Файл: Выявление нарушений развития у детей раннего возраста в системе раннего вмешательства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 281

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

29
Имя ребёнка
Дата рождения ребёнка
Дата тестирования
То, как ваш ребёнок играет, учится, говорит и действует, дает важные подсказки о развитии вашего ребёнка.
Рубежи (вехи) развития — это то, что большинство детей может сделать к определенному возрасту.
Проверьте, каких рубежей (вех) развития ваш ребёнок достиг к полутора годам. При визите к врачу вашего ребёнка возьмите результаты анкеты с собой, поговорите с врачом о вехах, достигнутых вашим ребёнком, и о том, чего ожидать дальше.
o
Не указывает на что-то, чтобы показать другим o
Не может самостоятельно ходить o
Не знает, для чего нужны знакомые вещи (предметы)
o
Не подражает другим o
Не приобретает новые слова o
Не произносит хотя бы 6 слов
Если вы отметили какой-либо из перечисенных пунктов, это может свидетельствовать о задержке развития ребёнка в какой-либо из областей. Вам следует обратиться к педиатру и в службу раннего вмешательства по месту жительства.
В движениях и физическом развитии:
o ходит самостоятельно o
может забираться вверх по ступенькам o
тянет за собой игрушки на веревочке во время ходьбы o
помогает при раздевании o
пьет из чашки o
ест ложкой
Как можно раньше обратитесь
к врачу вашего ребёнка,
если ваш ребёнок:
Вехи (рубежи) развития. Изучайте сигналы. Действуйте рано.
Что большинство детей
делает к 1 году 6 месяцам
В социально-эмоциональной области:
o любит передавать предметы (игрушки) другим людям в качестве игры o
может впадать в истерики o
может бояться незнакомых людей o
демонстрирует привязанность к знакомым людям o
играет по подражанию, например, кормит куклу o
может «цепляться» к близкому человеку в новых ситуациях o
указывает другим на что-то интересное o
Может исследовать окружающее пространство самостоятельно, но когда кто-то из родителей рядом
В языке и общении:
o произносит несколько отдельных слов o
говорит и машет головой «нет»
o указывает на что-то, чтобы показать кому-то, что он хочет
В когнитивной области
(обучение, мышление, решение проблем):
o знает, для чего нужны обычные вещи; например, телефон, расческа, ложка o
указывает на что-то, чтобы привлечь внимание окружающих o
проявляет интерес к кукле или мягкой игрушке, делая вид, что он (она) ее кормит o
показывает одну часть тела o
пытается черкать карандашом или ручкой по собственной инициативе o
выполняет односоставные речевые просьбы без сопровождения их жестами (например, садится по просьбе «сядь (садись)»
Вашему ребёнку 1 год 6 месяцев


30
Что большинство детей
делает к 2 годам
В социально-эмоциональной области:
o копирует других, особенно взрослых и детей старшего возраста o
оживляется с другими детьми o
показывает все больше и больше независимости o
демонстрирует вызывающее поведение
(отказывается выполнять просьбы, делает не то, о чем его просили)
o играет в основном рядом с другими детьми, но начинает включаться в игры с другими детьми, например, в «догонялки» или в игры с мячом
В языке и общении:
o показывает на вещи или фотографии, когда их называют o
знает имена знакомых людей и части тела o
говорит предложениями из 2–4 слов o
выполняет простые инструкции (просьбы)
o повторяет слова, услышанные в разговоре o
показывает на картинке в книге
В когнитивной области
(обучение, мышление, решение проблем):
o находит вещи, даже если они спрятаны под двумя или тремя крышками (под двумя-тремя тряпочками)
o начинает сортировать предметы по формам и цветам o
завершает предложения и рифмы в знакомых книгах o
играет в простые игры «понарошку» o
строит башни из 4 или более кубиков o
может использовать одну руку больше, чем другую o
выполняет двухсоставные инструкции (просьбы), такие как «Подними свои ботинки и поставь их в шкаф»
o называет предметы в книге с картинками, такие как кот, птица или собака
Имя ребёнка
Дата рождения ребёнка
Дата тестирования
То, как ваш ребёнок играет, учится, говорит и действует, дает важные подсказки о развитии вашего ребёнка.
Рубежи (вехи) развития — это то, что большинство детей может сделать к определенному возрасту.
Проверьте, каких рубежей (вех) развития ваш ребёнок достиг к двум годам. При визите к врачу вашего ребёнка возьмите результаты анкеты с собой, поговорите с врачом о вехах, достигнутых вашим ребёнком, и о том, чего ожидать дальше.
