Файл: Рабочая программа дисциплины анатомия и физиология человека.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
4. Тематический план изучения дисциплины
7. Образовательные технологии.
9.Контроль знаний по дисциплине
10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
2. Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
Лекции, как правило, читаются не по всем, а по наиболее сложным темам курса, не дублируют учебники, а содержат новейшие научные данные и примеры, которых может не быть в учебных пособиях. Для лучшего усвоения материала на лекционных занятиях целесообразно предварительно перед лекцией ознакомиться с положениями лекционной темы в конспекте лекций, содержащемся в данном учебно-методическом пособии либо в рекомендуемых учебниках.
Семинарские занятия — другая важная форма учебного процесса. Они способствуют закреплению и углублению знаний, полученных студентами на лекциях и в результате самостоятельной работы над научной и учебной литературой и нормативными источниками. Они призваны развивать самостоятельность мышления, умение делать выводы, связывать теоретические положения с практикой, формировать профессиональное сознание будущих руководителей любительских хореографических коллективов. На занятиях вырабатываются необходимые каждому бакалавру навыки и умения публично выступать, логика доказывания, культура профессиональной речи. Кроме того, семинары — это средство контроля преподавателей за самостоятельной работой студентов, они непосредственно влияют на уровень подготовки к итоговым формам отчетности — зачетам и экзаменам. В выступлении на семинарском занятии должны содержаться следующие элементы:
-
четкое формулирование соответствующего теоретического положения в виде развернутого определения; -
приведение и раскрытие основных черт, признаков, значения и роли изучаемого явления или доказательства определенного теоретического положения; -
подкрепление теоретических положений конкретными фактами, примерами из практики.
Для качественного и эффективного изучения дисциплины необходимо овладение навыками работы с книгой, воспитание в себе стремления и привычки получать новые знания из научной и иной специальной литературы. Без этих качеств не может быть настоящего специалиста ни в одной области деятельности.
Читать и изучать, следует, прежде всего, то, что рекомендуется к каждой теме программой, планом семинарских занятий, перечнем рекомендуемой литературы.
Когда студент приступает к самостоятельной работе, то он должен проявить инициативу в поиске специальных источников. Многие новейшие научные положения появляются, прежде всего, в статях, опубликованных в журналах.
Надо иметь в виду, что в каждом последнем номере издаваемых журналов публикуется библиография всех статей, напечатанных за год, это облегчает поиск нужных научных публикаций.
Работа с научной литературой, в конечном счете, должна привести к выработке у студента умения самостоятельно размышлять о предмете и объекте изучения, которое должно проявляться:
-
в ясном и отчетливом понимании основных понятий и суждений, содержащихся в публикации, разработке доказательств, подтверждающих истинность тех или иных положений; -
в понимании студентами обоснованности и целесообразности, приводимых в книге и статье примеров, поясняющих доказательства и выводы автора. При этом будет уместно, если студент самостоятельно приведет дополнительные примеры к этим выводам; -
в отделении основных положений от дополнительных, второстепенных сведений; -
в способности студента критически разобраться в содержании публикации, определить свое отношение к ней в целом, дать ей общую оценку, характеристику.
Другим важнейшим методическим приемом в учебном процессе является самостоятельная работа студента.
Самостоятельная работа в высшем учебном заведении, является важной организационной формой индивидуального изучения студентами программного материала. Эти слова особенно актуальны в наше время, когда в педагогике высококвалифицированных специалистов широко используется дистанционное обучение, предполагающее значительную самостоятельную работу студента на основе рекомендаций преподавателя.
В современных условиях дидактическое значение самостоятельной подготовки неизмеримо возрастает, а ее цели состоят в том, чтобы:
-
повысить ответственность самих обучаемых за свою профессиональную подготовку, сформировать в себе личностные и профессионально-деловые качества; -
научить студентов самостоятельно приобретать знания, формировать навыки и умения, необходимые для профессиональной деятельности; -
развивать в себе самостоятельность в организации, планировании и выполнении заданий, определяемых учебным планом и указаниями преподавателя.
Достигнуть этих целей в ходе самостоятельной работы при изучении дисциплины возможно только при хорошей личной организации своего учебного труда, умении использовать все резервы имеющегося времени и подчинить их профессиональной подготовке.
Самостоятельная работа как метод обучения включает:
-
изучение и конспектирование обязательной литературы в соответствии с программой дисциплины; -
ознакомление с литературой, рекомендованной в качестве дополнительной; -
изучение и осмысление специальной терминологии и понятий; -
сбор материала и написание контрольных, конкурсных и дипломных работ; -
изучение указанной литературы для подготовки к экзамену. -
основными компонентами содержания данного вида работы являются: -
творческое изучение учебных пособий и научной литературы; -
умелое конспектирование; -
участие в различных формах учебного процесса, научных конференциях, в работе кружков и т. д.; -
получение консультаций у преподавателя по отдельным проблемам курса; -
получение информации и опыта о работе профессионалов в процессе производственно-учебной практики; -
знакомство с литературой при формировании своей личной библиотеки и др.
