Файл: Методическое пособие Дуйшон Шаматов, Зумрад Катаева, Джейсон Спаркс, Аида Сагинтаева НурСултан Высшая школа образования Назарбаев Университета, 2022..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Разработка силлабуса: от качества силлабуса к качеству обучения
44
Ниже приводится пример описания особых условий из
силлабусов, разработанных преподавателями ВШО НУ.
Пример 1. Описание условий на курсе «Методы исследования»
Данная образовательная среда задумана как безопасное ме- сто, где всегда присутствуют поддержка и равное отношение ко всем обучающимся, независимо от гендерной, расовой/
этнической принадлежности, религиозных убеждений, соци- ально-экономического статуса студента. Студенты могут от- крыто делиться информацией о себе. Издевательства и домо- гательства категорически неприемлемы. Если Вы заметили случаи издевательства/домогательства, пожалуйста, сооб- щите преподавателю.
В особых случаях разрабатывается План доступа к обучению
(LAP – Learning access plan) для студента с особыми образователь- ными потребностями. Документ регулирует необходимые условия и поддержку в виде дополнительного времени на экзаменах, по- мощи в записи материалов занятий, а также ряда других дополни- тельных (инфраструктурных) условий.

Высшая школа образования Назарбаев Университета
45
8. СПИСОК ОСНОВНОЙ
И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Заключительная часть силлабуса включает в себя список ос- новной и дополнительной литературы. Преподаватель выбирает самые актуальные, последние и достоверные источники литера- туры. Приоритет отдается эмпирической (исследовательской) ли- тературе – это могут быть книги, исследовательские статьи, главы книг. Основные источники литературы должны быть прочитаны во время курса, в то время как студенты могут изучать дополни- тельные источники литературы позже самостоятельно, чтобы раз- вить глубокое понимание конкретной темы.
Преподаватель также должен помнить о том, какой объем ли- тературы могут освоить студенты за ограниченный период време- ни, а также учитывать, что за академический период студенты из- учают еще несколько дисциплин.

Разработка силлабуса: от качества силлабуса к качеству обучения
46
9. ОПЫТ РАЗРАБОТКИ КУРСА
В НАЗАРБАЕВ УНИВЕРСИТЕТЕ
Как было отмечено выше, не существует единственного «пра- вильного» способа разработки силлабуса. В связи с этим следует подумать о функциях силлабуса для Вашего университета, факуль- тета, образовательной программы и курса. Основная функция сил- лабуса – донести до студентов план курса, ожидаемые результаты обучения и другую важную информацию. Несомненно, в универси- тетах существует политика, требующая предоставления студентам некоторой информации о дисциплине, и обычно эта информация включает в себя то, что мы изложили выше (например, описание курса, результаты обучения по курсу и описание оценок).
Ниже мы рассмотрим Форму спецификации курса (ФСК), при- нятую в Назарбаев Университете. Предлагая ФСК в качестве полез- ного примера, предполагаем, что этот документ:
• предоставляет важную информацию о курсе для студентов, преподавателей, руководителей программ (заведующих ка- федрами), руководителей университетов (проректоров по академической деятельности, сотрудников академических департаментов, деканов, заместителей деканов по акаде- мическим вопросам) и даже агентств по аккредитации;
• стандартизирован, то есть все предлагаемые университе- том курсы описаны одинаково;
• конструктивно согласован, то есть ФСК явно связывает ожидаемые результаты обучения по курсу с ожидаемыми
РО по программе и с университетскими целями обучения студентов, т.е. атрибутами выпускника.


Высшая школа образования Назарбаев Университета
47
Во многих отношениях ФСК является «ориентированным на учебное заведение» документом – она содержит информацию, тре- буемую университетом для административных целей, и не включает определенной информации, которая была представлена в приведен- ных выше примерах в более «ориентированных на студентов» силла- бусах (например, «Инклюзивность/Политика о разнообразии»).
Задайте себе следующие вопросы:
• Каким образом обсуждение в предыдущих разделах посо- бия помогает понять формат и цель ФСК?
• Чем это может быть полезно для людей, управляющих уни- верситетом и факультетом, например, для руководителей образовательных программ или заместителей деканов по академическим вопросам?
• Чем будет полезен ФСК для преподавателя, которого впер- вые попросят провести какой-либо курс?
• Какая информация, отсутствующая в ФСК, по Вашему мне- нию, важна для силлабуса и которой Вы будете делиться со своими студентами? Другими словами, что бы Вы добави- ли в ФСК?
Форма спецификации курса Назарбаев Университета
Ниже мы рассмотрим несколько важных разделов ФСК (в пол- ном объеме ФСК приведена в Приложении 1).
ФСК состоит из 2-х разделов, которые выполняют разные функции, но в целом полностью описывают курс:
1.
1   2   3   4

Раздел A, окончательный.
Данный раздел включает 5 под- разделов и содержит официально одобренную НУ постоянную информацию. Она может измениться в процессе утверждения де- каном и окончательного утверждения в процессе обеспечения ка- чества в университете.
2. Раздел Б, неокончательный.
Как указано в форме, он пред- ставляет собой «шаблон курса», и здесь Вы можете увидеть те виды информации, которые были описаны ранее в данном пособии как важные части учебной программы. Раздел Б может меняться из года в год, в зависимости от рекомендаций руководителя програм- мы и преподавателей курса. Любые изменения документируются как часть процесса обеспечения качества в рамках «Процесса мо- ниторинга годовой программы».

