Файл: Стрелочными электроприводами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 691

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лабораторная работа №1–2 – 71

ОК – контроля промежуточного положения стрелки.
В путевой коробке расположена стрелочная рукоятка для местного управления стрелкой.
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Методика выполнения работы на макете
1.
Ознакомиться с применяемой аппаратурой и работой схемы в режимах нормального и аварийного переводов.
2.
После включения питания вытянуть все кнопки отказов и возбудить замы- кающее и стрелочное путевое реле.
3.
Переводя стрелку из одного состояния в другое, установить следующее.

Почему стрелка доводится до крайнего положения, если до окончания перевода кнопка отпущена?

Почему стрелка не переводится, если занята или замкнута в маршруте стрелочная секция?

Можно ли перевести стрелку, воспользовавшись аварийной кнопкой, ес- ли занята стрелочная секция?

Можно ли перевести стрелку, воспользовавшись аварийной кнопкой, ес- ли стрелочная секция замкнута в маршруте?

Доведется ли до крайнего положения стрелка, если в момент перевода будет занята стрелочная секция?

Доведется ли до крайнего положения стрелка, если в момент перевода обесточить замыкающее реле?

Доведется ли до крайнего положения стрелка, если в момент перевода кратковременно оборвать рабочую цепь?
4.
Поочередно ввести с помощью тумблеров КО1 – КО10 неисправности и оп- ределить место и характер отказа. Поиск отказов производится в следую- щих режимах работы схемы:
− при переводе стрелки в плюсовое и минусовое положение;

Лабораторная работа №1–2 – 72
− при переводе стрелки в аварийном режиме (при нажатии кнопки СА);
− при передаче стрелки на местное управление и обратно;
− при переводе стрелки в режиме местного управления.
Методика изучения четырехпроводной схемы управления стрелкой
с использованием автоматизированной обучающей системы АОС ШЧ
1.
Познакомиться с обучающим блоком «Электропривод и перевод» и отве- тить на вопросы контрольного блока 1.
2.
Познакомиться с обучающим блоком «Схема управления» и ответить на во- просы контрольного блока 2.
3.
Изучить методику поиска отказов и законспектировать:
− контрольные проверки управляющей цепи;
− контрольные проверки рабочей цепи;
− контрольные проверки контрольной цепи;
− определение отказавшей цепи.
Ответить на вопросы контрольного блока 3.
4.
Изучить алгоритмы поиска отказов с поста ЭЦ и законспектировать их для следующих случаев:
− стрелка не переводится;
− стрелка не заканчивает перевод;
− стрелка внезапно теряет контроль.
5.
Изучить алгоритмы поиска отказов с горловины станции и законспектиро- вать их для следующих случаев:
− стрелка не переводится;
− стрелка не заканчивает перевод;
− стрелка переводится, но не получает контроля;
− стрелка внезапно теряет контроль.
6.
Найти отказы с использованием тренажеров 1 – 8.


Лабораторная работа №1–2 – 73
Оформление отчета
1.
В отчете необходимо вычертить отдельно рабочую, контрольную и управ- ляющую цепи (по заданию преподавателя).
2.
Описать результаты наблюдений и ответить на вопросы, поставленные в п.3 методики выполнения работы на макете.
3.
Вычертить с соблюдением масштаба временную диаграмму для одного из следующих случаев (по заданию преподавателя): а) кнопка перевода стрелки отпущена по истечении времени (0,1; 0,2; 0,3;
0,4; 0,5 с) после начала перевода стрелки (т.е. после размыкания контрольной цепи); б) кнопка перевода стрелки отпущена по истечении времени (0,1; 0,2; 0,3;
0,4; 0,5 с) после окончания перевода стрелки (т.е. после возбуждения контрольного реле).
4.
Описать результаты поиска отказов по п.4 методики выполнения работы на макете.
Контрольные вопросы
1.
Какие элементы входят в рабочую, управляющую и контрольную цепи?
2.
Какие задачи выполняют контрольная, рабочая и управляющая цепи?
3.
Почему возможен перевод стрелки из промежуточного положения?
4.
Каким образом контролируется в схеме окончание перевода стрелки?
5.
Зачем в рабочей цепи имеется два нейтральных контакта реле ПСП (МСП)?
6.
Зачем в управляющей цепи имеется два контакта ПОЗ?
7.
Назначение реле СФ, СВ.
8.
Почему в контрольной цепи имеется два реле СК?
9.
Почему не будет контроля положения стрелки, если поляризованные якоря реле СК и СК1 будут находиться в разных положениях?

