Файл: Выявление нарушений развития у детей раннего возраста в системе раннего вмешательства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 278

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

22
На основании изученной и апробированной инфор- мации о методике Developmental Milestones («Вехи развития) можно выделить определенные преиму- щества и недостатки использования данной методики выявления в Республике Беларусь.
Преимущества данного инструмента:
1. Простота и доступность изложения информа- ции. Вопросы сформулированы коротко, до- ступно, в понятной форме.
2. Проверочные листы с перечнями навыков и «критическими» вопросами являются очень короткими и не требуют больших временных затрат для заполнения. Для заполнения прове- рочного листа требуется от 1 до 5 минут.
3. Проверочные листы с перечнями навыков и «критическими» вопросами бесплатны и до- ступны и для родителей, и для специалистов.
Для применения данного инструмента не тре- буется оплата или получение дополнительных разрешений от правообладателей.
4. Проверочные листы очень удобны для исполь- зования родителями и специалистами в ка- честве инструмента мониторинга развития ребёнка и для консультирования родителей по вопросам, связанным с развитием детей раннего возраста. Таким образом, целесоо- бразно их использование при каждом визите к врачу, связанном с уходом и профилакти- ческим наблюдением. С этой целью буклеты и опросники по «Вехам развития» находятся в свободном доступе в приёмной врача, ро- дители заполняют проверочные листы перед каждым профилактическим посещением врача.
Центр по контролю и профилактике заболева- ний США (CDC) предлагает также обеспечи- вать всех родителей брошюрами-вопросниками сразу после рождения ребёнка.
5. Заполнение проверочных листов о развитии ребёнка родителями позволяет избежать ав- торитарного стиля общения между врачом и семьей и установить между специалистом и родителями дружественный неформальный стиль общения.
6. При ответе на вопросы о навыках ребёнка можно пользоваться дополнительными «под- сказками» — доступными в интернет-ресурсах фотографиями и видео, которые иллюстриру- ют, как выглядит каждый навык (https://www.
cdc.gov/ncbddd/actearly/milestones/).
Дата доступа — 25.06.19).
7. Правообладатели разрешают использовать фотографии и изображения из этой библиоте- ки для образовательных или информационных целей, встраивать и публиковать фотографии и видео на веб-сайте и в презентациях.
8. Данный инструмент учитывает социально-э- моциональную область развития, что явля- ется немаловажным для выявления детей с расстройствами аутистического спектра.
Методика Developmental Milestones («Вехи развития) имеет также и свои недостатки:
1. Отсутствуют данные о надежности и валид- ности теста, поэтому его нельзя считать скринингом в общепринятом понимании. При выявлении проблем требуется дополнитель- ное скрининговое тестирование развития ребёнка в различных областях.
2. Не может быть обеспечен всеобъемлющий характер оценки развития (оценка всех детей раннего возраста), так как заполнение вопро- сника является рекомендованной, но не обяза- тельной процедурой перед профилактическим посещением врача семьей с ребёнком, кроме того, не может быть обеспечен профилакти- ческий приём всех детей раннего возраста врачом. (Данное замечание касается также практики США).
3. Данные о развитии ребёнка, предоставляемые родителями, не всегда могут быть объективны- ми и достоверными.
Представленный метод выявления детей с нару- шениями развития может быть предложен для ис- пользования в Республике Беларусь повсеместно, особенно в населенных пунктах, в которых детский невролог не осуществляет приём детей раннего возраста. Сотрудниками центра раннего вмеша- тельства УЗ «19-я городская детская поликлиника» предложена следующая схема применения методи- ки «Вехи развития»:
1. Вопросники являются доступными на бумаж- ных и электронных носителях:
• проверочные листы с вопросниками широко распространяются на электронных носите- лях в доступных для родителей интернет-ре- сурсах (сайты и электронные страницы организаций здравоохранения);
• проверочные листы с вопросниками имеются в распечатанном виде у врача-пе- диатра (врача общей практики, семейного врача), ведущего профилактические приёмы детей раннего возраста.
2. Родители заполняют проверочные листы перед профилактическим приёмом у врача или непосредственно на приёме, обсуждают воз- никшие вопросы о развитии ребёнка с врачом, осуществляющим наблюдение ребёнка.
3. Врач проводит осмотр ребёнка и обсуждает с родителями результаты оценки его развития, проведенной на основании осмотра и анализа ответов родителей на предложенные вопросы
«Вех развития» соответственно возрасту ребёнка.
4. Результаты проведенной оценки документи- руются в Истории развития ребёнка (ф. 112) в виде записи или вкладыша (проверочного листа «Вех развития»).


