Файл: Защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 197

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В текущих реалиях человеческие права и свободы являются основой для любого цивилизованного правового государства. Для всех правовых порядков,свод прав и свобод составляют основу конституционного права. Суть этих прав и свобод не ограничивается лишь одной отраслью, и в каждой отрасли человеческие права и свободы являются основой, а их реализация целью.2

Человеческие права и свободы принято делить по трем поколениям (генерациям), при этом поколение означает не временные рамки, а политическо-юридическое определение.

Это означает, что совокупность человеческих прав и свобод определяется интересами общества, личности, государства.

Под первым поколением понимается свод прав и свобод индивидуально-гражданского и политического значения. Эти права базируются на равенстве, свободе, справедливости.

На основе этих составляющихся складываются предпосылки по защите человека от неправомерного влияния со стороны государства либо других структур.

Под вторым поколением понимаются ориентиры и ценности, которые значимы для социально-ориентированной государственной системы. Здесь речь идет о культурных и социально-экономических правах.

Под третьим поколением понимается свод коллективных прав. Здесь речь идет о правах общества в рамках определенной социальной группы.

Права третьего поколения сегодня характеризуются тем, что они расширяются.

Расширение происходит благодаря тому, что старые идеи заменяются новыми правами, которые представляют собой ответные реакции на общественное и мировое развитие.

Благодаря тому, что общество непрерывно развивается, было вынесено предложение о том, что необходимо выделить права, которые будут составлять четвертое поколение. В эту группу прав могут быть отнесены такие права: «на глобальные коммуникационные связи; создание внегосударственного Интернет-сообщества», возникающие в рамках формирования мирового информационного пространства.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что, по мере развития социальной и общественной сферы, появлялись все новые поколения человеческих прав, значение которых состоит в том, чтобы развитие общества было стабильным и благоприятным.1

РФ – демократическое правовое государство, которое дает своим гражданам много возможностей по защите их прав. Конституционная ст.45 содержит положение о том, что государство гарантировано должно защищать человеческие права и свободы.


Согласно этим гарантиям, каждый человек может использовать любые законные методы по защите своих прав и свобод. Для российской системы по защите человеческих прав и свобод характерна многообъективность. Эта система состоит из госорганов, гособразований, институтов и т.д.

Так как Россия – это демократическое правовое государство, в его обязанности входит предоставление гражданам права выбирать, каким методом они будут осуществлять защиту своих прав и свобод. В соответствии с законодательными положениями, защита прав и свобод может осуществляться любыми методами, которые не противоречат закону.2

Регулирование административного порядка осуществляется с помощью норм ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59ФЗ, КоАП РФ, и с помощью нормативов, которые предусмотрены для исполнительных органов власти по российским субъектам. Хотя граждане могут выбирать методы защиты из достаточно обширного перечня, большая часть населения прибегает к защите в судебном порядке. Каждый человек имеет право получения судебной зашиты и это право закреплено в конституционных положениях и в международных правовых документах.

На сегодняшний день судебная власть реализуется через административные, гражданские, конституционные, уголовные судебные процессы. Для того, чтобы правосудие было осуществлено на территории РФ, реализуется деятельность Конституционного Суда, Верховного Суда, арбитражных судов, судов, которые занимаются общей юрисдикцией.

На формирование социальной политики государства влияют многочисленные факторы: политические, экономические, территориальные, исторические. В зависимости от этих условий, в государстве устанавливается определенная модель социальной политики. Зачатки моделей социальной политики формировались на протяжении столетий. Были выстроены основные базовые модели.

Принципы, которые в последующем сформировали основные модели, и которые мы можем сейчас обнаружить в различных социальных системах государств1.

Исследуя процесс становления социальных начал в мире, стоит указать, что основные модели социальной политики государств прорастают из стран Западной Европы. Европа второй половины XIX века нуждалась в регламентации трудовых отношений, в регулировании социальных процессов и социальных проблем.


В первую очередь эта потребность провоцировалась гражданскими недовольствами.

Проводимые социальные преобразования являлись фактом промышленных и аграрных революций и насколько это было возможным – диалогом между властью и обществом. В ходе столетних преобразований, европейские модели социальной политики пришли к консенсусу между государством, бизнесом и обществом. Иным способом формировалась модель социальной политики США.

Она зарождалась как противовес социальным инструментам Европы. Главным ее атрибутом был принцип равенства возможностей и поэтому считалось, что материальные блага доступны каждому на столько, на сколько он готов трудиться. Государству при этом отводилась второстепенная роль.

В американской модели социальной политики превалируют рыночные отношения.

На территории Российской Империи социальная политика начинала свое развитие в системе коллективизма, привносимые элементы европейской модели не успели прижиться.

А в последующем, на долгое время была установлена социалистическая модель.

В настоящее время исследователями выделяется несколько моделей социальной политики в зависимости от выбранных критериев (формы политической организации общества, преобладающего института ответственности, широты охвата социальными услугами и т.п.).

Однако ученые неоднозначны в классификации моделей социальной политики. Одни систематизируют ее по принципам политической составляющей или типа социального строя и выделяют: либеральную, консервативную, социал-демократическую и социалистическую.