Лабораторная работа №1–2 – 74 10.
Назначение реле СА.
11.
Почему не выключится стрелочный электропривод, если во время перево- да стрелки обесточится стрелочное путевое реле?
12.
Почему в контрольной цепи используются по две пары контактов автопе- реключателя?
13.
Каким образом проверяется правильность работы поляризованного якоря реле СК?
14.
Назначение реле ПСП, МСП, НПС, ППС.
15.
Назначение реле СУП и СЗ.
Литература
1.
Станционные системы автоматики и телемеханики: Учебник для вузов ж.- д. трансп. / Вл.В. Сапожников, Б.Н. Елкин, И.М. Кокурин и др.; под ред.
Вл.В. Сапожникова. – М.: Транспорт, 1997. 423 с.
2.
Петров А.Ф., Цейко Л.П., Ивенский И.М. Схемы электрической централи- зации промежуточных станций. – М.: Транспорт, 1987. 287 с.
3.
Велтистов П.К. Схемы релейных централизаций малых станций. – М.:
Транспорт, 1974. 216 с.
4.
Резников Ю.М. Электроприводы железнодорожной автоматики и телемеханики. – М.: Транспорт, 1985. 288 с.


Лабораторная работа №1–3 – 75
Лабораторная работа №1 – 3
ИЗУЧЕНИЕ ДВУХПРОВОДНОЙ СХЕМЫ С ЦЕНТРАЛЬНЫМ
И МЕСТНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ СТРЕЛОЧНЫМ ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ
Цель работы
1.
Изучение особенностей работы схемы и назначения ее элементов.
2.
Исследование поведения схемы при возникновении отказов.
Основные сведения
Двухпроводная схема с центральным управлением стрелочным электро- приводом, предложенная В.А. Шариковым (рис. ЛР3), является основной при центральном питании и представляет собой схему с совмещенными цепями управления и контроля.
Центральное питание рабочих цепей осуществляется постоянным током
(U=220В), а контрольных цепей – переменным.
Схема включает в себя следующие приборы:

НПС – нейтральное пусковое стрелочное реле (типа НМПШ-0,2/220);

ППС – поляризованное пусковое стрелочное реле (типа ПМПУШ1-150/150);

Р – реверсирующее реле (пусковое типа ППР3-5000);

ОК – контрольное реле (типа КМШ-3000);

ТV – трансформатор (типа СКТ-1);

ПК и МК – соответственно плюсовое и минусовое реле, включаемые как повторители реле ОК и ППС;

З – замыкающее реле (в схеме показан только контакт этого реле);

СП – стрелочное путевое реле (в схеме показан только контакт этого реле);

СВ – стрелочное вспомогательное реле;

ВПС – вспомогательное пусковое стрелочное реле;

СФ – стрелочное фрикционное реле;

Лабораторная
работа

1–3
– 76
Рис. ЛР3. Двухпроводная схема с центральным и местным управлением стрелкой

Лабораторная работа №1–3 – 77

С3 – стрелочное защитное реле, предназначенное для включения и выклю- чения рабочей цепи;

БВС – блок выпрямительный, содержащий последовательно включенные резистор R7 сопротивлением 1000 Ом и диод VD2, осуществляющий одно- полупериодное выпрямление переменного тока;

ВЗ – реле взреза стрелки фиксирует потерю контроля стрелок;

МИ – маршрутное исключающее реле для исключения установки враждеб- ных местному управлению маршрутов, а также для замыкания охранных стрелок и исключения центрального управления стрелками, находящимися на местном управлении;

СА – стрелочное аварийное, служит для перевода стрелки, если стрелочная секция ложно занята.
Двухпроводная схема управления стрелочным электроприводом, пред- ставленная на рис. ЛР3, работает следующим образом.
При повороте стрелочного коммутатора, например, для перевода стрелки в минусовое положение создается цепь прохождения тока:









СП
З
НПС
VD
ППС
МИ
СК
П
21 1
)
(
М
СФ
ВПС
СВ


↑→

Поскольку сопротивление реле СВ в несколько раз больше сопротивления обмотки возбуждения реле НПС, включится только реле СВ, которое является общим для всех стрелок станции и служит для предварительной проверки го- товности управляющей цепи стрелки.
Притянув якорь, реле СВ замыкает цепь возбуждения общего вспомога- тельного пускового реле ВПС, в цепи возбуждения которого проверяется нали- чие напряжения рабочей батареи (контакт КРБ на схеме не показан).
После возбуждения реле ВПС возбуждаются стрелочное фрикционное реле СФ и реле СЗ, предназначенное для включения и выключения рабочей цепи.


