Файл: Ургэу курсовая работа по дисциплине Управление взаимоотношениями с потребителями Тема Управление конкурентоспособностью клиентоориентированной организации Кафедра экономики предприятий.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 453
Скачиваний: 19
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Необходимость оценивать конкурентоспособность заключается не только в том, чтобы установить и оценить финансовое состояние предприятия, но и в том, чтобы постоянно проводить работу, которая направлена на улучшение положения предприятия. Анализ финансового состояния предприятия показывает, направления, по которым нужно проводить работу, а также даёт возможность установить наиболее важные аспекты и наиболее слабые позиции в финансовом состоянии. При проведении такого анализа получают ответ на вопрос, каковы основные способы улучшения финансового состояния в конкретный период деятельности предприятия с целью повышения его конкурентоспособности. При этом основной целью является своевременное выявление и устранение недостатков в финансовой деятельности, нахождение резервов улучшения финансового состояния и его платёжеспособности.
Чтобы занять большую долю рынка необходимо тщательное планирование деятельности предприятия, обдуманная рыночная стратегия. Наиболее важными факторами повышения доли рынка являются цена, новые товары, обслуживание, масштабы и качество маркетинга, реклама, качество товара и имидж предприятия [14; с. 175].
Оценка конкурентных преимуществ предприятия предполагает изучение позиций и возможностей предприятий-конкурентов и поиск ответов на четыре основных вопроса, вокруг которых строится структура системы слежения в этой области:
1) каковы основные цели конкурентов?
2) каковы текущие стратегии достижения этих целей?
3) какими средствами располагают конкуренты, чтобы реализовать свои стратегии?
4) каковы их вероятные будущие стратегии? [14; с. 178].
Ответы на первые три вопроса обеспечивают исходные данные для предвидения будущих стратегий. По сути дела, речь идет о сборе и анализе информации о потенциале предприятий-конкурентов и уровне его использования. При этом имеются в виду финансово-экономическая, производственная, научно-техническая, кадровая и маркетинговая составляющие потенциала [14; с. 179].
С точки зрения результативности деятельности исследуемого предприятия-конкурента и завоевания им сильных позиций можно выделить следующие основные факторы, требующие изучения:
- имидж предприятия;
- концепция продукта, на которой базируется деятельность предприятия;
- качество продуктов, уровень их соответствия мировому уровню;
- выпуск новых видов продукции (количество занятых, оснащенность основными фондами, их уровень и эффективность использования, структура издержек, в том числе использование фактора экономии в зависимости от объема и особенностей выпуска);
- финансы —как собственные, так и привлекаемые со стороны;
- рыночная цена с учетом возможных скидок и наценок;
- эффективность сбыта с точки зрения используемых каналов товародвижения;
- уровень стимулирования сбыта;
- уровень рекламной деятельности;
- политика предприятия во внешней предпринимательской среде.
Залогом выживаемости и основой стабильности организации служит её финансовая устойчивость, т.е. такое состояние финансов, которое гарантирует её постоянную платёжеспособность
По результатам исследований конкурентоспособности проводится сравнительный анализ уровня отдельных атрибутов (параметров), достигнутого конкурентами. Далее оценка конкурентоспособности предприятия может дополняться анализом его слабых и сильных сторон.
Главная функция анализа конкурентоспособности предприятия состоит в том, чтобы выявить его решающие преимущества с целью последовательного использования их в рыночной деятельности [14; с. 180].
-
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
Одним из основных критериев конкурентоспособности предприятия является конкурентоспособность его продукции, ее способность удовлетворять более высоким запросам потребителей. Конкурентоспособным является такой товар, комплекс потребительских и стоимостных свойств которого обеспечивает ему коммерческий успех [14; с. 169].
Конкурентоспособность продукции предусматривает ее соответствие требованиям рынка. Иначе говоря, продукция должна иметь совокупность экономических, технических и эксплуатационных параметров, при которых она способна выдержать соперничество с аналогами конкурентов на рынке как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. При этом абсолютно конкурентоспособными являются товары, не имеющие аналогов на рынке [14; с. 169].
Управление конкурентоспособностью товара представляет собой целенаправленное воздействие субъекта управления (собственника или менеджера) на объект управления (конкурентоспособность товара). Оценка факторов конкурентоспособности товара служит не только информационной базой для принятия стратегических решений и проверки эффективности их реализации, но и для разработки рекомендаций по применению управленческого воздействия. Выработка действенной конкурентной стратегии строится на результатах управленческого обследования факторов конкурентоспособности товара [12; с. 24].
Факторы конкурентоспособности товара заключают в себе как существенные внутренние причины, ее определяющие, так и источники (силы), воздействующие на конкурентоспособность товара. Можно выделить различные основания классификации ее факторов.
1. В зависимости от возможности осуществления управляющего воздействия: управляемые и неуправляемые.
2. По отношению к предприятию: внутренние и внешние.
3. В зависимости от характера влияния: позитивные и негативные.
4. По возможности измерения величины факторов: жесткие и мягкие.
5. По степени влияния: определяющие и опосредованные.
Все процессы, обеспечивающие конкурентоспособность товара, условно можно разделить на три группы:
1) основные;
2) обеспечивающие и поддерживающие;
3) управленческие [12; с. 27].
К основным процессам можно отнести производство и продажу.
Обеспечивающие процессы - это снабжение, финансирование, подбор кадров, энергообеспечение. Поддерживающие процессы - ремонт, обслуживание, совершенствование прочих процессов. Сами процессы служат фильтром, обеспечивающим поступление во внутреннюю среду ресурсов, обладающих параметрами, установленными управленческими процессами, а также поддерживают на должном уровне прочие процессы [12; с.27].