23 5. Родителям предоставляется проверочный лист (или информация об интернет-ресурсе с доступными на нем проверочными листами) на следующий эпикризный срок для осмотра ребёнка.
6. При необходимости (если у ребёнка выявлена задержка (нарушение) развития или подозре- ние на него) ребёнок направляется для более полного обследования и получения помощи в другие организации (учреждения) здравоох- ранения, образования и т. п.

24
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

ПРИЛОЖЕНИЕ
Перечень навыков Developmental Milestones («Вехи развития.
Изучайте сигналы. Действуйте рано»). Проверочные листы.
Вашему ребёнку 2 месяца
Имя ребёнка
Дата рождения ребёнка
Дата тестирования
То, как ваш ребёнок играет, учится, говорит и действует, дает важные подсказки о развитии вашего ребёнка.
Рубежи (вехи) развития — это то, что большинство детей может сделать к определенному возрасту.
Проверьте, каких рубежей (вех) развития ваш ребёнок достиг к концу 2-х месяцев. При визите к врачу вашего ребёнка возьмите результаты анкеты с собой, поговорите с врачом о вехах, достигнутых вашим ребёнком, и о том, чего ожидать дальше.
o
Не реагирует на громкие звуки.
o
Не следит за движущимися предметами.
o
Не улыбается людям.
o
Не подносит руки ко рту.
o
Не может поднимать и удерживать голову лежа на животе
Если вы отметили какой-либо из перечисенных пунктов, это может свидетельствовать о задержке развития ребёнка в какой-либо из областей. Вам следует обратиться к педиатру и в службу раннего вмешательства по месту жительства.
Как можно раньше обратитесь
к врачу вашего ребёнка,
если ваш ребёнок:
Вехи (рубежи) развития. Изучайте сигналы. Действуйте рано.
Что большинство детей
делает к 2 месяцам
В социально-эмоциональной области:
o появляется социальная улыбка
(начинает улыбаться людям)
o может на короткое время сам успокоиться
(может поднести руки ко рту, сосать руку)
o пытается смотреть на родителей
В языке и общении:
o гулит, «гукает»
o поворачивает голову в сторону источника звуков
В когнитивной области
(обучение, мышление, решение проблем):
o обращает внимание на лица o
начинает прослеживать глазами за предметами и узнавать людей на расстоянии o
начинает уставать (плачет, беспокоится), если активность не меняется
В движениях и физическом развитии:
o может поднимать и удерживать голову в положении лежа на животе o
делает плавные движения руками и ногами

25
Вашему ребёнку 4 месяца
Имя ребёнка
Дата рождения ребёнка
Дата тестирования
То, как ваш ребёнок играет, учится, говорит и действует, дает важные подсказки о развитии вашего ребёнка.
Рубежи (вехи) развития — это то, что большинство детей может сделать к определенному возрасту.
Проверьте, каких рубежей (вех) развития ваш ребёнок достиг к концу 4-го месяца. При визите к врачу вашего ребёнка возьмите результаты анкеты с собой, поговорите с врачом о вехах, достигнутых вашим ребёнком, и о том, чего ожидать дальше.
o
Не следит за движущимися предметами.
o
Не улыбается людям.
o
Не держит устойчиво голову.
o
Не гулит и не издает другие звуки.
o
Не тянет в рот игрушки.
o
Не опирается на ноги, когда ставят на твердую поверхность.
o
Имеет проблемы с движениями одного или обоих глаз во всех направлениях.
Если вы отметили какой-либо из перечисенных пунктов, это может свидетельствовать о задержке развития ребёнка в какой-либо из областей. Вам следует обратиться к педиатру и в службу раннего вмешательства по месту жительства.
Как можно раньше обратитесь
к врачу вашего ребёнка,
если ваш ребёнок:
Вехи (рубежи) развития. Изучайте сигналы. Действуйте рано.
Что большинство детей
делает к 4 месяцам
В социально-эмоциональной области:
o улыбается спонтанно, особенно людям o
любит играть с людьми, может плакать, когда игра останавливается o
копирует некоторые движения и выражения лица, такие как улыбка, нахмуривание
В языке и общении:
o издает звуки, гулит o
гулит с выражением, копирует звуки, которые он слышит o
плачет по-разному, чтобы показать голод, боль или усталость
В когнитивной области
(обучение, мышление, решение проблем):
o дает вам знать, когда он счастлив или расстроен o
проявляет привязанность o
достает игрушку одной рукой o
совместно использует зрение и руки, чтобы рассмотреть игрушку и дотянуться до нее o
следит за движущимися предметами по горизонтали
(из стороны в сторону)
o внимательно наблюдает за лицами o
узнает знакомых людей и предметы на расстоянии
В движениях и физическом развитии:
o хорошо, без поддержки держит голову o
опирается на ноги, когда ноги находятся на твердой поверхности o
может повернуться с живота на спину o
может держать игрушку и трясти ее, толкать (качать) подвешенные игрушки o
подносит руки ко рту o
лежа на животе, опирается на предплечья


