Файл: Психологические условия снижения эмоциональной тревожности у младших школьников в процессе учебной деятельности.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 160
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5. Понятие тревожности впервые ввели в психологическую науку психоаналитики и психиатры. В последние годы феномен тревожности получил очень широкое распространение. Тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствие грозящей опасности. Существует различие между тревожностью, выступающей в качестве эмоционального состояния, и устойчивого свойства личности или темперамента.
6. Существует два основных вида тревожности: ситуативная – временное состояние напряженности, выражающееся в реакции на определенную угрозу, и личностная – эмоциональная реакция ожидания опасности от возможных последствий событий, предчувствие возможной неудачи. Проявляющиеся при тревожности признаки разделают на внутренние – соматические, и внешние – поведенческие.
7. Методами коррекции школьной тревожности являются, метод релаксации, сказко-терапия, арт-терапия, танцевальная терапия, игра, психогимнастика. Также можно применять такие приемы, как «рассказы о страхах», «рисования страхов», причем акцентироваться должны школьная тематика.
Глава II. Экспериментальная работа по профилактике тревожности у младших школьников
2.1. Организация и методы исследования
Цель исследования - составить и апробировать комплекс педагогических мероприятий по профилактике тревожности у детей младшего школьного возраста.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ СОШ№115 г. Челябинск, с детьми младшего школьного возраста. В исследовании приняли участие 25 обучающихся. Средний возраст – 10 лет. Исследование проводилось с помощью следующих методик:
1. Метод наблюдения позволяет определить непосредственные проявления эмоций детей младшего школьного возраста.
2. Методика «Шкала личностной тревожности» Анны Михайловны Прихожан.
Тестирование проводилось индивидуально. После первичной обработки результатов полученные данные были собраны в протоколах, затем произведены статистические подсчеты, и результаты были обобщены в таблицах первичных данных.
Метод наблюдения показал, что дети не владеют «языком» эмоций как способом выражения своего собственного эмоционального состояния, не умеют «прочитывать» эмоциональное состояние другого и на основе этого строить взаимодействие. В связи с этим во взаимоотношениях детей наблюдаются такие проявления, как агрессия, злобность, неумение уступить, наладить контакт со сверстником. Дети затрудняются выделить действия, из-за которых произошел конфликт, определить причину того или другого действия, поведения, объяснить, почему необходимо поступить так, а не иначе. Младшие школьники оказались эмоционально скованными, не могли сами, без подсказки старших совершить эмоциональное встречное движение навстречу друг к другу – улыбка, объятие, рукопожатие и т.д., продолжить взаимодействие после конфликта.
1 этап. Констатирующее исследование.
На данном этапе произведен подбор диагностического инструментария и первичная диагностика обучающихся, проведение сравнительного анализа полученных результатов. Были использована: методика «Шкала личностной тревожности» Анны Михайловны Прихожан. Выборка является однородной по таким показателям как: возраст, образование (общая школа, 4 класс обучения).
2 этап. Формирующий эксперимент.
Была сформирована и реализована программа профилактики тревожности у младших школьников. Цикл практических занятий рассчитан на 10 часов. Занятия проводятся два раза в неделю. Данная программа коррекционно-развивающих занятий рассчитана для детей младшего школьного возраста. Занятия подобраны так, чтобы на протяжении всего занятия и всего курса у младших школьников сохранялся интерес.
3 этап. Контрольный эксперимент.
На данном этапе проводилась повторная диагностика обучающихся, проведение сравнительного анализа полученных результатов. Был использован тот же психодиагностический инструментарий, что и на первом этапе.
Описание методик:
1. Тест «Шкала личностной тревожности» А. М. Прихожан. Приложение 1
1. Методика «Шкала личностной тревожности» Анны Михайловны Прихожан состоит из 40 вопросов, которые объединяются в четыре шкалы. Их особенность заключается в том, что тревожность в них определяется самим человеком согласно тому, насколько сильное беспокойство у него вызывает та или иная ситуация, происходящая в повседневной жизни.
Цель: определение уровня личностной тревожности.
Методика проведения: на странице перечислены ситуации, обстоятельства, с которыми ты встречаешься в жизни. Некоторые из них могут быть для тебя неприятными, так как могут вызвать тревогу, беспокойство или страх. Внимательно прочти каждое предложение, представь себя в этих обстоятельствах и обведи кружком одну из цифр справа – 0, 1, 2, 3 или 4, – в зависимости от того, насколько эта ситуация для тебя неприятна, насколько она может вызвать у тебя беспокойство, опасения или страх.
Если ситуация совершенно не кажется тебе неприятной, в столбик "Ответ" поставь цифру 0.
Если она немного тревожит, беспокоит тебя, в столбик "Ответ" поставь цифру 1.
