Файл: 1. Мировоззрение и его исторические типы Генезис и сущность философии, Функции философии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.) , настроение или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.) и аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т. п.).
В силу определенного отношения к объекту познания знания получают различную значимость для личности, что находит свое наиболее яркое выражение в убеждениях :
они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами. А это является показателем особой ценности для человека знаний, ставших его жизненным ориентиром.
Чувства, эмоции суть компоненты человеческого сознания. Процесс познавания затрагивает все стороны внутреннего мира человека - потребности, интересы, чувства,
волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе как образное выражение,
так и чувства.
Познание не ограничивается познавательными процессами, направленными на объект
(внимание) , эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли . Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их гармоничное объединение, их интегральное сложно структурированное целое.
32.Познание и отношение человека к миру
Познавательное отношение человека к миру является одной из предпосылок бытия человека, его самосохранению и возвышению. Содержание познавательного отношения – выработка знаний о свойствах окружающего мира и человеке как индивиде и ячейке общества, которые находят технологическое применение в производстве средств жизни, предметов культуры.
Познание – духовный фундамент воспроизводства человека и человечества. Само распознавательное отношение – процесс. Знание – результат этого процесса.
Познавательное отношение реализуется в разных формах: обыденное познание,
научное, художественное, философское.
Ступени и формы познания.
Считается, что познавательная деятельность человека имеет 2 ступени:
1) чувственное познание
2) рациональное
Чувственное основано на деятельности чувств. Оно осуществляется в 3 формах:
ощущение, восприятие, представление.
В силу определенного отношения к объекту познания знания получают различную значимость для личности, что находит свое наиболее яркое выражение в убеждениях :
они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами. А это является показателем особой ценности для человека знаний, ставших его жизненным ориентиром.
Чувства, эмоции суть компоненты человеческого сознания. Процесс познавания затрагивает все стороны внутреннего мира человека - потребности, интересы, чувства,
волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе как образное выражение,
так и чувства.
Познание не ограничивается познавательными процессами, направленными на объект
(внимание) , эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли . Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их гармоничное объединение, их интегральное сложно структурированное целое.
32.Познание и отношение человека к миру
Познавательное отношение человека к миру является одной из предпосылок бытия человека, его самосохранению и возвышению. Содержание познавательного отношения – выработка знаний о свойствах окружающего мира и человеке как индивиде и ячейке общества, которые находят технологическое применение в производстве средств жизни, предметов культуры.
Познание – духовный фундамент воспроизводства человека и человечества. Само распознавательное отношение – процесс. Знание – результат этого процесса.
Познавательное отношение реализуется в разных формах: обыденное познание,
научное, художественное, философское.
Ступени и формы познания.
Считается, что познавательная деятельность человека имеет 2 ступени:
1) чувственное познание
2) рациональное
Чувственное основано на деятельности чувств. Оно осуществляется в 3 формах:
ощущение, восприятие, представление.
Ощущение – отражение в мозгах человека отдельной строны предмета.
Восприятие – целостный чувственный образ предмета.
Представление – целостный чувственный образ предмета, воспринятый ранее,
зафиксированный нашей памятью.
Центральная философская проблема – как соотносится образ предмета в голове человека с самим предметом, соответствует или нет.
Есть точка зрения – «физиологический идеализм»: образ предмета в голове человека не соответствует самому предмету. По образу мы не можем судить о предмете. Как возникает образ: каждый орган чувств и является носителем специфического вида энергии. Внешне предмет воздействует на рецепторы, возбуждает орган чувств и создает в голове человека соответствующий образ.
Плеханов: образ предмета в голове человека – иероглиф, знак, символ (нет соответствия между реальным образом и образом). Точка зрении подверглась критике,
т. к. на самом деле соответствие есть между образом и реальным предметом.
Все люди чувствуют по-разному. Чувственный образ в голове человека субъективен по форме, но объективен по содержанию.
Представление стоит рядом с воображением (создаем образ несуществующего предмета или который никогда не видели, создаем нечто новое).
