Файл: Реферат по дисциплине бизнес стратегии и управление технологией на тему Производственная система точно в срок. группа сми 221м АльАллак Нурулдин Акил Карим.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проведение корректирующих действий, для предотвращения проблем. Логистическая система Just In Time настолько популярна в современном мире в связи с тем, что на некоторых рынка применение этой концепции является обязательным средством конкурентной борьбы. Cистема JIT охватывает каждый аспект производственного процесса, от разработки до продажи изделия и послепродажного обслуживания. Главная цель организация плавного и быстрого потока материалов через систему. Основная идея JIT: если производственное расписание задано, то можно так организовать движение материальных потоков, что все материалы, компоненты и полуфабрикаты будут поступать в необходимом количестве, в нужное место (на сборочной линии конвейере) и точно к назначенному сроку для производства или сборки готовой продукции. При этом страховые запасы, иммобилизующие денежные средства фирмы, не нужны.
Современная система JIT стала более универсальна и комбинируется из различных вариантов логистических, производственных и распределительных систем, например системы, минимизирующие запасы в логистических цепях, логистические системы быстрого переключения, сглаживания уровня запасов, групповые технологии, превентивное гибкое автоматизированное производство, современные логистические системы общего статистического контроля и управления качеством продукции. В современных условиях деятельность отечественных производителей должна быть ориентирована на выпуск высококачественной и конкурентоспособной продукции при максимальном снижении затрат на ее производство. Именно поэтому особую значимость приобретает использование передовых систем, таких как JIT. Сферой применения JIT могут быть предприятия малого и среднего размера, производство на которых осуществляется короткими циклами с небольшими объемами производимой продукции или крупные предприятия, производящие достаточно однородную продукцию (массовое производство).
Так JIT получила распространение на всех американских и западноевропейских корпорациях, действующих на остроконкурентных рынках. Это Mitsubishi, Volkswagen, Boeing и Nokia. Преимущества JIT состоят в следующем: рабочие имеют высокую мотивацию добиваться постоянного совершенствования. Происходит достижение все более и более высоких стандартов; компания сосредоточивается на усилиях группы, которые включают в себя объединение талантов и обмен знаниями, навыки решения проблем, идей и достижение общей цели; работа сама по себе имеет приоритет над отдыхом; сотрудники, как правило, остаются в одной компании на протяжении всей своей карьеры.
Это позволяет им отточить свои навыки и способности, предлагая множество преимуществ для компании. Эти преимущества проявляются в лояльности сотрудников, низких затратах и выполнение целей компании.
JIT становится популярным в России, несмотря на трудности, обусловленные, в частности, отечественным менталитетом и отсутствием налаженной системы логистики. Ряд крупных российских компаний уже пытается внедрить у себя JIT. Например, КамАЗ, АВТОВАЗ и «Уралсвязьинформ». На Ульяновском автозаводе внедрение системы привело к экономии времени на 20%. В 2003 г. ПАЗ также перестроил свое производство в соответствии с системой JIT. Некоторые из принципов JIT могут быть также применены при найме персонала. Такой метод эффективен для предприятий, чья специфика позволяет серьезно экономить ресурсы, нанимая временных работников именно в тот период, когда они необходимы. JIT применим даже в строительстве. Так, российско-чешская строительная компания «U-Group» предлагает свои услуги в проектировании и строительстве объектов с использованием быстровозводимых стальных конструкций, применяя JIT.
С мая 2013 г. ОАО «Северсталь» начало осуществлять поставки металлопроката на ООО «Катерпиллар Тосно» по принципу JIT, то есть по мере необходимости заказчика в том или ином материале.
Кроме того, в России поставки по системе JIT осуществляет такая компания как Мастер-СНАБ, ведущий поставщик промышленного оборудования и лидер в области комплексного снабжения на рынках Твери, Тверской и Московской областей. Компания «ЕВРОСИБ-Логистика» предлагает доставку по системе JIT автокомпонентов и труб большого диаметра. Система JIT в торговле предполагает, что товары поступают на полки «прямо с колес». К примеру, в Москве действует сеть магазинов самообслуживания «АБК», поставки в которые осуществляются по системе JIT. Применение этой системы позволило увеличить объем торговых площадей за счет складских помещений, избежать затоваривания и обеспечить высокий уровень наполнения заявленного ассортимента.
