Файл: 1. Мировоззрение и его исторические типы Генезис и сущность философии, Функции философии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Философия»
1. Мировоззрение и его исторические типы
2. Генезис и сущность философии, Функции философии.
3. Исторические этапы развития философии
4. Античная философия
5. Средневековая философия
6. Философия эпохи Возрождения
7. Философия Нового времени
8. Философия эпохи просвещения
9. Немецкая классическая философия
10.Неклассическая западная философия
11.Развитие философской мысли в России
12.Понятие бытия
13.Многообразие философских трактовок бытия
14.Атрибуты бытия
15 Материя как философская категория
16.Движение как философская проблема
17. Диалектика и се альтернативы
18.Категории и законы диалектики
19.Природа и ее образы в истории философской мысли
20.Антропогенез как проблема философии
21.Сущность и природа человека
22.Смысл человеческой жизни
23.Жизнь и смерть как темы философских размышлений
24. Общество как предмет философского анализа
25. Общество как самоорганизующаяся система
26.Личность и общество
27.Свобода и ответственность личности
28. Проблема сознания в философии
29. Сознание и мозг
30.Предметность и рефлективность самосознание. Сознание и язык
31.Структура сознания
32.Познание и отношение человека к миру
33.Ступени познания
34.Истина и ее критерии
35. Научная рациональность и ее особенности
36.Формы и методы научного познания
37.Знание и вера
38.Человек в мире культуры
39. Проблема ценностей в философии
40.Глобальные проблемы современности
1. Мировоззрение и его исторические типы
Мировоззрение - система взглядов , понятий и представлений об окружающем мире. М. в широком смысле слова включает в себя совокупность всех взглядов человека на окружающий мир: философские, общественно-политические,
этические, эстетические, естественнонаучные воззрения и т.д. Главным вопросом М. является основной вопрос философии. В зависимости от его решения различаются два основных вида мировоззрения: материалистическое и идеалистическое. М. является отражением общественного бытия и зависит от уровня человеческих знаний, достигнутых в данный исторический период, а также от общественного строя. М. имеет огромное практическое значение, т.к.
оно определяет отношение людей к окружающей действительности и служит руководством для действия. Научное М., раскрывая объективные законы природы и общества и выражая интересы передовых сил, способствует прогрессивному развитию. Реакционное, античное М. служит отживающим классам и тормозит развитие общества, защищает интересы эксплуататорских классов и отвлекает трудящихся от борьбы за свое освобождение.
Последовательно научным является коммунистическое, марксистско-ленинское
М., философскую основу и неотъемлемую часть которого составляет диалектический и исторический материализм. Это - подлинно научное М., т.к.
оно выражает интересы пролетариата, всех трудящихся, совпадающие с объективными законами развития общества.
Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия.
1)Мифология - фантастическое отражение действительности в первобытном сознании, воплощенное в характерном для древности устном народном творчестве. Миф - возникающее на ранних этапах истории повествование,
фантастические образы которого (боги, легендарные герои, события и т.п.)
были попыткой обобщить и объяснить различные явления природы и общества. Поскольку в ней имеются представления о сверхъестественном, она содержит элементы религии. Мифологическое мировоззрение обеспечило социализацию человека, способствовало осуществлению перехода от биологической популяции к человеческой общности, сформировало общество и подготовило условия для его дальнейшего развития.
2) Религия - фантастическое отражение в головах людей внешних сил,
господствующих над ними в их повседневной жизни, отражение, в котором земные силы принимают форму неземных. С теологической т. зр. Р. связана с извечным внутренним чувством человека, выражающим его связь с неким духовным началом. Основной и решающий признак Р. - вера в сверхъестественное.Она возникла на определенной ступени развития первобытнообщинного строя как отражение бессилия человека перед грозными и непонятными силами природы.
3) Философия - наука о всеобщих закономерностях, которым подчинены как бытие (т. е. Природа и общество), так и мышление человека, процесс познания.
Ф. является одной из форм общественного сознания. Основным вопросом философии как особой науки является проблема отношения мышления к бытию, сознания к материи. Термин "Ф." впервые встречается у Пифагора; в качестве особой науки ее впервые выделил Платон. Ф. возникла в рабовладельческом обществе как наука, объединяющая всю совокупность знаний человека об объективном мире и о самом себе, что было вполне естественно для низкого уровня развития знаний на ранних этапах человеческой истории. В ходе развития общественно-производственной практики и накопления научных знаний происходил процесс отделения наук от
Ф. и одновременно выделение ее в самостоятельную науку. Ф. как наука возникает из необходимости выработки общего взгляда на мир, исследования его общих начал и законов, из потребности в рационально-обоснованном методе мышления о действительности, в логике и теории познания.
2. Генезис и сущность философии,
Функции философии.