Вехи (рубежи) развития. Изучайте сигналы. Действуйте рано.
Если вы отметили какой-либо из перечисенных пунктов, это может свидетельствовать о задержке развития ребёнка в какой-либо из областей. Вам следует обратиться к педиатру и в службу раннего вмешательства по месту жительства.
Как можно раньше обратитесь
к врачу вашего ребёнка,
если ваш ребёнок:
o
Не использует фразы из 2-х слов
(например, «дай пить»).
o
Не знает, что делать с обычными вещами, такими как расческа, телефон, вилка, ложка.
o
Не копирует действия и слова.
o
Не выполняет простые инструкции
(просьбы).
o
Не ходит уверенно.
o
Потерял навыки, которые когда-то имел.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Вашему ребёнку 2 года
В движениях и физическом развитии:
o стоит на цыпочках o
пинает ногой мяч o
начинает бегать o
забирается на предметы мебели (такие как стул, диван) и слазит с них без посторонней помощи o
поднимается вверх по лестнице и спускается с нее, держась o
бросает мяч сверху (поднятой рукой)
o рисует или копирует прямые линии и круги

31 4. Использование шкалы NDDS (Nipissing
District Developmental Screen) в качестве инструмента выявления возможных нарушений развития у детей раннего возраста
Кривцова Е. Н., учитель-логопед Центра раннего вмешательства УЗ «19-я городская детская поликлиника» г. Минска
Скрининг NDDS (Nipissing District Developmental
Screen) был разработан в 1993 году группой специалистов-практиков по раннему вмешательству муниципального округа Ниписсинг города Онтарио в Канаде на основе уже имеющихся сложных скринингов. NDDS был составлен как достоверный и простой в использовании скрининг, выявляющий проблемные зоны в развитии ребёнка. В шкалу включены навыки и модели поведения, которые ребёнок должен демонстрировать в определенных возрастах.
Активное участие в разработке скрининга при- нимали родители, так как он ориентирован на них.
Доработанные и апробированные версии были одо- брены муниципальными комитетами, и скрининг начали применять в разных провинциях Канады.
В 2004 году сотрудники университета Ниписсинга проверили и подтвердили высокую валидность теста (соответствие результатов поставленным задачам), его чувствительность и специфичность.
Скрининг NDDS включает:
1) инструкцию по использованию скрининга;
2) контрольные анкеты (1 месяц — 6 лет);
3) краткое описание стимулирующих занятий с ребёнком в каждом возрасте (рекомендации для родителей).
Области развития, рассматриваемые в скрининге:
• зрение;
• слух;
• эмоциональное развитие;
• мелкая моторика;
• крупная моторика;
• самообслуживание;
• социальное развитие;
• коммуникация;
• познавательная деятельность.
Создатели скрининга NDDS предлагают родите- лям ответить на вопросы в различных ситуациях: на профилактическом приёме ребёнка раннего воз- раста у врача, по телефону, по почте, при оформ- лении ребёнка в детский сад, в центре раннего вмешательства.
Один и более отрицательных ответов на вопросы
(ответ «Нет») являются поводом для более точной и детальной оценки развития ребёнка и направле- ния его в службу раннего вмешательства.
Далее приводится несколько примеров опросни- ков скрининга и рекомендаций для родителей по стимулирующим занятиям с ребёнком в домашних условиях (рисунки 4.1–4.4).


32
Имя ребёнка:
Дата рождения:
Дата заполнения:
* Приведённые примеры являются всего лишь ориентировочными.
Вы можете использовать аналогичные примеры из жизни вашей семьи.
** Отдельные пункты могут не быть характерными для всех культур.
Всегда консультируйтесь со своим врачом или специалистом по уходу за детьми, если у вас возникают какие-либо вопросы о развитии или здоровье вашего ребёнка. На обороте вы найдёте инструкции, информацию об ограничении ответственности и лицензии на продукцию.
Nipissing District Developmental Screen © 2011 Nipissing District Developmental Screen Intellectual Property Association. All rights reserved.
Всегда консультируйтесь со своим врачом или специалистом по уходу за детьми, если у вас возникают какие-либо вопросы о развитии или здоровье вашего ребёнка. На обороте вы найдёте инструкции, информацию об ограничении ответственности и лицензии на продукцию.
Nipissing District Developmental Screen © 2011 Nipissing District Developmental Screen Intellectual Property Association. All rights reserved.
Смотрит на вас?
Реагирует на громкие или внезапные звуки?
Успокаивается, когда его утешают?
Хорошо сосёт сосок?
Следит взглядом за движением?
Изучает ваше лицо?
Реагирует или просыпается от громких звуков?
