Файл: Методическое пособие Дуйшон Шаматов, Зумрад Катаева, Джейсон Спаркс, Аида Сагинтаева НурСултан Высшая школа образования Назарбаев Университета, 2022..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УДК 378
ББК 74.58
Р17
Одобрено Комитетом по вопросам обучения и преподавания
Высшей школы образования Назарбаев Университета 14 марта 2022 года.
Рецензенты:
Мусабекова Гульвира Айдархановна,
кандидат педагогических наук,
проректор по академической работе
Таразского регионального университета им. М.Х.Дулати;
Жуманкулова Еркын Нурсагатовна,
кандидат педагогических наук,
проректор по академической деятельности
Казахского Национального Женского Педагогического Университета.
Авторы:
Дуйшон Шаматов, Зумрад Катаева, Джейсон Спаркс, Аида Сагинтаева
Дизайнер:
Дилара Писарева
Разработка силлабуса: от качества силлабуса к качеству обучения.
Методическое пособие / Дуйшон Шаматов, Зумрад Катаева, Джейсон
Спаркс, Аида Сагинтаева – Нур-Султан: Высшая школа образования Назарбаев
Университета, 2022. – 68 с.
ISBN 978-601-348-320-7
Данное методическое пособие является продолжением монографии
«Разработка образовательных программ: Локальные ответы на глобальные
вызовы высшего образования» (Сагинтаева и др, 2021), в которой обсужда-
ются, в основном, теоретические основы высшего образования и предлага-
ются рекомендации по разработке образовательных программ, основанные
на опыте Назарбаев Университета (НУ). В данном методическом пособии
представлены концепции, процедуры и практические инструкции по раз-
работке силлабусов. Как правило, университеты имеют свои собственные
стандарты составления силлабуса, в зависимости от области специализа-
ции или институциональных требований, однако существуют основопола-
гающие критерии и правила разработки силлабусов, которые подробно опи-
сываются в данном пособии.
УДК 378
ББК 74.58
ISBN 978-601-348-320-7 © Высшая школа образования
Назарбаев Университета, 2022

С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение.............................................................................................4 1. Разработка силлабуса.....................................................................6 2. Описание курса..............................................................................9 3. Результаты обучения....................................................................12 4. Содержание и структура курса....................................................17 5. Методы обучения и преподавания..............................................23 6. Политика оценивания и описание заданий................................31 7. Политика курса.............................................................................40 8. Список основной и дополнительной литературы.......................45 9. Опыт разработки силлабуса в Назарбаев Университете...............................................................46
Приложения.....................................................................................55
Приложение 1. Форма спецификации курса..................................55
Приложение 2. Рубрики оценивания..............................................59


Разработка силлабуса: от качества силлабуса к качеству обучения
4
Данное методическое пособие является продолжением моно- графии «Разработка образовательных программ: Локальные отве- ты на глобальные вызовы высшего образования» (Сагинтаева и др,
2021), в которой обсуждаются, в основном, теоретические основы высшего образования и предлагаются рекомендации по разработке образовательных программ, основанные на опыте Назарбаев Уни- верситета (НУ). В данном методическом пособии представлены концепции, процедуры и практические инструкции по разработке силлабусов. Как правило, университеты имеют свои собственные стандарты составления силлабуса, в зависимости от области специ- ализации или институциональных требований, однако существуют основополагающие критерии и правила разработки силлабусов, которые подробно описываются в данном пособии.
В последние годы произошел переход от традиционного подхо- да, ориентированного на преподавателя, к студентоориентирован- ному обучению. При традиционном подходе студенты являются пассивными слушателями, тогда как при студентоориентирован- ном обучении они становятся активными участниками учебного процесса, что обусловливает новые роли и обязанности препода- вателей. Приоритетом преподавателей становится поддержка об- учения студентов. Преподаватели перестают быть единственным источником информации – они интегрируют студентов в учебный процесс, в котором силлабус должен соответствовать потребно- стям студентов (Sanal, 2016).
Силлабус – это базовый договор между преподавателем и сту- дентами, в котором излагаются обязанности и ожидания обеих
ВВЕДЕНИЕ

Высшая школа образования Назарбаев Университета
5
сторон. Это также дорожная карта, на которой показаны общие контуры дисциплины, важные вехи и ориентиры, позволяющие сту- дентам понять, что они на правильном пути. И, наконец, что не менее важно, это возможность показать студентам, насколько инте- ресной будет дисциплина. Качественно составленный силлабус дает студентам общее представление о том, как будет изучаться дисци- плина и сколько работы от них потребуется (Nunan et al., 1988).
Качество силлабуса как учебной программы для студентов яв- ляется довольно надежным показателем качества преподавания и обучения (Woolcock, 2003), поэтому преподавателям надлежит приложить определенные усилия для составления высококаче- ственного силлабуса.