26
Вашему ребёнку 6 месяцев
Имя ребёнка
Дата рождения ребёнка
Дата тестирования
То, как ваш ребёнок играет, учится, говорит и действует, дает важные подсказки о развитии вашего ребёнка.
Рубежи (вехи) развития — это то, что большинство детей может сделать к определенному возрасту.
Проверьте, каких рубежей (вех) развития ваш ребёнок достиг к концу 6-го месяца. При визите к врачу вашего ребёнка возьмите результаты анкеты с собой, поговорите с врачом о вехах, достигнутых вашим ребёнком, и о том, чего ожидать дальше.
Если вы отметили какой-либо из перечисенных пунктов, это может свидетельствовать о задержке развития ребёнка в какой-либо из областей. Вам следует обратиться к педиатру и в службу раннего вмешательства по месту жительства.
Как можно раньше обратитесь
к врачу вашего ребёнка,
если ваш ребёнок:
Вехи (рубежи) развития. Изучайте сигналы. Действуйте рано.
Что большинство детей
делает к 6 месяцам
В социально-эмоциональной области:
o узнает знакомые лица и начинает различать «своих» и «чужих»
o любит играть с людьми, особенно с родителями o
реагирует на эмоции других людей и часто кажется счастливым o
любит смотреть на себя в зеркале
В языке и общении:
o реагирует на звуки, издавая ответные звуки o
соединяет гласные звуки вместе при вокализациях, при гулении («свирелит») («ах», «эй», «ой»), любит делать это по очереди с одним из родителей;
o реагирует на собственное имя o
издает звуки, чтобы показать радость и неудовольствие o
начинает издавать согласные звуки (со звуками
«м», «б»)
В когнитивной области
(обучение, мышление, решение проблем):
o осматривается вокруг, рассматривая вещи рядом o
подносит предметы ко рту o
проявляет любопытство к предметам, пытается получить предметы, которые находятся вне досягаемости o
начинает перекладывать предметы из одной руки в другую
В движениях и физическом развитии:
o переворачивается в обоих направлениях (со спины на живот и с живота на спину)
o начинает сидеть без поддержки o
при стоянии поддерживает вес на ногах и может подпрыгивать o
раскачивается вперед и назад, иногда ползет назад, прежде чем двигаться вперед o
Не пытается дотянуться до предметов
(игрушек), которые находятся в пределах досягаемости.
o
Не демонстрирует привязанности к родителям. o
Не реагирует на звуки вокруг него.
o
Имеет трудности с дотягиванием предметов (игрушек) ко рту.
o
Не произносит гласные звуки («ах»,
«эй», «о»).
o
Не переворачивается со спины на живот и с живота на спину.
o
Не смеется, не издает звуки визжания.
o
Кажется очень «жестким», с плотными мышцами.
o
Кажется очень «вялым» как «тряпичная кукла».


