Файл: Методическое пособие Дуйшон Шаматов, Зумрад Катаева, Джейсон Спаркс, Аида Сагинтаева НурСултан Высшая школа образования Назарбаев Университета, 2022..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Высшая школа образования Назарбаев Университета
21
№ Дата
Тема
Ресурсы
Срок
сдачи
заданий
8 29 мая
(после обеда)
Роль учителя в контексте образо- вательных реформ
Онлайн презента- ция д-ра Э. Уилсон
(Кембриджский университет)
Wilson, E., Turner, F., Sharimova, A., &
Brownhill, S. (2013). Reform at scale:
Teacher development in Kazakhstan.
European Educational Research
Association.
Wilson, E., & Sharimova, A. (2019).
Conceptualizing the implementation of
Lesson Study in Kazakhstan within a social theory framework. International
Journal for Lesson and Learning Studies.
9 1 июня
(утром)
Активный профессионализм учителя
Sachs, J. (2003). The activist teaching
profession. Buckingham: Open
University Press.
10 1 июня
(после обеда)
Развитие педагогического лидерства в
Казахстане
York-Barr, J., & Duke, K. (2004). What do we know about teacher leadership?
Findings from two decades of scholarship. Review of educational
research, 74(3), 255-316. A
Frost, D. (2018). HertsCam: A Teacher-
Led Organisation to Support Teacher
Leadership. International Journal of
Teacher Leadership, 9(1), 79-100.
Kanayeva, G. (2019). Facilitating teacher
leadership in Kazakhstan (Doctoral dissertation, University of Cambridge).
11 2 июня
(утром)
Статус учителя и
Глобальная премия учителя (Global
Teacher Prize)
Hoyle, E. (2001). Teaching: Prestige, status and esteem. Educational
Management & Administration, 29(2), 139-
152.
MacBeath, J. (2012). Future of Teaching profession for Education International
Research Institute.

Разработка силлабуса: от качества силлабуса к качеству обучения
22
Ниже предлагается практическое упражнение.
Упражнение 3. Определите структуру курса, заполнив таблицу
№ Дата
Тема
Ресурсы
Срок
сдачи
заданий
12 2 июня
(после обеда)
Закон РК
«О статусе педа- гога»
National Report of Education Condition and Development of Education System of Republic of Kazakhstan by IAC, 2018.
13 3 июня
(утром)
Учителя в контек- сте неолибераль- ных изменений
Hargreaves, A. and Shirley, D. (2009).
The fourth way: The inspiring future for educational change. Thousand Oaks:
Corwin, A Sage Company.
14 3 июня
(после обеда)
Школы как профес- сиональные обуча- ющие сообщества
Hord, S. & Sommers, W. (2008). Leading professional learning communities:
Voices from research and practice.
Thousand Oaks: Corwin Press.
DuFour. What is a «professional learning community»? Educational
leadership, May 2004.
15 4 июня
(утром)
Групповые презен- тации «Профессия учителя в Казах- стане»
Обзор курса
Оценка курса
Презентации в группах (предвари- тельные темы)
1) Подготовка учителей в Казахстане
(на основе анализа ЕНТ)
2) Опыт начинающих учителей
3) Учителя в контексте обновленной учебной программы
4) Сотрудничество учителей в шко- лах Казахстана
5) Лидерство учителей
6) Активный профессионализм
Дата
Тема
Задание/Литература
Срок выполнения задания

Высшая школа образования Назарбаев Университета
23
5. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
И ПРЕПОДАВАНИЯ
Подходы к обучению и преподаванию сосредоточены на твор- честве, инновациях, решении проблем. Выбранные методы обуче- ния и преподавания:
• поддерживают достижение результатов обучения по курсу;
• соответствуют общепрограммному подходу к обучению;
• вовлекают обучающихся в учебные и оценочные мероприятия;
• учитывают потребности различных групп студентов.
Кроме того, каждый подход описывается в силлабусе таким образом, чтобы методы не являлись предписывающими, так как мы должны уважать академическую свободу каждого педагога.
Акцент может быть сделан на педагогике, ориентированной на студента, или на подходах, основанных на компетенциях.
Преподаватель выбирает методы обучения и преподавания исходя из результатов обучения. В рамках силлабуса по конкрет- ной дисциплине преподаватель может определить базовые или ос- новные понятия, которыми студенты должны овладеть, для чего студенты будут использовать те методы, которые помогут им в до- стижении цели. Если в РО значатся навыки и умения более высо- кого уровня, то, соответственно, методы обучения и преподавания должны помогать в их достижении.
Существует множество эффективных способов организации образовательного процесса. Они особенно актуальны, когда пред- полагаемые результаты обучения ориентированы не на знания, а на когнитивные навыки более высокого уровня – оценивание и


Разработка силлабуса: от качества силлабуса к качеству обучения
24
критический анализ. Всегда предпочтительнее выбирать методы, побуждающие студентов активно изучать содержание курса.
Ниже приводим информацию о методах обучения и препода- вания из упомянутой выше книги «Разработка образовательных программ: Локальные ответы на глобальные вызовы высшего об- разования» (Сагинтаева А. и др., 2021).
Активное обучение
Активное обучение – это подход, при котором все студенты вовлечены в учебный процесс. Данный подход резко отличается от традиционных методов, когда студенты являются пассивными получателями знаний, транслируемых преподавателем. Благода- ря тщательно подобранным и индивидуальным занятиям, постро- енным на активных методах, студенты сами отвечают за свое об- разование. Подход, основанный на поисково-исследовательской деятельности (Inquiry-Based Learning), и подход, основанный на ре- шении проблем (Problem-Based Learning), часто рассматриваются как виды активного обучения. Оба подхода широко признаны в ка- честве релевантных механизмов интеграции процесса обучения и исследований (Spronken-Smith и др., 2007). Оба подхода включают в себя метод активного обучения, основанный на исследователь- ской деятельности студента. В свою очередь, процесс проведения исследования, поиска и решения проблем сопровождается форми- рованием знаний и навыков (Prince, Felder, 2006). При активном обучении учебная деятельность, ориентированная на студента, поддерживается преподавателем (применяется скаффолдинг
3
) и включает в себя когнитивные процессы более высокого уровня.
Обучение на основе исследовательской деятельности
Значение педагогики, основанной на поиске и исследованиях, давно признано (ее описание часто приписывается американскому педагогу Джону Дьюи). Исследовательская деятельность студентов направлена на стимулирование их любознательности и сосредо- точена не на тематическом планировании учебного материала, а
3
Скафолдинг – различные методы обучения, используемые для постепенного продвижения обучающихся к более глубокому пониманию и, в конечном итоге, большей независимости в процессе обучения.

Высшая школа образования Назарбаев Университета
25
на «обучении через собственный опыт». Данная форма активного обучения начинается с постановки вопросов, проблем или модели- рования ситуаций. Студенты выявляют и исследуют их, развивая при этом теоретические и практические знания, приобретая ког- нитивные навыки и навыки решения проблем.
Проблемно-ориентированное обучение
Проблемно-ориентированное обучение (Problem-Based Learning,
PBL) – это подход на основе исследовательского обучения (Inquiry-
Based Learning, IBL), который фокусируется не на решении про- блем, а на развитии других навыков и качеств студента. К послед- ним относятся приобретение знаний, сотрудничество в группах и коммуникация. Данный подход широко используется в меди- цинском образовании, а также в других предметных областях.
Проблемно-ориентированное обучение позволяет студентам раз- вивать навыки критической оценки, синтеза, суждения и академи- ческой грамотности, полезные для будущей работы и учебы. Оно создает условия для непрерывного обучения в командной среде.
Обычно считается, что данный подход более узкий, чем предыду- щий, и часто применяется при краткосрочном обучении.
Технология «Перевернутое обучение», или «Перевернутый
класс»
Традиционно студенты приобретают знания в аудитории, а обобщают и оценивают их позже. При «перевернутом обучении»
(Flipped Learning) порядок традиционных подходов организован в обратном направлении. Студенты заранее изучают учебный ма- териал, а время аудиторных занятий используется для углубления его понимания посредством обсуждения с сокурсниками и вы- полнения заданий преподавателя. После занятий студенты могут поразмыслить над результатами обсуждений и обратной связью, которую они получили. Данная модель обучения не нова. В 1990- х годах ученые Гарвардского университета Крауч и Мазур (2001) разработали модель «взаимообучения», в которой они предостави- ли студентам учебный материал до начала занятия, для подготов- ки и осмысления. Затем они использовали аудиторное занятие для стимулирования более глубокого размышления с помощью взаи- модействия студентов и вопросов преподавателя.


Разработка силлабуса: от качества силлабуса к качеству обучения
26
Таким образом, согласно данной модели, перед аудиторным занятием студентам предоставляется учебный материал, помогаю- щий им сформировать базовый уровень знания и понимания. Да- лее, во время занятия в аудитории, используются задания для углу- бления и развития когнитивных навыков более высокого уровня.
Одной из основных целей данной технологии является более ши- рокое использование активной модели, когда студенты участвуют в совместной деятельности, взаимном и проблемном обучении.
В этом контексте преподаватель выступает в роли фасилитатора и тренера, предоставляя студентам возможность самостоятельно контролировать свое обучение. Использование информационных технологий обогащает процесс «перевернутого обучения» и спо- собствует развитию навыков 21-го века. Сочетание передовых технологий и образовательных теорий позволило «перевернутому обучению» стать одним из наиболее эффективных методов.
Интеграция науки в обучение
Вовлечение студентов в исследовательскую деятельность так- же может повысить их удовлетворенность обучением, вызвать чувство принадлежности к институциональной и/или дисципли- нарной исследовательской культуре, а также развить интеллекту- альное любопытство и ключевые навыки. Успешные методы на основе исследований включают в себя обучение студентов вме- сте с преподавателями посредством совместной деятельности, со структурированными консультациями, поддерживающими обуче- ние студентов на протяжении всего курса и программы, начиная с первого года обучения и заканчивая окончательным проектом.
Отношение к студентам как к исследователям поощряет участие студентов в образовательной программе, углубляет их знания и понимание предмета. Результаты кейс-стади исследований пока- зывают, что такое отношение может оказать положительное влия- ние на успеваемость обучающихся.
Обучение, основанное на исследованиях, может осуществлять- ся в различных формах: 1) организация содержания обучения на основе результатов научных исследований (студенты изучают на- учные труды по своей предметной области); 2) ориентация обу-

Высшая школа образования Назарбаев Университета
27
чения на научные исследования (студенты изучают и используют исследовательские методы, приемы и навыки); 3) применение научных исследований в процессе обучения и на консультациях
(студенты учатся, обсуждая и оценивая исследования со своими сокурсниками и преподавателями) и 4) обучение, основанное на научных исследованиях (студенты учатся, будучи активными ис- следователями).
Обучение на производстве и в реальных условиях
В целях стимулирования студентов и улучшения возможности трудоустройства, данный метод предлагает им реальный опыт ра- боты. Такое обучение интегрировано в образовательную програм- му, что позволяет студентам испытать теорию на практике. Это так- же может быть сделано с помощью стажировок, смоделированной рабочей среды, наблюдения за профессиональной деятельностью специалистов-практиков по методу «shadowing» («стать тенью») и сбора данных на рабочем месте. Обучение будущей профессии на производстве и в реальных условиях помогает студентам кон- текстуализировать свою учебную деятельность в реальных, а не в строго академических ситуациях.
Обучение в малых группах
Наиболее эффективным является преподавание в небольших группах (семинары, консультации, практические и лабораторные занятия), а также самостоятельная работа студентов с сокурсника- ми. Небольшие группы способствуют сплоченности и позволяют студентам развивать такие навыки сотрудничества и взаимодей- ствия, которые не могут быть развиты посредством индивидуаль- ного обучения или в больших группах:
• навыки взаимодействия;
• навыки работы в команде;
• навыки управления временем и процессом;
• умение слушать;
• навыки творческого и критического мышления;
• сотрудничество;
• управление проектами;
• завершение проектов.


Разработка силлабуса: от качества силлабуса к качеству обучения
28
Рефлексивное обучение
В настоящее время во многих странах и вузах рефлексия рас- сматривается как важный компонент качественного обучения и преподавания. Рефлексия мотивирует студентов связывать новый учебный материал с приобретенными знаниями. Рефлексия транс- формирует понимание материала и поэтому считается формой глубокого обучения. Она играет важную роль, когда от студентов требуется повторное осмысление усвоенных знаний, понятий и идей (например, при написании эссе), и менее важна, когда зна- ние просто воспроизводится. Рефлексия стимулирует обучение студентов следующим образом:
• происходит замедление учебного процесса и появляется время для переосмысления идей;
• у студентов появляется возможность почувствовать, что они «владеют» своими знаниями и пониманием, потому что принимали участие в их создании;
• развиваются способности метапознания, когда студенты мо- гут контролировать и осмысливать свое обучение; метаког- нитивные способности связаны с эффективным обучением;
• повышается способность справляться со сложным мате- риалом.
Чтобы вовлечь студентов в рефлексивную деятельность и сде- лать рефлексию неотъемлемой частью обучения, можно использо- вать следующие целенаправленные стратегии:
• ведение рефлексивных дневников (журналов) и записей о своем учебном опыте;
• составление портфолио, в том числе электронных;
• рефлексия об учебном опыте, полученном в процессе вы- полнения оценочных заданий;
• рефлексия о трудоустройстве, работе и другом опыте вне учебной программы;
• взаимооценивание и самооценка;
• рефлексия посредством развития своей карьеры, полу- чения консультаций или работы над своим личностным развитием.

Высшая школа образования Назарбаев Университета
29
Ниже приводятся примеры используемых методов обуче-
ния и преподавания из силлабусов, разработанных преподава-
телями ВШО НУ.
Пример 1. Методы обучения и преподавания курса «Методы исследования»
Подход к выполнению учебных задач курса будет представ- лять собой посещение занятий и лекций, участие в обсуж- дениях/групповых проектах и выполнение индивидуальных заданий. Эти различные формы обучения предоставляют вам возможности углубить свое понимание методологии ис- следования и основного процесса исследований в области образования.
Пример 2. Методы обучения и преподавания курса «Профес- сионализм учителя»
Этот курс изначально планировался как очный интенсивный курс. Однако в связи с текущими обстоятельствами курс был заменен на онлайн-курс, поэтому существенно переработан.
Он представляет собой сочетание синхронного (Zoom) и асин- хронного обучения (Moodle, электронная почта и другие дей- ствия). Ожидается, что студенты будут активно участвовать в изучении дисциплины. Все материалы курса будут загружены в Moodle и предоставлены студентам в электронном виде, если это потребуется. Студенты должны активно участвовать во всех режимах обучения и преподавания.
Разнообразие учебных занятий (семинары, дискуссии в парах/
группах, лекции, приглашенные докладчики) является ключе- вым элементом педагогики курса. Стратегии обучения и пре- подавания будут адаптированы к онлайн-режиму. Основные учебные стратегии будут включать обсуждение в аудитории и в небольших группах, обсуждение на видео, чтение и критику статей, семинары, презентации фасилитаторов и студентов.
Материалы курса будут предоставлены студентам перед заня- тиями вместе с наводящими вопросами.


Разработка силлабуса: от качества силлабуса к качеству обучения
30
Ниже предлагается практическое упражнение.
Упражнение 4. Перечислите методы обучения и преподавания
для Вашего курса, используя вышеприведенные идеи и примеры
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________

Высшая школа образования Назарбаев Университета
31
6. ПОЛИТИКА ОЦЕНИВАНИЯ
И ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЙ
Политика оценивания
При разработке оценивания преподаватели должны обеспечить его соответствие результатам обучения и их совместимость с подхо- дом к оценке программы. Важно, чтобы оценки позволяли студен- там продемонстрировать достижение ими результатов обучения.
С точки зрения оценивания, очень важным является конструк- тивное согласование. Выбор методов оценивания оказывает боль- шое влияние на обучение студентов. Часто невозможно оценить содержание всего курса, но необходимо оценить достижение сту- дентами всех РО по курсу. Одно задание может быть разработано для оценки нескольких результатов обучения.
Оценка должна позволять обучающимся демонстрировать до- стижение результатов обучения и, следовательно, должна быть релевантной для этой цели. В Стратегии оценивания НУ отмеча- ется также, что процессы оценивания должны быть надежными, прозрачными и обеспечивающими студентам регулярную и каче- ственную обратную связь.
При разработке оценок следует учитывать и другие критерии: инклюзивность, разнотипность (чтобы удовлетворить разнообра- зие обучающихся), способность мотивировать студентов и макси- мальная приближенность к будущей профессиональной среде. Хо- рошо продуманные оценки будут эффективно дифференцировать обучающихся и будут близки к «нормальному распределению» оценивания.

Разработка силлабуса: от качества силлабуса к качеству обучения
32
При разработке силлабуса преподавателю нужно принять не- которые решения об оценках курса: например, много ли заданий?
Будут ли использованы открытые вопросы или вопросы с несколь- кими вариантами ответов? Сколько процентов они внесут в итого- вую оценку студентов?
При построении системы оценивания учитывайте следующие вопросы:
1. Каковы цели обучения и как оценки измеряют достижения студентов, т.е. соответствуют ли оценки целям обучения?
2. Как и когда обучающиеся получают обратную связь о ре- зультатах их оценивания? Могут ли они в дальнейшем улуч- шить свои оценки, используя обратную связь?
3. Будет ли курс способствовать формированию у обучающих- ся навыков самооценивания и саморефлексии?
Существует большое количество способов оценивания РО сту- дентов, поэтому, прежде чем останавливаться на традиционных форматах (например, тесты с несколькими вариантами выбора, работы и т.д.), следует продумать наиболее эффективное изме- рение того, достигли студенты заявленных результатов обучения или нет:
• Оценка будет выставляться студенту индивидуально или группе студентов? Получили ли студенты разъяснения по критериям оценивания? Понять ожидания преподавателя студентам помогут оценочные рубрики
4
. Рубрика оценива- ния может быть отличным инструментом для оценки ра- боты студентов. Это инструмент, который четко указывает критерии достижений по всем компонентам любого вида студенческой работы, от письменной до устной и визуаль- ной. Его можно использовать для оценки выполненных за- даний, участия студентов в аудитории или общих оценок.
Рубрика обеспечивает структуру, разъясняющую требова- ния к оцениванию и стандарты успеваемости для студен-
4
Посмотрите следующий источник: Rhodes, T. (2009). Assessing outcomes and improving achievement:
Tips and tools for using the rubrics. Washington, DC: Association of American Colleges and Universities.