Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу психология детства Вариант (при наличии).docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 166
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Универсальное средство организации внимания – речь взрослого. Первоначально взрослый организует внимание ребёнка при помощи словесных указаний, позднее, ребёнок сам начинает обозначать словесно те предметы и явления, на которые необходимо обращать внимание.
Первоначально процесс произвольного внимания, направляемого речью взрослого, является для ребёнка скорее процессом внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции. Постепенно, употребляя то же самое средство овладения вниманием по отношению к самому себе, ребёнок переходит к саморегуляции поведения, т.е. произвольному вниманию [23, с. 8].
В последнее время поиски ученых идут в направлении планирования видов деятельности дошкольников, способствующих развитию детского внимания, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание.
Об уровне развития внимания говорит сформированность его свойств: концентрации, устойчивости, распределения и переключения. Концентрация определяется потому, насколько человек углублен в работу. Показателем устойчивости выступает время сосредоточения на объекте и количество отвлечений от него. Переключение проявляется в переходе от одного объекта или деятельности к другому [23, с. 11].
Исследование результатов педагогической деятельности по этой теме показывает, что современные педагоги и психологи занимаются развитием внимания у детей дошкольного возраста посредством методов и видов деятельности:
-
дидактическая игра; -
театрализованная игра; -
сюжетно-ролевая игра; -
конструктивная деятельность; -
конструктивные игры; -
коррекционно-развивающие задания [18, с. 52-63].
Рассмотрим вышеуказанные методы более подробно.
Дидактическая игра – представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка. Наблюдения показывают, что в игре ребенок получает информацию не только об окружающем мире, законах общества, но и о красоте человеческих отношений
, он учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики), т.е. умений и знаний культуры поведения в детском коллективе.
Театрализованная игра – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков, именно она связывает детей между собой, детей со взрослыми в единое волшебное целое. И если педагог выступает партнером в детской игре, ребенок ему начинает доверять, значит может творить, фантазировать и воображать. Исследователи отмечают, что «театр – один из самых демократичных и доступных для детей видов искусства, он позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики, психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, внимания, воображения, фантазии, инициативности».
Сюжетно-ролевая игра – это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения. Сюжетно – ролевая игра требует проявления умственно
1.3. Краткие выводы по главе 1.
Изучив теоретические аспекты изучения внимания у детей старшего дошкольного возраста, можно сделать следующие выводы:
Внимание – это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой. Свойства внимания в значительной степени независимы друг от друга.
На протяжении дошкольного возраста постепенно развиваются все свойства внимания: увеличивается объем внимания, возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребенка, внимание становится более устойчивым, возрастает его произвольность. Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием речи, волевых свойств личности дошкольника, с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели. Развитие свойств внимания находится в тесной связи с общим умственным развитием ребенка.
Глава 2. Эмпирическое исследование по изучению особенностей внимания у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Краткая характеристика группы истытуемых
Исследование проводилось на базе МБДОУ Детский сад № 7 «Журавушка» г. Охи. В качестве объекта экспериментального исследования выступили дошкольники старшей группы. В эксперименте принимали участие 10 человек в возрасте от 5 до 6,5 лет.
Для составления психолого-педагогической характеристики группы детей было проведено наблюдение.
План наблюдения
Объект: дети старшего дошкольного возраста.
Цель: составление характеристики группы.
Продолжительность: в течение недели.
Время: с 08.30 до 13.00.
Ситуация исследования: режимные моменты.
Параметры наблюдения:
-
Интерес к познавательной деятельности (ПД); -
Интерес к игровой деятельности (ИГ); -
Интерес к творческой деятельности (ТД); -
Эмоциональная сфера (ЭС); -
Общение со сверстниками (ОСС); -
Общение с воспитателями (ОСВ); -
Трудовые умения и навыки (ТУиН); -
Правила поведения (ПП).
Таблица 1
Протокол наблюдения
№ | ПД | ИГ | ТД | ЭС | ОСС | ОСВ | ТУиН | ПП |
| + | + | | + | + | + | + | + |
| + | + | + | + | + | + | + | + |
| + | + | + | + | + | + | + | + |
| + | + | | | + | | + | + |
| + | + | + | + | + | + | + | + |
| + | | + | + | | + | + | + |
| + | | | + | + | + | + | + |
| + | + | + | + | + | + | + | + |
| | + | + | + | | + | + | + |
| + | + | + | + | + | + | + | + |
В ходе наблюдения за экспериментальной группой мы увидели, что дети проявляют активность на протяжении всего дня, проявляют интерес к познавательной деятельности, любят слушать сказки, заучивать стихотворения и играть в настольные игры. Уровень развития познавательных процессов соответствует среднему возрасту группы. У детей отмечается наличие обобщающих представлений о форме, величине, цвете, соответствующее их возрасту. Объем знаний об окружающем мире достаточно высокий. Речь всех детей понятная, внятная, словарный запас довольно богат. Достаточно сформированы графические навыки. Неплохо развита мелкая моторика.
Игровая деятельность у детей интересна и разнообразна: любят играть с конструкторами и сюжетно-ролевые игры. В игровой деятельности дети ведут себя дружелюбно, умеют делиться игрушками и активно принимают участие в разных видах деятельности. Для игры объединяются по интересам и взаимным симпатиям. В ролевой игре дети отражают окружающее их многообразие деятельности. Они воспроизводят сцены из семейного быта, из трудовой деятельности и трудовых взаимоотношениях взрослых, отражают эпохальные события и т.д.
Дети проявляют большой интерес к творческой деятельности, которая проявляется: в рисовании; в вышивке; в поделках из бумаги, глины, пластилина; в создании аппликаций. На занятиях детского творчества дети занимаются с удовольствием
В целом атмосфера в группе доброжелательная, позитивная. Эмоциональный тон детей зависит от социальной и коммуникативной ситуации. Они способны скрывать истинные эмоциональные чувства и переживания и демонстрировать те, которые желательны исходя из ситуации (притворяться, хитрить, демонстрировать ложные эмоциональные состояния). Эпизодически, проявляют агрессивные чувства. Ребята склонны оказывать влияние друг на друга, как отрицательное, так и положительное.
В общении между собой в основном дружелюбны. Общение между детьми носит продуктивный и содержательный характер. Этому способствует созревание способности к взаимодействию и сотрудничеству в совместной игре.
В общении и взаимодействии со взрослыми дети приветливы. Большинство детей открыто относятся к