Параметры качества продукции, как правило, формируются производителем, исходя из интересов потребителя (интересов рынка), а ее конкурентоспособность определяется потребителем.
Конкурентоспособность товара в отличие от его качества определяется совокупностью только тех конкретных свойств, которые представляют несомненный интерес (полезность) для данного покупателя и обеспечивают удовлетворение каждой потребности, а прочие характеристики во внимание не принимаются. Все характеристики изделия, выходящие за рамки этих интересов, рассматриваются при оценке конкурентоспособности как не имеющие к ней отношения в данных конкурентных условиях.
Есть и еще одно различие между качеством и конкурентоспособностью товара. Конкурентоспособность товара — важная рыночная категория. Качество — категория, присущая не только рыночной экономике. В результате конкурентоспособность товара носит более динамичный и изменчивый характер. При неизменности качественных характеристик товара его конкурентоспособность может меняться в довольно широких пределах, реагируя на изменения конъюнктуры, действия конкурентов производителей и конкурирующих товаров, колебания цен, на воздействие рекламы и на проявления других внешних по отношению к данному товару факторов.
В отличие от качества, уровень конкурентоспособности продукции, наряду с параметрами, раскрывающими непосредственную потребительскую ценность товара, в сопоставлении с аналогами-конкурентами, определяется также внешними характеристиками по отношению к товару, не обусловленными его свойствами: сроками поставки, качеством сервиса, рекламы, повышением (снижением) уровня конкурентоспособности конкурирующих товаров, изменением соотношения спроса и предложения, финансовыми условиями и др.
Конкурентоспособный товар должен не только обладать способностью противостояния товару-конкуренту, но и превосходить его. Конъюнктура рынка непрерывно меняется. Следовательно, управление конкурентоспособностью товаров целесообразно осуществлять непрерывно и систематически в тесной привязке к фазам его жизненного цикла, чтобы своевременно улавливать момент снижения значения показателя конкурентоспособности и принимать соответствующие упреждающие решения. Например, снять изделие с производства, модернизировать его, перевести на другой сектор рынка. При этом исходят из того, что выпуск предприятием нового продукта, прежде чем старый исчерпал возможности поддержания своей конкурентоспособности, обычно экономически не целесообразен.
Другая функция управления конкурентоспособностью товаров связана с тем, что любой товар после выхода на рынок начинает постепенно расходовать свой потенциал конкурентоспособности. Такой процесс можно замедлить и даже временно задержать, но остановить нельзя. Поэтому новое изделие проектируется по графику, обеспечивающему ему выход на рынок к моменту значительной потери конкурентоспособности прежним изделием. Иначе говоря, конкурентоспособность новых товаров должна быть опережающей и достаточно долговременной.
Конкурентоспособность товара (продукции) и конкурентоспособность предприятия тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. С одной стороны, решение проблемы конкурентоспособности товара возможно только в условиях конкурентоспособности предприятия, а с другой — первое обусловливает второе, т.е. обеспечивает выпуск рентабельной продукции и способствует повышению эффективности работы предприятия.
Любой товар, находящийся на рынке, фактически проходит там проверку на степень удовлетворенности общественных потребностей. Поэтому конкурентоспособность товара, т.е. возможность коммерчески выгодного его сбыта и соответственно повышения конкурентоспособности предприятия, можно определить, только сравнивая товары-аналоги.
Таким образом, показатель конкурентоспособности продукции отражает практически все стороны жизни предприятия, его конкурентоспособность.
В рыночной экономике предприятие не может длительное время занимать устойчивые позиции, опираясь в своей стратегии только на показатель конкурентоспособности продукции. При вступлении на новый для предприятия рынок, а также при расширении производства, осуществлении инвестиций в целях модернизации производства, обновления ассортимента продукции и улучшения ее качества необходима оценка конкурентоспособности не продукции, а предприятия [14; с. 174].
В отличие от конкурентоспособности товара, которая может изменяться в короткий срок, устойчивая конкурентоспособность предприятия достигается постепенно в течение длительного периода времени и может поддерживаться достаточно долго. Это связано с тем, что для достижения превосходства над конкурентами на соответствующем товарном рынке должен пройти хотя бы один цикл обновления продукции, т.е. выпуска на рынок новых товаров. Кроме того, эффективность деятельности производителя оценивает не только потребитель, но и сам производитель, который, в конечном счете, решает выгодно ли для него в данных конкретных условиях заниматься производством именно этой продукции [14; с. 174].
2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И ФИНАНСОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И ОТРАСЛИ ПРОИЗВОДСТВА КЕРАМИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ
Сегодня на рынке керамических изделий и керамической плитки наблюдается огромное разнообразие, которое заключается во множестве способов изготовления, цветов, фактур, размеров и назначении и количестве производителей.
Для анализа конкурентоспособности рассмотрено предприятие АО «Завод керамических изделий».
С наступлением хрущевской «оттепели» в городах Советского союза развернулось широкомасштабное строительство. Создание завода по производству керамических изделий было обусловлено двумя важными факторами: наличием уральских глиняных карьеров и значимостью Свердловска (ныне Екатеринбурга) как крупнейшего транспортного узла страны. Завод керамических изделий изначально задумывался и создавался как комплексное производство. Первая продукция – санитарная керамика (унитазы и раковины) – сошла с линии в конце 1960 года. Уже через два года, в конце 1962-го, на предприятии был налажен выпуск облицовочной и напольной плитки, которая сразу стала пользоваться высоким спросом.