В современной философской литературе принято считать, что основу познавательной деятельности человека составляет практика.
Практика – материальная деятельность людей. Она существует в 3 формах:
1) материального производства: здесь объектом воздействия является природные предметы, преобразуя которые человек делает из них необходимые для жизни продукты
2) социальная деятельность, связанная с преобразованием общественных структур
(формирование государственных институтов, учреждений)
3) научный эксперимент.
В процессе познания практика выступает основой познания, движущей силой познания, критерием истины и целью познания.
Практика как основа познания в процессе образования вещества природы, стремясь получить нужный продукт, человек попутно распознает свойства предмета. Мы не преследуем никаких познавательных целей.
В результате практической деятельности люди получают средства, необходимые для развертывания познания как профессионального занятия.
33.Ступени познания
34. Истина
Истина в философии,
- это система научных принципов,
идей, обобщающих практический опыт, и отражающих закономерности природы, общества, мышления, путём приобретения знаний о закономерностях объективного.
35. Научная рациональность и ее особенности.
За европейской цивилизацией закрепилось значение рационально организованной цивилизации, которой присущ дух целесообразного и прагматического решения проблем. Для того, чтобы раскрыть природу этой глобальной ориентации на устройство социальной действительности и принципы ее исторического изменения,
надо ответить на вопрос о том, что представляет собой феномен рациональности как определенная характеристика мысли и действия. Обычно ее связывают с такими параметрами, как целесообразность, эффективность, логичность, ясность и разумность, экономичность, законосообразность, научность и т.д.
Очевидно, что в этом контексте рациональность должна интерпретироваться как тип сознания, создающий предпосылки для эффективных форм познания и преобразования действительности. Традиционно в классической философии такую характеристику сознания связывали с его способностью обеспечивать понятийно-дискурсивное и логически обоснованное познание реальности. А указанную способность объясняли тем, что в структуре познания наряду с ощущениями,
восприятием, памятью, эмоцией, волей и другими компонентами выделяли и рационально-логическое мышление, которое провозглашалось высшей познавательной способностью человека, обеспечивающей ему возможность целенаправленного, обобщенного и опосредованного познания действительности.
В современных интерпретациях структуры сознания часто выделяют когнитивные и ментальные пласты или компоненты. Первый ответственен за реализацию рационально-понятийного отношения к миру и стремление достичь объективно-истинного знания о нем. Второй – за субъективные переживания,
оценочные суждения, а также эмоциональные состояния «жизни сознания» (вера,
надежда, радость, тоска, справедливость и др.). Реально действующее сознание всегда характеризуется неразрывным единством когнитивного и ментального начал.
Таким образом, рациональность как неотъемлемая характеристика сознания человека может быть определена как способность обобщенного, опосредованного и сущностного познания действительности, выраженного в вербально-понятийной форме. Наличие этой способности сознания позволяет человеку не только познавать глубинные и закономерные связи и отношения, но и обеспечивать возможность эффективной трансляции знания в культуре посредством передачи информации в знаково-символической форме от одной социальной системы в другую.
В современной культуре именно наука наиболее рельефно репрезентирует рациональную способность сознания. Поэтому сегодня чаще принято говорить о феномене именно научной рациональности и анализировать различные ее типы.
Понятие «научная рациональность» полисемантично. Можно выделить несколько смысловых аспектов его содержания:
1 характер и уровень упорядоченности исследуемых в науке систем, который фиксируется в форме идеальных объектов различной степени общности;
2 способ понятийно-дискурсивного описания и объяснения исследуемой реальности;
3 совокупность норм и методов научного исследования, которая фиксируется в определенном типе методологической рефлексии и стиле научного мышления.
Именно третий смысловой аспект термина «научная рациональность» стал наиболее популярным и востребованным в современной философии науки. Выделяют разные модели научной рациональности: индуктивистская (Р. Карнап), дедуктивная (К.
