Файл: Защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 196

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



2.2 Зарубежный правовой опыт защиты прав и свобод на примере Франции

Сегодня теория социального государства вовсе не нова, поскольку её предложил ещё в XIX веке немецкий философ и экономист Л. фон Штейн. Согласно идее Штейна, первоочередной функцией государства должно было стать восстановление равенства и свободы, что способствовало бы развитию и прогрессу для всех слоёв общества. В XX веке идеи Л. фон Штейна были воплощены в жизнь, целый ряд стран отошли от патерналистской политики в сторону социального государства. Подобная политика добилась существенных результатов, что привело к росту уровня и качества жизни населения цивилизованных стран.

У правового государства и системы человеческих прав имеются схожие закономерные черты, которые характеризуют их становление и развитие. Согласно правилам современного мира, человек имеет права, которые определяют его позиции в обществе. Права также определяют, насколько возможно образование тех или иных правовых отношений, отражают функционирование человека в обществе.

Права закреплены на законодательном уровне, поэтому государство стремится их охранять и защищать, соблюдая рациональность личных и общих интересов, не допуская конфликтных ситуаций на фоне ограничения и разделения свобод и прав1.

Для исследователей тема, касающаяся человеческих прав, их деления, распространения, всегда имела и имеет актуальный характер.

Те человеческие права, что сегодня отражены в конституционных положениях, формировались на протяжении длительной истории, являлись в разное время эталонами и превращались постепенно в нормы, которые характерны для общества с демократическим строем.

Так, в текущих реалиях под правом понимается государственная свобода и власть, благодаря которым государство может осуществлять свою деятельность. Правовое государство играет определённую роль в осуществлении защиты человеческих прав и интересов, и эта роль может рассматриваться с субъективной и объективной точек зрения.

С объективной точки зрения, можно сказать, что правовое государство осуществляет свою деятельность через правовые средства. Речь идет об осуществлении принципа законности. Его реализация происходит через режим по правовому ограничению, который касается структур государственной публичной власти.



С субъективной точки зрения, правовое государство осуществляет свою деятельность с целью предоставления гражданам их прав и свобод.

Человеческие права являются феноменом (явлением) с социально-исторической важностью. И хотя это явление имеет множество преобразований, специфических характеристик, не стоит упускать то, что в основе человеческих прав лежит их историческое развитие, мысли, которые зародились достаточно давно1.

Правовое государство определяется несколькими концепциями, по которым можно сделать вывод, что, по состоянию человеческих прав можно судить о развитии правовой системы в определенном государстве.

По мнению В.С. Нерсесянцевачеловеческие права – «прежде всего признание государством правоспособности и правосубъектности человека. И по объему правоспособности и кругу субъектов права в разные эпохи можно судить о том, кого же из людей и в какой мере данная система права признает в качестве человека, имеющего права и каков уровень развития права в государстве».

Человеческие права имеют несколько форм выражения, и они признаются значимым и обязательным компонентом любой правовой системы. Правами определяется суть правовой системы.

Человеческие права, в свою очередь, не могут существовать без правовой системы.

Правовое государство связано с тем, что само государство имеет некоторые ограничения, которые определяются с помощью права. В таком государстве право выступает в качестве ограничения государственных произвольных действий.

Власть государства зачастую может прибегать к злоупотреблениям и в этом случаем необходимо наличие правовых границ, которые будут способствовать не допущению любых отрицательных действий со стороны государства и посягательств на человеческие права.

Исходя из этого, правовое государство может быть определено двумя критериями:

– содержательный критерий: всецелое предоставление гражданам их прав и свобод;

– формально-юридический критерий: правовое сдерживание по государственным структурам и политики, которую ведет государственная власть.

Конституционная ст.2 подразумевает, что граждане с их правами и свободами признаются наивысшей государственной ценностью, и что государством принимаются обязательства по охране и осуществлению человеческих прав и свобод.

Согласно такому определению, перед государством в приоритете находятся человеческие права, интересы и свободы. Так, можно сказать, что главный государственный акт содержит положение о «естественных человеческих правах».


