ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 465
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Организационно-правовые формы социального обеспечения
1.1 История развития организационно-правовых форм социального обеспечения
1.2 Понятие организационно-правовых форм социального обеспечения
Глава 2. Виды организационно – правовых форм социального обеспечения
2.1 Обязательное пенсионное страхование
2.2 Обязательное социальное страхование
2.3 Государственная социальная помощь
1
Обязательным страховым обеспечением по обязательном пенсионному страховании являются:
- трудовая пенсия по старости;
- трудовая пенсия по инвалидности;
- трудовая пенсия по случаю потери кормильца;
- единовременная выплата средства пенсионных накоплений;
- срочная пенсионная выплата;
- выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица;
- социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.1
Все выплаты застрахованному лицу осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации.
Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью.
В составе бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, а также суммы дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, суммы взносов работодателей, уплаченных в пользу застрахованных лиц, и суммы взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, суммы средств материнского капитала, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, средства выплатного резерва для осуществления выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости, средства пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым назначена срочная пенсионная выплата, а также расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии.
Материальным источником любого внебюджетного фонда является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов – это специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.
Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.
1
Основной источник доходов фонда – это страховые взносы работодателей и работающих граждан. Работодатели ежемесячно уплачивают страховые взносы одновременно с получением в банках и иных кредитных учреждениях средств на выплаты работникам за истекший месяц. В таком же порядке работодатели начисляют и уплачивают обязательные страховые взносы с работников, включая работающих пенсионеров. Страховые взносы в Пенсионный фонд начисляются на все виды заработка (дохода) в денежной или натуральной формах, независимо от источника их финансирования, в том числе с учетом штатных, нештатных, сезонных и временных работников, а также работающих по совместительству или выполняющих разовые, случайные и кратковременные работы. На долю Пенсионного фонда РФ приходится почти 75 процентов средств внебюджетных социальных фондов.
В доходы Пенсионного фонда Российской Федерации кроме обязательных страховых взносов поступают также:
- средства федерального бюджета;
- суммы пеней и иных финансовых санкций;
- доходы от размещения (инвестирования) временно свободных средств пенсионного страхования;
- добровольные взносы физических и юридических лиц, уплачиваемые ими в качестве страхователей или застрахованных лиц;
- средства выплатного резерва для осуществления выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости;
- средства пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым назначена срочная пенсионная выплата;
- иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
В сфере обязательного пенсионного страхования базовым законом, определяющим круг лиц, подлежащих страхованию, является Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ). В соответствии с п. 1 ст. 7 этого Закона застрахованными лицами являются постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане или лица без гражданства, а с 1 января 2012 года - также и иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов), временно пребывающие на территории России. Однако обязательное пенсионное страхование разных категорий иностранных граждан имеет свои особенности.
Во-первых, если обложение взносами выплат и иного вознаграждения в пользу иностранных лиц, постоянно проживающих в России, осуществляется на тех же основаниях, что и в отношении российских граждан, то страхование иностранных граждан, временно проживающих в РФ, а также временно пребывающих в РФ (кроме высококвалифицированных специалистов), осуществляется иначе - страхователь уплачивает за них страховые взносы по тарифу, установленному только на финансирование страховой пенсии, независимо от года их рождения (ст. 22.1 Федерального закона N 167-ФЗ). Другими словами, у этих лиц не формируются пенсионные права в части накопительного пенсионирования и права на накопительную пенсию они не приобретают.
Во-вторых, обязательное пенсионное страхование было распространено на иностранных граждан, временно пребывающих в России (кроме высококвалифицированных специалистов), только с 1 января 2012 года, а до этого момента они в число лиц, подлежащих данному виду страхования, не входили, и, следовательно, страховые взносы за них не уплачивались. В связи с этим тот период осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации, который имел место до 1 января 2012 года (при условии, что в этот период граждане имели статус иностранцев, временно пребывающих в России), не может быть включен в страховой стаж. Такой вывод следует из содержания ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ), в соответствии с которой в страховой стаж включаются периоды работы и/или иной деятельности, которые выполнялись на территории России при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.1 На это обстоятельство обращает внимание Конституционный Суд РФ, который подчеркивает, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются материальной гарантией предоставления застрахованным лицам надлежащего страхового обеспечения, а правило о включении в страховой стаж лишь тех периодов деятельности, за который уплачивались страховые взносы, призвано обеспечивать нормальное функционирование финансового механизма обязательного пенсионного страхования и в конечном счете - выплату пенсий застрахованным лицам в размере, предусмотренном законом и адекватном результатам их труда 1.