Гемпель), тематическая (Дж. Холтон) и др. Одной из хорошо обоснованных интерпретаций научной рациональности является разработанная в отечественной философии науки (В.С. Степин, В.С. Швырев, П.П. Гайденко, В.Н. Порус и др.)
Очевидно, что в этом контексте рациональность должна интерпретироваться как тип сознания, создающий предпосылки для эффективных форм познания и преобразования действительности. Традиционно в классической философии такую характеристику сознания связывали с его способностью обеспечивать понятийно-дискурсивное и логически обоснованное познание реальности. А указанную способность объясняли тем, что в структуре познания наряду с ощущениями,
восприятием, памятью, эмоцией, волей и другими компонентами выделяли и рационально-логическое мышление, которое провозглашалось высшей познавательной способностью человека, обеспечивающей ему возможность целенаправленного, обобщенного и опосредованного познания действительности.
В современных интерпретациях структуры сознания часто выделяют когнитивные и ментальные пласты или компоненты. Первый ответственен за реализацию рационально-понятийного отношения к миру и стремление достичь объективно-истинного знания о нем. Второй – за субъективные переживания,
оценочные суждения, а также эмоциональные состояния «жизни сознания» (вера,
надежда, радость, тоска, справедливость и др.). Реально действующее сознание всегда характеризуется неразрывным единством когнитивного и ментального начал.
Таким образом, рациональность как неотъемлемая характеристика сознания человека может быть определена как способность обобщенного, опосредованного и сущностного познания действительности, выраженного в вербально-понятийной форме. Наличие этой способности сознания позволяет человеку не только познавать глубинные и закономерные связи и отношения, но и обеспечивать возможность эффективной трансляции знания в культуре посредством передачи информации в знаково-символической форме от одной социальной системы в другую.
В современной культуре именно наука наиболее рельефно репрезентирует рациональную способность сознания. Поэтому сегодня чаще принято говорить о феномене именно научной рациональности и анализировать различные ее типы.
Понятие «научная рациональность» полисемантично. Можно выделить несколько смысловых аспектов его содержания:
1 характер и уровень упорядоченности исследуемых в науке систем, который фиксируется в форме идеальных объектов различной степени общности;
2 способ понятийно-дискурсивного описания и объяснения исследуемой реальности;
3 совокупность норм и методов научного исследования, которая фиксируется в определенном типе методологической рефлексии и стиле научного мышления.
Именно третий смысловой аспект термина «научная рациональность» стал наиболее популярным и востребованным в современной философии науки. Выделяют разные модели научной рациональности: индуктивистская (Р. Карнап), дедуктивная (К.
Гемпель), тематическая (Дж. Холтон) и др. Одной из хорошо обоснованных интерпретаций научной рациональности является разработанная в отечественной философии науки (В.С. Степин, В.С. Швырев, П.П. Гайденко, В.Н. Порус и др.)
историко-генетическая ее концепция, в рамках которой выделяются три исторических типа научной рациональности: классический, неклассический, постнеклассический.
Каждый из них характерен для определенного исторического этапа существования науки, последовательно сменявших друг друга на протяжении четырех столетий развития техногенной цивилизации. Тип научной рациональности, согласно В.С.
Степину, - это состояние научной деятельности, представленной как отношение
«субъект - средства исследования – объект» и направленной на получение объективной истины.
Классический тип рациональности в научной деятельности, понятой как отношение
«субъект - средства – объект», выделяет объект в качестве главного компонента указанного отношения. При этом усилия ученого тратятся на то, чтобы как можно полнее исключить из теоретического объяснения и описания объекта всё, что относится к субъекту, средством и методам познания. В этом усматривается необходимое условие получения объективного и истинного знания об объекте. На этом этапе ни ученые, ни философы не учитывают активность субъекта, влияние познавательных средств на процесс познания, а также не осознают социокультурной обусловленности содержания оснований науки.
