Файл: Подготовительная группа Сентябрь Прогулка 1 Наблюдение за сезонными изменениями.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ноябрь
Прогулка 8
Наблюдение за собакой
Цели:
__ учить устанавливать связь между особенностями внешнего вида, поведением животных и условиями зимнего сезона; воспитывать интерес к жизни животных, любовь, стремление помогать в трудных условиях.
Ход наблюдения
В нашем доме знают взрослые и дети
То, что я теперь счастливей всех на свете:
У меня, на зависть всем собаководам,
Есть собака удивительной породы.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Как называется жилище собаки?
♦ Какое любимое лакомство собаки?
♦ Как выглядит собака? Какие породы собак вы знаете?
♦ Почему некоторых собак называют «бездомными»?
Счастливая жизнь собаки во многом зависит от ее вла- дельца. Собаки питаются разнообразной пищей. Они могут полакомиться плодами, крупами, молоком, творогом, но больше всего любят вареное мясо.
Пород собак очень много — сенбернар, такса, немецкая овчарка, чау-чау, пудель, ротвейлер, все они отличаются друг от друга. Собака умна, внимательна, обладает великолепной памятью, тонким чутьем, острым слухом. Она никогда не бросит в беде своего хозяина, никогда не предаст его!
Однажды я встретил бездомную кошку.
— Как ваши дела?
— Ничего, понемножку.
— Я слышал, что вы тяжело заболели?
— Болела...
— Так значит, лежали в постели?
— Бездомной, мне некуда ставить постель.
— Как странно, — я думал, — «Что в мире огромном нет места Собакам и кошкам бездомным».
А. Дмитриев
Есть такие люди, которые выбрасывают животных на улицу. Жизнь животных становится мучительной. У них нехорошей еды, тепла, ласки, им приходится жить в подвал, и на улице, они заболевают и умирают. Это результат человеческого бездушия. И поэтому я хочу обратиться ко всем. не выбрасывайте домашних животных!
Трудовая деятельность
Сгребание снега в определенное место для постройки ледяных фигур.
Цель: учить работать сообща, добиваться цели общими усилиями.
Подвижные игры
«Мы — веселые ребята», «Затейники».
Цель: учить четко говорить текст в игре, соблюдать правила игры.
Индивидуальная работа Развитие движений.
Цели:
— совершенствовать приемы метания предметов в горизонтальную цель;
— развивать глазомер, координацию движений, ловкость;
— формировать позитивное отношение к физическим упражнениям.
Ноябрь
Прогулка 10
Наблюдение за хвойными и лиственными
деревьями
Цель: формировать знания о деревьях (что у них
общего и в чем отличия).
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
* Какие деревья растут на нашем участке? (Береза,
осина сосна, ель, лиственница и др.)
* А какие это деревья? (Хвойные и лиственные.)
* Чем лиственные деревья отличаются от хвойных?
* Что общего у них? (Ствол, ветки, корень.)
* Какие условия необходимы для роста деревьев?
* Какую пользу приносят хвойные и лиственные деревья в народном хозяйстве и медицине?
Трудовая деятельность
Уборка на физкультурном участке.
Цель: учить трудиться сообща, распределять между собой обязанности.
Подвижные игры «Перебежки», «Догони пару».
Цель: упражнять в бегечерез препятствия.
Индивидуальная работа Прыжки в длину с места.
Цели:
— упражнять в прыжках, отталкиваясь двумя ногами;
— совершенствовать координацию движений.
Ноябрь
Прогулка 11
Наблюдение за вертолетом
Цели:
— закреплять знания о воздушном транспорте;
— формировать интерес к профессии пилота.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Без разгона ввысь взлетит —
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полет
Наш российский ... (вертолет).
♦ Как выглядит вертолет? (Большой, с большим винтом
наверху.)
♦ Чем вертолет похож на стрекозу? (Внешним видом.)
♦ Какие бывают вертолеты?
(Санитарно-
спасателъные, военные, грузовые.)
