Файл: Жанр группа произведений, объединённая общими чертами содержания и формы. Сказка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. Какие сюжетные мотивы народных сказок использует Э.Успенский в своей сказке «Вниз по волшебной реке», а какие придумал сам?

Все дети любят сказки, благодаря им можно попасть в волшебный мир, полный чудес. Здесь тебя встречают прекрасные принцы и принцессы, удивительные и загадочные существа, которые умеют разговаривать и, даже обычные предметы обладают магическими свойствами. Число волшебных предметов в сказке велико. Среди предметов, наделенных волшебными свойствами следует отметить такие, как: одежда, орудия и оружие (меч, дубина); всякого рода сумки, мешки, кошельки, сосуды; музыкальные инструменты, бытовые предметы: ковры, скатерти, клубочки, зеркала и т.д. Главное во всех этих предметах – волшебная сила, которой они обладают, помогая герою достичь цели. Читая сказку Э.Н. Успенского «Вниз по волшебной реке», я обратила внимание на присутствие различных волшебных предметов, и решила сопоставить волшебные предметы, изобретенные Василисой Премудрой, с аналогичными предметами из народных сказок и выявить их сходства и различия.

Эдуард Успенский сохраняет основные функции предметов, но некоторые изменения вносит для дальнейшего развития сюжета или для создания какой-то интересной или даже комичной ситуации. Например, яблочко по блюдечку используется в качестве камеры слежения благодаря его функции – показывать, что в царстве происходит. Дубинка, не дожидаясь приказаний, сама колотит писаря за любопытство. Волшебное зеркало проявляется в роли телевизора – но со своими чувствами. А скатерть-самобранка не просто кормит проголодавшихся путников, а еще и учитывает их пожелания. Все те предметы, которые «попали в руки» Успенского, находят в сказке «Вниз по Волшебной реке» современное применение и используются более широко, чем в русских народных сказках. В сказке Успенского ничто не используется понапрасну или неправильно. Как и любая сказка, «Вниз по волшебной реке» имеет несколько поучительных моментов: всегда помогать людям, уметь находить выход из любой ситуации, быть практичным и внимательным. Сказка Успенского «заражает» своего читателя оптимизмом благодаря интересному развитию событий, знакомым персонажам, новому восприятию сказок и отпечатку современности.



  1. В чём сходство Хозяйки Медной горы П.П. Бажова и Снежной королевы Г.Х. Андерсена?

Родство «Снежной королевы» и «Малахитовой шкатулки», их тем, идей, сюжетов и образов объясняется тем, что эти произведения опираются на народные мифологические представления, которые сходны у всех народов мира. Фольклорная основа произведений Г.Х.Андерсена и П.П.Бажова – это древние языческие мифы о потустороннем мире и посмертной жизни души. Хозяйка Медной горы и Снежная королева – языческие божества, хозяйки языческого загробного мира. Через них авторы сказок выразили свою философию.

Героинь окружают символы смерти, безжизненные пространства. «Холодно, пустынно, мертво» в саду Снежной королевы: северное сияние, вечные льды и снега. «Веселье никогда не заглядывало сюда!» Так же мертво и в чертогах Малахитницы, здесь не жизни, весь её мир создан из камня: каменные деревья, «которые мраморные, которые из змеевика-камня… Понизу трава, тоже каменная». Солнце-символ жизни, не проникает в страну смерти. Когда Кай попадает в царство Снежной королевы, живые, оставшиеся дома, считают его умершим, утонувшим: «Наконец, порешили, что он умер, утонул в реке, протекавшей за городом». О Даниле-мастере, ушедшем к Хозяйке Медной горы, односельчане также говорили как о мертвом: «давно человек изгиб», «нет его в живых».

В сказке «Снежная королева» поцелуй Снежной королевы заставляет Кая забыть и бабушку, и Герду и все родное.

Мотив забвения отражен и в сказе П.П. Бажова «Горный мастер». Малахитница испытывает Данилу: «Выбирай, - как быть? С ней пойдешь – все мое забудешь, здесь останешься – ее и людей забыть надо».