Философия возникла на базе мифологии и мудрствования. Они решали три познавательные задачи: описания, объяснения и понимания окружающего нас мира.
Эти три проблемы с которыми столкнулся человек по мере своего развития.
Описать – значит дать характеристику свойствам природных явлений, которые воздействуют на жизнь людей, необходимо было объяснить причину явлений
природы, поскольку человек непосредственно ощущал зависимость от них.
Понимание мира означает осмысление и установление значения явлений природы для бытия человека и человеческого сообщества, а после этого использование в человеческих целях.
Предметом философии первоначально был весь окр мир и отдельные предметы того мира. Фф на первых порах вкл в себя все имевшиеся науки.
Итак, предмет фф—наука о всеобщем, о мире и об отношении чела к этому миру.
Сущность: 1) рефлексивность(фф изучает не столько окр нас мир, сколько уже сущ-ие знания о нем) 2) всеобщность(знание о том общем, что присуще всем предметам окр нас мира) 3)предельность(все понятия фф настолько обобщенные, что они не подлежат дальнейшему обобщению) 4) вечность(в фф есть такие вопр, на которые никогда нельзя получить окончательный ответ)
5)теоретичность 6) абстрактность (фф—это знание обо всем и ни о чем конкретно)
Функции философии:
— мировоззренческая функция (связана с понятийным объяснением мира);
— методологическая функция (заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком);
— прогностическая функция (формулирует гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира);
— критическая функция (распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию, принцип «подвергай все сомнению» свидетельствует о важности критического подхода к существующему знанию и социокультурным ценностям);
— аксиологическая функция (от греч. ахiоs — ценный; любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: нравственных, социальных, эстетических и т. п.);
— социальная функция (опираясь на нее, философия призвана выполнять двуединую задачу — объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению).
Понимание мира означает осмысление и установление значения явлений природы для бытия человека и человеческого сообщества, а после этого использование в человеческих целях.
Предметом философии первоначально был весь окр мир и отдельные предметы того мира. Фф на первых порах вкл в себя все имевшиеся науки.
Итак, предмет фф—наука о всеобщем, о мире и об отношении чела к этому миру.
Сущность: 1) рефлексивность(фф изучает не столько окр нас мир, сколько уже сущ-ие знания о нем) 2) всеобщность(знание о том общем, что присуще всем предметам окр нас мира) 3)предельность(все понятия фф настолько обобщенные, что они не подлежат дальнейшему обобщению) 4) вечность(в фф есть такие вопр, на которые никогда нельзя получить окончательный ответ)
5)теоретичность 6) абстрактность (фф—это знание обо всем и ни о чем конкретно)
Функции философии:
— мировоззренческая функция (связана с понятийным объяснением мира);
— методологическая функция (заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком);
— прогностическая функция (формулирует гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира);
— критическая функция (распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию, принцип «подвергай все сомнению» свидетельствует о важности критического подхода к существующему знанию и социокультурным ценностям);
— аксиологическая функция (от греч. ахiоs — ценный; любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: нравственных, социальных, эстетических и т. п.);
— социальная функция (опираясь на нее, философия призвана выполнять двуединую задачу — объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению).
3. Исторические этапы развития философии
В развитии философии различают следующие основные этапы:
- Философия Древнего Востока (VII-Vl вв. до н.э.);
- Античная философия (с VI в. до н. э. до V в. н.э.);
- Средневековая философия (VI-XIV вв. н.э.);
- Философия эпохи Возрождения (XV-XVI вв.);
- Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.);
- Классическая и постклассическая философия (XIX в.);
- Современная философия (XX в.).
4. Античная философия
Античная философия — это последовательно развивавшаяся философская мысль,
которая охватывает период свыше тысячи лет — с конца VII в. до н. э. вплоть до VI в.
н. э.
Античная философия развивалась неизолированно — она черпала мудрость Древнего
Востока, таких стран, как: Ливия; Вавилон; Египет; Персия; Древний Китай; Древняя
Индия.
Со стороны истории античную философию делят на пять периодов:
— натуралистический период (основное внимание уделяется Космосу и природе —
милетцы, элеа-ты, пифагорейцы);
— гуманистический период (основное внимание уделяется проблемам человека,
прежде всего это этические проблемы; сюда относятся Сократ и софисты);
— классический период (это грандиозные философские системы Платона и
Аристотеля);
— период эллинистических школ (основное внимание уделяется моральному обустройству людей — эпикурейцы, стоики, скептики);
— неоплатонизм (универсальный синтез, доведенный до представления о Едином
Благе). Характерные черты античной философии:
1) античная философия синкретична — характерным для нее является большая слитность, нерасчлененность важнейших проблем, чем для более поздних видов философии;
2) античная философия космоцентрична — она охватывает весь Космос вместе с миром человека;
3) античная философия пантеистична — она исходит из Космоса, умопостигаемого и чувственного;
4) античная философия почти не знает законов — она многого достигла на понятийном уровне, логика Античности называется логикой общих имен, понятий;
5) античная философия имеет свою этику — этику Античности, этику добродетелей, в отличие от последующей этики долга и ценностей, философы эпохи Античности характеризовали человека как наделенного добродетелями и пороками, в разработке своей этики они достигли необычайных высот;
6) античная философия функциональна — она стремится помочь людям в их жизни,
философы той эпохи старались найти ответы на кардинальные вопросы бытия.