Однако, JIT не получила широкого применение в России по причинам нестабильной экономики, неразвитой рыночной инфраструктуры и нетребовательности потребителя.
Таким образом, микрологистические системы, основанные на JIT подходе, связанном с синхронизацией всех процессов и этапов доставки материальных ресурсов, технологии производства и сборки, поставки готовой продукции потребителям, чрезвычайно критичны к точности информации и прогнозирования. Этим объясняется, в частности, и короткие составляющие логистических (производственных) циклов. Для эффективного применения JIT необходимо работать с надежными информационными системами и компьютерной поддержкой.
Можно сделать вывод, что JIT это система, которая применяется преимущественно в серийном производстве. Важным ее достоинством является то, что «точно-срочные» системы требуют очень небольших материальных запасов, поскольку последовательные операции жестко скоординированы. Также, следует отметить, что внедрение системы «точно в срок» имело достаточный успех на российских предприятиях, что повысило их конкурентное преимущество на мировом рынке.
Глава 2. Практический опыт использования системы «точно в срок»
Идеология системы «точно в срок» популярна в современном мире бизнеса, она становится классическим средством конкурентной борьбы. С логистических позиций JIT − логика двоичности в управлении запасами. Согласно этой логике потоки материальных ресурсов тщательно синхронизированы с потребностью, задаваемой графиком выполнения запланированных работ. Изначально синхронизация касалась координации двух сфер логистики − снабжения и производства, в последующем успешно была распространена и на сбыт, а в настоящее время охватывает макрологистические системы различного уровня и назначения. Понимание логики JIT, ее идеологии формирует основу соответствующей концепции. Без выстраивания концепта практическая реализация JIT превращается в разрозненное множество методов, принципов и подсистем.
Иными словами, для того, чтобы JIT-система реально работала, требуется осознание сути ее концепта, как вектора устранения бесполезных затрат и непрерывного совершенствования бизнес-процесса. Это идеология высшего уровня синхронизации бизнес-процессов для достижения бездефектного производства при минимуме издержек. Основные идеи концепции JIT заложили О.Д. Мак-Илхаттан, Р.А. Хауэлл и С.Р. Соуси. Будучи европейской идеей 1954 года, JIT реализована японской компанией «Тойота» в наиболее известном своем варианте, − «канбан» («карточка», «визуальная система записи», «система ярлыков и вывесок»). «Канбан» незамедлительно показала свою эффективность, − «Тойота», будучи на грани банкротства, через несколько лет стала третьим крупнейшим производителем автомобилей в мире, уступив лишь General Motors и Ford Motors Company.
Что касается названия − «JIT» − то его несколько позднее дали американцы, применившие этот концепт в автомобилестроении. До ныне «Just-in-Time» (JIТ) принят в японских деловых кругах как не имеющий японского эквивалента. По словам Р. Шенбегера, «со времен разработки Тейлором основ научной организации труда «Just-in-Time» явилась наиболее значительной инновацией, нацеленной на повышение производительности производства».
Примечательно, что японская идеология JIT возникла в ответ на ряд экономических ограничений, характерных для японского бизнеса. Поскольку Япония не располагала богатыми природными ресурсами и не отличалась низкими ценами на недвижимость, японские фирмы вынуждены были стремиться к рачительности и минимизировать площади складских помещений, не допуская хранение значительных, зачастую излишних, запасов. В этих условиях предпосылками JIT стали следующие идеи, заложенные в концепт:
1. Заявкам потребителей должны соответствовать не запасы, а производственные мощности.
2. В условиях минимизации запасов требуется непрерывное совершенствование организации и управления производством.
3. Оценка эффективности должна осуществляться не только по уровню затрат, но и по длительности полного производственного цикла.
4. Необходимо изменить стереотип мышления персонала, − от идеологии «чем больше, тем лучше» к «чем меньше потерь, тем лучше».