27
Имя ребёнка
Дата рождения ребёнка
Дата тестирования
То, как ваш ребёнок играет, учится, говорит и действует, дает важные подсказки о развитии вашего ребёнка.
Рубежи (вехи) развития — это то, что большинство детей может сделать к определенному возрасту.
Проверьте, каких рубежей (вех) развития ваш ребёнок достиг к концу 9-го месяца. При визите к врачу вашего ребёнка возьмите результаты анкеты с собой, поговорите с врачом о вехах, достигнутых вашим ребёнком, и о том, чего ожидать дальше.
Вехи (рубежи) развития. Изучайте сигналы. Действуйте рано.
Если вы отметили какой-либо из перечисенных пунктов, это может свидетельствовать о задержке развития ребёнка в какой-либо из областей. Вам следует обратиться к педиатру и в службу раннего вмешательства по месту жительства.
Как можно раньше обратитесь
к врачу вашего ребёнка,
если ваш ребёнок:
Что большинство детей
делает к 9 месяцам
В социально-эмоциональной области:
o может бояться незнакомых людей o
может быть сильно привязан к знакомым взрослым
(не идет на руки к чужим)
o выделяет любимые игрушки
В языке и общении:
o понимает «нет» o
произносит много различных звуков, таких, как
«ма-ма-ма», «ба-ба-ба» (лепечет) o
копирует звуки и жесты других o
использует пальцы, чтобы указать на предметы
В когнитивной области
(обучение, мышление, решение проблем):
o наблюдает (прослеживает) за падающими предметами (игрушками) o
находит спрятанный на глазах предмет (вещь, игрушку) o
играет в «ку-ку» o
тянет предметы (игрушки) ко рту o
перекладывает предметы из руки в руку o
берет мелкие предметы (например, крупинки, крошки) большим и указательным пальцами
(«пинцетным» захватом)
В движениях и физическом развитии:
o стоит, держась o
может перейти в положении сидя (самостоятельно садится)
o сидит без поддержки o
подтягивается, чтобы встать o
ползает o
Не стоит с поддержкой (не опирается на ноги в положении «стоя»)
o
Не сидит с поддержкой o
Не лепечет («ма-ма-ма», «ба-ба-ба»,
«да-да-да»)
o
Не включается в любые совместные игры o
Не реагирует на собственное имя o
Не похоже, что узнает знакомых людей o
Не смотрит туда, куда вы указываете
(не прослеживает за вашим указательным жестом)
o
Не перекладывает игрушки из одной руки в другую
Вашему ребёнку 9 месяцев

28
Что большинство детей
делает к 1 году
В социально-эмоциональной области:
o стесняется чужих людей или нервничает в присутствии незнакомых людей o
плачет, когда мама или папа уходят o
выделяет любимых людей, любимые вещи (игрушки) o
демонстрирует страх в некоторых ситуациях o
дает книгу, когда он хочет, чтобы ему почитали o
повторяет звуки или действия, чтобы привлечь внимание o
протягивает руку или ногу, чтобы помочь с одеванием o
играет в игры, такие как «ку-ку» и «ладушки»
В языке и общении:
o отвечает на простые речевые вопросы o
использует простые жесты, такие как качание головой
«нет» или машет «до свидания»
o издает звуки с изменением интонации
(напоминающие речь)
o произносит «мама» и «папа» и возгласы вроде
«э-э-о!», «эх-ух»
o пытается повторить слова, которые Вы говорите
В когнитивной области
(обучение, мышление, решение проблем):
o исследует вещи по-разному: трясет, стучит, бросает o
легко находит спрятанные вещи o
смотрит на правильную картинку или предмет, когда его называют o
копирует жесты o
начинает правильно использовать вещи; например, пьет из чашки, щеткой для волос причесывается o
стучит предметом о предмет o
складывает предметы в емкость, может вынуть их из емкости o
сам дает предметы взрослому o
тычет указательным пальцем o
соблюдает простые указания, например, «подними игрушку»
Имя ребёнка
Дата рождения ребёнка
Дата тестирования
То, как ваш ребёнок играет, учится, говорит и действует, дает важные подсказки о развитии вашего ребёнка.
Рубежи (вехи) развития — это то, что большинство детей может сделать к определенному возрасту.
Проверьте, каких рубежей (вех) развития ваш ребёнок достиг к концу 1-го года. При визите к врачу вашего ребёнка возьмите результаты анкеты с собой, поговорите с врачом о вехах, достигнутых вашим ребёнком, и о том, чего ожидать дальше.
Вехи (рубежи) развития. Изучайте сигналы. Действуйте рано.
Если вы отметили какой-либо из перечисенных пунктов, это может свидетельствовать о задержке развития ребёнка в какой-либо из областей. Вам следует обратиться к педиатру и в службу раннего вмешательства по месту жительства.
Как можно раньше обратитесь
к врачу вашего ребёнка,
если ваш ребёнок:
o
Не ползает.
o
Не стоит с поддержкой.
o
Не находит вещи, спрятанные у него на глазах.
o
Не произносит ни одного слова, например, «мама» или «папа».
o
Не знает (не использует) жесты, например, такие как махание рукой или качание головой.
o
Не указывает на предметы.
o
Теряет навыки, которые когда-либо имел.
Вашему ребёнку 1 год
В движениях и физическом развитии:
o садится сам, без посторонней помощи o
подтягивается, чтобы встать, ходит вдоль мебели, держась за нее o
может пройти несколько шагов без поддержки o
может стоять самостоятельно