Основные имена античной философии: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор,
Гераклит Эфесский, Ксенофан, Парменид, Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит, Протагор,
Горгий, Продик, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур.
Античная философия многопроблемна, она исследует разные проблемы:
натурфилософские; онтологические; гносеологические; методологические;
эстетические; логические; этические; политические; правовые.
В античной философии познание рассматривается как: эмпирическое; чувственное;
рациональное; логическое.
В античной философии разрабатывается проблема логики, большой вклад в ее изучение внесли Сократ, Платон и Аристотель.
Социальная проблематика в античной философии содержит широкий спектр тем:
государство и закон; труд; управление; война и мир; желания и интересы власти;
имущественное деление общества.
По мнению античных философов, идеальный правитель должен обладать такими качествами, как познание истины, красоты, блага; мудрость, мужество,
справедливость, остроумие; у него должно быть мудрое равновесие всех человеческих способностей.
Античная философия оказала большое влияние на последующую философскую мысль, культуру, развитие человеческой цивилизации.
5. Средневековая философия
Периоды:
1) раннее Средневековье (V-IX вв.);
2) классическое (высокое) Средневековье (X-XIV вв.);
3) позднее Средневековье (XV — середина XVII вв.)
Особенности средневековой философии:
• теоцентризм;
• креационизм;
• провиденциализм;
• идея Откровения;
• традиционализм.
Средние века - это период полного господства феодализма, крепостничества и христианства в Европе. Именно две особенности - феодализм и христианство - обусловили собой содержание и состояние философии Средневековья.
Данная философия - богословие. Движение философской мысли пронизано проблемами религии.
Наиболее яркие представители средневековья:
Августин Блаженный (354-430); Фома Аквинский (1225-1274);
Основные этапы развития философии средневековья
• ПАТРИСТИКА (учение «отцов церкви») охватывает с I по IX вв.
(представитель – Августин Блаженный)
разработка и оформление основного содержания христианской философии на основе религиозного учения Иисуса Христа и философской системы Платона.
Патристика- совокупность теолого-философских взглядов "отцов церкви",
которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию и прежде всего на идеи Платона.
• Апологетическая.
• Систематичекая.
Этапы патристики.
❖
Апологетика (II-III в.в.)
❖
Классическая патристика (IV-V в.в.)
❖
Заключительный период (VI-VIII в.в.)
Спор о природе универсалий (общих понятий):
• Реализм - направление теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими не сами вещи, а их общее понятие –
универсалии. Согласно реалистам универсалии существуют до вещей. Они продолжают учение Платона об эйдосах.
• Номинализм. Реально существуют сами конкретные вещи, в то время как общие понятия есть лишь имена вещей. Согласно номиналистам универсалии
существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом.
Они продолжают учение Аристотеля.
• СХОЛАСТИКА (от лат. schola –школа) охватывает с IX по XV вв. 9
(представитель - Фома Аквинский)
школьно-университетскую дисциплина, имевшую цель философски обосновать религиозное учение и догматы Церкви под влиянием философского наследия Аристотеля.
Схоластика - представляет собой тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы.
Этапы схоластики.
❖
Ранняя форма (XI-XII в.в.)
❖
Зрелая форма (XII-XIII в.в.)
❖
Поздняя схоластика (XIII-XIV в.в.)
Труды Фомы Аквинского.
• два обширных трактата, охватывающих широкий спектр тем, — «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» («Сумма философии»),
• дискуссии по теологическим и философским проблемам («Дискуссионные вопросы» и «Вопросы на различные темы»)
6. Философия эпохи Возрождения
Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений,
возникших и развивавшихся в Европе в XIV – XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку,
вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.
Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи возрождения
были:
совершенствование орудий труда и производственных отношений;
кризис феодализма;
развитие ремесла и торговли;
Они продолжают учение Аристотеля.
• СХОЛАСТИКА (от лат. schola –школа) охватывает с IX по XV вв. 9
(представитель - Фома Аквинский)
школьно-университетскую дисциплина, имевшую цель философски обосновать религиозное учение и догматы Церкви под влиянием философского наследия Аристотеля.
Схоластика - представляет собой тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы.