♦ Какаяпрофессияучеловека, управляющего вертолетом? (Пилот.)
♦ Какие еще виды транспорта вы знаете? (Наземный,
водный, подводный.)
♦ В чем различия между вертолетом и самолетом? (У
самолета скорость больше, чем у вертолета;
вертолет может зависать в воздухе, а самолет нет;
для взлета самолету нужна взлетная полоса, а
вертолет может подняться с места.)
Трудовая деятельность
Уборка участка.
Цель: закреплять умения работать сообща.
Подвижные игры
«Самолеты».
Цель: упражнять в беге со словами. «Жмурки».
Цель: учить ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.
Индивидуальная работа
«Перейти речку».
Цель: упражнять в ходьбе по бревну прямо и боком.
Ноябрь
Прогулка 12
Наблюдение за снегом и льдом
Цели:
— закреплять знания о разнообразных состояниях воды;
— формировать реалистическое понимание неживой природы.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Из чего состоит лед?
♦ Какие свойства льда (снега) вам знакомы?
♦ Как образуются снежинки?
Мы — снежинки!
Это мы — Парашютики зимы.
Это мы над вами кружим,
Это мы с ветрами дружим.
Лед — замерзшая твердая вода, стоит отогреть льдинку в ладошке, и она тут же стечет с пальцев тонкой струйкой. Признаки льда: блеск, гладкость, твердость, хрупкость. Погладьте поверхность для определения гладкости. Ударьте для обнаружения прочности и хрупкости.
Из морей и океанов испаряется вода. Водяной пар поднимается высоко над землей, где всегда очень холодно. Там на высоте пар замерзает в крохотные ледяные кристаллики. Кристаллики соединяются в звездочки-снежинки.
♦ Какой снег в теплую погоду? (Липкий, тяжелый,
влажн
ы
й, сырой.)
♦ Какой снег в морозную погоду? (Сухой, пушистый,
легкий, рассыпается.)
Плотный, утоптанный снег тает медленнее рыхлого; темный грязный снег сходит раньше чистого и светлого.
Исследовательская деятельность
Сравнить время замерзания чистой и подкрашенной воды в большой и маленькой формочках.
Сравнить скорость таяния снега, уложенного в стакан плотно или рыхло.
Трудовая деятельность
Уход за растениями, растущими на участке.
Цель: формировать интерес к труду в природе, экологическое сознание.
Подвижные игры
«Волк во рву», «Мышеловка».
Цели:
— учить по сигналу перепрыгивать через ров и обратно;
— развивать быстроту, ловкость, выносливость.
Индивидуальная работа
Лазанье. Цели:
— развивать координацию движений;
— воспитывать смелость, решительность.
Декабрь
Прогулка 1
Наблюдение за сезонными изменениями
Цели:
— формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь становится длиннее, а день убывает);
— учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их в стихотворениях.
Ход наблюдения
Прелесть утренней зимы. Дни стоят невыразимы,
Снегу — хоть давай взаймы Всем другим бесснежным зимам...
Н. Асеев
Пришел декабрь — первый зимний месяц. Сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, потому и называют в народе декабрь «хмурень» — хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано. По ночам в декабре трещит мороз — строит ледяные мосты на реках, прудах и озерах.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ За каким месяцем идет декабрь?
♦Что изменилось на участке в детском саду по сравнению в, ноябрем?
♦ Что изменилось в одежде людей по сравнению с осенью?
♦ Какие защитные свойства у снега?
♦ Найдите на нашем участке приметы зимы.
Трудовая деятельность
Засыпка корней деревьев снегом.
Цель: воспитывать желание оказывать помощь живым объектам.
Подвижные игры: Игра в снежки.
Цель: закреплять навыки в метании предметов.
Прыжки на одной ноге.
Цель: воспитывать чувство равновесия.
Индивидуальная работа: Развитие движений.
Цель: обучать самостраховке при выполнении движений на соблюдение равновесия
Декабрь
Прогулка 2
Наблюдение за огородом
Цели: — знакомить с сезонными изменениями в огороде в зимний период;
— воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Ход наблюдения
Батюшка наш огород!