Разработка силлабуса: от качества силлабуса к качеству обучения
6
Цель силлабуса – ознакомить студентов с дизайном курса
(дисциплины). Даже обладая глубокими знаниями и опытом, для создания силлабуса преподаватель должен иметь навык описания содержания своего курса, формулирования результатов обучения и др. Как отмечалось, вузы могут иметь свои собственные стан- дарты написания силлабуса, в зависимости от области специали- зации или институциональных требований (см. ниже раздел «Фор- ма спецификации курса»). Но, несмотря на то, что не существует единственного «правильного» способа создания силлабуса, препо- даватели обычно согласны с тем, что:
• написание силлабуса часто является первым шагом, кото- рый преподаватель предпринимает с целью познакомить- ся со своими студентами и произвести на них впечатление
«эффективного» преподавателя;
• силлабус, выдержанный в дружественном тоне, может сы- грать важную роль в создании инклюзивной учебной среды;
• четкое и ясное представление о том, что студентам необхо- димо знать о курсе, помогает им добиться успеха.
При разработке силлабуса преподаватели должны иметь представление о своих будущих студентах, а именно:
• для кого предназначен курс – бакалавров или магистран- тов/докторантов?
• сколько студентов зарегистрированы на курс?
• каковы предыдущий опыт, знания и навыки студентов пе- ред изучением данной дисциплины?
1. РАЗРАБОТКА СИЛЛАБУСА

Высшая школа образования Назарбаев Университета
7
При разработке силлабуса необходимо помнить об учебной на- грузке студента, которая должна быть согласована с Европейской системой перевода кредитов (ECTS). Учебную нагрузку составляет время, необходимое обучающимся для выполнения всех заданий и учебных мероприятий с целью достижения результатов обучения по курсу (далее – РО). Один блок ECTS эквивалентен 25-30 часам работы студента, включая контактные часы между преподавате- лем и студентом и учебные мероприятия, причем пропорции ва- рьируются в зависимости от типа и уровня курса.
Профессиональный и строгий подход к разработке силлабуса является важной частью работы преподавателя. Высококачествен- ный силлабус, описывающий, в частности, результаты обучения, которыми студенты будут обладать по завершении курса, обеспе- чивает четкое доказательство академического качества и соответ- ствия стандартам, что является важным требованием образова- тельной программы и институциональной аккредитации.
Силлабус обычно состоит из следующих разделов:
1. Описание курса
2. Результаты обучения
3. Содержание и структура курса
4. Методы обучения и преподавания
5. Политика оценивания и описание заданий
6. Политика курса
7. Список основной и дополнительной литературы
В «Описании курса» предлагается учитывать такие аспекты, как объем дисциплины, ключевые темы и концепция дисциплины, а также информацию о материалах дисциплины. При разработке результатов обучения рекомендуется использовать таксономию
Блума. В разделе «Содержание и структура курса» представлены основные факторы и подходы, которые должны учитываться при разработке содержания дисциплины и ее описания в силлабусе.
Обсуждаются также принципы использования конкретных мето- дов обучения и преподавания, описываются основные подходы, ориентированные на студента и/или на компетенции: например, активное обучение, обучение на основе поисково-исследователь-


Разработка силлабуса: от качества силлабуса к качеству обучения
8
ской деятельности, проблемное обучение, технология «переверну- тое обучение» и ряд других подходов. Для оценки знаний студен- тов по дисциплине предлагаются основные принципы и критерии, которые необходимо учитывать при выборе методов оценивания, а также использование рубрик (критериев) в качестве эффектив- ной системы оценок. В разделе «Политика курса» описываются такие основополагающие аспекты, как академическая честность, инклюзивность в обучении, посещаемость и участие в занятиях, правила оценивания и ряд других дополнительных политик. Все рекомендации и инструкции в данном пособии даны на приме- ре конкретных силлабусов, разработанных профессорами Высшей школы образования (ВШО) Назарбаев Университета
1
. Подходы к разработке силлабусов профессорами других Школ НУ, например, по техническим дисциплинам, а также для другого уровня про- грамм, например бакалавриата, могут отличаться.
Каждый из этих важных компонентов силлабуса подробно рас- сматривается ниже.
1
Высшая школа образования Назарбаев Университета готовит исследовательские и управлен- ческие кадры для системы образования Казахстана, реализуя послевузовские академические программы на уровне докторантуры и магистратуры. С более подробной информацией може- те ознакомиться на официальном сайте https://gse.nu.edu.kz/ru/

