Файл: Жанр группа произведений, объединённая общими чертами содержания и формы. Сказка.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Эрнест Сетон-Томпсон (1860–1946) — канадский писатель, естествоиспытатель, художник-анималист. Один из основателей скаутского движения в США, направленного на обучение подрастающего поколения выживанию в диком лесу. Автор множества книг по зоологии, ботанике и скаутингу. Эрнест Эван Томпсон появился на свет 14 августа 1860 года в британском городке Саут-Шилдсе. Его отец, Сетон, принадлежал r дворянскому шотландскому роду с богатой историей.
Когда мальчику исполнилось 6 лет, семья переехала в Канаду, обосновавшись в Торонто. Детство Эрнеста прошло в местных лесах, где он проводил всё своё свободное время. Обладая художественными навыками, он делал зарисовки диких животных.
Эти прогулки по большей части были вынужденными: Эрнест не ладил с деспотичным отцом и при каждом удобном случае уходил из дома. Когда юноше исполнился 21 год, отец выставил ему счёт, в котором были указаны все расходы по его воспитанию, в том числе и стоимость родов. Эрнест рассчитался с отцом, но более с ним никогда не общался. В знак протеста он изменил фамилию на Сетон-Томпсон. Эрнест с ранних лет был склонен к творчеству. После окончания в 1879 году Колледжа искусств в Торонто, он продолжил изучать изобразительное искусство в Лондоне, Париже, Нью-Йорке. Умение рисовать очень пригодилось Томпсону, который делал авторские иллюстрации к своим книгам о животных. Первая литературная работа Томпсона — книга «Жизнь лугового тетерева» — была опубликована в 1883 году. Далее последовали сборники «Дикие животные, как я их знаю», «Жизнь тех, на кого охотятся», «Жизнь диких зверей», которые принесли писателю большую популярность в Канаде и США. Эрнест Сетон-Томпсон предпочитал жить вдали от городской жизни, в глухих лесах и прериях. Он с большим удовольствием общался с охотниками и промысловиками, посвятив им книгу очерков «Прерии Арктики» с авторскими зарисовками и цветными фотографиями. Несколько книг он посвятил быту и фольклору эскимосов и индейцев. В общей сложности Сетон-Томпсоном было написано около 40 книг, большая часть которых была посвящена жизни диких животных. В книгах писателя-натуралиста Сетона-Томпсона отразились его многолетние наблюдения за миром природы. В рассказах достоверно воссозданы особенности поведения диких животных, их взаимоотношения и черты характера. Сборника Рассказы о животных краткое содержание передает идею гармонии человека и окружающего мира.
-
Сравните произведения В. Бианки «Хвосты» и Ю. Казакова «Зачем мыши хвост». Чем они отличаются друг от друга?
В сказке Бианки «Хвосты» главная героиня одна - назойливая Муха, во что бы то ни стало решившая украсить себя хвостом. Сначала она просила сделать ей хвост для красоты у человека, но он отправил её на поиски в лес, в поле и на речку. Человек встретится нам еще раз, в конце повествования, и его тоже можно считать главным персонажем. А дальше неугомонное создание начало выпрашивать хвосты у разных птиц и животных. Но все они: и Слизняк, и Дятел, и Оленуха, и Лиса, и Рак, и Рыба не захотели расстаться с хвостами. Объясняли они это тем, что хвосты у них имеется не для красоты, они выполняют определенные функции. Все эти герои играют второстепенную роль в сказке. Пришлось Мухе вернуться к Человеку, она ему долго надоедала, требуя хвост. Вот он и отправил её к Корове, пытаясь избавиться от надоеды. Корова хвостом муху и прихлопнула, а человек таким образом избавился от назойливой гостьи. Главная мысль сказки состоит в том, что непомерная назойливость может кому-то мешать, особенно, если человек занят делом, а его отвлекают. Глупая муха получила по заслугам, а нас автор призывает не приставать к людям, поскольку чрезмерная навязчивость только отталкивает людей. Основная тема сказки: нельзя приставать с глупыми распросами и тем более требовать что - то у других, в то время когда у них даже полномочий таких нет. (Муха требовала у человека невозможного - он не даёт, равно как и не отнимает хвосты у кого бы то ни было). Также нельзя потакать каждому своему желанию. Муху посетила навязчивая идея, что ей необходим хвост, хотя, понятно, что на самом деле это просто её каприз. Она была абсолютно неблагодарной особой.
А в рассказе Ю. Казакова сын и отец размышляют, рассуждают, ищут ответ, зачем мыши хвост. В рассказе мальчик Алёша проявляет детский интерес к окружающему миру. Вопросы ребёнка не навязчивы, не глупы, он всего лишь проявляет любознательность. В рассказе мальчик выступает в роли пытливого исследователя.
-
Прочитайте рассказы современных авторов О. Кургузова, С. Седова. Чем юмор этих произведений отличается от юмора классических детских текстов (Н. Носов, В. Драгунский)?