Поклонюсь тебе с любовью —
Ты корми нас целый год
И капустой и морковью.
Угощай нас кабачком,
Сельдереем и лучком.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Что изменилось в огороде с приходом зимы? (Все
замело снегом.)
♦ Чем является снег для растений? (Одеялом,
спасающим в холода и ветра.)
♦
Если много снега в огороде — это плохо или хорохц
0
. (Хорошо, много влаги.)
♦ Ровно ли лежит снег в разных частях огорода? (Нет )
♦ Где больше снега — у здания или в центре? (У
зданий)
♦
Почему? (Порывы ветра сдувают снег от центра
к зданию.)
Исследовательская деятельность
Измерить глубину снега снегомером в разных частях ого рода.
Определить, в каком состоянии находится почва в зимние период.
Трудовая деятельность: Постройка фигур из снега на участке.
Цели: учить строить из снега фигуры;
— воспитывать дружеские отношения.
Подвижные игры
«Совушка».
Цели: —
учить внимательно слушать команду воспитателя;
— развивать внимание, следить за правильностью выполнения задания.
«Жмурки».
Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве,
Индивидуальная работа: «Попади в цель».
Цель: развивать глазомер и силу броска.
Ноябрь
Прогулка 3
Наблюдение за воробьем
Цели:
— продолжать закрепление знаний о зимующей птице
— воробье;
— формировать представление об особенностях поведения птицы в зимнее время;
— учить поддерживать чистоту в кормушке для птиц.
Ход наблюдения
Прыгал воробьишка
В коричневом пальтишке,
Ростом мал, да боевой,
Нелегко ему зимой.
Прыгает он у крыльца —
Покормите молодца. В. Мирясова
Воспитатель проводит с детьми беседу.
♦ Посмотрите, сколько птиц прилетело к нам в столовую. Как называют птиц, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие птицы.)
♦ Чем отличаются перелетные птицы от зимующих? (У
зимующих птиц есть подпушек и очень твердый клюв.)
♦ Какие птицы не улетают от нас на зиму? (Воробьи,
воронье галки, сороки, дятлы, клесты.)
♦ Чем питаются воробьи в зимнее время? (Крошками,
зернышками.)
♦ Почему зимующих птиц надо подкармливать? (Корма
им не хватает, а сытость дает птахам тепло.)
♦ Расскажите о своих наблюдениях за поведением воробьев зимой. (Нахохлившись, они прячут клюв под
крылышко, таким образом они защищаются от
мороза.)
♦ Почему воробьи селятся рядом с человеком? (Чтобы
прокормиться и согреться возле него.)
Да, зиму воробьи проводят рядом с нами. Трудно приходится птицам в снежную и морозную пору.
Они прилетают поближе к человеку, надеясь прокормиться и согреться возле него. В народе воробьев нередко называют воришками.
Эти проворные птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи.
♦ Почему воробьев называют смелыми и дружными птицами? (Потому что они всегда летают стайкой.)
Если какому-нибудь воробью посчастливится найти обильный корм, он начинает громко чирикать, созывает на пир своих собратьев. И вот сейчас, посмотрите у кормушки, сколько собралось птиц.
Какой же корм они охотнее поедают? Давайте проверим. В первую кормушку мы положим сало, во вторую — хлебных крошек, а в третью насыплем зернышек.
♦ Прежде чем накладывать корм, что нужно сделать?
(Отчистить от снега место для корма.)
♦ Ребята, посмотрите, возле какой кормушки больше собралось воробьев? (Возле третьей, где зернышки.)
♦ Какой корм они охотнее поедают? (Зерно.)
Давайте договоримся, что мы с вами будем каждый день поддерживать чистоту в кормушке и подкармливать птиц.
Трудовая деятельность
Расчистка от снега кормушек, кормление птиц. Цель:
воспитывать положительное отношение к труду.
Подвижные игры «Попади в цель».
Цель: учить следить за направлением летящего предмета, правильно рассчитывать и выполнять движения. «Встречные перебежки».
Цель: учить бегать и прыгать, не наталкиваясь друг на
Друга.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Индивидуальная работа
Метание снежков вдаль и в цель.
Цель: развивать координацию движений.
Ноябрь
Прогулка 4
Наблюдение за снегопадом
Цели: формировать представление о свойствах снега;
— закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде;
— развить чувство прекрасного.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку.
Не вымыт, а блестит,
Не поджарен, а хрустит. (Снег.)
Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, а белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз не сильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа.
Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья.
Слой за слоем ложится на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.
А хрустит снег оттого, что под тяжестью нашего тела ломаются звездочки и лучики.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ При какой погоде снежинки образуют снежную пыль, крупу, хлопья?
♦ Почему снег хрустит под ногами?
♦
Почему снег бывает рыхлый?
Исследовательская деятельность
Поймать летящую снежинку на чистый лист бумаги, рассмотрев, определить свойства снега (снежинка, пыль, крупа, хлопья).
Трудовая деятельность:
Засыпка снегом корней деревьев на своем участке.
Цель: развивать умение работать сообща.
Подвижная игра «Снежная карусель».
Цель: учить действовать по сигналу воспитателя, постепенно убыстряя темп бега в хороводе.
Индивидуальная работа Развитие движений.
Цель: учить метать снежки вдаль.
Ноябрь
Прогулка 5
Наблюдение за рябиной
Цели:
— расширять знания о рябине;
— продолжать наблюдение за рябиной зимой.
Ход наблюдения
Нарядилась рябинушка, вышла погулять.
Платье в красных бусинках — их не сосчитать.
Стала с ребятишками хоровод водить,
С платьица по бусинке каждому дарить.
Стали ярче рябинушки щеки детворы,
Щедрые у рябинушки для детей дары!
Рябина пригодна для посадок в снегозащитной полосе, отличается высокой холодоустойчивостью. Ягоды рябины терпкие, горьковатые, но тронутые легким морозцем, становятся приятные на вкус и слаще.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Какие на вкус ягоды рябины зимой?
♦ Какие птицы прилетают полакомиться ягодами?
Исследовательская деятельность
Сравнить ягоды до мороза и после.
Трудовая деятельность
Расчистка дорожек от снега.
Цель: оказывать помощь дворнику.
Подвижная игра
«Кто скорее добежит до флажка?».
Цель: отрабатывать навыки подлезания под дугу.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цели:
— продолжать отработку техники прыжка в длину с места;
— использовать зрительные ориентиры.
Декабрь
Прогулка 6
Сравнительное наблюдение за воробьем и синицей
Цели:
— на примере сравнения воробья с синицей знакомить с особенностями их строения, образа жизни;
— воспитывать доброжелательное отношение к братьям нашим меньшим.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадки.
Серых перьев комок
На морозе продрог.
Скачет по дорожке,
Собирает крошки. (Воробей.)
Непоседа, невеличка,
Желтая почти вся птичка,
Любит сало и пшеничку.
Кто узнал ее? (Синичка.)
Воспитатель предлагает детям рассмотреть и сравнить воробья и синичку.
♦ Что у них общего? (Остались зимовать, держатся
по одиночке.)
♦ Чем отличается воробей от синички? (У синицы клюв
тонкий — эта птица насекомоядная; у воробья клюв
толстый — птица зерноядная; а также оперением,
поведением.)
♦ Как ведут себя эти птицы на кормушке? (Воробьи,
заметив корм, налетают стайкой, ссорятся, отбирая
его друг у друга, клюют с жадностью. Синички
соблюдают
очередность,
улетая
с
кормом,
расклевывают его, прижав лапкой, сидя на ветке.)
♦ Расскажите о повадках воробья и синицы? (Воробей
— маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Эти
птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют
из собачьей миски, подбирают крохи под самым носом
сытого ленивого кота, они смелые и доверчивые.