Данный комплекс рекомендаций позволяет студентам овладеть многими важными приемами самостоятельной работы и успешно использовать их при подготовке контрольных по дисциплине.
Контрольные работы могут выступать как дополнительные (вспомогательные) учебные формы отчетности студента, которые осуществляются в ходе семинарских (практических) занятий (в конце) и проводятся максимум в течение 10-15 минут. Преподаватель может заранее объявить о предстоящей работе и предложить примерный перечень тем, то есть сориентировать студентов на работу по более широкому кругу вопросов.
Как правило, контрольные работы по дисциплине сугубо индивидуальны, то есть их тематика персонифицирована. Однако в отдельных случаях темы контрольных работ могут быть адресованы и сразу нескольким студентам, и группе в целом. Таким приемом преподаватель выявляет степень усвоения какой-то важной учебной проблемы и определяет необходимость проведения дополнительных занятий по какой-либо теме. В настоящее время используется методика компьютерного тестирования знаний студентов по дисциплинам, в результате чего появится возможность быстро проверять знания по наиболее важными темами и объективно оценивать их.
Важными в методическом плане на семинарских занятиях являются проводимые тестовые опросы и решение задач, которые содействуют превращению знаний в глубокие убеждения, дают простор для развития творческо-эмоциональной сферы, позволяют сделать выводы об эффективности занятий с учащимися, что в итоге повышает интерес к овладению знаниями.
Только сочетая дидактически и органически все методические способы и приемы в их диалектическом единстве и взаимосвязи мы можем добиться должного уяснения учебного материала со стороны студентов.
Методические рекомендации для преподавателей
Тема занятия | Виды учебных занятий | Способы учебной деят-сти | Методы обучения, формы педагогического общения | Средства обучения | Формы контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Введение в анатомию. | Лекция, семинар | Коллективный | Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Формы: монолог/диалог | Учебное пособие | Устный опрос. |
2.Остеология | Лекция семинар | Коллективный | Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Формы: монолог/диалог | Учебное пособие | Устный опрос. Доклады по вопросам семинара с последующим обсуждением. |
3.Артрология. | Лекция, семинар | Коллективный | Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Формы: монолог/диалог | Учебное пособие | Устный опрос. Доклады по вопросам семинара с последующим обсуждением. |
4.Миология | Лекция, семинар | Коллективный | Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Формы: монолог/диалог | Учебное пособие | Устный опрос. Доклады по вопросам семинара с последующим обсуждением. |
Тема 5. Пищеварительная система. | Лекция, семинар | Коллективный | Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Формы: монолог/диалог | Учебное пособие | Устный опрос. Доклады по вопросам семинара с последующим обсуждением. |
6.Дыхательная система. | Лекция, семинар | Коллективный | Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Формы: монолог/диалог | Учебное пособие | Устный опрос. Доклады по вопросам семинара с последующим обсуждением. |
7.Мочеполовая система | Лекция, семинар | Коллективный | Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Формы: монолог/диалог | Учебное пособие | Устный опрос. Доклады по вопросам семинара с последующим обсуждением. |
8. Сердечно сосудистая система, органы кроветворения и иммунной системы. | Лекция, семинар | Коллективный | Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Формы: монолог/диалог | Учебное пособие | Устный опрос. Доклады по вопросам семинара с последующим обсуждением. |
9.Центральная нервная система. | Лекция, семинар | Коллективный | Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Формы: монолог/диалог | Учебное пособие | Устный опрос. Доклады по вопросам семинара с последующим обсуждением. |
Приложение
Тематический план изучения дисциплины «Анатомия и физиология человека»
Год набора 2019, 2020 форма обучения очная
Наименование разделов и тем | Всего | Трудоемкость по дисциплине | Формируемые компетенции | ||||
контакт. работа | в т.ч. | СР | |||||
лекции | лаб. работы | практ./ сем. \ИЗ | |||||
Раздел 1. Введение. Тема 1. Введение в анатомию. | 5 | 4 | 2 | - | 2 | 1 | УК-7 |
Раздел 2. Опорно-двигательный аппарат. Тема 2. Остеология. | 5 | 4 | 2 | - | 2 | 1 | УК-7 |
Тема 3. Артрология. | 5 | 4 | 2 | - | 2 | 1 | УК-7 |
Тема 4. Миология. | 5 | 4 | 2 | - | 2 | 1 | УК-7 |
Раздел 3. Спланхнология. Тема 5. Пищеварительная система. | 6 | 4 | 2 | - | 2 | 2 | УК-7 |
Тема 6. Дыхательная система. | 6 | 4 | 2 | - | 2 | 2 | УК-7 |
Тема 7. Мочеполовая система. | 2 | - | - | - | - | 2 | УК-7 |
Раздел 4. Ангиология. Тема 8. Сердечно сосудистая система, органы кроветворения и иммунной системы. | 6 | 4 | 2 | - | 2 | 2 | УК-7 |
5. Неврология. Тема 9. Центральная нервная система. | 5 | 4 | 2 | - | 2 | 1 | УК-7 |
Контроль | 27 | 27 | | | | | |
Итого по дисциплине | 72 | 59 | 16 | | 16 | 13 | |
Зачетных единиц | 2 | | | | | | |