Этапы схоластики.
❖
Ранняя форма (XI-XII в.в.)
❖
Зрелая форма (XII-XIII в.в.)
❖
Поздняя схоластика (XIII-XIV в.в.)
Труды Фомы Аквинского.
• два обширных трактата, охватывающих широкий спектр тем, — «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» («Сумма философии»),
• дискуссии по теологическим и философским проблемам («Дискуссионные вопросы» и «Вопросы на различные темы»)
6. Философия эпохи Возрождения
Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений,
возникших и развивавшихся в Европе в XIV – XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку,
вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.
Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи возрождения
были:
совершенствование орудий труда и производственных отношений;
кризис феодализма;
развитие ремесла и торговли;
усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;
укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;
появление первых парламентов;
отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии;
повышение уровня образованности в Европе в целом;
великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);
научно-технические открытия.
Основные направления философии эпохи Возрождения:
гуманистическое (XIV – XV в., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка,
Лоренцо Валли и др.) – в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;
неоплатоническое (сер. XV – XVI вв.), представители которого – Николай Кузанский,
Пико делла Мирандола, Парацельс и др. – развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;
натурфилософское (XVI – нач. XVII вв.), к которому принадлежали Николай Коперник,
Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви и Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;
реформационное (XVI – XVII вв.), представители которого – Мартин Лютер, Томас
Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др. – стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;
политическое (XV – XVI вв., Николо Макиавелли) – изучало проблемы управления государством, поведение правителей;
утопическо-социалистическое (XV – XVII вв., представители – Томас Мор, Томмазо
Кампанелла и др.) – искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении,
тотальном регулировании со стороны государственной власти.
Характерные черты философии эпохи Возрождения относятся:
антропоцентризм и гуманизм – преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;
укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;
появление первых парламентов;
отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии;
повышение уровня образованности в Европе в целом;
великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);
научно-технические открытия.
Основные направления философии эпохи Возрождения:
гуманистическое (XIV – XV в., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка,
Лоренцо Валли и др.) – в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;
неоплатоническое (сер. XV – XVI вв.), представители которого – Николай Кузанский,
Пико делла Мирандола, Парацельс и др. – развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;
натурфилософское (XVI – нач. XVII вв.), к которому принадлежали Николай Коперник,
Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви и Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;
реформационное (XVI – XVII вв.), представители которого – Мартин Лютер, Томас
Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др. – стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;
политическое (XV – XVI вв., Николо Макиавелли) – изучало проблемы управления государством, поведение правителей;
утопическо-социалистическое (XV – XVII вв., представители – Томас Мор, Томмазо
Кампанелла и др.) – искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении,
тотальном регулировании со стороны государственной власти.
Характерные черты философии эпохи Возрождения относятся:
антропоцентризм и гуманизм – преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;
оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии – схоластики);
перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;
принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира
(шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т.д.);
большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;
торжество индивидуализма;
широкое распространение идеи социального равенства.
7. Философия Нового времени
17-18 вв — это период, к которому относится философия нового времени. Это было время, когда человеческая цивилизация совершила качественный скачок в развитии очень многих научных дисциплин, которые в свою очередь оказали огромное влияние на философию.
В философии Нового времени стала все больше доминировать идея о том, что разум человека не имеет пределов своего могущества, а наука имеет неограниченные возможности в своем познании окружающего мира и человека.
Особенно характерна для данного периода развития философии тенденция все объяснять с точки зрения материализма. Это было связано с тем, что естествознание было в приоритете в то время и оказывало сильное влияние на все сферы жизни социума.
Основные направления философии Нового Времени – эмпиризм и рационализм
Для философской мысли того времени характерны несколько ярко выраженных направлений:
эмпиризм,
рационализм,
философия просвещения,
французский материализм
перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;
принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира
(шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т.д.);
большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;
торжество индивидуализма;
широкое распространение идеи социального равенства.
7. Философия Нового времени
17-18 вв — это период, к которому относится философия нового времени. Это было время, когда человеческая цивилизация совершила качественный скачок в развитии очень многих научных дисциплин, которые в свою очередь оказали огромное влияние на философию.
В философии Нового времени стала все больше доминировать идея о том, что разум человека не имеет пределов своего могущества, а наука имеет неограниченные возможности в своем познании окружающего мира и человека.
Особенно характерна для данного периода развития философии тенденция все объяснять с точки зрения материализма. Это было связано с тем, что естествознание было в приоритете в то время и оказывало сильное влияние на все сферы жизни социума.
Основные направления философии Нового Времени – эмпиризм и рационализм
Для философской мысли того времени характерны несколько ярко выраженных направлений:
эмпиризм,
рационализм,
философия просвещения,
французский материализм