Лабораторная работа №1–3 – 78
Реле СВ, СЗ и СФ своими фронтовыми контактами шунтируют обмотку реле СВ, создавая цепь возбуждения реле НПС, но реле СВ удерживает свой якорь за счет энергии конденсатора в его второй обмотке. Времени замедления реле СВ достаточно для возбуждения реле НПС, срабатывания реле ППС и Р и нарастания тока в рабочей цепи двигателя.
Реле НПС, притянув якорь, отключает от проводов Л1 и Л2 контрольное реле ОК и подключает рабочую батарею. Полярность питания реле Р совпадает при этом с полярностью тока, определившего положение якоря после последне- го перевода стрелки. Одновременно реле НПС замыкает цепь возбуждения реле
ППС и последнее, перебросив поляризованный якорь, меняет полярность тока рабочей цепи. Реверсирующее реле Р перебрасывает якорь и включает рабочую цепь двигателя через рабочие контакты автопереключателя 11 – 12.
Реле СВ отпускает свой якорь, но реле НПС и ВПС продолжают удержи- вать якоря, так как через их низкоомные обмотки удержания протекает рабочий ток двигателя. Реле НПС и ВПС отпускают свои якоря после размыкания рабо- чей цепи двигателя в конце перевода контактами АП. После того, как реле НПС
отпустит свой якорь, оно снова своими тыловыми контактами подключит к проводам Л1 и Л2 контрольную цепь.
В том случае, когда перевод стрелки не может быть закончен, например, при попадании постороннего предмета между остряком и рамным рельсом, и двигатель длительно работает на фрикцию, то после замедления (9…10 с) обес- точится фрикционное реле СФ и разомкнет цепь реле СЗ, а последнее – рабо- чую цепь двигателя. Остряки стрелки остановятся в промежуточном положении и после отпускания якоря реле НПС и подключения к проводам Л1 и Л2 кон- трольной цепи контроль положения стрелки не появится, так как все контроль- ные контакты АП разомкнуты и блок БВС отключен.
При повреждении рельсовой цепи стрелочного участка стрелка перево- дится нажатием специальной нормально опломбированной или со счетчиком числа нажатий кнопки аварийного перевода стрелки и возбуждении стрелочно-

Лабораторная работа №1–3 – 79
го аварийного реле СА, шунтирующего в пусковой (управляющей) цепи кон- такты стрелочных путевых реле.
Если стрелка доведется до конца, то после выключения реле НПС к стре- лочным проводам Л1 и Л2 подключается контрольная схема, питающаяся пе- ременным током от индивидуального для каждой стрелки трансформатора типа
СКТ-1. К вторичной обмотке трансформатора через резистор R3 (1000 Ом) и конденсатор С3 (10 мкФ) подключено контрольное реле ОК.
Через провода Л1 и Л2 контакты реверсирующего реле Р и контрольные контакты АП 31–32 и 33–34 (при плюсовом положении стрелки) параллельно реле ОК подключен блок БВС. Параллельно реле ОК также подключено реле Р, но из-за большого сопротивления оно не оказывает практического влияния на работу контрольной цепи.
Одна полуволна переменного контрольного тока проходит через блок
БВС, другая – через реле ОК. Благодаря наличию конденсатора С3 импульсы тока, протекающие через обмотку реле ОК, сглаживаются, вследствие чегопо- является постоянная составляющая прямой полярности, от которой возбужда- ется реле ОК. Контактами реле ОК и ППС создается цепь питания плюсового контрольного реле ПК или минусового МК.
Если по какой-либо причине окажутся разомкнутыми контрольные кон- такты АП или произойдет обрыв линейного провода Л1 или Л2, то блок БВС от реле ОК будет отключен и реле ОК окажется под напряжением переменного тока. Реле ОК имеет высокую индуктивность и от переменного тока не срабатывает.
Резистор R3 (1000 Ом) в цепи реле ОК является балластным и служит для обеспечения эффекта выпрямления, а также исключает повреждение трансфор- матора TV при коротком замыкании линейных проводов. Конденсатор С3 (10 мкФ) предотвращает замыкание постоянной составляющей выпрямленного то- ка через вторичную обмотку трансформатора Т, играет роль фильтра, сглажи-