Неклассический тип научной рациональности, в отличие от классического характеризуется осознанием влияния познавательных средств на объект. Это влияние учитывается и вводится в теоретические объяснения и описания, то в структуре научной деятельности: «субъект – средства – объект» внимание исследователя акцентируется на объекте и одновременно на средствах. А так как средства познания использует субъект, то начинает приниматься во внимание его активность. Но по-прежнему не осознается тот факт, что цели науки, определяющие стратегии научного поиска обусловлены мировоззренческими и ценностными установками,
доминирующими в культуре.
Постнеклассический тип рациональности – это выход на уровень осознания того факта, что знания об объекте соотносятся не только с особенностями его взаимодействия со средствами, но и ценностно-целевыми структурами деятельности субъекта. Другими словами, признается, что субъект влияет на содержание знаний об объекте не только в силу применения особых исследовательских средств и процедур,
но и в силу своих ценностно-целевых установок, которые напрямую связаны с вненаучными, социальными ценностями и целями. В постклассике социальная жизнь,
её ценности и цели признаны компонентами (явными или неявными) научного знания,
что с неизбежностью перестраивает весь категориальный аппарат философии науки
36.Методы и формы научного познания.
Методы научного познания рассматриваются как упорядоченный способ организации научной деятельности, который направлен на достижение конкретной теоретической или практической цели. Сфера научного знания, позволяющая изучать возможность
Каждый из них характерен для определенного исторического этапа существования науки, последовательно сменявших друг друга на протяжении четырех столетий развития техногенной цивилизации. Тип научной рациональности, согласно В.С.
Степину, - это состояние научной деятельности, представленной как отношение
«субъект - средства исследования – объект» и направленной на получение объективной истины.
Классический тип рациональности в научной деятельности, понятой как отношение
«субъект - средства – объект», выделяет объект в качестве главного компонента указанного отношения. При этом усилия ученого тратятся на то, чтобы как можно полнее исключить из теоретического объяснения и описания объекта всё, что относится к субъекту, средством и методам познания. В этом усматривается необходимое условие получения объективного и истинного знания об объекте. На этом этапе ни ученые, ни философы не учитывают активность субъекта, влияние познавательных средств на процесс познания, а также не осознают социокультурной обусловленности содержания оснований науки.
Неклассический тип научной рациональности, в отличие от классического характеризуется осознанием влияния познавательных средств на объект. Это влияние учитывается и вводится в теоретические объяснения и описания, то в структуре научной деятельности: «субъект – средства – объект» внимание исследователя акцентируется на объекте и одновременно на средствах. А так как средства познания использует субъект, то начинает приниматься во внимание его активность. Но по-прежнему не осознается тот факт, что цели науки, определяющие стратегии научного поиска обусловлены мировоззренческими и ценностными установками,
доминирующими в культуре.
Постнеклассический тип рациональности – это выход на уровень осознания того факта, что знания об объекте соотносятся не только с особенностями его взаимодействия со средствами, но и ценностно-целевыми структурами деятельности субъекта. Другими словами, признается, что субъект влияет на содержание знаний об объекте не только в силу применения особых исследовательских средств и процедур,
но и в силу своих ценностно-целевых установок, которые напрямую связаны с вненаучными, социальными ценностями и целями. В постклассике социальная жизнь,
её ценности и цели признаны компонентами (явными или неявными) научного знания,
что с неизбежностью перестраивает весь категориальный аппарат философии науки
36.Методы и формы научного познания.
Методы научного познания рассматриваются как упорядоченный способ организации научной деятельности, который направлен на достижение конкретной теоретической или практической цели. Сфера научного знания, позволяющая изучать возможность
применения методов и их границы, а также является теорией научного метода – это методология.
Принято выделять следующую классификацию методов научного познания для всей группы наук:
• По степени общности – это универсальные методы логики и диалектики;
• По уровню научного знания – эмпирический уровень научного познания и теоретический уровень научного познания;
• По точности предсказаний – стохастические (т.е. вероятностные) и детерминистические;
• По функциональности в науке – это методы систематизации знаний в науке, т.е.