Правовое государство предполагает, что ни у кого нет права посягательства на закон, за это предусмотрено наказание с юридической точки зрения.

Под верховенством закона понимается то, что все нормативные документы должны быть подчинены российской Конституции, а сама Конституция имеет стабильный юридический характер. Конституция является выражением общественной и государственной воли, а значит и внесение в нее правок происходит только исходя из воли общества, что и случилось в 2020г.

Узкое понимание верховенства закона заключается в том, что должен соблюдаться принцип равенства перед положениями закона.

Под равенством понимается то, что к гражданину не могут быть применены наказательные меры, если закон это не предполагает.

Также согласно принципу равенства, каждый граждан, вне зависимости от его позиций в обществе и социального положения, имеет равные с другими гражданами законные права.

К примеру, с точки зрения уголовного права, каждый человек, вне зависимости от того, какое преступление он совершил, имеет право презумпции невиновности, а также каждый обвиняемый вправе обратиться со своим делом к независимому суду.

Граждане равны перед законом и это означает, что любой человек может обратиться с обжалованием в российский Конституционный Суд неконституционного закона либо закона, который не может быть применен в отношении российского законодательства.

Также это означает, что человек может обратиться с обжалованием решения,которое было вынесеногосударственным органом. В рамках соблюдения равенства перед законом, со стороны правительства соблюдаются определённые правила, когда речь идет об обращениях отдельных лиц, так как правительственные ресурсы во многом больше, чем возможности граждан1.

Исходя из этих примеров, когда граждане имеют равные права перед законом, можно сделать вывод, что многие человеческие права нуждаются в защите.

Правовое государство определяется законностью, стабильное положение которой является важной государственной задачей.

Для этого и разрабатываются разного рода механизмы по защите и осуществлению человеческих прав и свобод.

Принцип законности служит для того, чтобы соблюдались общественные интересы, предоставлялась защита человеческим правам и свободам, реализовывался принцип равенства каждого гражданина относительно положений закона.


Также согласно принципу законности, законодательные, судебные, исполнительные, местные органы власти в своей деятельности должны руководствоваться только положениями российской Конституции, российских законов и иных нормативно-правовых документов. В соответствии с принципом законности, государственная деятельность осуществляется с помощью правовых средств и через правовые формы1.

Объясняется это тем, что исполнительные органы власти имеют большую значимость и воздействие на общественные отношения, а также тем, что они могут, исходя из положений законов, разрабатывать свои акты, регулировать вопросы, связанные с применением дисциплинарных и административных мер. Исходя из этого, можно сказать, что работа исполнительных органов власти признается «стержнем режима законности в государстве».

Принцип законности особенно актуален и имеет особое значение, когда происходит перестройка общества, так как в таких ситуациях исполнительные органы власти и другие должностные лица должны быть максимально дисциплинированы и организованы.

Принцип законности имеет прямое отношение к госуправлению. Правовое, демократическое общество невозможно без дисциплины и законности, так как непосредственно этими двумя критериями определяется, как гражданское общество будет функционировать и как будет развиваться жизнь общества.

Законность и дисциплина объединяются общей целью госуправления, но имеют некоторые отличия в своей направленности.

Чтобы законность соблюдалась, необходимо, чтобы некоторые гарантии также были учтены и реализованы.

Совокупность механизмов по защите человеческих прав можно классифицироваться исходя из их специфических характеристик.

Уровень личностной автономии:

– личность самостоятельно реализует меры по защите своих прав в гражданско-правовой области;

– личность самостоятельно реализует меры по защите своих прав, но обращаясь к специальным институтам (судам);

– инициируемые публичными институтами самостоятельно, чаще всего в области уголовного права1.

Правовая регламентация:

– механизмы по защите человеческих прав, которые реализуются внутри государства и делятся по уровню госвласти (федерального, муниципального, регионального значения); исходя из принципаделениявластей (речь идет о законодательных, судебных, исполнительных, судебных механизмах);

– механизмы международного значения делятся в зависимости от географического охвата и могут быть универсальными, локальными, региональными; также механизмы могут быть несудебными, судебными и квазисудебными, особыми либо типовыми.