Файл: Методическое пособие Дуйшон Шаматов, Зумрад Катаева, Джейсон Спаркс, Аида Сагинтаева НурСултан Высшая школа образования Назарбаев Университета, 2022..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Разработка силлабуса: от качества силлабуса к качеству обучения
12
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Результаты обучения (РО) – это раздел силлабуса, в котором описывается то, что студенты должны продемонстрировать после завершения курса. Преподаватели должны так сформулировать
РО, чтобы они были специфичными, измеримыми, достижимыми, релевантными и ограниченными по времени (SMART - Specific,
Measurable, Achievable, Relevant, Time bound), конструктивно со- гласованными с РО по всей образовательной программе, с Евро- пейской рамкой квалификаций, Дублинскими дескрипторами и другими индикаторами. Результаты обучения по курсу, результа- ты обучения по программе, атрибуты выпускника и миссия уни- верситета должны быть тесно взаимосвязаны.
В конструктивно согласованном силлабусе должны быть явно связанными:
• цель программы, выраженная через ее задачи;
• академический уровень;
• результаты обучения;
• содержание и структура курса;
• методика обучения и преподавания;
• оценивание и методы оценки.
РО подчёркивают, что обучение ориентировано на студентов, и подкрепляют принципы Болонского процесса путем содействия признанию степеней, поддержки студенческой мобильности и со- действия обучению на протяжении всей жизни.
Высшая школа образования Назарбаев Университета
13
РО помогают преподавателям:
• более эффективно проектировать материалы курса;
• выбирать стратегии оценивания и обучения, соответству- ющие РО;
• устанавливать критерии оценивания на основе РО;
• следить за успеваемостью студентов по их результатам об- учения
• мотивировать обучающихся к необходимости освоения курса для их профессионального становления.
РО помогают студентам:
• знать, что следует ожидать от курса;
• выбрать курсы, соответствующие потребностям/интере- сам студентов в обучении;
• отслеживать свой прогресс и выявлять пробелы в обучении.
В качестве результатов обучения формулируются знания и навыки, которые студенты должны приобрести к концу изучения дисциплины. РО должны отражать общую картину курса и долж- ны быть:
• ориентированы на обучающихся (например, «К концу изу-
чения этого курса студенты должны _________»);
• действенны (например, «применить», «описать», «иденти- фицировать» и т. д., чтобы преподаватель мог отслеживать процесс обучения);
• измеримы (например, что студенты сделали бы по-друго- му, если бы они достигли цели обучения по курсу?).
Результаты обучения, учебные мероприятия и оценки долж- ны быть тесно связаны друг с другом. Преподаватели долж- ны убедиться, что РО согласованы с оцениванием курса, т. е. оценки точно измеряют, достигают ли обучающиеся результа- тов обучения. Если они не согласованы, то необходимо внести коррективы либо в РО, либо в систему оценивания. Результаты обучения гарантируют, что учебные действия (например, то, что вы делаете во время занятий) соответствуют результатам и оценкам по дисциплине.
Разработка силлабуса: от качества силлабуса к качеству обучения
14
Ниже мы предлагаем семь шагов для эффективного дости-
жения результатов обучения.
2
Шаг 1.
Мозговой штурм и определение ключевых знаний, навы- ков и атрибутов, которые студенты должны знать, понимать и/или быть в состоянии продемонстрировать к концу изучения Вашего курса. Какие ключевые аспекты курса должны знать студенты?
Какими навыками должны обладать студенты? Какие области знаний связаны с курсом? Результаты обучения по всей програм- ме также должны помочь достижению атрибутов выпускников университета.
Шаг 2.
Поддерживайте баланс при определении результатов об- учения – они должны включать когнитивные, общие и практиче- ские навыки. Избегайте слишком сложных предложений в форму- лировании РО.
Шаг 3.
Согласовывайте РО с целями программы и методами пре- подавания, обучения и оценки. Следуйте принципу конструктивно- го согласования при разработке РО. Например, в Назарбаев Уни- верситете РО по курсу должны быть согласованы с миссией НУ, атрибутами выпускника НУ, целями программы/курса и результа- тами обучения по образовательной программе. Используйте тема- тические дескрипторы и требования аккредитующих органов в ка- честве ориентиров. Курс должен быть разработан таким образом, чтобы методы обучения и оценки соответствовали достижению результатов обучения и поддерживали их.
Шаг 4.
Разрабатывайте умные и ясные РО, то есть специфичные
(по курсу), измеримые (возможные для оценки их достижения), достижимые, релевантные, ограниченные по времени (в течение определенного периода) утверждения, содержащие не более од- ного глагола. РО должны включать примерно 5-7 результатов.
Избегайте двусмысленных утверждений, таких как: «будьте осве- домлены, знайте, цените, думайте, будьте знакомы, обладайте глу- бокими знаниями, учитесь, будьте компетентны». РО должны быть понятны студентам.
