Файл: Рабочая программа дисциплины анатомия и физиология человека.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ГЛОССАРИЙ
Анатомия человека (от греч. anб - вверх и tomй - режу) – раздел биологии, изучающий морфологию человеческого организма, его систем и органов. Предметом изучения анатомии человека являются форма и строение, происхождение и развитие человеческого организма. Анатомия изучает организм человека по системам. Соответственно она состоит из разделов. Например, учение о костной системе – остеология; учение о нервной системе – неврология и т.д.

Вены можно разделить на три группы : — вены стенки сердца, — вены системы верхней полой вены, — вены системы нижней полой вены, куда входит также система воротной вены.

Глаз (oculus) состоит из глазного яблока и зрительного нерва с его оболочками. Глазное яблоко имеет округлую форму, передний и задний полюсы. Первый соответствует наиболее выступающей части наружной фиброзной оболочки (роговицы), а второй –наиболее выступающей части, которая находится латеральное выхода зрительного нерва из глазного яблока. Линия, соединяющая эти точки, называется наружной осью глазного яблока, а линия, соединяющая точку на внутренней поверхности роговицы с точкой на сетчатке, получила название внутренней оси глазного яблока. Изменения соотношений этих линий вызывают нарушения фокусировки изображения предметов на сетчатке, появление близорукости (миопия) или дальнозоркости (гиперметропия).

Движение — это основная приспособительная реакция организма к окружающей его среде.

Динамический стереотип – это система условных и безусловных рефлексов, представляющая собою единый функциональный комплекс. Иначе говоря, динамический стереотип – это относительно устойчивая и продолжительная система временных связей, образующаяся в коре мозга в ответ на осуществление одних и тех же видов деятельности в одно и то же время, в одной и той же последовательности изо дня в день. Физиологическую основу формирования начального этапа динамического стереотипа составляют условные рефлексы на время. Если ребенок ежедневно в одно и то же время ложится спать и просыпается, завтракает и обедает, выполняет утреннюю гимнастику, проводит закаливающие процедуры и т.д., то у ребенка вырабатывается рефлекс на время. Последовательная повторяемость этих действий формирует у ребенка динамический стереотип нервных процессов в коре головного мозга.

Кенига болезнь (F. Konig, 1832-1910, нем. хирург; син.: остеохондрит рассекающий, остеохондроз диссоциирующий, остеохондроз рассекающий) – болезнь травматического происхождения, характеризующаяся субхондральным асептическим некрозом ограниченного участка суставной поверхности кости с последующим выпадением в полость сустава костно-хрящевого фрагмента; поражается преимущественно коленный сустав.


Кифоз (kyphosis; греч. kyphosis искривление, горб, от kyphos согнутый,сгорбленный) – искривление позвоночника в сагиттальной плоскости с образованием выпуклости, обращенной кзади.

Легкие (pulmones) — главный орган дыхательной системы, который насыщает кислородом кровь и выводит углекислый газ. Правое и левое легкое расположено в грудной полости, каждое в своем плевральном мешке. Внизу легкие прилегают к диафрагме, спереди, с боков и сзади каждое легкое соприкасается с грудной стенкой. Правый купол диафрагмы лежит выше левого, поэтому правое легкое короче и шире левого. Левое легкое уже и длиннее, потому что в левой половине грудной клетки находится сердце, которое своей верхушкой повернуто влево.

Малый (легочный) круг кровообращения начинается из правого желудочка легочным стволом, который несет венозную кровь в легкие, где кровь через стенку капилляров отдает углекислый газ, обогащается кислородом, превращаясь в артериальную. Артериальная кровь из легких по легочным венам течет в левое предсердие. Из левого предсердия кровь идет в левый желудочек.

Мышечные ткани обусловливают все виды двигательных процессов внутри организма, а также перемещение организма и его частей в пространстве. Это обеспечивается за счет особых свойств мышечных клеток – возбудимости и сократимости. Во всех клетках мышечных тканей содержатся тончайшие сократительные волоконца – миофибриллы, образованные линейными молекулами белков – актином и миозином. При скольжении их относительно друг друга происходит изменение длины мышечных клеток.

Мышцы (от слова «мышь» – из-за формы, поэтому ударение на первый слог) или мускулы (от лат. musculus – мышца (mus – мышка, маленькая мышь)) – органы тела животных и человека, состоящие из упругой, эластичной мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов. Предназначены для выполнения различных действий: движения тела, сокращения голосовых связок, дыхания.

Нейроны — функциональные единицы нервной системы, которые имеют множество связей. Они чувствительны к раздражению, способны передавать электрические импульсы от периферических рецепторов к органам-исполнителям.

Опорно-двигательная система человека – функциональная совокупность костей

скелета, их соединений (суставов и синартрозов), и соматической мускулатуры со вспомогательными приспособлениями, осуществляющих посредством нервной регуляции локомоции, поддержание позы, мимики и других двигательных действиях, наряду с другими системами органов образует человеческое тело.

Остеоны — структурные единицы кости.

Плевра (pleura) – тонкая гладкая серозная оболочка, которая окутывает каждое легкое.

Почка (лат. ren; греч. nephos) — парный экскреторный орган, который образует мочу, имеет массу 100—200 г, располагается по бокам позвоночника на уровне XI грудного и II—III поясничных позвонков. Правая почка лежит несколько ниже левой.

Рост и развитие – две взаимосвязанные стороны одного и того же процесса. Рост – это общебиологическое свойство живой материи, которое выражается в количественных изменениях: увеличении органов и организма в целом за счет увеличения размеров и массы отдельных клеток, тканей. Развитие – это качественное изменение, переход из одного состояния в более совершенное. Оно заключается в морфологической дифференциации клеток, тканей, органов.

Сердце состоит из четырех отделов: двух желудочков — правого и левого и двух предсердий - правого и левого. На сердце различают переднюю, или грудино-реберную, и заднюю, или диафрагмальную, поверхности, правый и левый края

Суставная сумка (капсула)- это мешок, содержащий синовиальную жидкость. Чаще они располагаются в месте прикрепления сухожилий, под сухожилием над костью.

Суста́вы (лат. articulatio) — подвижные соединения костей скелета, разделённых щелью, покрытые синовиальной оболочкой и суставной сумкой. Прерывистое, полостное соединение, позволяющее сочленяющимся костям совершать движения относительно друг друга с помощью мышц.

Ткани – это совокупность клеток и неклеточных структур (неклеточных веществ), сходных по происхождению, строению и выполняемым функциям. Выделяют четыре основные группы тканей: эпителиальные, мышечные, соединительные и нервную.

Трапециевидная мышца (m. trapezius) — плоская, треугольной формы, расположена на верхней части спины и задней области шеи.

Фасция (от лат. fascia – повязка, полоса), соединительнотканная оболочка, покрывающая органы, сосуды, нервы и образующая футляры для мышц у позвоночных животных и человека; выполняет опорную и трофическую функции.


Физиология (от греч. природа и знание) – наука о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации, о пределах нормы жизненных процессов и болезненных отклонений от неё. Физиология подразделяется на общую и частную. Общая физиология изучает закономерности деятельности возбудимых тканей, законы их раздражения, возбуждения и т. д. Частная физиология изучает жизнепроявления различных органов и их взаимодействие в системных организациях целого организма. Физиология включает также в себя такие разделы, как сравнительная физиология, физиология труда, спорта, авиационная и космическая физиология, клиническая физиология и др. Функциональные изменения организма при болезненных процессах изучает патологическая физиология.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Основной целью изучения дисциплины «Анатомия и физиология человека» является изучение основ анатомии, физиологии и биомеханики мышечной деятельности необходимой в профессиональной подготовке студентов по специальности «Народное художественное творчество» (хореография). Обучение технике танцевального мастерства, красоте и легкости движений требует систематических интенсивных мышечных нагрузок. Поэтому руководитель-балетмейстер, сочетая в себе качества педагога и творческого работника, должен в своей работе опираться на знание анатомических и физиологических законов, чтобы эффективно осуществлять творческие замыслы, избегая нежелательных перегрузок, переутомления и травм участников коллектива.

Форма промежуточной аттестации знаний — экзамен.

В процессе обучения студентов преподавателю следует осветить наиболее актуальные разделы: анатомия и физиология опорно-двигательного аппарата с элементами биомеханики, анатомия и физиология систем вегетативного обеспечения двигательной функции (кровообращение и дыхание), анатомия и физиология центральной и периферической нервной системы как системы, обеспечивающей регуляцию движений и вегетативных процессов, физическое развитие и анатомо-профессиональные особенности опорно-двигательного аппарата у артистов балета.

Учебная дисциплина «Анатомия и физиология человека» состоит из лекций и семинарских занятий. На лекциях следует рассмотреть основные положения изучаемой дисциплины, на семинарских занятиях отработать конкретные понятия (с использованием таблиц, муляжей и наблюдений на человеке).


На семинарских занятиях преподаватель осуществляет проверку умений студентов кафедры хореографического искусства таких, как:

- находить и показывать части скелета на человеке;

-называть и показывать на человеке основные мышцы, производящие определенные движения в суставах;

-определять группы мышц, участвующие в танцевальном движении;

- использовать знание физиологии мышц и биомеханики движений для поисков оптимальных вариантов разучивания хореографических упражнений;

- использовать знание физиологии высшей нервной деятельности и законов образования двигательных навыков в составлении программы проведения занятия в хореографическом коллективе;

- построить занятие в детском хореографическом коллективе с учетом анатомо-физиологических особенностей конкретной возрастной группы.

По окончании изучения учебной дисциплины преподаватель проверяет знания студентов кафедры хореографического искусства такие, как:

- строение опорно-двигательного аппарата человека;

- основные физиологические закономерности деятельности мышц;

-физические законы, обеспечивающие устойчивость человеческого тела в статических позах и во время перемещения в пространстве;

- физические основы управления поступательными и вращательными движениями человеческого тела;

- основы строения и функции систем кровообращения и дыхания в покое и приспособление этих систем к обеспечению мышечной деятельности различной интенсивности;

- основы строения и функции центральной нервной системы с акцентом на структуры и механизмы, участвующие в управлении двигательной деятельностью;

- основы физиологии высшей нервной деятельности человека и закономерности выработки двигательных навыков;

- основные анатомо-физиологические особенности детского организма.

Промежуточная форма контроля знаний – зачет во втором семестре.

Методические принципы и приемы построения учебной дисциплины «Анатомия и физиология». Ключевым методическим способом подачи учебного материала по дисциплине «Анатомия и физиология» является лекция.

Лекционное занятие — это систематическое, последовательное, устное изложение лектором учебного материала. Занятие «лекция» носит, прежде всего, обзорный характер, охватывая весь круг выносимых на изучение учебных вопросов. При проведении такого типа занятий очень важно живое слово лектора, его педагогическое мастерство как педагога, который дает студентам информационную базу. Лекции являются важной формой передачи преподавателем студентам общетеоретических знаний.