Файл: Принципы организации учёта материальных ресурсов, их движения и использования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Если интенсивность потребления материальных ресурсов, количество их поставщиков и вариация договорных цен незначительна, разрешается сразу списывать их на производство по фактической себестоимости. Но учитывая то обстоятельство, что на конец отчетного периода, как правило, большинство предприятий заинтересованы в проведении дооценки своих ценностей, то все процедуры,- связанные с использованием различных оценок затрат материальных ресурсов в течение периода, сводятся на нет.

Следовательно, методы оценки товарно-материальных ценностей, а значит и списания их на производство или для реализации, которые применяются сегодня предприятиями, не обеспечивают высокой точности соответствующих показателей.

Помимо этого существующие методы дают возможность отдельным предприятиям постоянно завышать фактическую себестоимость потребленных материальных ресурсов, что дает им возможность снижать налог на прибыль, но не позволяет дать реальную оценку финансовым результатам деятельности[13].

Кроме того, важной проблемой, возникающей при определении расходов отчетного периода, является оценка затрат на потребленные материалы.

Как уже отмечалось, фактическая себестоимость ценностей должна включать все расходы на приобретение, затраты на переработку и прочие затраты, возникшие оприходовании ценностей до их настоящего местонахождения и приведения их в нынешнее состояние.

Расходы на приобретение состоят из цены приобретение, ввозной пошлины и других налогов (кроме впоследствии возвращаются налоговыми органами), а также расходы на транспортировку, погрузочно-разгрузочные работы, других расходов, связанных с приобретением ценностей. Торговые и другие скидки по МФСО вычитаются при определении затрат, входящих в состав себестоимости ценностей.

В рамках проводимого исследования приведем основных бухгалтерские проводки, по отражению в учете поступления и выбытия товарно-материальных ценностей.

Типовые проводки по приобретению товарно-материальных запасов представлены в таблице 4[14].

Таблица 4 - Типовые проводки по приобретению товарно-материальных запасов

Дебет

Кредит

Содержание фактов хозяйственной жизни

Документы первичного учета

10

60

Принятие к оплате счетов поставщиков по приобретенным материально-производственным запасам

Отгрузочные документы поставщика, Договор купли-продажи

10

71, 76, 60

Отражение расходов по доставке и заготовлению материально-производственных запасов

Бухгалтерская справка-расчет; Договора на оказание услуг; Акт приемки-сдачи выполненных работ

10

60

Принятие материально-производственных запасов по неотфактурованным поставкам по учетным ценам

№ М-7 «Акт о приемке материалов»

(10)

(60)

Сторнирование ранее учтенных сумм по неотфактурованным поставкам при получении счета-фактуры поставщиков

Бухгалтерская справка-расчет

10

60

Отражение стоимости материально-производственных запасов в соответствии с поступившими расчетными документами поставщиков

№ М-4 «Приходный ордер»

19-3

76, 60

Отражение НДС по приобретенным материально-производственным запасам, которые предназначены для производства продукции (услуг, работ)

Счета-фактуры

10

79-1

Получение материально-производственных запасов от собственных структурных подразделений.

№ М-4 «Приходный ордер»

76, 60

52, 51

Оплачены счета поставщиков за материально-производственные запасы и расходы по их доставке и заготовлению.

Выписки банка по расчетному (валютному, рублевому) счетам

68

19-3

Предъявление к вычету НДС по оплаченным и принятым к учету материально-производственным запасам

Счет-фактура

68

19-3

Предъявление к вычету НДС по принятым к учету и оплаченным материально-производственным запасам, которые используются для производства продукции, которая экспортирована при представлении документов в соответствии с требованиями ст. 165 НК РФ

1) копия контракта (контракт) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку;

2) копия выписки, которая подтверждает фактическое получение выручки от иностранного лица –покупателя;

3) грузовая таможенная декларация (ее копия);

4) копии товаросопроводительных, транспортных и (или) прочих документов




Дебет10 «Материалы» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» -

отражение расходов, которые связаны с заготовлением и доставкой материально-производственных запасов;

Дебет 19-3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - отражение НДС по расходам, понесенным при доставке материально-производственных запасов и другим расходам, которые связаны с их получением, основание - счета-фактуры поставщиков;

Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам» Кредит 19-3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам» - предъявление к вычету НДС по принятым к учету и оплаченным расходам, понесенным при доставке материально-производственных запасов и другим расходам, которые связаны с их получением. 

Дебет 98-2«Доходы будущих периодов», субсчет «Безвозмездные поступления» Кредит 91-1 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы» - списание рыночной стоимости безвозмездно полученных материально-производственных запасов со счета учета доходов будущих периодов при передаче этих запасов в производство[15].

Типовые проводки по приобретению товарно-материальных ценностей по договору мены иллюстрируются таблицей 5[16].

Таблица 5 - Типовые проводки по приобретению товарно-материальных ценностей по договору мены

Дебет

Кредит

Хозяйственные операции

Документы первичного учета

10

76, 60

Отражение задолженности за приобретенные по договору мены материально-производственные запасы по стоимости ценностей, которые переданы или подлежат передаче организацией

№ М-4 «Приходный ордер», № М-7 «Акт о приемке материалов», Договор мены, отгрузочные документы поставщика, Бухгалтерская справка-расчет

Продолжение таблицы 5

10

76, 60

Включение в стоимость приобретенных материально-производственных запасов расходов, которые связаны с заготовлением и доставкой материально-производственных запасов

Акт приемки-сдачи выполненных работ, Договора на оказание услуг, Бухгалтерская справка-расчет

19-3

76, 60

На основании счетов-фактур поставщиков отражение НДС по приобретенным по договору мены материально-производственным запасам

Счет-фактура

76, 60

62

Погашение обязательств сторон по договору мены

Бухгалтерская справка-расчет

68

19-3

Предъявление к вычету НДС по принятым к учету материально-производственным запасам после исполнения обязательств по договору мены

Счета-фактуры


Типовые проводки при реализации товарно-материальных запасов по договору мены наглядно представлены в таблице 6[17].

Таблица 6 - Типовые проводки при реализации товарно-материальных запасов по договору мены

Дебет

Кредит

Хозяйственные операции

Документы первичного учета

62

91-1

Отражение задолженности покупателей за отгруженные по договору материально-производственные запасы по стоимости ценностей, которые получены или подлежащих получению организацией

№ ТОРГ-12 «Товарная накладная», Договор мены

91-2

10

Списание стоимость проданных по договору мены материально-производственных запасов

Бухгалтерская справка-расчет

91-2

76

Начисление НДС на стоимость материально-производственных запасов, которая определена в соответствии с положением ст.40 НК РФ (учет для целей налогообложения «по оплате»)

Счет-фактура

91-2

68

Начисление НДС на стоимость материально-производственных запасов, которая определена в соответствии с положением ст.40 НК РФ (учет для целей налогообложения «по отгрузке»)

Счет-фактура

60, 76

62

Погашение взаимных обязательств по договору мены

Бухгалтерская справка-расчет

76

68

Начисление НДС к уплате в бюджет (учет в целях налогообложения «по оплате»)

Счет-фактура, Бухгалтерская справка-расчет

Аналогичным образом проведем анализ типовых проводок по выбытию товарно-материальных ценностей по различным причинам финансово-хозяйственной деятельности.

Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит 91-1 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы» - отражение задолженности покупателей за проданные материально-производственные запасы по стоимости, которая указана в договоре.

Дебет 91-2 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы» Кредит 10 «Материалы» - списание стоимости проданных материально-производственных запасов.

Дебет 91-2 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы» Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - начисление НДС от продажной стоимости материально-производственных запасов (учет для целей налогообложения «по оплате»).


Дебет 91-2 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы» Кредит 68 «Расчеты по налогам и сбора» - начисление НДС от продажной стоимости материально-производственных запасов (учет для целей налогообложения «по отгрузке»).

Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - погашение взаимных обязательств по договору мены.

Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» 68 «Расчеты по налогам и сбора» - начисление НДС к уплате в бюджет (учет для целей налогообложения «по оплате»)[18].

Таковы в наиболее общем виде теоретические аспекты организации бухгалтерского учета товарно-материальных ценностей.

Резюмируя изложенное, важно еще раз подчеркнуть значимость эффективной организации бухгалтерского учета товарно-материальных ценностей в общей системе управления предприятием. От организации бухгалтерского учета данного участка зависит эффективность использования материальных ресурсов и возможности улучшения процесса ресурсосбережения на предприятии.

Можно выделить следующие основные задачи бухгалтерского учета товарно-материальных ценностей:

  • своевременное и правильное документальное оформление операций по движению товарно-материальных ценностей;

  • организация эффективной системы внутреннего контроля за состоянием товарно-материальных ценностей;

  • разработка и внедрение прогрессивных норм расхода товарно-материальных ценностей в производственном процессе;

  • анализ состояния учета перерасхода или экономии материальных ресурсов предприятия, с целью закрепления полученного положительного результата или выявления причин перерасхода ТМЦ.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

Особое значение в современных условиях хозяйствования имеет организация учета товарно-материальных ценностей. От организации бухгалтерского учета данного участка зависит эффективность использования материальных ресурсов и возможности улучшения процесса ресурсосбережения на предприятии.

На каждом современном предприятии неотъемлемой частью работы с запасами товарно-материальных ценностей является учет их движения. Правильное его ведение оптимизирует работу всего предприятия в целом.

Можно выделить следующие основные задачи бухгалтерского учета товарно-материальных ценностей:

  • своевременное и правильное документальное оформление операций по движению товарно-материальных ценностей;

  • организация эффективной системы внутреннего контроля за состоянием товарно-материальных ценностей;

  • разработка и внедрение прогрессивных норм расхода товарно-материальных ценностей в производственном процессе;

  • анализ состояния учета перерасхода или экономии материальных ресурсов предприятия, с целью закрепления полученного положительного результата или выявления причин перерасхода ТМЦ.


Необходимо отметить тот факт, что в процессе организации нормативно-правового регулирования вопросов учета товарно-материальных ценностей в нормативно-правовых актов применяется понятия «запасы».

В соответствии с ФСБУ 5/2019 «Учет материально-производственных запасов», к бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов принимаются активы: используемые в качестве сырья, материалов при производстве продукции, предназначенной для продажи; предназначенные для продажи; используемые для управленческих нужд организации.

Первоначально запасы оцениваются по себестоимости, в которую включаются:

  • затраты на приобретение, в том числе цена покупки, пошлины, невозмещаемые налоги, затраты на транспортные и погрузочно-разгрузочные работы;

  • затраты на переработку: прямые и косвенные затраты, непосредственно связанные с переработкой запасов с целью доведения до состояния готовности к продаже или дальнейшему использованию, плюс постоянные производственные расходы, рассчитанные исходя из нормальной производительности).

Синтетический учет товарно-материальных ценностей осуществляется с использованием следующих счетов 10 «Материалы», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция». Данные синтетические счета активные, по дебету отражается поступления товарно-материальных ценностей, по кредиту их выбытие (списание).