Файл: Рабочая программа дисциплины анатомия и физиология человека.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Тема 3. Артрология.

Понятие о соединении костей. Классификация соединения костей. Виды непрерывных соединений: фиброзные (синдесмозы – связки и межкостные перепонки, швы и вколачивания), хрящевые (постоянные и временные), костные, их значение. Полусуставы (симфизы). Суставы, их классификация. Простые, сложные, комбинированные и комплексные суставы. Составные элементы сустава, их строение. Анализ движений в суставах (оси вращения, плоскости движения). Биомеханическая классификация суставов (одноосные, двуосные, трехосные (многоосные). Возможные движения в одно­, двух, трехосных суставах.

Тема 4. Миология.

Общая анатомия мышц: неисчерченная (гладкая) и исчерченная (поперечно-полосатая) мышечная ткань, особенности развития, строения и функции. Мышца как орган. Классификации мышц. Вспомогательные элементы мышц. И их функции. Мышцы и фасции туловища: спины, груди и живота. Мышцы и фасция шеи. Фасции головы. Мышцы и фасции плечевого пояса и свободной верхней конечности. Мышцы и фасции тазового пояса и свободной нижней конечности. Сила и работа мышц. Биомеханика стояния, ходьбы и бега.

Раздел 3. Спланхнология.

Тема 5. Пищеварительная система.

Общие закономерности строения полых и паренхиматозных органов. Пищеварительная система. Отделы пищеварительной трубки с позиций морфофункциональной характеристики. Особенности строения стенок пищеварительной трубки. Полость рта. Молочные и постоянные зубы: особенности строения и функции, смена зубов. Язык. Железы слизистой оболочки, их классификация, строение, функции. Понятие экзокринных желез. Глотка, пищевод, желудок, тонкая и толстая кишки. Печень, желчный пузырь и внепеченочные желчевыводящие пути. Поджелудочная железа. Брюшина: развитие, строение и функции. Аномалии развития органов системы пищеварения. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний.
Тема 6. Дыхательная система.

Общая характеристика органов дыхания. Воздухоносные (дыхательные) пути и легкие. Полость носа. Носовые ходы, их строение и функциональное значение. Придаточные полости носа, их строение и функции. Глотка как воздухоносный путь. Главные бронхи. Бронхиальное дерево, формирующие его структуры, функции. Гортань. Строение, топография и функции гортани. Скелет гортани (хрящи и их соединения). Связки гортани. Голосовая щель. Особенность строения слизистой оболочки гортани. Мышцы гортани. Гортань как орган голосообразования. Трахея, ее топография и строение. Бронхи, их строение, характер ветвления. Бронхиальное дерево. Легкие. Строение, топография, форма, поверхности, края, доли и функции легких. Корень и ворота легких. Сегменты легких. Долька легкого. Строение альвеолы. Ацинус – структурно-функциональная единица легкого. Плевра. Строение, местоположение и функции плевры. Париетальный и висцеральный листки плевры. Плевральная полость. Плевральные синусы. Проекция границ легких и плевры на поверхность тела человека. Средостение. Его отделы и органы, расположенные в каждом отделе средостения. Влияние физических упражнений и тренировки на дыхательную систему.


Тема 7. Мочеполовая система.

Мочевыделительная система. Почка. Оболочки почки и ее фиксация. Строение почки. Мозговое и корковое вещество. Нефрон. Особенности кровообращения почки. Почечные чашечки и лоханка. Ворота почки. Мочеточник. Мочевой пузырь. Мужская половая система. Женская половая система.

Раздел 4. Ангиология.

Тема 8. Сердечно сосудистая система, органы кроветворения и иммунной системы.