В-третьих, еще одной особенностью пенсионного страхования иностранных граждан является то, что право на страховую пенсию имеют только те из них, кто постоянно проживает в Российской Федерации, и тогда пенсия им устанавливается наравне с российскими гражданами (п. 3 ст. 4 Федерального закона N 400-ФЗ). При этом постоянно проживающий в России иностранец-пенсионер обязан регулярно представить документ, подтверждающий его право на постоянное проживание (вид на жительство); если этот документ не представлен своевременно - выплата пенсии приостанавливается на шесть месяцев с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек срок действия вида на жительство (пп. 4 п. 1 ст. 24 Федерального закона N 400-ФЗ), а если соответствующий документ не представлен по истечении шести месяцев приостановления выплаты пенсии - ее выплата прекращается (пп. 4 п. 1 ст. 25 Федерального закона N 400-ФЗ). Подобные правила установлены также и Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ «О накопительной пенсии» (пп. 2 п. 1 ст. 11 и пп. 4 п. 1 ст. 12). Судебная практика однозначно исходит из того, что приостановка и прекращение выплаты пенсии в этом случае являются правомерными
2.
Иные категории иностранных граждан по общему правилу права на пенсионное обеспечение по обязательному пенсионному страхованию не имеют, и это касается всех видов предусмотренных законодательством пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и накопительной).
Таким образом обязательное пенсионное страхование – базовая и одна из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, непосредственно затрагивает интересы граждан страны.
Современная реальность, подверженная воздействию различных негативных факторов, характеризуется поиском новых парадигм, которые позволяли бы обеспечивать стабильность и устойчивость функционирования и развития государства. Конституция Российской Федерации, закрепляя признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина как одну из основных обязанностей государства, предопределяет в последующем и приоритетность направлений его социальной политики. Важнейшей из форм реализации социальной политики выступает государственное социальное страхование, которое базируется на постулате признания социальных прав наивысшей ценностью и гарантировании защиты этих прав. Это подтверждается рядом программных документов1. Так, например, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. указывается на необходимость достижения такого уровня экономического и социального развития Российской Федерации, при котором самым надежным образом будет обеспечена экономическая и социальная стабильность и безопасность, а также повышение взаимного доверия и согласия, в том числе и к государственным и экономическим институтам1.
Социальное страхование имеет специфическую особенность, определяемую природой страхования, а именно: создание механизма возмещения убытка при возникновении страхового случая и обеспечения дохода, невосполнимого другими способами.
Согласно Федеральному закону Российской Федерации обязательное пенсионное страхование – это часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности,
Обязательным страховым обеспечением по обязательном пенсионному страховании являются:
- трудовая пенсия по старости;
- трудовая пенсия по инвалидности;
- трудовая пенсия по случаю потери кормильца;
- единовременная выплата средства пенсионных накоплений;
- срочная пенсионная выплата;
- выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица;
- социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.1
Все выплаты застрахованному лицу осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации.
Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью.
В составе бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, а также суммы дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, суммы взносов работодателей, уплаченных в пользу застрахованных лиц, и суммы взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, суммы средств материнского капитала, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, средства выплатного резерва для осуществления выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости, средства пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым назначена срочная пенсионная выплата, а также расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии.
Материальным источником любого внебюджетного фонда является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов – это специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.
Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.
1
Основной источник доходов фонда – это страховые взносы работодателей и работающих граждан. Работодатели ежемесячно уплачивают страховые взносы одновременно с получением в банках и иных кредитных учреждениях средств на выплаты работникам за истекший месяц. В таком же порядке работодатели начисляют и уплачивают обязательные страховые взносы с работников, включая работающих пенсионеров. Страховые взносы в Пенсионный фонд начисляются на все виды заработка (дохода) в денежной или натуральной формах, независимо от источника их финансирования, в том числе с учетом штатных, нештатных, сезонных и временных работников, а также работающих по совместительству или выполняющих разовые, случайные и кратковременные работы. На долю Пенсионного фонда РФ приходится почти 75 процентов средств внебюджетных социальных фондов.
В доходы Пенсионного фонда Российской Федерации кроме обязательных страховых взносов поступают также:
- средства федерального бюджета;
- суммы пеней и иных финансовых санкций;
- доходы от размещения (инвестирования) временно свободных средств пенсионного страхования;
- добровольные взносы физических и юридических лиц, уплачиваемые ими в качестве страхователей или застрахованных лиц;
- средства выплатного резерва для осуществления выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости;
- средства пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым назначена срочная пенсионная выплата;
- иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
В сфере обязательного пенсионного страхования базовым законом, определяющим круг лиц, подлежащих страхованию, является Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ). В соответствии с п. 1 ст. 7 этого Закона застрахованными лицами являются постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане или лица без гражданства, а с 1 января 2012 года - также и иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов), временно пребывающие на территории России. Однако обязательное пенсионное страхование разных категорий иностранных граждан имеет свои особенности.