Синица — всем интересуется, всюду сует свой
любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте,
всюду летает, суетится, снует. Она легко прыгает по
веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко
лазает по ветвям деревьев. Синицы — осторожные и
пугливые.)
♦ Чем питаются эти птицы? (Воробьи — птицы
всеядные. Синицы любят несоленое сало, семена
подсолнечника, тыквы, арбуза.)
♦ Синица — птица насекомоядная, почему же она не улетает в теплые края? (Она делает запасы, а клювом-
шильцем может доставать личинки насекомых из-под
коры и расщеплять семена. В морозные зимние дни
синицы прилетают ближе к жилью человека.)
♦ Почему же воробьи так любят соседство с людьми?
(Потому что, живя возле людей, птицы защищены от
хищников, у них есть корм и укромные местечки, где
можно свить гнездо.)
♦ Приносят ли пользу эти птицы? (Синицы очень
полезны нашим лесам. Даже в морозную стужу
стайки синиц тщательно обследуют дерево за
деревом в поисках зимующих насекомых. Недаром
стайки синиц называют «крылатой милицией леса».
Бывает, что воробьи приносят вред человеку,
расклевывают фрукты, в садах, вредят посевам зерно-
вых. Но пользы от них все же больше, чем вреда. Они
поедают большое количество вредных насекомых,
поэтому их надо охранять, а не преследовать.)
Трудовая деятельность
Укрепление снегом корней молодых деревьев.
Цель: побуждать к природоохранной деятельности.
Подвижные игры «Птицы и кукушка».
Цели:
— развивать ловкость, быстроту;
— выполнять характерные движения по содержанию игры. «Лягушки и цапля».
Цель: упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.
Индивидуальная работа Развитие движений.
Цель: упражнять в прыжках в длину с места.
Декабрь
Прогулка 7
Наблюдение за трудом дворника
Цели:
— продолжать наблюдения за работой дворника;
— способствовать обогащению словаря;
— воспитывать любовь и уважение к работе дворника;
— прививать любовь к природе, заботливое отношение к окружающей среде.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Что делает дворник зимой на территории детского сада?
♦ Какие орудия труда он использует для работы?
♦
Как может дворник помочь деревьям перенести холод и мороз?
♦
Нужна ли работа дворника людям и природе?
Трудовая деятельность
Строительство горки из снега для кукол.
Цели:
— учить трудиться сообща;
— воспитывать трудолюбие.
Подвижные игры
«Два мороза», «Горелки».
Цели: упражнять в беге;
— закреплять умение соблюдать правила игры.
Индивидуальная работа
Ходьба на лыжах.
Цели: упражнять в ходьбе по лыжне;
— развивать ловкость, выносливость.
Декабрь
Прогулка 8
Наблюдение за оврагом
Цели:
— закреплять знания о ландшафте;
— воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
Как изменился овраг с приходом зимы? (Покрылся
снегом, стал не очень крутой.)
♦ Где больше снега — вверху или внизу оврага?
(Нужно измерить снегометром.)
♦ Почему снега внизу больше? (Порывы ветра
сдувают снег, снося его вниз в овраг.)
♦ Где весной будет почва суше — вверху или на дне оврага? (Больше снега — больше воды; вверху песок
быстро пропускает воду, а внизу — нет, потому что
там глина.)
♦ Чем служит снег для трав? (Одеялом, которое
укрывает от мороза и ветра.)
Исследовательская деятельность
Делать срез лопатой. Почему мы не можем сделать срез почвы? (Почва промерзла от сильных морозов.)
Трудовая деятельность
Подметание дорожек на участке младших групп.
Цель: воспитывать желание трудиться.
Подвижные игры «Бездомный заяц».
Цель: учить действовать по сигналу воспитателя, соблюдая правила игры.
«Следопыт».
Цель: развивать внимание и наблюдательность.
Индивидуальная работа Развитие движений.
Цель: закреплять умение ориентироваться на участке детского сада, находить предмет по описанию.