По возвращении из горы Данила женится на Катерине, обретает новый общественный статус мужа, хозяина дома. В «Снежной королеве» также отмечено, что, побывав в мертвом царстве, герои повзрослели. Но и повзрослев, они сохраняют детскую чистоту сердец: «…так сидели они рядышком, оба уже взрослые, но дети сердцем и душой».
Снежная королева Хозяйка Медной горы

Снег одежда камень

Снег волосы камень

Лед глаза камень

Вечный лед жилище каменные чертоги
Главное сходство героинь в том, что они неживые, холодные, каменные. Персонажы отрицательные. Эти героини очень похожи на языческих богинь. Есть сходство и в сюжетных линиях сказок. Обе героини уводят живого человека в царство мертвых, а другой живой, любящий человек его вызволяет.




  1. Сопоставьте «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях» А. Пушкина со сказкой о Белоснежке из сборника братьев Гримм.

Пушкин не просто пересказал известный сюжет, а написал авторскую сказку, в которой многое изменил в связи с тем, что хотел выразить свои собственные идеалы, мысли и представления о жизни. Сказка братьев Гримм рассказывается ради традиционно народной идеи: наказание, и очень жестокое, злых сил и вознаграждение слабых и беззащитных. В отличие от сказки братьев Гримм сказка Пушкина о самой главной ценности для поэта – она прославляет человеческую верность и любовь.


А.С. Пушкин

«Сказка о мертвой царевне

и о семи богатырях»

Я.К. Гримм, В.К. Гримм

«Белоснежка»

Элементы композиции.

Зачин.


"Царь с царицею простился,

В путь - дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна..."

«Зимним деньком, в то время как снег валил хлопьями, сидела одна королева и шила под окошечком, у которого рама была черного дерева».

Завязка действия.

Смерть царицы.

Девять месяцев проходит,

С поля глаз она не сводит...

Восхищенья не снесла

И к обедне умерла.

Смерть царицы.

И чуть только родилась доченька, королева-мать и умерла.

Женитьба царя.

Год прошёл, как сон пустой,

Царь женился на другой.

Женитьба царя.

Год спустя король женился на другой.

Царица хочет погубить царевну.

...Позвала к себе Чернавку

И наказывает ей,

Сенной девушке своей,

Весть царевну в глушь лесную

И, связав ее, живую

Под сосной оставить там

На съедение волкам...

Злая царица хочет убить Белоснежку.

И вот позвала она однажды своего псаря и сказала: "Выведи эту девчонку в лес, чтобы она мне более на глаза не попадалась. Убей ее и в доказательство того, что мое приказание исполнено, принеси мне ее легкое и печень".

Кульминация сказки.


Встреча царевны

и семи богатырей.

Но невеста молодая,

До зари в лесу блуждая,

Между тем всё шла да шла

И на терем набрела.

* * *

Час обеда приближался,

Топот по двору раздался:

Входят семь богатырей,

Семь румяных усачей.

Белоснежка в доме у семи гномов.

Бежала она, пока несли ее резвые ноженьки, почти до вечера; когда же утомилась, то увидела маленькую хижинку и вошла в нее…

Когда совсем стемнело, пришли в хижину ее хозяева - семеро гномов, которые в горах рылись, добывая руду.

Поиски царевны

королевичем Елисеем.

Королевич Елисей,

Помолясь усердно богу,

Отправляется в дорогу

За красавицей душой,

За невестой молодой.

 

Развязка


Женитьба Елисея на царевне.

Свадьбу тотчас учинили,

И с невестою своей

Обвенчался Елисей.

Женитьба королевича на Белоснежке.

Королевич, исполненный радости, ответил:

—Ты у меня, — и поведал ей все, что произошло, и молвил:

—Ты мне милее всего на свете, пойдем вместе со мною в замок к моему отцу, и будешь ты моею женой.

Согласилась Белоснежка, и отпраздновали они пышную и великолепную свадьбу.

Смерть злой царицы.

В двери прямо побежала

И царевну повстречала.

Тут ее тоска взяла,

И царица умерла.

Смерть злой мачехи.