Во-первых, если обложение взносами выплат и иного вознаграждения в пользу иностранных лиц, постоянно проживающих в России, осуществляется на тех же основаниях, что и в отношении российских граждан, то страхование иностранных граждан, временно проживающих в РФ, а также временно пребывающих в РФ (кроме высококвалифицированных специалистов), осуществляется иначе - страхователь уплачивает за них страховые взносы по тарифу, установленному только на финансирование страховой пенсии, независимо от года их рождения (ст. 22.1 Федерального закона N 167-ФЗ). Другими словами, у этих лиц не формируются пенсионные права в части накопительного пенсионирования и права на накопительную пенсию они не приобретают.
Во-вторых, обязательное пенсионное страхование было распространено на иностранных граждан, временно пребывающих в России (кроме высококвалифицированных специалистов), только с 1 января 2012 года, а до этого момента они в число лиц, подлежащих данному виду страхования, не входили, и, следовательно, страховые взносы за них не уплачивались. В связи с этим тот период осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации, который имел место до 1 января 2012 года (при условии, что в этот период граждане имели статус иностранцев, временно пребывающих в России), не может быть включен в страховой стаж. Такой вывод следует из содержания ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ), в соответствии с которой в страховой стаж включаются периоды работы и/или иной деятельности, которые выполнялись на территории России при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.1 На это обстоятельство обращает внимание Конституционный Суд РФ, который подчеркивает, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются материальной гарантией предоставления застрахованным лицам надлежащего страхового обеспечения, а правило о включении в страховой стаж лишь тех периодов деятельности, за который уплачивались страховые взносы, призвано обеспечивать нормальное функционирование финансового механизма обязательного пенсионного страхования и в конечном счете - выплату пенсий застрахованным лицам в размере, предусмотренном законом и адекватном результатам их труда 1.
В-третьих, еще одной особенностью пенсионного страхования иностранных граждан является то, что право на страховую пенсию имеют только те из них, кто постоянно проживает в Российской Федерации, и тогда пенсия им устанавливается наравне с российскими гражданами (п. 3 ст. 4 Федерального закона N 400-ФЗ). При этом постоянно проживающий в России иностранец-пенсионер обязан регулярно представить документ, подтверждающий его право на постоянное проживание (вид на жительство); если этот документ не представлен своевременно - выплата пенсии приостанавливается на шесть месяцев с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек срок действия вида на жительство (пп. 4 п. 1 ст. 24 Федерального закона N 400-ФЗ), а если соответствующий документ не представлен по истечении шести месяцев приостановления выплаты пенсии - ее выплата прекращается (пп. 4 п. 1 ст. 25 Федерального закона N 400-ФЗ). Подобные правила установлены также и Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ «О накопительной пенсии» (пп. 2 п. 1 ст. 11 и пп. 4 п. 1 ст. 12). Судебная практика однозначно исходит из того, что приостановка и прекращение выплаты пенсии в этом случае являются правомерными
2.
Иные категории иностранных граждан по общему правилу права на пенсионное обеспечение по обязательному пенсионному страхованию не имеют, и это касается всех видов предусмотренных законодательством пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и накопительной).
Таким образом обязательное пенсионное страхование – базовая и одна из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, непосредственно затрагивает интересы граждан страны.
2.2 Обязательное социальное страхование
Современная реальность, подверженная воздействию различных негативных факторов, характеризуется поиском новых парадигм, которые позволяли бы обеспечивать стабильность и устойчивость функционирования и развития государства. Конституция Российской Федерации, закрепляя признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина как одну из основных обязанностей государства, предопределяет в последующем и приоритетность направлений его социальной политики. Важнейшей из форм реализации социальной политики выступает государственное социальное страхование, которое базируется на постулате признания социальных прав наивысшей ценностью и гарантировании защиты этих прав. Это подтверждается рядом программных документов1. Так, например, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. указывается на необходимость достижения такого уровня экономического и социального развития Российской Федерации, при котором самым надежным образом будет обеспечена экономическая и социальная стабильность и безопасность, а также повышение взаимного доверия и согласия, в том числе и к государственным и экономическим институтам1.
Социальное страхование имеет специфическую особенность, определяемую природой страхования, а именно: создание механизма возмещения убытка при возникновении страхового случая и обеспечения дохода, невосполнимого другими способами.
Согласно Федеральному закону Российской Федерации обязательное пенсионное страхование – это часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности,