Файл: Рабочая программа дисциплины анатомия и физиология человека.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для качественного и эффективного изучения «Анатомии и физиологии человека» необходимо овладение навыками работы с книгой, воспитание в себе стремления и привычки получать новые знания из научной и иной специальной литературы. Без этих качеств не может быть настоящего специалиста ни в одной области деятельности.

Читать и изучать, следует, прежде всего, то, что рекомендуется к каждой теме программой, планом семинарских занятий, перечнем рекомендуемой литературы.

Когда студент приступает к самостоятельной работе, то он должен проявить инициативу в поиске специальных источников. Многие новейшие научные положения появляются, прежде всего, в статях, опубликованных в профессиональных изданиях ВАК, таких как «Вестник академии русского балета» и «Балет» и др.

Надо иметь в виду, что в каждом последнем номере издаваемых журналов публикуется библиография всех статей, напечатанных за год, это облегчает поиск нужных научных публикаций.

Работа с научной литературой, в конечном счете, должна привести к выработке у студента умения самостоятельно размышлять о предмете и объекте изучения, которое должно проявляться:

  • в ясном и отчетливом понимании основных понятий и суждений, содержащихся в публикации, разработке доказательств, подтверждающих истинность тех или иных положений;

  • в понимании студентами обоснованности и целесообразности, приводимых в книге и статье примеров, поясняющих доказательства и выводы автора.

  • в отделении основных положений от дополнительных, второстепенных сведений;

  • в способности студента критически разобраться в содержании публикации, определить свое отношение к ней в целом, дать ей общую оценку, характеристику.


3. Методические рекомендации по написанию контрольных работ

Контрольная работа учебным планом не предусмотрена.
4. Методические рекомендации по написанию курсовой работы

Курсовая работа учебным планом не предусмотрена.

ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ



Оценочные и методические материалы включают в себя:

- перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы;

- показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания;

- типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы;

- методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.
1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы



п\п

Контролируемые темы дисциплины

Код формируемой компетенции

Код и наименование индикатора достижения

Наименование оценочного средства

1

Введение в анатомию.

УК-7

УК-7.1 -Знать основные этапы истории развития анатомии; методы анатомических исследований. анатомию и

УК-7.2- Уметь пользоваться научной литературой.

УК-7.3- Владеть/быть в состоянии продемонстрировать владение основными анатомическими терминами.

Устный опрос


2

Остеология.

УК-7

УК-7.1 Знать анатомию и функции опорно-двигательного аппарата человека, прикладное значение полученных знаний для последующего обучения и в дальнейшем – для профессиональной деятельности.

УК-7.2 Уметь пользоваться научной литературой; находить и показывать части скелета на человеке.

УК-7.3 Владеть/быть в состоянии продемонстрировать владение основными анатомическими терминами; знание строения и свойств опорно-двигательного аппарата.

Сообщения,

устный опрос,

доклады

3

Артрология.

УК-7

УК-7.1 Знать основные варианты соединения костей и возможные пороки их развития.

УК-7.2 Уметь пользоваться научной литературой; определять виды соединения костей.

УК-7.3 Владеть/быть в состоянии продемонстрировать владение основными анатомическими терминами; знание возможных движений в одно­, двух, трехосных суставах.

Сообщения,

устный опрос,

доклады

4

Миология.

УК-7

УК-7.1 Знать анатомию и физиологию мышц, их классификацию, вспомогательные элементы мышц, прикладное значение полученных знаний для последующего обучения и в дальнейшем – для профессиональной деятельности.

УК-7.2 Уметь пользоваться научной литературой; называть и показывать на человеке основные мышцы, производящие определенные движения в суставах; определять группы мышц, участвующие в танцевальном движении.

УК-7.3 Владеть/быть в состоянии продемонстрировать владение основными анатомическими терминами; знание анатомии и функций активной части опорно-двигательного аппарата человека.

Сообщения,

устный опрос,

доклады

5

Пищеварительная система.


УК-7

УК-7.1 Знать общие закономерности строения полых и паренхиматозных органов, аномалии развития органов системы пищеварения, меры профилактики желудочно-кишечных заболеваний.

УК-7.2 Уметь пользоваться научной литературой.

УК-7.3 Владеть/быть в состоянии продемонстрировать владение основными анатомическими терминами; знание анатомии и физиологии органов пищеварительной системы человека.

Сообщения,

устный опрос,

доклады

6

Дыхательная система.


УК-7

УК-7.1 Знать строение и функции органов дыхания человека, проекции границ легких и плевры на поверхность тела человека, влияние физических упражнений и тренировки на дыхательную систему.

УК-7.2 Уметь пользоваться научной литературой; применять полученные знания для последующего обучения и в дальнейшем – для профессиональной деятельности.

УК-7.3 Владеть/быть в состоянии продемонстрировать владение основными анатомическими терминами.

Сообщения,

устный опрос,

доклады

7

Мочеполовая система.

УК-7

УК-7.1 Знать строение и физиологию мочевыделительной системы человека.

УК-7.2 Уметь пользоваться научной литературой.

УК-7.3 Владеть/быть в состоянии продемонстрировать владение основными анатомическими терминами; знание анатомии и топографии органов мочевыделительной системы человека. , базовыми технологиями преобразования информации: самостоятельной работой с учебной литературой на бумажных и электронных носителях, Интернет-ресурсах по анатомии человека.

Сообщения,

устный опрос

8

Сердечно сосудистая система, органы кроветворения и иммунной системы.

УК-7

УК-7.1 Знать строение и функции сердечно­сосудистой системы человека, работу сердца и ее регуляцию, состав и функции крови, органы кроветворения и иммунной системы: центральные (красный костный мозг и тимус) и периферические (миндалины, лимфоидные и лимфатические узлы, селезёнка).

УК-7.2 Уметь пользоваться научной литературой, правильно определять пульс при физической нагрузке и без.

УК-7.3 Владеть/быть в состоянии продемонстрировать владение основными анатомическими терминами, правилами гигиены сердечно-сосудисстой системы. базовыми технологиями преобразования информации: самостоятельной работой с учебной литературой на бумажных и электронных носителях, Интернет-ресурсах по анатомии человека.

Сообщения,

устный опрос,

доклады

9

Центральная нервная система.

УК-7

УК-7.1 Знать строении и функции центральной нервной системы человека (ЦНС), возрастные особенности головного и спинного мозга, строение и функции периферической нервной системы.

УК-7.2 Уметь пользоваться научной литературой.

УК-7.3 Владеть/быть в состоянии продемонстрировать владение основными анатомическими терминами; базовыми технологиями преобразования информации: самостоятельной работой с учебной литературой на бумажных и электронных носителях, Интернет-ресурсах по анатомии человека.

Сообщения,

устный опрос,

доклады

Результат достижения планируемых результатов изучения дисциплины

Экзамен




2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций
Критерии оценивания (текущий контроль)

1.Оценка «отлично» выставляется студенту, если студент имеет глубокие знания учебного материала по теме практического задания, в логической последовательности излагает материал; смог ответить на все уточняющие и дополнительные вопросы;

2.Оценка «хорошо» выставляется, если студент показал знание учебного материала, смог ответить почти полностью на все заданные дополнительные и уточняющие вопросы;

3.Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент в целом освоил материал; однако, ответил не на все уточняющие и дополнительные вопросы;

4.Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он имеет существенные пробелы в знаниях основного учебного материала по теме практического задания, который полностью не раскрыл содержание вопросов, не смог ответить на уточняющие и дополнительные вопросы.
Критерии оценивания (экзамен)

Знания, умения, навыки и компетенции студентов оцениваются следующими оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»

Оценка

Критерии оценивания

Отлично

Студент не только глубоко и прочно усвоил весь программный материал, но и проявил знания, выходящие за его пределы, почерпнутые из дополнительных источников (классическая литература, учебная литература, научно-популярная литература, научные статьи и монографии и т. п.); умеет самостоятельно обобщать программный материал, не допуская ошибок, проанализировать его с точки зрения раз- личных школ и взглядов; увязывает знания с практикой, приводит при- меры, демонстрирующие глубокое понимание материала или проблемы, свободно справляется с задачами и практическими заданиями; исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно выстраивает свой ответ.

Хорошо

Студент твердо знает программный материал, грамотно и последовательно его излагает, увязывает с практикой, не допускает существенных неточностей в ответе на вопросы, может правильно применять теоретические положения и владеет необходимыми умениями и навыками в выполнении практических заданий и решении задач, испытывает незначительные затруднения при самостоятельном обобщении программного материала.

Удовлетворительно

Студент усвоил только основной программный материал, но не знает его отдельных положений, в ответе допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении программного материала, не в полной мере владеет необходимыми умениями и навыками в выполнении практических заданий и решении задач, испытывает затруднения при самостоятельном обобщении программного материала.

Неудовлетворительно

Студент не знает значительной части основного программного материала, в ответе допускает существенные ошибки, неправильные формулировки, не владеет необходимыми умениями и навыками в выполнении практических заданий и решении задач, испытывает значительные затруднения при самостоятельном обобщении программного материала.



3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков

Тестовые материалы

Важными в методическом плане на семинарских занятиях и в самостоятельной работе являются проводимые преподавателем контрольные срезы оценки знаний с использованием тестовых заданий, которые позволяют сделать выводы об эффективности занятий с учащимися, что в итоге повышает интерес к овладению знаниями.

Решение тестовых заданий является важным методическим приемом для закрепления и осмысления, полученных бакалаврами знаний по изучаемому предмету.
ПАСПОРТ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ


  1. Общее количество тестовых заданий в базе – 55

  2. Ограничение времени выполнения теста (в мин) – 60 мин

  3. Автоматическое перемешивание вопросов в тесте: □ (да)

  4. Случайный порядок ответов в тестовом задании: □ (да)

5. Критерии оценки результатов тестирования :

  • Неудовлетворительно – 0 –55% правильных ответов

  • Удовлетворительно -55 – 75% правильных ответов

  • Хорошо – 75 -90% правильных ответов

  • Отлично – 90% и более правильных ответов


Пример тестовых заданий для текущего контроля представлен ниже:

  1. Как называется анатомическая наука, которая изучает строение «нормального», то есть здорового, человека?

А) систематическая анатомия;
Б) патологическая анатомия;
В) топографическая анатомия;
Г) сравнительная анатомия.
2. Как называется анатомическая наука, которая занимается изучением тканей и органов, изменённых в результате болезни или нарушения развития?

А) систематическая анатомия;
Б) патологическая анатомия;
В) топографическая анатомия;
Г) сравнительная анатомия.
3. Как называется анатомическая наука, которая рассматривает пространственное соотношение органов в различных областях тела и имеет непосредственное прикладное значение для клиники, особенно для практической хирургии, отчего её называют также хирургической анатомией?

А) систематическая анатомия;
Б) патологическая анатомия;
В) топографическая анатомия;
Г) сравнительная анатомия.
4. Как называется анатомическая наука, которая исследует и сопоставляет строение тела животных, стоящих на разных этапах эволюции?


А) систематическая анатомия;
Б) патологическая анатомия;
В) топографическая анатомия;
Г) сравнительная анатомия.
5. Как называется анатомическая наука, которая изучает рост и развитие человека в разные возрастные периоды?

А) топографическая анатомия;
Б) возрастная анатомия;
В) динамическая анатомия;
Г) пластическая анатомия.

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ
Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине


  1. Краткая история становления и развития анатомии как науки (Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай, Древняя Греция, Средние века, Эпоха Возрождения, Нового времени).

  2. Развитие анатомии в России.

  3. Современный этап развития анатомии: рентгеноанатомия, ультразвуковое исследование внутренних органов, магнитный резонанс и компьютерная томография.

  4. Методы анатомического исследования: наблюдение и осмотр тела, вскрытие, заморозки-распила, наливки, коррозионный, рентгеноскопический, экспериментальный. Микро- и макроскопические методы исследования.

  5. Связь анатомии с другими науками. Классификация морфологических (анатомических) наук.

  6. Понятие о тканях. Типы тканей в организме человека. Особенности их структурной организации и выполняемых функций. Эпителиальная ткань.

  7. Понятие о тканях. Типы тканей в организме человека. Особенности их структурной организации и выполняемых функций. Соединительная ткань.

  8. Кровь: функции, состав, форменные элементы, группы крови, резус-фактор.

  9. Понятие о тканях. Типы тканей в организме человека. Особенности их структурной организации и выполняемых функций. Мышечная ткань.

  10. Понятие о тканях. Типы тканей в организме человека. Особенности их структурной организации и выполняемых функций. Нервная ткань. Строение нейрона.

  11. Кость как орган, ее развитие, строение, рост.

  12. Классификация костей. Факторы, влияющие на формирования костей.

  13. Позвоночный столб: отделы, изгибы, возрастные особенности.

  14. Основные структурные элементы позвонка. Основные отличительные признаки шейных, грудных, поясничных позвонков.

  15. Ребра и грудина, их развитие, строение и аномалии.

  16. Соединения ребер с позвонками и грудиной. Грудная клетка в целом, ее индивидуальные и типологические особенности.

  17. Скелет верхней конечности. Особенности строения верхних конечностей у артистов балета.

  18. Скелет нижней конечности. Особенности строения нижних конечностей у артистов балета.

  19. Кости стопы. Соединения костей стопы. Стопа как целое. Своды стопы и их значение. Анатомо-профессиональные особенности строения стопы у артистов балета.

  20. Классификация соединений костей и их краткая характеристика: непрерывные соединения, полупрерывные соединения, прерывные соединения. Примеры.

  21. Строение сустава: составные элементы сустава (основные и вспомогательные).

  22. Классификация суставов: по числу суставных поверхностей, по форме суставных поверхностей, по числу осей движения.

  23. Соединение костей пояса и свободной верхней конечности. Плечевой сустав: строение, биомеханика, мышцы, приводящие в движение сустав.

  24. Соединение костей свободной верхней конечности. Локтевой сустав: строение, биомеханика, мышцы, приводящие в движение сустав.

  25. Соединение костей свободной верхней конечности. Соединения костей кисти

  26. Соединение костей пояса и свободной нижней конечности. Тазобедренный сустав: строение, биомеханика, мышцы, приводящие в движение сустав.

  27. Соединение костей свободной нижней конечности. Коленный сустав: строение, биомеханика, мышцы, приводящие в движение сустав.

  28. Соединение костей свободной нижней конечности: соединения костей голени и стопы. Голеностопный сустав: строение, биомеханика, мышцы, приводящие в движение сустав.

  29. Мышца как орган. Строение мышц, функции. Классификация мышц по форме.

  30. Мышцы – синергисты и антагонисты. Вспомогательные аппараты мышц.

  31. Анатомический обзор мышц груди и живота.

  32. Анатомический обзор мышц верхних конечностей.

  33. Анатомический обзор мышц нижних конечностей.

  34. Анатомическое строение ротовой полости.

  35. Анатомическое строение и обзор слюнных желез.

  36. Анатомическое строение глотки и пищевода.

  37. Анатомическое строение желудка.

  38. Анатомическое строение тонкого кишечника.

  39. Анатомическое строение толстого кишечника.

  40. Анатомическое строение печени.

  41. Анатомическое строение поджелудочной железы.

  42. Анатомическое строение гортани, трахеи и бронхов.

  43. Анатомическое строение лёгких.

  44. Анатомическое строение сердца.

  45. Возрастные, половые особенности органов пищеварения, индивидуальные варианты и аномалии их строения.

  46. Большой и малый круги кровообращения.

  47. Анатомическое строение почек: макро и микроструктура.

  48. Понятие о нейроне. Нервные волокна, пучки и корешки, межпозвоночные узлы. Простая и сложная рефлекторные дуги.

  49. Общий план строения спинного мозга.

  50. Симпатическая и парасимпатическая нервная система.