Файл: Методическое пособие 1011 классов с. Мичуринское удк 371. 3 Ббк 74. 262. 21 В27 Рецензентты.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Қостанай облысы Қостатай ауданы әкімдігінің
«Мичурин орта мектебі» ММ
ГУ «Мичуринскаясредняяшкола»
Отделаобразования акимата Костанайского района, Костанайскойобласти
Векторы в пространстве
Методическое пособие
10-11 классов
с. Мичуринское
УДК 371.3
ББК 74.262.21
В27
Рецензентты:
Вельченко О. А Магистр математики, старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин
Костанайского филиала ФГБОУ ВПО
«Челябинский государственный университет»
Альмагамбетова М.К Заместитель директора по учебной работе
ГУ «Мичуринская средняя школа»
Векторы в пространстве: Методическое пособие/сост: З. А. Альмагамбетова.-Костанайскаяобласть, Костанайскийрайон, 2016.- 32.с.
ISBN 978-601-316-177-8
Пособие предназначено для более подробного изучения темы «Векторы в пространстве» по стереометрии за курс 10-11 классов общеобразовательной школы. Данное пособие может быть использовано учителями математики средних школ при обучении школьников решению векторных задач, а также студентами математических специальностей педагогических институтов.
УДК 371.3
ББК 74.262.21
©Альмагамбетова З. А.,2016
Введение.
Данное пособие адресовано в первую очередь тем, кто желает успешно подготовиться к ЕНТ по математике.
Цель нашего пособия - рассмотреть примеры решения некоторых стереометрических задач, предлагаемых на ЕНТ, которые позволят лучше понять и запомнить векторный и координатный способы решения геометрических задач.
Данное пособие включает в себя перечень основных формул на применение координат и векторов при вычислении расстояний, углов, площадей и объёмов в стереометрических задачах. Затем приводятся примеры решения задач различного уровня сложности и упражнения для самостоятельного решения (с ответами). Задания взяты из различных сборников ЕНТ.
Рекомендации по работе с пособием:
-
Внимательно ознакомьтесь со справочным материалом, при необходимости повторите теоретический материал по школьному учебнику или по другим источникам (см. список литературы). Применение основных формул сопровождается иллюстрирующими задачами. -
Прочитав задачу, попытайтесь решить её самостоятельно, не заглядывая в решение, предложенное в пособии. Не исключено, что Ваше решение может оказаться более рациональным или оригинальным. -
Если же задачу не удаётся решить самостоятельно, посмотрите начало решения, указанное в пособии. Возможно, Вам достаточно будет какой-то начальной идеи, чтобы завершить решение самостоятельно. -
Если всё-таки задачу решить не можете, ознакомьтесь с полным решением, предложенным в пособии. После этого обязательно перерешайте разобранную задачу от начала до конца самостоятельно. -
В некоторых задачах предложены несколько способов решения. Разберите каждый! После этого переходите к упражнениям для самостоятельной работы.
Пособие будет полезно не только учащимся старших классов, но и учителям математики. Проанализировав решения, учитель математики сможет более эффективно построить систему учебных занятий. С другой стороны, он будет иметь реальную возможность отбора задач для осуществления контроля за освоением конкретным учеником данной темы.
Векторы на плоскости
Вектором называется отрезок, у которого указаны начало и конец (т.е. величина, которая характеризуется численным значением и направлением). | |
Координаты и длина вектора
Даны точки А(х1;у1) и В(х2; у2) Координаты вектора | |
Длина вектора вычисляется по формуле: | |
Координаты вектора не изменяются при параллельном переносе. | |
Действия над векторами Если , то | |
Разложение вектора по координатным векторам Если , то | |
Коллинеарные векторы Коллинеарными называются векторы, лежащие на одной прямой или на параллельных прямых. Условие коллинеарностивекторов в координатном представлении: | - сонаправленные векторы - противоположно направленные векторы |
Равные векторы ,если: У равных векторов соответствующие координаты равны. Противоположные векторы ( противоположные векторы, если: Соответствующие координаты противоположны. | |
Ортогональные векторы Условие ортогональности (перпендикулярности) векторов, на плоскости: | - ортогональные векторы |
Скалярное умножение векторов Скалярным произведением двух векторов называетсячисло, равное произведению длин этих векторов на косинус угла между ними : Скалярное произведение векторов выражается через координаты: | =900 00≤900 900≤1800 |
Применение скалярного произведения к решению задач |
Метод координат в пространстве
Прямые x, y, z называются координатными осями (или осями координат), Оси координат обозначаются так: OX- ось абсцисс OY- ось ординат OZ- ось аппликат точка их пересечения O – началом координат, а плоскости xOy, xOz и yOz – координатными плоскостями. В прямоугольной системе координат каждой точке М пространства сопоставляется тройка чисел, которые называются ее координатами. М(x; y; z). | Прямоугольная система координат в пространстве |
Действия над векторами: |
Сложение векторов |
Вычитание векторов |
Умножение вектора на число k. |
Координаты середины отрезка AB: А(x1;y1;z1), B(x2;y2;z2). Точка М середина отрезка AB. |
Вычисление длины вектора по его координатам: |
Расстояние между двумя точками. А(x1;y1;z1) и B(x2;y2;z2). |
Вычисление координат вектора . Если А(x1;y1;z1), B(x2;y2;z2). |
Скалярное произведение векторов и выражается формулой: |
Перпендикулярность векторов: ; |
Коллинеарность векторов: ; , если координаты векторов не равны нулю. |
Косинус угла между ненулевыми векторами векторов и вычисляется по формуле: |
Задачи по теме «векторы в пространстве»
А
1.Даны координаты точек А(-3; 2; -1), В(2; -1;-3), С(1; -4; 3), Д(-1; 2; -2).
Найдите | 2АВ+3СД |
Решение:
(2+3; -1-2;-3+1)=(5;-3;-2)
(-1-1;2+4;-2-3)=(-2;6;-5).
2 +3 =(10+(-6);-6+18;-4-15)=(4;12;-19).
+3 = =
Ответ:
2. Даны координаты точек С(3; -2; 1), Д(-1; 2; 1), М(2; -3;3), N(-1; 1; -2). Найдите косинус угла между векторами и .
Решение:
cosα=
CД(-4;4;0) = =4
MN=(-3;4;-5) = =5
Cosα= = =0,7
Ответ:0,7
3. Вычислите угол между векторами (2; -2; 0) и (3; 0; -3).
Решение:
Cos =
ab=2*3+(-2)*0+(-3)*0=6
= =2
= =3
cos = =
=600
Ответ :600
4. При каком значении n данные векторы перпендикулярны: (2; -1;3) и (1;3; n)?
Решение:
ab=2*1-3*(-1)+3n
3n-1=0
3n=1
n=
Ответ:
5.Вычислите координаты вектора 2 +3 + по координатам векторов: (3;1; 1), (-2;0;2)
Решение:
2 + =(2*3;2*1;2*1)+(3*(-2);3*0;3*2)+(1;-1;0)=(6-6+1;2+0-1;2+6)=(1;1;8)
Ответ:(1;1;8)
6.Вычислите значение k , при котором скалярное произведение векторов (2;k;-1) и
(3; -1; 2k) равно(-5)
Решение:
ab=2*3-k-2k