пояснения и возможное предсказание возникших новых фактов;
• По области применения – биологические, физические, гуманитарные и социально-экономические;
Специальные методы – используются для создания областей исследования возникающих явлений природы и общества.
В XX веке стали распространяться методы структурно-функциональных и системных исследований. К ним относятся: Методы эмпирического исследования:
• Наблюдение – целенаправленное исследование предметов или процессов,
опирающихся на такие органы чувств как восприятие, ощущение и представление.
Наблюдение осуществляет как-бы контроль за исследуемыми явлениями;
• Эксперимент – активное вмешательство в процесс исследуемого процесса, его изменение или целенаправленное воспроизведение в контролируемых условиях. Он является одним из основных видов практики, поскольку наблюдается стремление изучить конкретный объект в изолированных условиях. С помощью эксперимента стало возможным связать предположения и полученный опыт (т.е. теорию и практику);
• Объяснение – операция, которая осуществляет свою деятельность с целью раскрытия сущности конкретного объекта или явления, представляя собой сложную поисковую деятельность.
Общенаучные методы научного познания:
• Абстрагирование – это переход от реальных свойств исследуемого предмета к идеальным;
• Формация;
• Гипотетико-дедуктивный метод;
• Системный метод теоретического исследования;
• Структурно-функциональный.
Формы научного познания.
Новый метод формирования знаний позволяет не только изучать, но и анализировать объекты и явления. Теория. Формы научного познания классифицируются на:
• Гипотеза – проверка на логическую непротиворечивость и совместимость с фундаментальными принципами данной науки;
• Проблемы;
• Теория – это конкретное знание определенной области действительности,
представляющее целостную систему утверждений и понятий, позволяющая объяснить функционирование и развитие данной модели.
Принято выделять следующую классификацию методов научного познания для всей группы наук:
• По степени общности – это универсальные методы логики и диалектики;
• По уровню научного знания – эмпирический уровень научного познания и теоретический уровень научного познания;
• По точности предсказаний – стохастические (т.е. вероятностные) и детерминистические;
• По функциональности в науке – это методы систематизации знаний в науке, т.е.
пояснения и возможное предсказание возникших новых фактов;
• По области применения – биологические, физические, гуманитарные и социально-экономические;
Специальные методы – используются для создания областей исследования возникающих явлений природы и общества.
В XX веке стали распространяться методы структурно-функциональных и системных исследований. К ним относятся: Методы эмпирического исследования:
• Наблюдение – целенаправленное исследование предметов или процессов,
опирающихся на такие органы чувств как восприятие, ощущение и представление.
Наблюдение осуществляет как-бы контроль за исследуемыми явлениями;
• Эксперимент – активное вмешательство в процесс исследуемого процесса, его изменение или целенаправленное воспроизведение в контролируемых условиях. Он является одним из основных видов практики, поскольку наблюдается стремление изучить конкретный объект в изолированных условиях. С помощью эксперимента стало возможным связать предположения и полученный опыт (т.е. теорию и практику);
• Объяснение – операция, которая осуществляет свою деятельность с целью раскрытия сущности конкретного объекта или явления, представляя собой сложную поисковую деятельность.
Общенаучные методы научного познания:
• Абстрагирование – это переход от реальных свойств исследуемого предмета к идеальным;
• Формация;
• Гипотетико-дедуктивный метод;
• Системный метод теоретического исследования;
• Структурно-функциональный.
Формы научного познания.
Новый метод формирования знаний позволяет не только изучать, но и анализировать объекты и явления. Теория. Формы научного познания классифицируются на:
• Гипотеза – проверка на логическую непротиворечивость и совместимость с фундаментальными принципами данной науки;
• Проблемы;
• Теория – это конкретное знание определенной области действительности,
представляющее целостную систему утверждений и понятий, позволяющая объяснить функционирование и развитие данной модели.
• Теория не только характеризует, но и поясняет функциональность явлений и процессов.