Затем ее заставили вставить ноги в эти раскаленные башмаки и до тех пор плясать в них, пока она не грохнулась наземь мертвая.


Концовка

Я там был, мед, пиво пил,

Да усы лишь обмочил.

Стали они жить-поживать,

да добра наживать.

Атрибуты сказки, их символика.

Яблоко, зеркало, хрустальный гроб.

Яблоко, зеркало, стеклянный гроб, гребень, тесьма.


Форма изложения.




Поэтическая речь

Проза

Вывод.

Общее в сказках.

Правдивое зеркальце;

Ведьма (мачеха);

Ядовитое яблоко;

Стеклянный гроб;

Оживляет королевич;

Терем на опушке леса;

Сходный сюжет;

Царевна родилась зимой -

русские традиции;

3, 7 — магические числа.

Правдивое зеркальце;

Ведьма (мачеха);

Ядовитое яблоко;

Стеклянный гроб;

Оживляет королевич;

Хижина на опушке леса;

Сходный сюжет;

Белоснежка родилась зимой -

немецкие традиции;

3, 7 — магические числа.

Различие в сказках

Есть жених, королевич Елисей.

Опекуны-богатыри.

На убийство посылает Чернавку.

Сам по себе красивый ребенок.

Разные обращения к зеркалу:

"Свет мой зеркальце скажи

Да всю правду доложи.





  1.   1   2   3


Первоисточником «Сказки о Золотом петушке» А. Пушкина стала «Легенда об арабском звездочёте» В. Ирвинга. Что общего и чем различаются две сказки?

В среде литературоведов – пушкинистов давно стало аксиомой, что исток «Сказки о золотом петушке» А. С. Пушкина – «Легенда об арабском астрологе» В. Ирвинга. Обсудим ещё раз эту тему. Действительно, не вызывает сомнения, что Александр Сергеевич, прочитав «Легенду...», был ею очарован – столь ярки, запоминаемы и «всечеловечны» образы героев и их поступки. Давайте прочитаем легенду снова, фиксируя внимание на главном и имея в виду сопоставить её форму и идейную основу с формой и основой сказки.

Жил царь. В молодости он навоевался, и в старости жаждал отдыха. Но соседи ему покоя не давали, желая отомстить за обиды отцов. Появляется мудрец. Он даёт царю волшебного петушка. Петушок исправно предупреждает об опасностях, грозящих царству со всех сторон. Благодаря чему соседи присмирели, а царь обрёл желанный покой. В царстве появляется красавица не арабского происхождения, причём петушок показывает, что она - опасность, но не войско. Царь влюбляется в неё без памяти. Старый мудрец требует принцессу себе, в уплату за петушка. Царь отказывает, предлагая взамен любые свои сокровища. Мудрец обижен и удаляется в одиночество. Царь посвящает девице всё своё время. Однако использовать её «по прямому назначению» царю не удаётся. Оказывается, у неё есть волшебная лира, убаюкивающая человека. И всё, что царь получил в общении с красавицей – дремотный покой. Мудрец разрабатывает план отнять девушку хитростью. Для чего он строит даже дворец с садом, и ставит царю условием оплаты отдать ему первое же животное с поклажей, которое войдёт в ворота. Этой поклажей и явилась красавица которая, вслед за царём и мудрецом, въехала в ворота на муле. Царь разгневан. Однако, мудрец исчезает под землёй в горе с помощью волшебства, прихватив с собой и принцессу. С тех пор у горы под дворцом есть странное свойство – там засыпают все сторожа. И есть свидетель, который видел – через щель в скале – что мудрец сладко там спит под звуки волшебной лиры. Известно также, что он будет спать, пока стоит дворец. А царь лишён покоя; он воюет и терпит насмешки своего народа!

Смысл легенды, её второе дно, очевидно, – неугасимая мечта стариков вернуть свою молодость. Исполнение этой мечты приносит им счастье – дремотный сон под звуки волшебной лиры. За которое они готовы платить всем, чем возможно. Однако, получается это только у мудрых людей, заботящихся о своём здоровье заблаговременно. Содержание легенды,