Высшая школа образования Назарбаев Университета
9
2. ОПИСАНИЕ КУРСА
В начале силлабуса представлены название курса, контактная информация преподавателя и номер аудитории. Далее следуют 1-2 абзаца, содержащие описание курса.
В описании указываются объем, ключевые темы и концепция курса, а также содержится информация о темах курса. В некото- ром смысле, преподаватель пытается заинтересовать студентов, используя привлекательное и четкое описание, в котором не про- сто перечисляются темы, а описывается то, как студенты смогут применить знания, полученные в результате изучения данной дис- циплины.
Преподавателю необходимо подумать о том, какие значимые идеи и проблемы он/она собирается охватить в программе курса?
Какие темы студенты могут применить после его изучения? Важ- но ответить на эти вопросы и определить цели курса, так как они помогут понять, что преподаватель может ожидать от студентов, а студенты – от выбираемого курса.
При описании курса преподаватель должен подумать над сле- дующими вопросами:
• Что студенты узнают в процессе изучения, то есть какие знания и навыки они получат?
• Почему приобретение знаний и навыков будет иметь зна- чение для студентов?
• Как курс поможет студентам развиваться как профессиона- лам и специалистам?
• Что студенты будут изучать в рамках курса (например, ка- кими будут задания, мероприятия и т. д.)?


Разработка силлабуса: от качества силлабуса к качеству обучения
10
• Каковы методы обучения, и как они будут поддерживать обучение студентов?
• Как этот курс вписывается в образовательную программу?
• Есть ли какие-либо пререквизиты курса?
Ниже приводятся примеры описаний курсов из силлабусов, разработанных преподавателями ВШО НУ.
Пример 1. Описание курса «Методы исследования»
В программе курса предлагается обзор методологии исследо- ваний. В частности, курс помогает студентам развивать зна- ния и навыки, необходимые для понимания процесса исследо- вания: от разработки идеи до составления исследовательских вопросов и обзора литературы, от выбора соответствующих методов исследования до выборки респондентов (участни- ков), сбора и анализа данных и их интерпретации. Кроме того, студенты будут учиться критически оценивать, планировать и проводить исследования по темам, представляющим для них личный интерес.
Пример 2. Описание курса «Профессионализм учителя»
Данный курс представляет обзор теорий профессиональ- ной идентичности учителей. Студенты будут анализировать теории профессиональной идентичности в национальном и международном контекстах и критически размышлять о сво- ей практике, связанной с профессиональной идентичностью.
Они будут обсуждать труды ведущих ученых в области про- фессиональной идентичности учителей. Темы, которые будут охвачены в рамках курса, включают: специфика профессии учителя в странах Центральной Азии; статус учителя; профес- сиональная социализация молодых учителей; рабочая нагруз- ка учителя; сотрудничество учителей; учителя в контексте об- разовательных реформ; лидерство учителей. Курс позволит студентам переосмыслить свою профессиональную идентич- ность и свои будущие личные и профессиональные роли.

Высшая школа образования Назарбаев Университета
11
Пример 3. Описание курса «Контекстуализация реформы об- разования в Казахстане и за рубежом»
Этот курс контекстуализирует реформу образования и закла- дывает основы для обучения по программе магистратуры по образовательному лидерству. Курс развивает способность студентов критически анализировать системы образования с разных точек зрения, уделяя особое внимание казахстанской системе. Рассматривая реформу образования в Казахстане во временном и пространственном контексте, курс предостав- ляет студентам ряд подходов, инструментов и методов для изучения различных образовательных вопросов. Общая цель курса – обеспечить широкое понимание текущих проблем и инициатив в области образования и научить студентов крити- чески размышлять о реформе образования путем интеграции теорий, образовательной политики и собственного опыта.
Ниже предлагается практическое упражнение.
Упражнение 1. Попробуйте представить описание Вашего
курса.
Описание курса:
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________