Разработка силлабуса: от качества силлабуса к качеству обучения
48
Раздел A
Подраздел 1. Общая информация о курсе
В этом подразделе содержится общая информация: название курса, количество кредитов ECTS и другие детали.
Подраздел 2. Описание курса
Краткое и четкое описание курса, содержащее описание объе- ма, ключевых тем и концепций, а также другую информацию о ма- териалах курса, включается в университетский каталог дисциплин.
Подраздел 3. Методы суммативного оценивания
В подразделе дается описание суммативного оценивания.
Здесь полезно помнить о важности конструктивного согласования образовательной программы и «обеспечения того, чтобы все оце- ночные задачи и критерии оценивания четко и напрямую соот- носились с результатами обучения» (Biggs & Tang, 2011, с. 307).
Методы суммативного оценивания, перечисленные ниже, должны продемонстрировать успехи обучающихся в достижении РО по курсу. Важно отметить, что РО по курсу должны соответствовать
1.
Общая информация о курсе
1.1 Школа (факультет):
1.6
Кредиты (ECTS):
1.2 Название курса:
1.7
Код курса:
1.3 Пререквизит:
1.8
Действующий с:
(год)
1.4 Сопутствующие реквизиты:
1.5
Образовательная программа:
(в рамках которой предлагается курс)
Обязательный (да – нет)
Элективный (да – нет)
2.
Описание курса (максимум 150 слов)

Высшая школа образования Назарбаев Университета
49
результатам обучения по программе, как мы увидим ниже в под- разделе 5 «Результаты обучения по курсу».
Подраздел 4. Цели курса
Подраздел 5. Результаты обучения по курсу
Результаты обучения по курсу являются центральным элемен- том того, что называется «обучением, основанным на результатах»
(Biggs & Tang, 2011, с. 10). Как описывают авторы, «заявление о результатах курса говорит нам, как мы можем распознать, усво- или ли студенты то, что они должны изучать и уметь делать, и насколько хорошо» (с. 11).
После определения РО по курсу конструктивное согласование может быть обеспечено в процессе «составления карты учебного плана» (Biggs & Tang, 2011) или «проверки того, что три уровня предполагаемых результатов – атрибуты выпускника, программа и курс – соответствуют друг другу» (с. 127). Таблица ФСК ниже предназначена для облегчения отображения учебной программы.
Как было отмечено выше, предполагаемые цели обучения должны быть конструктивно согласованы на трех уровнях: «инсти- туциональный уровень, как утверждение о том, что выпускники университета предположительно должны уметь делать; уровень программы на получение степени, как заявление о том, что долж- ны уметь делать выпускники определенных программ на получе- ние степени; [и] уровень курса, как утверждение того, что студен-
3.
Методы суммативного оценивания
1.1 Экзамен
3.5
Презентация
1.2 Курсовая работа
3.6
Оценка одногруппников
(Peer-assessment)
1.3 Проект
3.7
Эссе
1.4 Лабораторные занятия
3.8
Другое (укажите) _____________
4.
Цели курса
4.1 4.2 4.3


Разработка силлабуса: от качества силлабуса к качеству обучения
50
ты должны уметь делать по завершении данного курса» (Biggs &
Tang, 2011, стр. 113). Эти три уровня – институциональный, уро- вень программы и уровень курса – отражены ниже.
Мы обсудили результаты обучения по программе и результаты обучения по курсу. Категория «Атрибуты выпускника» относится к ожидаемому от студентов институциональному уровню обучения и часто понимается как общее влияние университетского опыта на «то, как выпускники думают и действуют» (Biggs and Tang 2011, с. 113). Это более широкое университетское обучение, «сверх знаний и навыков, которые были получены в рамках официаль- ной учебной программы получения степени» (с. 114). Например, университет может стремиться развивать студентов как людей, приверженных служению, лидерству или критическому мышле- нию. Результаты данного обучения нельзя проверить обычными способами, но можно продемонстрировать в таких вещах, как портфолио или на разных курсах в рамках программы.
Итак, как показано ниже в п. 5.2, задача преподавателя курса и разработчика образовательной программы состоит в том, что- бы сопоставить результаты обучения по курсу с результатами об- учения по образовательной программе и атрибутами выпускника.
Это очень полезная стратегия, демонстрирующая конструктивную согласованность обучения на всех трех уровнях – институцио- нальном, уровне программы и уровне курса. Конечно, отдельные университеты могут требовать соответствия курсов и программ обучения национальным стандартам или запросам внешних за- интересованных сторон, таких как отраслевые агентства. Приве- денный ниже пример специфичен для Назарбаев Университета, но может быть адаптирован к другим институциональным контек- стам в соответствии с принципом конструктивного согласования и методом сопоставления образовательных программ, независимо от того, разрабатываете ли Вы новые программы или курсы или описываете уже существующие.