Другие рассматривают в соответствии с позицией Европейского Союза, который выделяет две основные модели: «бисмарсковскую» и «бевериджскую» 1.

Некоторые авторы придерживаются классификации, разработанной Г. ЭспингАндерсеном, который различал: неолиберальную (англоа-мериканскую), консервативно-корпоративистскую (франко-германскую), социально-демократическую (скандинавскую, шведскую модель социальной политики).

В исследованиях последних лет приводится следующая классификация моделей социальной политики: патерналистская, европейская, рыночная, скандинавская, континентальная (консервативная).

Патерналистской модели социальной политики присущи такие особенности, как свехдоминирование государства в социальной сфере, тотальное контролирование социально-экономической системы.

Задачи и функции социальной политики четко определены государством, им же реализуются и определяются потребности и интересы личности без возможности альтернатив.


Ярким примером данной модели был СССР.

Наряду с положительными моментами, такими как гарантированной и доступной системы получения социальных услуг, данная модель имела больше отрицательных сторон – отсутствие экономической свободы, уравнительная система труда и распределение социальных благ и т.п. Либеральная модель социальной политики - это противоположность патерналистской модели1.

Как отмечают исследователи, экономическая основа либеральной модели базируется на свободной рыночной экономике и является приближенной к чистому рынку.

Социальная политика при этом реализуется, в том числе через рекламу, через весь рекламный комплекс, в частности, путем задействования социальной ответственности рекламистов

Согласно либеральной модели социальной политики, в качестве доминирующих участников социальных отношений выделяется рынок и индивид.

При этом доминируют материальные блага, духовные потребности, понимаемые в широком смысле, отходят на второй план. Индивиды в текущих социокультурных условиях образуют массовое общество. «Функционирование духовной жизни в массах таит множество проблем, в том числе и негативных, в связи с резкой массовизацией современной жизни»

Например, может происходить игнорирование основных принципов морали, законности, деформация духовной жизни на индивидуальном и групповом уровнях.

Свободная рыночная система побуждает индивидов самостоятельно решать свои социальные потребности и повышать благосостояние. В то время, как государство принимает минимальное участие, помогая лишь тем, кто по каким-то причинам не может сам решить свои проблемы.

Беря на себя расходы по социальному обеспечению нуждающегося населения, государство при этом занимает пассивную позицию, используя в качестве приоритетного, принцип индивидуальной социальной ответственности.

При этом ведущее место занимает конкретный человек, а не общество в целом. Реализация социального страхования производится в отношении конкретных лиц и в индивидуальном порядке частными институтами социальной политики.

Роль государства при этом заключается в регулировании деятельности частного страхового рынка. В данной модели широко используется принцип адресности для экономически слабых слоев населения, тогда как экономически сильные слои практически исключаются из системы социальной поддержки.


Но при этом вносят существенный вклад в финансирование социальной системы, т.к. преимущественным источником финансирования социального обеспечения являются налоги. Это помогает удерживать социальные расходы на низком уровне, однако большая часть населения при этой модели не получает и не может рассчитывать на усредненную помощь со стороны государства.

Эта модель отчасти присутствует в таких странах, как Австралия, Великобритания, Канада, США, Япония. Социальная модель европейского типа (ряд исследователей называет ее «политикой всеобщего благосостояния») отличается стремлением государственной социальной политики к единству распределения социальных благ в обществе.

Государства, применяющие данную модель, в качестве цели государственной социальной политики провозглашают, что любой человек имеет право на минимальную социальную защищенность и государство ответственно за социальное благосостояние населения. Провозглашение своей обязанности перед обществом на обеспечение образованием, здравоохранением, заботой о детях, престарелых и т.п. Как отмечают исследователи, важным принципом данной модели является принцип солидарности.

Ряд ученых говорят о том, что в рамках данной модели различают несколько направлений: северная модель, присуща Нидерландам, Швеции, Дании, Финляндии; англосаксонская модель (Ирландия); континентальная (Германия, Австрия, Франция, Бельгия) и средиземноморская (Испания, Греция, Португалия, Италия) 1.

Скандинавская (социал-демократическая) модель предусматривает активную вовлеченность государства в реализацию социальной политики, которая нацелена на обеспечение максимальной занятости, выравнивания доходов населения и высокой системы социальной защиты уязвимых групп населения.

Государство разрабатывает особые национальные социальные программы для своих граждан, в рамках которых предусмотрен обширный комплекс социальных услуг, безвозмездные социальные выплаты, равномерное распределение прибыли от налогов, создание условий для поддержки высокого уровня занятости и др.

При этом предусмотрена высокая доля перераспределения ВВП через бюджет и налоги, которые выступают преимущественным источником финансирования.

Сильно развит институт профсоюзов, которые участвуют в управлении социальной политикой2.

В странах с данной моделью отмечается высокая налоговая нагрузка и иждивенческие модели поведения индивидов. Данная модель социальной политики присуща таким странам, как Швеция, Финляндия и т.д. Континентальная (консервативная) модель социальной политики