проверочные листы на возраст 2, 4, 6, 9 месяцев, 1 год, 18 месяцев, 2 года (Приложение).

20
Примеры применения проверочного листа
Имена и фамилии детей изменены.
ПРИМЕР 1
В данном случае родители не ответили положительно ни на один из критических вопросов, обозначенных в проверочном листе под рубрикой «Как можно раньше обратитесь к врачу вашего ребёнка, если ваш ребёнок…». Тем не менее на приёме у врача- педиатра мама отметила, что у ребёнка отсутствуют некоторые навыки, которыми большинство детей владеет к 9 месяцам, например, у Карины К. отсутствовал указательный жест с использованием пальцев, отсутствовал «пинцетный захват», девочка сама не вставала, подтягиваясь у опоры, и не ползала.
Отсутствие этих навыков явилось поводом для направления ребёнка на более полное обследование и получение помощи в ЦРВ. Девочка прошла дополнительную оценку развития и тестирование по KID-шкале в центре. По результатам осмотра и тестирования было выставлено заключение о задержке темпов моторного развития у девочки, предложена помощь в виде индивидуальных занятий в центре раннего вмешательства по стимуляции двигательной активности, родители проконсультированы о возможностях стимуляции движений ребёнка в домашних условиях.
1
Milestones. Learn the Signs. Act
Early. Adapted from caring for your baby and young child: birth to age
5, Fifth Edition, edited by Steven
Shelov and Tanya Remer Altmann
© 1991, 1993, 1998, 2004, 2009 by the American Academy of
Pediatrics and Bright futures: guidelines for health supervision of infants, children, and adolescents,
Third Edition, edited by Joseph
Hagan, Jr., Judith S. Shaw, and
Paula M. Duncan, 2008, Elk Grove
Village, IL: American Academy of
Pediatrics.
Имя ребёнка
Дата рождения ребёнка
Дата тестирования
03.02.2017
22.04.2016
Карина К.
То, как ваш ребёнок играет, учится, говорит и действует, дает важные подсказки о развитии вашего ребёнка.
Рубежи (вехи) развития — это то, что большинство детей может сделать к определенному возрасту.
Проверьте, каких рубежей (вех) развития ваш ребёнок достиг к концу 9-го месяца. При визите к врачу вашего ребёнка возьмите результаты анкеты с собой, поговорите с врачом о вехах, достигнутых вашим ребёнком, и о том, чего ожидать дальше.
1
Вехи (рубежи) развития. Изучайте сигналы. Действуйте рано.
Если вы отметили какой-либо из перечисенных пунктов, это может свидетельствовать о задержке развития ребёнка в какой-либо из областей. Вам следует обратиться к педиатру и в службу раннего вмешательства по месту жительства.
Как можно раньше обратитесь
к врачу вашего ребёнка,
если ваш ребёнок:
Что большинство детей
делает к 9 месяцам
В социально-эмоциональной области:
o может бояться незнакомых людей o
может быть сильно привязан к знакомым взрослым (не идет на руки к чужим)
o выделяет любимые игрушки
В языке и общении:
o понимает «нет» o
произносит много различных звуков, таких, как
«ма-ма-ма», «ба-ба-ба» (лепечет) o
копирует звуки и жесты других o
использует пальцы, чтобы указать на предметы
В когнитивной области
(обучение, мышление, решение проблем):
o наблюдает (прослеживает) за падающими предметами (игрушками) o
находит спрятанный на глазах предмет (вещь, игрушку) o
играет в «ку-ку» o
тянет предметы (игрушки) ко рту o
перекладывает предметы из руки в руку o
берет мелкие предметы (например, крупинки, крошки) большим и указательным пальцами
(«пинцетным» захватом)
В движениях и физическом развитии:
o стоит, держась o
может перейти в положении сидя (самостоятельно садится)
o сидит без поддержки o
подтягивается, чтобы встать o
ползает o
Не стоит с поддержкой (не опирается на ноги в положении «стоя»)
o
Не сидит с поддержкой o
Не лепечет («ма-ма-ма», «ба-ба-ба»,
«да-да-да»)
o
Не включается в любые совместные игры o
Не реагирует на собственное имя o
Не похоже, что узнает знакомых людей o
Не смотрит туда, куда вы указываете
(не прослеживает за вашим указательным жестом)
o
Не перекладывает игрушки из одной руки в другую
Вашему ребёнку 9 месяцев


21
ПРИМЕР 2
Во втором примере родители девочки Даши М.
