Файл: Рабочая программа дисциплины анатомия и физиология человека.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ»
Кафедра хореографического искусства

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

Основная профессиональная образовательная программа

высшего образования программы бакалавриата

по направлению подготовки
51.03.02 «Народная художественная культура»
Профиль подготовки

«Руководитель-педагог любительского коллектива бального танца»
Квалификация:

Бакалавр


Согласовано:

Руководитель ОПОП по направлению 51.03.02 – «Народная художественная культура»

Профиль «Руководитель-педагог любительского коллектива бального танца»
_____________________Бойков А.Н.

Рассмотрена и утверждена на заседании кафедры
«01» июня 2020 г., протокол № 10
Зав. кафедрой ________________Бойков А.Н.




Рекомендована решением

Методического совета
«15» июня 2020 г., протокол №10
Секретарь МС _____________ Волкова А.М.





Авторы-разработчики:

к.п.н., доцент Пешкова В.П.

_____________________________________________



Санкт-Петербург

СТРУКТУРА
1. Цель и задачи освоения дисциплины

2. Место дисциплины в структуре ОПОП

3. Требования к результатам освоения дисциплины

4. Тематический план изучения дисциплины

5. Содержание разделов и тем дисциплины

6. План практических (семинарских) занятий

7. Образовательные технологии

8. План самостоятельной работы студентов

9. Контроль знаний по дисциплине

10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


11. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

2. Методические рекомендации по подготовке к практическим (семинарским) занятиям

3. Методические рекомендации по написанию контрольных работ

4. Методические рекомендации по написанию курсовой работы
Оценочные и методические материалы

1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы

2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, шкал оценивания

3. Типовые контрольные задания и методические материалы, процедуры оценивания знаний, умений и навыков
Глоссарий
Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине



  1. Цель и задачи освоения дисциплины:


Целью освоения дисциплины «Анатомия и физиология человека» является - получение базовых знаний о строении тела человека, о строении и основных функциях органов и систем, их взаимосвязи и понимании принципа целостности организма, о закономерностях онтогенетического формирования анатомических структур, варьировании строения анатомических признаков и аномалиях их развития.

Основные задачи дисциплины:

  • знакомство обучающихся с предметом и историей развития анатомических знаний;

  • ознакомление обучающихся со строением скелета и отдельных костей, способами соединения костей между собой, мышцами, осуществляющими движения человека;

  • знакомство обучающихся с системами внутренних органов человека (пищеварительной, дыхательной, мочеполовой), сосудистой и нервной системами,

  • формирование представлений о функционировании внутренних органов, нервной и гуморальной регуляции их деятельности;

  • знакомство с основами функционирования нервной системы;

  • формирование представлений о целостности организма человека, о взаимосвязи всех органов и систем;

  • формирование умения выделять важные с точки зрения профессиональной деятельности особенности анатомических структур, редкие варианты строения, проявления патологий, понимать значение влияния эндо- и экзогенных факторов на особенности строения анатомических структур.





  1. Место учебной дисциплины в структуре ОПОП:



Междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами





п/п


Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ разделов данной дисциплины, необходимых для изучения

обеспечиваемых дисциплин

1

2

3

4

5

1.

«Биомеханика»




+

+

+

+

2.

«Основы балетной/спортивной медицины и массажа»,

+

+

+

+

+

3.

«Классический танец»,

+

+

+

+

+

4.

«Народно-сценический танец»

+

+

+

+

+

5.

«Современный танец»

+

+

+

+

+

6.

«Детский танец»




+

+

+

+

7.

«Бальный танец»




+

+

+

+


3. Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций с установленными к ним индикаторами:
Компетенции и индикаторы их достижения


Категория компетенций

Код и наименование компетенции

Код и наименование индикатора достижения компетенции

Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение)

УК-7. Способен

поддерживать должный

уровень физической

подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности

УК-7.1 Знать основные этапы истории развития анатомии; методы анатомических исследований; анатомию и топографию органов, систем и аппаратов органов, детали их строения и основные функции; взаимоотношения органов друг с другом; основные варианты строения и возможные пороки развития органов; прикладное значение полученных знаний по анатомии и физиологии человека для последующего обучения и в дальнейшем – для профессиональной деятельности.

УК-7.2 Уметь пользоваться научной литературой; находить и показывать части скелета на человеке; называть и показывать на человеке основные мышцы, производящие определенные движения в суставах; определять группы мышц, участвующие в танцевальном движении.

УК-7.3. Владеть/быть в состоянии продемонстрировать владение основными анатомическими терминами; знание анатомии и топографии органов, систем и аппаратов органов, детали их строения и основные функции; базовыми технологиями преобразования информации: самостоятельной работой с учебной литературой на бумажных и электронных носителях, Интернет-ресурсах по анатомии человека.



Знания, умения и навыки характеризуют этапы формирования компетенций и обеспечивают достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.


4. Тематический план изучения дисциплины



См. приложение
5. Содержание разделов и тем дисциплины
Раздел 1. Введение.

Тема 1. Введение в анатомию.

Связь анатомии и физиологии с другими науками. Общебиологическое и прикладное значение курса. Классификация морфологических (анатомических) наук. Методы анатомического исследования: наблюдение и осмотр тела, вскрытие, заморозки-распила, наливки, коррозионный, рентгеноскопический, экспериментальный. Микро- и макроскопические методы исследования. Понятие о тканях. Типы тканей в организме человека. Обобенности их структурной организации и выполняемых функций. Эпителиальная ткань: покровный эпителий и его виды, железистый эпителий. Соединительная ткань: собственно соединительная, костная, хрящевая, система тканей внутренней среды. Мышечная ткань: гладкая, поперечно-полосатая, сердечная. Нервная ткань: нейроны и глия. Понятие об органе, системе органов и аппарате органов. Организм как единое целое. Плоскости и оси тела человека: сагиттальная, фронтальная, горизонтальная. Краткая история становления и развития анатомии как науки. Анатомия Древнего мира: Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай и Древняя Греция. Анатомия Средних веков. Анатомия Эпохи Возрождения. Развитие анатомии в России. Современный этап развития анатомии: рентгеноанатомия, ультразвуковое исследование внутренних органов, магнитный резонанс и компьютерная томография.

Раздел 2. Опорно-двигательный аппарат.

Тема 2. Остеология.

Опорно-двигательный аппарат: активная и пассивная части. Скелет и выполняемые им функции. Классификация костей: трубчатые, губчатые, плоские, смешанные и воздухоносные кости. Химический состав и строение кости. Грубоволокнистая и пластинчатая костная ткань. Рост и развитие кости. Особенности строения скелета человека в связи с выполняемыми функциями. Осевой скелет: позвоночный столб (строение позвонков), грудная клетка (ребра и грудина), череп (кости мозгового и лицевого отделов). Общий план строения позвонка. Особенности строения шейных, грудных, поясничных, крестцовых и копчиковых позвонков. Добавочный скелет: кости верхних и нижних конечностей (пояс и свободная часть).