Понятие о сердечно­сосудистой системе, её функции. Сердце, его строение и топография. Положение сердца. Определение понятия «границы сердца». Клапаны сердца, их функции. Формы сердца, их соответствие типам телосложения человека. Перикард и полость перикарда. Работа сердца и ее регуляция. Частота сердечных сокращений. Минутный объем крови. Органы кровообращения (сосуды). Большой и малый круги кровообращения, их функции. Состав и функции крови. Переливание крови Изменение кровообращения при физической нагрузке: увеличение кровяного давления, перераспределение кровотока. Защитные свойства организма. Иммунитет. Борьба с инфекционными заболеваниями. Профилактика ВИЧ-инфекции н заболевания СПИДом. Лимфатическая система как дополнительное звено венозного русла: лимфатические капилляры, сосуды, правый и грудной лимфатические протоки. Лимфатические узлы, их строение, функции, классификация. Органы кроветворения и иммунной системы: центральные (красный костный мозг и тимус) и периферические (миндалины, лимфоидные и лимфатические узлы, селезёнка). Гигиена сердечно-сосудистой системы.

Раздел 5. Неврология.

Тема 9. Центральная нервная система.

Морфофункциональная характеристика нервной системы. Понятие о нейроне, нейроглии. Структурно­функциональная единица нервной системы – нейрон. Классификация нейронов по количеству отростков. Морфофункциональная классификация нейронов, способ их соединения, направление проведения нервных импульсов. Принцип работы нервной системы. Понятие рефлекса, простая и сложная соматические рефлекторные дуги. Понятие анализатора по И.П.Павлову.

Центральная часть нервной системы (ЦНС). Спинной мозг: строение, оболочки и межоболочечные пространства

, возрастные особенности спинного мозга. Понятие о сегментах спинного мозга, корешках спинномозговых нервов. Головной мозг: конечный мозг, промежуточный мозг, средний мозг, задний мозг, продолговатый мозг. Понятие о стволе мозга. Возрастные особенности головного и спинного мозга.

Периферическая нервная система. Общая анатомия черепных и спинномозговых нервов, их происхождение, образование и ветвление, общие признаки и различия. Спинномозговые нервы: их задние и передние ветви. Шейное сплетение. Плечевое сплетение. Передние ветви грудных спинномозговых нервов. Передние ветви поясничных, крестцовых и копчикового нервов. Поясничное сплетение. Крестцовое сплетение. Копчиковое сплетение. Возрастные особенности периферической нервной системы. Иннервация отдельных органов и областей тела.

Вегетативная (автономная) нервная система (ВНС). Закономерности строения, топографии и функции вегетативной нервной системы. Подразделение вегетативной нервной системы на симпатическую и парасимпатическую части. Симпатическая часть ВНС. Симпатический ствол. Парасимпатическая часть ВНС. Взаимосвязь ВНС с черепными и спинномозговыми нервами. Локализация вегетативных центров в пределах головного и спинного мозга. Вегетативные сплетения брюшной полости и таза, органные вегетативные сплетения. Вегетативная иннервация отдельных органов и кровеносных сосудов.
6. План практических (семинарских) занятий


п/п

Наименование темы

дисциплины

Наименование и содержание практических (семинарских) занятий,

литература для подготовки к занятиям

Форми-

руемые

компе-

тенции

Формы контроля

усвоения

знаний

1.

Раздел 1. Введение.

Введение в анатомию


Тема: Введение в анатомию.

  1. Методы анатомического исследования: наблюдение и осмотр тела, вскрытие, заморозки-распила, наливки, коррозионный, рентгеноскопический, экспериментальный. Микро- и макроскопические методы исследования.

  2. Классификация морфологических (анатомических) наук.

  3. Клетки и ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная.

  4. Органы и системы органов. Организм как единое целое.

Литература (основная): 1-4

УК-7

Доклад


2.

Раздел 2. Опорно-двигательный аппарат.

Остеология.


Тема: Учение о костях (остеология).

  1. Позвоночный столб: отделы, изгибы, возрастные особенности.

  2. Общий план строения позвонка. Позвонки. Основные структурные элементы позвонка. Основные отличительные признаки шейных, грудных, поясничных позвонков.

  3. Грудная клетка (ребра и грудина).

  4. Череп (кости мозгового и лицевого отделов).

  5. Скелет верхней конечности. Особенности строения верхних конечностей у артистов балета.

  6. Скелет нижней конечности. Особенности строения нижних конечностей у артистов балета.

  7. Кости стопы. Стопа как целое. Своды стопы и их значение. Анатомо-профессиональные особенности строения стопы у артистов балета.

Литература (основная): 1-4

УК-7

Доклад

3.

Артрология.


Тема: Учение о соединениях костей (артрология).

  1. Соединение костей пояса и свободной верхней конечности. Плечевой сустав: строение, биомеханика.

  2. Соединение костей свободной верхней конечности. Локтевой сустав: строение, биомеханика.

  3. Соединение костей свободной верхней конечности. Соединения костей кисти.

  4. Соединение костей пояса и свободной нижней конечности. Тазобедренный сустав: строение, биомеханика, мышцы.

  5. Соединение костей свободной нижней конечности. Коленный сустав: строение, биомеханика.

  6. Соединение костей свободной нижней конечности: соединения костей голени и стопы. Голеностопный сустав: строение, биомеханика.

Литература (основная): 1-4

УК-7

Доклад

4.

Миология

Тема: Учение о мышцах (миология).

  1. Мышца как орган.

  2. Мышцы и фасции туловища: спины, груди и живота. Основные мышцы спины, их фасции.

  3. Основные мышцы живота.

  4. Мышцы и фасция шеи. Фасции головы.

  5. Мышцы и фасции плечевого пояса и свободной верхней конечности.

  6. Мышцы и фасции тазового пояса и свободной нижней конечности. Литература (основная): 1-4

УК-7

Доклад

5.

Раздел 3. Спланхнология.

Пищеварительная система.


Тема: Анатомия и физиология пищеварительной системы.

  1. Пищеварительная система. Особенности строения стенок пищеварительной трубки

  2. Полость рта. Молочные и постоянные зубы: особенности строения и функции, смена зубов. Язык, большие и малые слюнные железы: особенности топографии и строения

  3. Глотка, пищевод, желудок, тонкая и толстая кишки: топография, строение.

  4. Печень, желчный пузырь и внепеченочные желчевыводящие пути. Поджелудочная железа: топография, строение.

  5. Брюшина: развитие, строение и функции.

  6. Возрастные, половые особенности органов пищеварения, индивидуальные варианты и аномалии их строения.

Литература (основная): 1-4

УК-7

Доклад

6.

Дыхательная система.

Тема: Анатомия и физиология дыхательной системы.

  1. Наружный нос и полость носа. Носовая часть глотки.

  2. Трахея, ее топография и строение. Бронхи, их строение, характер ветвления. Бронхиальное дерево.

  3. Легкие. Строение, топография, форма, поверхности, края, доли и функции легких.

  4. Частота дыхания, дыхательный и минутный объем дыхания в покое и при физической нагрузке.

  5. Приспособление дыхания и кровообращения к мышечной нагрузке в процессе образования двигательных навыков у взрослых и детей.

  6. Возрастные особенности, варианты строения и аномалии органов дыхания.

Литература (основная): 1-4

УК-7

Доклад


7.

Раздел 4. Ангиология.

Сердечно сосудистая система, органы кроветворения и иммунной системы.


Тема: Анатомия и физиология сердечно-сосудистой системы и органов кроветворения.

  1. Сердце, его строение и топография.

  2. Работа сердца и ее регуляция.

  3. Органы кровообращения (сосуды).

  4. Большой и малый круги кровообращения, их функции.

  5. Состав и функции крови.

  6. Переливание крови.

  7. Органы кроветворения и иммунной системы: центральные (красный костный мозг и тимус) и периферические (миндалины, лимфоидные и лимфатические узлы, селезёнка).

Литература (основная): 1-4

УК-7

Доклад

8.

Раздел 5. Неврология.

Центральная нервная система.


Тема: Анатомия и физиология нервной системы.

  1. Структурно­функциональная единица нервной системы – нейрон.

  2. Понятие рефлекса, простая и сложная соматические рефлекторные дуги. Понятие анализатора по И.П.Павлову.

  3. Центральная часть нервной системы (ЦНС). Спинной мозг: строение, оболочки и межоболочечные пространства, возрастные особенности спинного мозга.

  4. Головной мозг: конечный мозг, промежуточный мозг, средний мозг, задний мозг, продолговатый мозг.

  5. Периферическая нервная система. Общая анатомия черепных и спинномозговых нервов, их происхождение, образование и ветвление, общие признаки и различия.

  6. Вегетативная (автономная) нервная система (ВНС).

Литература (основная): 1-4

УК-7

Доклад





7. Образовательные технологии.


При проведении учебных занятий по дисциплине для успешного освоения применяются различные образовательные технологии, которые обеспечивают развитие навыков командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерских качеств.
Технологии интерактивного обучения при разных формах занятий

При проведении учебных занятий по дисциплине для успешного освоения применяются различные образовательные технологии, которые обеспечивают развитие навыков командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерских качеств.



Методы / Формы


Лекции

Семинарские занятия

Диалого-дискуссионное обсуждение проблем

+

+

Приглашение специалиста


+

+

8. План самостоятельной работы студентов


п/п

Содержание самостоятельной работы студентов

Формируемые компетенции

Форма отчетности студента

1.

Изучение литературы по теме 1.

  1. Развитие анатомии в России.

  2. Современный этап развития анатомии: рентгеноанатомия, ультразвуковое исследование внутренних органов, магнитный резонанс и компьютерная томография.

УК-7

Устный опрос на семинаре.

2.

Изучение литературы по теме 2.

  1. Кости стопы. Соединения костей стопы. Стопа как целое. Своды стопы и их значение.

  2. Аномалии развития позвоночного столба.

  3. Анатомо-профессиональные особенности строения стопы у артистов балета.




Устный опрос на семинаре.

3.

Изучение литературы по теме 3.

  1. Варианты развития и аномалии соединений костей.

  2. Заболевания суставов.

УК-7

Устный опрос на семинаре

4.

Изучение литературы по теме 4.

  1. Развитие различных групп мышц в связи с профессиональной деятельностью.

  2. Нарушения осанки: различные варианты, причины возникновения, меры профилактики.

УК-7

Устный опрос на семинаре

5.

Изучение литературы по теме 5.

  1. Особенности строения слизистой и мышечной оболочек желудка.

  2. Функции печени.

  3. Различные типы питания.

УК-7

Устный опрос на семинаре

6.

Изучение литературы по теме 6.

  1. Влияние физических упражнений и тренировки на дыхательную систему.

  2. Дыхание у артистов балета.

УК-7

Устный опрос на семинаре

7.

Изучение литературы по теме 7.

  1. Мужская половая система.

  2. Женская половая система.

  3. Анатомическое строение почек: макро и микроструктура.

УК-7

Устный опрос на семинаре

8.

Изучение литературы по теме 8.

  1. Иммунитет. Борьба с инфекционными заболеваниями.

  2. Профилактика ВИЧ-инфекции и заболевания СПИДом.

  3. Лимфатическая система как дополнительное звено венозного русла: лимфатические капилляры, сосуды, правый и грудной лимфатические протоки.

  4. Гигиена сердечно-сосудистой системы.

УК-7

Устный опрос на семинаре

9.

Изучение литературы по теме 9.

  1. Спинномозговая жидкость, её состав и функции.

  2. Головной мозг: конечный мозг, промежуточный мозг, средний мозг, задний мозг, продолговатый мозг.

  3. Возрастные особенности головного и спинного мозга.

УК-7

Устный опрос на семинаре