Объединяет все рассказы О. Кургузова главный персонаж - маленький мальчик, живущий в гармонии с взрослыми и со всем миром. Взгляд ребенка создает эффект отстранения, благодаря которому привычные вещи выглядят волшебно, а то, на что давно не обращают внимания взрослые, удивляет. Мир, увиденный ребенком, отличается гротескными и абсурдными образами, что делает его особенно визуальным. В рассказах О.Кургузова, как правило, в любой обыденной ситуации обязательно появляется некая «фантастическая подоплёка». Каждый новый рассказ – это «капля» мудрости, доброты, тепла. Сам писатель, обращаясь к читателям, говорил: «Попробуйте взглянуть на мои истории с разных сторон». Обилие звуковых словообразований, приёмы игры в слова и смыслы, сказочная реальность, добрый, лёгкий юмор, нелепые и смешные ситуации, вот с чем мы встретимся на страницах его рассказов. Так и хочется разделить рассказы О.Кургузова по-особенному: не только по тематике (дружная семья, любовь, свобода), но и по видовой принадлежности: философские, реально-волшебные и юмористически-бытовые, сюжетно-словарные. 1997 году в серии «Веселые рассказы веселых писателей» вышла первая книга Олега Кургузова «Солнце на потолке». Книга эта получилась из тех самых рассказов про маленького мальчика. Рассказы эти продолжают жанр бытового детского рассказа с комической фабулой, типажными героями, с повествователем-мальчишкой, обозначенный именами Виктора Драгунского (помните его Дениску Кораблёва?), Николая Носова.
Сергей Седов, фантазер и чудак - один из самых известных сегодня сказочников-философов. Его сказки и страшилки интересны и детям, и взрослым. Тут и сказки про любовь, и про известного сказочного персонажа Змея Горыныча и не менее популярного у сказочников всех времен и народов короля, и про лягушку (только не царевну), и про вовсе не сказочного, но все равно необычного мальчика Лешу.
Также Сергей Седов пересказал по-своему чуть ли не все лучшие сказки на нашей планете: «Снежная королева», «Гадкий утенок», «Мальчик-с-пальчик», «Огниво», даже «Алиса в Стране чудес» и «Маленький принц»! Возможно, впервые эти сказки после осторожного прикосновения другого сказочника стали ничуть не хуже, чем были. Он просто привнёс в них две основные черты своего представления о волшебном мире — краткость и юмор, два кита, на которых он строит свои сочинения. Сергей Седов любит писать коротко, но многосерийно. Он создаёт циклы сказок. А ещё любит хэппенинг — какое-то маленькое, но очень ёмкое действо, особенно когда в него можно подольше поиграть. Нетрадиционные сказки Седова всегда заканчиваются выходом из, казалось бы, безвыходных ситуаций. Сергея Седова часто называют главным сказочником сегодняшнего дня. Он превращает в сказку всё — бытовые сцены, политические реалии (даже Государственную Думу и президента), лирические зарисовки (диалог собаки с хозяйкой) и даже сценарии к фильмам («покруче «Титаника»»). У Седова сказка может быть чем угодно — детективом, ужастиком, пародией, изложенными по-своему историческими событиями. Единственное, чем она быть не может, так это обыкновенной традиционной сказкой. Дело тут в невиданной легкости авторского сознания и в стремительном полете юмора. В текстах С. Седова много переходов от шутки — к абсурду, от анекдота — к фарсу. Есть в
этих крошечных сказках-притчах безуминка, сарказм, ирония и ум. Лаконичность письма и острый юмор. Двумя-тремя словами он выражает целое действие и удивительно экономно расходует слова — в коротких притчах помещаются целые эпосы, миры и вселенные. Не потому, что он ленится описывать их подробно, а потому, что он умеет при помощи одной фразы передать содержание десятков ненаписанных страниц. Сказки Седова — это мир игры и фантазии, в который дети будут вовлечены без труда. Писатель и сам с удовольствием играет, придумывая совершенно неожиданные сюжеты или наполняя хорошо знакомые новым содержанием. Сказки Седова — как бы реализованная фантазия ребенка. Главное отличие героев Седова — это их необычность и оригинальность.
Н. Носов не старается рассмешить. Он показывает правдиво мир хороших, нормальных детей. Этот мир прекрасен. Этот счастливый мир богат светом, жаждой жизни и, конечно, юмором. Такова именно эстетика Н.Носова: за внешней комедийностью он видит и помогает увидеть нам прекрасное, доброе в любимых писателем героях.
Комические ситуации в рассказах Драгунского в большинстве случаев не создаются искусственно, а обусловлены психологическими особенностями детского мышления, свойственной детям эмоциональной возбудимостью, что отражается в их речи. Писатель очень тонко подмечает манеру разговора детей, с большой любовью описывает их характеры, отношения друг с другом.
Оба писателя безмерно любят и уважают детей, их мнения, взгляды. Они изучают психологию и «подсматривают» за поведением подрастающего поколения. Их интересуют рассуждения и мотивы, побуждающие ребят к тем или иным действиям. В своих произведениях с помощью тонкого юмора они заставляют читателя оглянуться, сравнить себя с героями рассказов, пересмотреть свои поступки и отношение к окружающим людям. Их произведения ненавязчиво намекают на различные недостатки, которые характерны в детском возрасте и возможность их исправить. Произведения Н.Н. Носова и В.Ю. Драгунского легко читаются детьми, а потому очень ими любимы.