37.Знание и вера
Взаимоотношение знания и веры – традиционная проблема теории познания. Понятие веры многозначно. Она может пониматься как уверенность (доверие, убежденность) –
то, что еще не проверено, не доказано в данный момент.
Соловьев понимал под верой «...признание чего-либо истинным с такой решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств. Это не значит, что истины веры не подлежат никаким доказательствам, а значит только, что сила веры зависит от особого самостоятельного психического акта, не определяемого всецело эмпирическими и логическими основаниями».
Проблема соотношения веры и знания может решаться с трех основных позиций:
абсолютизация знания и полное устранение веры;
приоритет веры в ущерб знанию;
попытка совмещения обоих полюсов.
В истории философии эти три позиции представлены достаточно полно.
Средневековый философ Тертуллиан, выступая против разума, провозгласил парадоксальный тезис: «Верую, потому что абсурдно»
Августин Блаженный стремился познать с помощью разума то, что уже принято верой за истину
Фома Аквинский говорил о гармонии между верой и знанием при приоритете веры
• Вера – это не только основное понятие религии, но и элемент познавательной деятельности. Она обнаруживает себя в непосредственном, не требующим доказательства принятии тех или иных положений, норм, истин.
• Вера выступает центральным компонентом религии. Религиозная вера противоположна рациональному знанию, она предполагает не доказательство и обоснование, а откровение и доверие к авторитету (Бога, Священного писания).
Соотношение веры и знания не может быть решено в пользу одной или другой компоненты. Как знание не может заменить веру, так и вера не может заменить знание.
Нельзя верой решить проблемы физики, химии, биологии. Однако вера, как доинтеллектуальный акт, предшествовала появлению знания. Она была связана не с понятиями, логикой и разумом, а с чувственно-образным восприятием мира.
Знания
Вера
Познание
38.Человек в мире культуры
Каждый человек уже с детства находится под влиянием культуры, а точнее -- культурной среды с высоким или низким уровнем культуры, опредмеченной в соответствующих ценностях или антиценностях.
Воспитание и обучение человека состоит в его приобщении к культуре, в усвоении накопленных обществом знаний, умений, привычек, а также духовных ценностей и норм поведения той страны, в которой он живет. Характер воспитания и образования,
присущий обществу на определенной ступени его развития, является показателем уровня культуры данного общества. Духовная культура также важный фактор общественного прогресса.
Ее уровень определяет степень интеллектуального, эстетического, художественного и морального развития общества. С понятием "культура" связан процесс приобретения знаний и опыта в той или иной области деятельности, усвоения человеком определенной системы ценностей, выбора собственной линии поведения.
Культура не существует вне своего живого носителя. Человек усваивает культуру через язык, воспитание, образование, живое общение.
Картина мира, оценки, ценности, способы восприятия, идеалы закладываются в сознание личности традицией и, незаметно для нее, изменяются в процессе общественной практики. Культурные нормы есть определенные образцы, правила поведения или действия. Они складываются, утверждаются уже в обыденном сознании общества. На этом уровне в возникновении культурных норм играют большую роль традиционные и подсознательные моменты.
Обычаи и способы восприятия складывались тысячелетиями и передавались из поколения в поколение. Нормы культуры изменчивы, сама культура носит открытый характер. Она отражает те трансформации, которые претерпевает общество.
Культура содержит в себе как устойчивые, так и изменчивые моменты. Устойчивость культуры - это традиции. Традиции существуют во всех сферах духовной культуры.
Система традиций отражает целостность, устойчивость общественного организма. Но культура не может существовать, не обновляясь. Творчество - есть вторая сторона развития культуры, это ее изменчивость.
39. Проблема ценностей в философии
В самом общем понимании ценность – это понятие, указывающее на культурное,
общественное и личностное значение явлений и фактов действительности.
Учение о ценностях – аксиология.
В античное и средневековой философии Ц. отождествлялись с самим бытием.
Начиная с Сократа и Платона главными вопросами были: Что есть благо? Что есть справедливость? Они же являлись главными критериями истинного бытия.