2
Для получения дополнительной информации вы можете использовать такой источник, как:
Anderson, L. W. and Krathwohl, D. R., et al (Eds.) (2001) A Taxonomy for Learning, Teaching, and
Assessing: A Revision of Bloom’s Taxonomy of Educational Objectives. Allyn & Bacon. Boston, MA
(Pearson Education Group).
Высшая школа образования Назарбаев Университета
15
Шаг 5.
Используйте таксономию Блума для формулирования РО.
В ней перечислены активные глаголы, сложность которых посте- пенно увеличивается от базовых навыков для программ бакалав- риата, до более сложных – для магистерских программ и до са- мых продвинутых – для докторских программ.
Шаг 6.
Поразмышляйте над концептуальной сложностью курса.
Убедитесь, что РО соответствуют типу программы и году обуче- ния. Прогресс студентов на протяжении всей программы поддер- живается постепенно возрастающей сложностью РО.
Шаг 7.
Следуйте структуре. Начните описывать РО со следующего утверждения: «После успешного завершения курса студенты смо- гут...». Сосредоточьтесь на глаголе, за которым следует объект, а также на утверждении, определяющим глубину и широту обуче- ния, которые должны быть продемонстрированы вместе с описа- нием содержания курса.
Ниже приводятся примеры результатов обучения по курсам из силлабусов, разработанных преподавателями ВШО НУ.
Пример 1. РО по курсу «Методы исследования»
По завершении курса студенты будут уметь:
• определять компоненты исследования в области обра- зования;
• описывать и распознавать основные виды исследований в области образования;
• критически анализировать основные теоретические, ме- тодологические и этические вопросы в образовательных исследованиях;
• использовать и объяснять основные количественные и ка- чественные методы сбора и анализа данных;
• справляться с этическими проблемами исследований в области образования;
• планировать, разрабатывать и осуществлять небольшие образовательные исследовательские проекты по интере- сующим их темам.
Разработка силлабуса: от качества силлабуса к качеству обучения
16
Пример 2. РО по курсу «Профессионализм учителя»
После изучения данного курса студенты смогут:
• критически анализировать ключевые теоретические кон- цепции профессиональной идентичности;
• различать разные подходы и традиции профессиональной идентичности учителя;
• анализировать эмпирическую литературу о профессии учителя на национальном и международном уровнях;
• размышлять о своих собственных профессиональных историях и связывать их с более широкой литературой и исследованиями;
• демонстрировать глубокое понимание профессиональной идентичности и ее роли для собственного контекста.
Пример 3. РО по курсу «Контекстуализация реформы образо- вания в Казахстане и за рубежом»
Ожидается, что по завершении курса студенты смогут:
• обсуждать исторические и контекстуальные особенности систем образования Казахстана и других стран Централь- ной Азии и анализировать их влияние на реализацию обра- зовательной реформы;
• критически анализировать инициативы по реформирова- нию образования в странах Центральной Азии с момента обретения независимости;
• находить, анализировать и синтезировать источники ин- формации, касающейся образования в Центральной Азии;
• оценить роль и вклад различных заинтересованных сто- рон, участвующих в реформе образования.
Ниже предлагается практическое упражнение.
Упражнение 2. Сформулируйте РО для Вашего курса, исполь-
зуя вышеприведенные идеи и примеры.
Результаты обучения по курсу:
1. _______________________________________________________
2. _______________________________________________________
3. _______________________________________________________
4. _______________________________________________________
5. _______________________________________________________
6. _______________________________________________________
Высшая школа образования Назарбаев Университета
17
4. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА КУРСА
Содержание курса должно основываться на соответствующих контрольных показателях (например, на требованиях аккредиту- ющих органов). При разработке содержания курса необходимо учесть следующие вопросы:
• Как этот учебный материал будет способствовать достиже- нию РО?
• Соответствуют ли методы оценивания и преподавания со- держанию курса?
• Будет ли курс способствовать активному обучению?
Содержание курса должно быть сопоставлено и согласовано, например, с критериями аккредитации, государственными стан- дартами, ожиданиями отрасли/работодателя и/или с требовани- ями аккредитующих органов (например, ABET для инженерных программ). На содержание курса также могут сильно влиять науч- ные интересы преподавателей, особенно на программах послеву- зовского уровня.
Другие важные факторы и подходы, которые следует учиты- вать в процессе разработки содержания курса, включают:
• сотрудничество между преподавателями всех курсов в рам- ках одной образовательной программы в целях согласова- ния и обеспечения всех результатов обучения по образова- тельной программе;
• выбор содержания, а не просто его принятие;
• разграничение между существенным содержанием (для до- стижения результатов обучения по курсу) и тем, что «при- ятно знать» в контексте результатов обучения;
Разработка силлабуса: от качества силлабуса к качеству обучения
18
• тщательный выбор содержания для влияния на подходы к обучению;
• выбор содержания, мотивирующего студентов, поможет им достичь РО по дисциплине (в этом отношении могут быть полезны отзывы студентов предыдущих курсов).