Перестаёт плакать, когда вы его утешаете?
Получает удовольствие от прикосновений и объятий?
Узнаёт и успокаивается, когда слышит знакомый ласковый голос?
Плачет по-разному
(когда устал, голоден)*
Издаёт разные звуки?
(воркующие, гукающие)*
Хорошо сосёт сосок?
Хочет кушать кажде 2–4 часа в течение дня?
Поднимает голову, когда лежит на животике?
** A
Держит голову, когда вы его кладёте себе на плечо?
B
Двигает ручками и ножками?
The Nipissing District Developmental Screen это анкета, помогающая вам следить за развитием вашего ребёнка.
Следующие занятия для вашего ребёнка помогут вам сыграть свою роль в развитии вашего ребёнка:
Да Нет
Да Нет
В ВОЗРАСТЕ ОДНОГО МЕСЯЦА ВАШ МЛАДЕНЕЦ:
В ВОЗРАСТЕ ДВУХ МЕСЯЦЕВ ВАШ МЛАДЕНЕЦ:
1
Русский
2 3
4 1
2 3
4 5
6 7
8 9
10 11 12 13
1
и
2
B
A
МЕСЯЦА
Эмоциональное развитие
Узнай меня лучше. Касайся меня, когда кормишь, одеваешь и купаешь меня. Постарайся понять, как мне нравится, чтобы со мной обращались: крепко или осторожно, быстро или медленно. Массируй мне ручки, ножки, спинку, животик и лицо.
Сейчас самое время лучше узнать друг друга.
Ты —мой первый друг, и моё взаи- модействие с тобой поможет мне строить взаимоотношения в будущем.
Больше всего меня интересует твой голос и лицо. Я хочу, чтобы ты меня держал(а) близко к себе, чтобы я мог изучить твоё лицо.
Для того чтобы помочь мне успокоиться, прижми меня к себе и обнимай меня, пока мы качаемся в кресле-качалке. Говори со мной или пой мне, касайся меня, говори мягким, тихим голосом или включи музыку, похожую на колыбельную. Громкие звуки меня пугают.
Когда ты меня кормишь, обними меня и смотри на меня. Улыбайся, говори мне, какой я замечательный, и дай мне смотреть тебе в глаза.
Я слишком маленький, чтобы долго не кушать. Иногда мне нужно поесть в течение ночи.
Устанавливай со мной связь разговором, пением или воркованием, когда меняешь мне подгузник, купаешь меня, кормишь или одеваешь меня. Я хочу, чтобы ты был(а) свзан(а) со мной.
Говори, пой колыбельные, читай стихи или придумывй песенки, чтобы я мог слушать звук твоего голоса. Изменяй свой голос; мне могут понравиться высокие или низкие тона.
Реагируй на мой плач. Плач — это мой способ сообщить тебе, что я голоден, устал, если мне жарко, нужно сменить подгузник или мне не комфортно.
Держи меня поближе к себе, этим ты меня не разбалуешь.
Я хочу, чтобы ты поддерживал(а) мою голову, когда держишь меня на плече и говоришь со мной.
Я могу попробовать поднять голову на несколько секунд, чтобы увидеть мой новый мир. Вокруг так много всего можно увидеть.
Когда я не сплю, и за мной присматривают, мне нужно немного полежать на животике.
Я должен спать на спине на твёрдой плоской поверхности.
Мне больше всего нравятся зеркала, подвесные мобили и всякие висящие вещи.
Я люблю движение, но, пожалуйста, не тряси меня, это не безопасно.
Моя голова слишком тяжёлая для моей шеи. Пока я такой маленький, всегда поддерживай мою голову.
Пожалуйста, не позволяй никому курить рядом со мной.
Мелкая моторика
Крупная моторика
Социальное развитие
Обучение и мышление
Коммуникация
Самостоятельность
Рис. 4.1 — Контрольные вопросы скрининга на возраст 1 и 2 месяца (копия проверочного листа)


33
Имя ребёнка:
Дата рождения:
Дата заполнения:
* Приведённые примеры являются всего лишь ориентировочными.
Вы можете использовать аналогичные примеры из жизни вашей семьи.
** Отдельные пункты могут не быть характерными для всех культур.
Всегда консультируйтесь со своим врачом или специалистом по уходу за детьми, если у вас возникают какие-либо вопросы о развитии или здоровье вашего ребёнка. На обороте вы найдёте инструкции, информацию об ограничении ответственности и лицензии на продукцию.
Nipissing District Developmental Screen © 2011 Nipissing District Developmental Screen Intellectual Property Association. All rights reserved.