(1 год 7 месяцев) обратились к педиатру с жалобами на задержку речевого развития. Родителям было предложено ответить на вопросы «Вех развития» для возраста ребёнка 1 год 6 месяцев
(18 месяцев). Мама дала 4 положительных ответа на критические вопросы о развитии ребёнка (из возможных 6 ответов). Кроме того, мама обратила внимание на то, что девочка не овладела многими навыками, перечисленными в перечне навыков на возраст 18 месяцев. Наличие положительных ответов на «критические» вопросы и отсутствие многих долженствующих на данный возраст навыков явились поводом для дополнительного углубленного обследования и оказания помощи в ЦРВ. Дополнительная оценка проводилась в виде скринингового тестирования M-CHAT, оценки развития по шкале RCDI, системы диагностики психического здоровья и нарушений развития
Diagnostic Classification of Mental Health and
Developmental Disorders of Infancy and Early Childhood-
Revised (DC: 0-3R); также ребёнок был направлен для обследования в детский психиатрический диспансер.
В результате проведенной углубленной оценки ребёнку был установлен диагноз «расстройство аутистического спектра», предложена помощь в ЦРВ по месту жительства, в детском психиатрическом диспансере. Наличие предварительной родительской оценки в данном случае способствовало повышению информирован- ности родителей о развитии ребёнка, о природе выявленных нарушений развития у ребёнка.
Имя ребёнка
Дата рождения ребёнка
Дата тестирования
13.05.2016
18.09.2014
Даша М.
То, как ваш ребёнок играет, учится, говорит и действует, дает важные подсказки о развитии вашего ребёнка.
Рубежи (вехи) развития — это то, что большинство детей может сделать к определенному возрасту.
Проверьте, каких рубежей (вех) развития ваш ребёнок достиг к полутора годам. При визите к врачу вашего ребёнка возьмите результаты анкеты с собой, поговорите с врачом о вехах, достигнутых вашим ребёнком, и о том, чего ожидать дальше.
o
Не указывает на что-то, чтобы показать другим o
Не может самостоятельно ходить o
Не знает, для чего нужны знакомые вещи (предметы)
o
Не подражает другим o
Не приобретает новые слова o
Не произносит хотя бы 6 слов
Если вы отметили какой-либо из перечисенных пунктов, это может свидетельствовать о задержке развития ребёнка в какой-либо из областей. Вам следует обратиться к педиатру и в службу раннего вмешательства по месту жительства.
В движениях и физическом развитии:
o ходит самостоятельно o
может забираться вверх по ступенькам o
тянет за собой игрушки на веревочке во время ходьбы o
помогает при раздевании o
пьет из чашки o
ест ложкой
Как можно раньше обратитесь
к врачу вашего ребёнка,
если ваш ребёнок:
Вехи (рубежи) развития. Изучайте сигналы. Действуйте рано.
Что большинство детей
делает к 1 году 6 месяцам
В социально-эмоциональной области:
o любит передавать предметы (игрушки) другим людям в качестве игры o
может впадать в истерики o
может бояться незнакомых людей o
демонстрирует привязанность к знакомым людям o
играет по подражанию, например, кормит куклу o
может «цепляться» к близкому человеку в новых ситуациях o
указывает другим на что-то интересное o
Может исследовать окружающее пространство самостоятельно, но когда кто-то из родителей рядом
В языке и общении:
o произносит несколько отдельных слов o
говорит и машет головой «нет» o
указывает на что-то, чтобы показать кому-то, что он хочет
В когнитивной области
(обучение, мышление, решение проблем):
o знает, для чего нужны обычные вещи; например, телефон, расческа, ложка o
указывает на что-то, чтобы привлечь внимание окружающих o
проявляет интерес к кукле или мягкой игрушке, делая вид, что он (она) ее кормит o
показывает одну часть тела o
пытается черкать карандашом или ручкой по собственной инициативе o
выполняет односоставные речевые просьбы без сопровождения их жестами (например, садится по просьбе «сядь (садись)»
Вашему ребёнку 1 год 6 месяцев