Таким образом, японский экономический истеблишмент смог по-новому взглянуть на запасы, − это потеря ширмы, за которой скрывается недостатки; знак конфликтной ситуации внутри или между предприятиями; явление, позволяющее функционировать, не решая проблем, обусловивших запасы. Поскольку такие характеристики никак не увязываются с конкурентоспособностью, минимизация запасов сначала стала лозунгом «Тойоты», а впоследствии и мирового экономического истеблишмента, − как основа философии управления по JIT. Справедливости ради следует отметить, что основной принцип JIT нередко связывают с Генри Фордом, − с его книгой «Моя жизнь, мои достижения» (1922 г.) и реализацией его идей на заводе Ford Motor Company (США).
Вместе с тем, никто не оспаривает, что широкое распространение JIT началось с конца 50-х годов ХХ в., когда японская автомобильная компания Toyota Motors, а впоследствии и другие автокомпании Японии, начали внедрять систему «канбан». Эффективность JIT была подтверждена в 1973 году, − стабильнымуспехом корпорации Тойота, причем во время нефтяного кризиса в Японии. Свидетельством может служить и тот факт, что известная американская компания Harley-Davidson, производящая мотоциклы, в 1970-х годах столкнулась с обострением конкуренции с японскими компаниями Honda, Yamaha, Suzuki и Kawasaki. Эти японские компании могли поставлять свои мотоциклы практически в любую точку мира с более высоким качеством и по цене, более низкой в сравнении с конкурентами.
В 1978 г. HarleyDavidson пыталась доказать в суде, что японские компании продают мотоциклы по демпинговым ценам, но во время судебных слушаний выяснилось, что операционные издержки у японских компаний на 30% ниже, чем у Harley-Davidson, что, в частности, обусловлено реализацией системы JIT. Поэтому в 1982 г. Harley-Davidson начала разрабатывать и внедрять аналог JIT − программу «материалы по мере необходимости».
В результате за 5 лет компания снизила время переналадки оборудования на 75%, сократила гарантийные расходы на 60%, снизила запасы незавершенного производства на $ 22 млн., а производительность в целом выросла на 30%. Это подтверждает, что концепция JIT формирует модель эффективного механизма управления, реализуемого на следующих принципах:
-
должны быть устранены любые излишние действия, увеличивающие стоимость продукции, но не повышающие ее потребительную стоимость; -
«точно в срок» − это не фиксированный результат, а непрерывный процесс совершенствования; -
излишние запасы – зло, их минимизация повышает эффективность бизнеса, для этого снабжение осуществляется «с колес», в точно оговоренное время, настолько малыми партиями, что становится поштучным; -
основной фактор проектирования и производства продукции – предпочтения клиентов – отражает непрерывное приближение потребительских качеств продукции к запросам покупателей; -
гибкость производства − JIТ больше увязывается со спросом, чем традиционный метод «выбрасывания продукции на рынок», т.к. продукцию производят тогда, когда в ней нуждаются и в объеме согласно спросу покупателей, которым готовая продукция отгружается без складирования; отказ от производства крупными партиями, выполнение заказов по дням и часам в ходе непрерывно-поточного предметного производства; улучшение качества продукции до состояния «ноль дефектов», внутри компании и с деловыми партнерами отношения строятся на принципах взаимного уважения и поддержки; -
JIT − это командные достижения; сотрудник, осознающий свою роль мыслящего работника, изобретателя и мотивированный к ней − лучший ресурс для непрерывного совершенствования.
Отсюда можно сформулировать 16 основных компонентов концепции JIT: выравнивание производства; система подтягивания (pull systems); система «канбан» («карточка», «визуальная система записи», «система ярлыков и вывесок»); идеальный порядок на рабочем месте; производство малыми партиями; сокращение времени переналадки; сквозное планово-предупредительное обслуживание; сквозной контроль качества; закупки «с колес»; сбалансированные производственные линии; синхронизированное гибкое производство, ориентированное на сбыт по объему и ассортименту, соответствующему запросам потребителей; деятельность малыми группами; мотивация персонала; обучение персонала короткими сессиями, − по нескольку часов в неделю – во избежание информационной перегрузки; командный стиль работы; производству JIT должен предшествовать поток информации JIT, в большинстве своем формируемый управленческим учетом. JIT охватывает множественные аспекты производственного процесса, − отпроектирования продукта, до его продажи и послепродажного обслуживания.