Всегда консультируйтесь со своим врачом или специалистом по уходу за детьми, если у вас возникают какие-либо вопросы о развитии или здоровье вашего ребёнка. На обороте вы найдёте инструкции, информацию об ограничении ответственности и лицензии на продукцию.
Nipissing District Developmental Screen © 2011 Nipissing District Developmental Screen Intellectual Property Association. All rights reserved.
Смотрит на вас?
Реагирует на громкие или внезапные звуки?
Успокаивается, когда его утешают?
Хорошо сосёт сосок?
Следит взглядом за движением?
Изучает ваше лицо?
Реагирует или просыпается от громких звуков?
Перестаёт плакать, когда вы его утешаете?
Получает удовольствие от прикосновений и объятий?
Узнаёт и успокаивается, когда слышит знакомый ласковый голос?
Плачет по-разному
(когда устал, голоден)*
Издаёт разные звуки?
(воркующие, гукающие)*
Хорошо сосёт сосок?
Хочет кушать кажде 2–4 часа в течение дня?
Поднимает голову, когда лежит на животике?
** A
Держит голову, когда вы его кладёте себе на плечо?
B
Двигает ручками и ножками?
The Nipissing District Developmental Screen это анкета, помогающая вам следить за развитием вашего ребёнка.
Следующие занятия для вашего ребёнка помогут вам сыграть свою роль в развитии вашего ребёнка:
Да Нет
Да Нет
В ВОЗРАСТЕ ОДНОГО МЕСЯЦА ВАШ МЛАДЕНЕЦ:
В ВОЗРАСТЕ ДВУХ МЕСЯЦЕВ ВАШ МЛАДЕНЕЦ:
1
Русский
2 3
4 1
2 3
4 5
6 7
8 9
10 11 12 13
1
и
2
B
A
МЕСЯЦА
Эмоциональное развитие
Узнай меня лучше. Касайся меня, когда кормишь, одеваешь и купаешь меня. Постарайся понять, как мне нравится, чтобы со мной обращались: крепко или осторожно, быстро или медленно. Массируй мне ручки, ножки, спинку, животик и лицо.
Сейчас самое время лучше узнать друг друга.
Ты —мой первый друг, и моё взаи- модействие с тобой поможет мне строить взаимоотношения в будущем.
Больше всего меня интересует твой голос и лицо. Я хочу, чтобы ты меня держал(а) близко к себе, чтобы я мог изучить твоё лицо.
Для того чтобы помочь мне успокоиться, прижми меня к себе и обнимай меня, пока мы качаемся в кресле-качалке. Говори со мной или пой мне, касайся меня, говори мягким, тихим голосом или включи музыку, похожую на колыбельную. Громкие звуки меня пугают.
Когда ты меня кормишь, обними меня и смотри на меня. Улыбайся, говори мне, какой я замечательный, и дай мне смотреть тебе в глаза.
Я слишком маленький, чтобы долго не кушать. Иногда мне нужно поесть в течение ночи.
Устанавливай со мной связь разговором, пением или воркованием, когда меняешь мне подгузник, купаешь меня, кормишь или одеваешь меня. Я хочу, чтобы ты был(а) свзан(а) со мной.
Говори, пой колыбельные, читай стихи или придумывй песенки, чтобы я мог слушать звук твоего голоса. Изменяй свой голос; мне могут понравиться высокие или низкие тона.
Реагируй на мой плач. Плач — это мой способ сообщить тебе, что я голоден, устал, если мне жарко, нужно сменить подгузник или мне не комфортно.
Держи меня поближе к себе, этим ты меня не разбалуешь.
Я хочу, чтобы ты поддерживал(а) мою голову, когда держишь меня на плече и говоришь со мной.
Я могу попробовать поднять голову на несколько секунд, чтобы увидеть мой новый мир. Вокруг так много всего можно увидеть.
Когда я не сплю, и за мной присматривают, мне нужно немного полежать на животике.
Я должен спать на спине на твёрдой плоской поверхности.
Мне больше всего нравятся зеркала, подвесные мобили и всякие висящие вещи.
Я люблю движение, но, пожалуйста, не тряси меня, это не безопасно.
Моя голова слишком тяжёлая для моей шеи. Пока я такой маленький, всегда поддерживай мою голову.
Пожалуйста, не позволяй никому курить рядом со мной.
Мелкая моторика
Крупная моторика
Социальное развитие
Обучение и мышление
Коммуникация
Самостоятельность
Рис. 4.2 — Рекомендации для родителей по стимулирующим занятиям с ребёнком в возрасте 1–2 месяца
(копия страницы с рекомендациями для родителей)