Высшая школа образования Назарбаев Университета
51
Раздел Б
Подраздел 6. Подробная информация о курсе и Подраздел 7. Ру-
ководитель курса и профессорско-преподавательский состав
Данные подразделы следует пересматривать ежегодно (или каждый раз в начале проведения курса) и вносить соответству- ющие поправки. Шаблон может быть адаптирован школами/фа- культетами для соответствия аккредитационным требованиям.
5.
Результаты обучения по курсу
5.1
По завершении курса ожидается, что студент сможет:
1 2
3 5.2
РО по курсу

Результаты обучения по программе, с которыми связаны результаты обучения по курсу
Атрибуты выпускника, с которыми связаны результаты обучения по курсу
1 2
3
6.
Подробная информация о курсе
6.1 Академический год:
6.3 Расписание (дни занятий, время):
6.2 Семестр:
6.4 Место (учебный корпус, аудитория):
7.
Преподаватель
Должность
Имя
Офис
Контактная информация
Время для консультаций или по предварительной записи
Преподаватель/
преподаватели
Ассистент(ы) преподавателя


Разработка силлабуса: от качества силлабуса к качеству обучения
52
Подраздел 8. Содержание курса
В данном подразделе представлено расписание занятий, пере- числены темы и задания для каждого занятия. Здесь важно согла- сование целей курса и результатов обучения по курсу. Обращая внимание на соответствующий РО по курсу, студенты могут уви- деть, как обучение на каждой неделе связано с результатами обу- чения в целом.
Подраздел 9. Методы обучения и преподавания
В данном разделе описаны те методы, которые будут приме- няться для поддержки студентов в достижении результатов обуче- ния. Эти методы должны соответствовать общему программному подходу к обучению, привлекать студентов к активному участию в занятиях, к работе в аудитории и вне ее, а также учитывать по- требности различных групп студентов. Вы можете включить, на- пример, небольшой совместный исследовательский проект или индивидуальные презентации студентов. Методы и формы могут меняться в зависимости, например, от отзывов студентов об опыте обучения на данном курсе.
Подраздел 10. Суммативное оценивание
Это очень важный раздел, посвященный суммативным, а не формативым оценкам, однако Вы, безусловно, можете включить в данную таблицу и формативные оценки (например, варианты
10 тестов). Обратите внимание на то, что каждая оценка является
8.
Содержание курса
Занятие
Дата
(предполагаемая)
Темы и задания
Цели курса
Результаты обучения по курсу
9.
Методы обучения и преподавания
(кратко опишите подходы к преподаванию и обучению, которые будут использованы)
1 2

Высшая школа образования Назарбаев Университета
53
«взвешенной», то есть имеет вес в процентах от общей оценки за курс. Также обратите внимание на то, что каждая оценка «привя- зана» к результату обучения по курсу, как в описанном выше при- мере курса «Профессионализм учителя». Таким образом, оценка предназначена для предоставления студентам возможности проде- монстрировать успехи в достижении соответствующих РО по курсу.
Подраздел 11. Оценивание
Данный весьма значимый раздел включает шкалу оценок за курс и любые «дескрипторы», которые показывают уровень успе- ваемости, связанный с каждой буквенной оценкой. Например, бук- венная оценка «А» может иметь процентный диапазон от 95% до
100% и следующее описание: «Отлично; превышает самые высокие стандарты для задания или курса». Эта шкала оценок часто стан- дартизирована, она определяется на институциональном уровне.
Итак, мы представили Форму спецификации курса, использу- емую в Назарбаев Университете. Этот документ имеет важные и конкретные административные цели, связанные с политикой уни- верситета в отношении утверждения образовательных программ и курсов, мониторинга обеспечения качества и, что очень важно, управления образовательными программами и курсами. Таким образом, ФСК функциональна на всех уровнях: от более высокого уровня университета (утверждение образовательной программы
10.
Суммативное оценивание

Занятие
Дата
(предполагаемая)
Показатель
(%)
Результаты обучения по курсу
11.
Оценка
Буквенная оценка
Процентный диапазон
Описание оценки
(где применимо)