Если беспокойство и страх достаточно сильны и тебе хотелось бы не попадать в такую ситуацию, в столбик "Ответ" поставь цифру 2.
Если ситуация очень неприятна и с ней связаны сильные беспокойство, тревога, страх, в столбик "Ответ" поставь цифру 3.
При очень сильном беспокойстве, очень сильном страхе в столбик "Ответ" поставь цифру 4.
Тестовый материал представлен в Приложении 1.
Ответы анализируются по таким шкалам, как:
- школьная тревожность;
-самооценочная тревожность;
- межличностная тревожность;
- магическая (суеверная) тревожность.
Обработка и интерпретация результатов теста.
Выделение субшкал во многом условно. Например, предложенные в ней ситуации общения можно рассматривать с позиции актуализации представлений о себе, некоторые школьные ситуации – как ситуации общения со взрослыми и т. п. Однако представленный вариант, как показывает практика, продуктивен с точки зрения задачи преодоления тревожности: он позволяет локализовать зону наибольшего напряжения и построить индивидуализированную программу работы.
При обработке ответ на каждый из пунктов шкалы оценивается количеством баллов, соответствующим округленной при ответе на него 38 цифре. Подсчитывается общая сумма баллов по шкале в целом и отдельно по каждой субшкале. Полученная сумма баллов представляет собой первичную, или «сырую», оценку.
Первичная оценка переводится в шкальную. В качестве шкальной оценки используется стандартная десятка. Для этого данные испытуемого сопоставляются с нормативными показателями группы учащихся соответствующего возраста и пола. Результат, полученный по всей шкале, интерпретируется как показатель общего уровня тревожности, по отдельным субшкалам – отдельных видов тревожности.
Анализ результатов:
1-3 балла – низкий уровень;
4-6 баллов – средний;
7-10 баллов – высокий
2.2. Профилактическая работа по снижению школьной тревожности у младших школьников
С целью предупреждения тревожности у детей младшего школьного возраста, была составлена программа профилактики. Основой программы послужила авторская программа, составленная Темниковой. М. А, для укрепления психологического здоровья детей младшего школьного возраста.
Из авторской программы были выбраны методы и упражнения организационно доступные учителю такие как, релаксация, концентрация, функциональная музыка, игротерапия, телесная терапия, арт-терапия.
Цель программы – психологическая поддержка детей, имеющих различные страхи, снижение уровня тревожности, развитие коммуникативных навыков.
Задачи программы:
1. Снизить тревожность.
2. Усилить “ Я” ребёнка.
3. Актуализировать чувство страха.
4. Повысить психический тонус ребёнка.
5. Осуществить контроль над объектом страха.
6. Повысить уверенность в себе.
Критерии эффективности программы:
1. Повышение уверенности в себе.
2. Снижение тревожности.
3. Снижение количества страхов.
4. Улучшение взаимоотношений родитель - ребёнок.
1 этап – диагностический.
Цель: изучение нарушений психологического здоровья у детей.
-
Тест «Шкала личностной тревожности» А. М. Прихожан.
2 этап – информационный.
Цель: информирование родителей и педагогов о имеющихся психологических нарушениях в развитии детей.
3 этап – практический.
Цель: профилактика и коррекция нарушений психологического здоровья детей.
4 этап – контрольный.
Цель: определение эффективности коррекционной работы.
Методы и техники, используемые в программе:
-
Релаксация.
Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.
-
Концентрация.
Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.
-
Функциональная музыка.
Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.
-
Игротерапия.
Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов. Тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения страхов.
-
Телесная терапия.
Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.
6. Арт-терапия.
Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности.
Условия проведения занятий:
-
Принятие ребёнка таким какой он есть.
2. Нельзя не торопить, не замедлять игровой процесс.
3. Учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из травмирующей ситуации.
4. Начало и конец занятий должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребёнка ощущение целостности и завершённости занятия.
5. Игра не комментируется взрослым.
6. В любой игре ребёнку предлагается возможность импровизации.
Все занятия имеют гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Во время занятия дети сидят в кругу. Круг – это прежде всего, возможность открытого общения. Он создаёт ощущение целостности, завершённости, придаёт гармонию отношениям детей, облегчает взаимопонимание.
В содержании программы занятий выделяются три блока, которые обеспечивают решение поставленных задач.
Структура игрового занятия.
Ритуал приветствия – 2 минуты.
Разминка - 10 минут.
Коррекционно-развивающий этап- 20 минут.
Подведение итогов- 6 минут.
Ритуал прощания – 2 минуты.
Тематическое планирование занятий с детьми младшего школьного возраста представлены в Таблице 2. Описание занятий представлены в Приложении 2.
Таблица 1
Тематическое планирование коррекционных занятий