Ниже приводятся примеры структур (расписаний) курсов
из силлабусов, разработанных преподавателями ВШО НУ.
Пример 1. Структура (расписание) курса «Методы исследования»
Дата
Тема
Ресурсы
Август 25
Введение в образовательное исследование
Creswell (2014). Chapter 1
Август 26
Тема исследования и вопросы исследования
Creswell (2014). Chapter 2
Август 27
Обзор литературы
Creswell (2014). Chapter 3
Август 28
Объяснение исследовательских проектов
Creswell (2014). Chapter 4
Октябрь 14
Количественный метод.
Характеристики количественного метода исследования
O’Dwyer & Bernauer (2014).
Chapters 3 and 4
Октябрь 15
Виды планирования количественных исследований: экспериментальный, корреляционный, опросы
Creswell (2014). Chapters 10,
11 and 12
Октябрь 16
Сбор количественных данных
Creswell (2014). Chapter 5
Октябрь 19
Анализ и интерпретация количественных данных
Creswell (2014). Chapter 6
Октябрь 20
Анализ и интерпретация количественных данных
Creswell (2014). Chapter 6
Октябрь 21
Качественный метод.
Характеристики качественных исследований
Glesne (1999) Chapters 1 and 2.
Октябрь 22
Виды качественных исследований
Glesne (1999). Chapter 3
Высшая школа образования Назарбаев Университета
19
Дата
Тема
Ресурсы
Октябрь 23
Методы качественных исследований: интервью, фокус-группы
Glesne. Ch 4. Creswell
(2014) Ch 7
Октябрь 26
Сбор качественных данных: интервью, фокус-группы
Glesne (1999). Chapter 5
Октябрь 27
Анализ и интерпретация качественных данных
Glesne. Chapter 7. Creswell.
Chapter 8
Октябрь 28
Комбинированный (смешанный) метод Creswell (2014). Chapter 16
Октябрь 29
Презентация исследовательских проектов
Creswell (2014). Chapter 17
Октябрь 30
Подведение итогов и оценка курса
Пример 2. Структура (расписание) курса «Профессионализм учителя»
№ Дата
Тема
Ресурсы
Срок
сдачи
заданий
1 26 мая
(утром)
Введение в курс.
Профессиональ- ная идентичность
Sachs, J. (2001). Teacher Professional
Identity: Competing Discourses,
Competing Outcomes. Journal of
Educational Policy. 2001, 16(2), 149-161.
Newborn, D. & Tyminski, A. (2006).
Lortie’s apprenticeship of observation revisited. For the learning of
mathematics, 26(3).
2 26 мая
(после обеда)
Профессия учителя в странах
Центральной Азии
Silova, I. (2009). The Crisis of the
Post-Soviet Teaching Profession in the
Caucasus and Central Asia. Research in
Comparative and International Education,
4(4), 366-383.
UNICEF. (2011). Teachers: A regional study on recruitment, development and salaries of teachers in the CEECIS region (Chapters 1, 2 and 3).
Разработка силлабуса: от качества силлабуса к качеству обучения
20
№ Дата
Тема
Ресурсы
Срок
сдачи
заданий
3 27 мая
(утром)
Работа учителя и ее интенсификация
Hargreaves, A. (1995). Changing teachers,
changing times: Teachers’ work and culture
in the postmodern. London: Cassell.
4 27 мая
(после обеда)
Профессионализм учителей в странах
Центральной Азии
Онлайн презентация д-ра Ниёзова
(Университет
Торонто)
Niyozov, S. (2011). Revisiting teacher professionalism discourse through teachers’ professional lives in post-
Soviet Tajikistan. In Silova, I. (Ed.), The challenges of education reform: Central
Asia in a global context. Greenwich CT:
IPA Publishing.
5 28 мая
(утром)
Работа учителя и сотрудничество
Hargreaves, A. (1995). Changing
teachers, changing times: Teachers’ work
and culture in the postmodern. London:
Cassell.
Fullan, M., & Hargreaves, A. (1991).
What’s Worth Fighting For? Working
Together for Your School. Toronto:
Ontario Public School Teachers’
Federation.
6 28 мая
(после обеда)
Сотрудничество учителей в
Казахстане
Онлайн презента- ция д-ра Аюбаевой
Ayubayeva, N. (2018). Teacher
collaboration for professional learning:
Case studies of three schools in Kazakhstan
(Doctoral dissertation, University of
Cambridge).
7 29 мая
(утром)
Профессиональ- ная социализация молодых учителей
Zeichner, Kenneth M., & Gore, Jennifer
M. (1990). Teacher socialization.
UNICEF. (2011). Teachers: A regional study on recruitment, development and salaries of teachers in the CEECIS region (Chapter 4).