Файл: 1. Мировоззрение и его исторические типы Генезис и сущность философии, Функции философии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Эмпиризм – это направление в философии, которое признает только опыт и чувственное восприятие в познании и принижает роль теоретических обобщений.
Эмпиризм противостоял рационализму и мистицизму. Сформировался в английской философии 17 века во главе с Фр. Беконом (1561-1626), Гоббсом, Локком.
Рационализм – это направление в философии, которое признает только разум единственным источником познания, отрицая познание при помощи опыта и чувственного восприятия.
Слово «рационализм» происходит от латинского слова «разум» – ratio.
Рационализм сформировался во главе с Декартом (1596-1650), Лейбницем, Спинозой.
Философия просвещения 18 века сформировалась в Эпоху просвещения. Это был один из важных периодов европейской истории, был связан с развитием философской, научной и общественной мысли. В его основе лежали лежали свободомыслие и рационализм.
Эпоха Просвещения началась в Англии под влиянием научной революции 17 века,
распространилась на Францию, Германию и Россию.
Ее представители Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо.
Французский материализм 18 века – это направление в философии, возродившее эпикуреизм, интерес к философии античности.
Сформировался во Франции 17-18 вв. Его представители Ламетра, Гольбах,
Гельвеций.
Проблемы философии Нового Времени
Особое место в философии Нового времени занимала проблематика бытия и субстанции, именно в ней по мнению философов заключалась вся сущность мира и возможности им управлять.
Субстанция и ее свойства были в центр внимания философов, так как, по их мнению,
задача философии заключалась в том, чтобы сделать человека властителем природных сил. Поэтому базовой задачей и было изучение субстанции, как базовой категории всего сущего.
8. Философия Эпохи Просвещения
В XVIII веке в Европе появляется идея о преобладании разума над верой. Новые тенденции в европейской культуре были названы эпохой Просвещения. Философия эпохи Просвещения дала огромный толчок развитию науки и оказала влияние на весь ход мировой истории.
Идеология Просвещения
Основная особенность учений всех философов-просветителей – вера в безграничные возможности разума, здравый смысл, равенство и свободу людей. Разуму подвластны все аспекты бытия. Человечество способно достигнуть царства всеобщего разума и свободы при соблюдении следующих условий:
-познание природы человека;
-разумное воспитание и образование;
-рациональное переустройство общества.
Распространение просвещения
Просвещение зародилось в Англии, которая в XVIII веке являлась самой динамично развивающейся страной. У истоков английского Просвещения стояли Т. Гоббс, Дж.
Локк, А. Коллинз и др.
Постепенно центр Просвещения переместился во Францию, что связано с именами Ф.
Вольтера, Ж. Ж. Руссо, Э. Кондильяка.
Важнейшими достижениями философов Просвещения считаются следующие положения:
-гражданские права человека;
-общественный договор;
-разделение властей;
-разумный эгоизм;
-естественное развитие истории и общества.
9. Немецкая классическая философия
Немецкая философская мысль,
решающая вопросы мировоззрения в большей степени опиралась на естествознание,
а так же достижение положительных результатов в изучении общественных наук.
Нужно отметить влиятельных деятелей этого понятия.
Основными идеологами философского учения были:
• Иммануил Кант;
• Георг Гегель;
• Шиллинг. Ф.;
• Фейербах. Л.
Черты, характеризующие немецкую философию:
• роль философии в создании мировой культуры и истории развития человека;
• основной задачей философии, по мнению немецких классиков, была критичность культуры, критичность человеческого разума и человеческой сущности;
• немцы относились к философии, как к системе идей философии;
• классическая философия, рассматривала концепцию диалектики
• немцы отмечали роль философии, как науки рассматривающей проблемы гуманизма и осмысления человеческих, поступков.
• рассматривался вопрос, как человеческая деятельность повлияла на процесс эволюции.
Творчество Имануила Канта в до критический период
До критический период научной работы известного философа длился до 70 года восемнадцатого века. В это время он изучал глобальные вопросы создания
Вселенной, вопросы её развития и эволюции. Кант, в своих работах рассказывал, что материей для создания Вселенной был газовый туман. Учёный дал пояснения появлению Солнечной системы. В своих рассуждениях он опирался на законы
Ньютона. Кант, в своих суждениях описал Космос, как структуру самодостаточную,
находящуюся в постоянном развитии, движении. Эта гипотеза, в будущем, была поддержана Лапласом, и носила имя обоих учёных.
Творчество Имануила Канта в критический период
Во время критического периода Кант рассматривает вопросы:
• определяющие место человека на земле и его влияние на вопросы эволюции,
истории и культуры;
• об человеческом разуме и границах его влияния на всё окружающие;
• об человеческой нравственности, сознании, желаниях, возможностях и как это связано с обликом общественной морали.
Об этом написано три научных, критических работы, о которых упоминается ранее в этой статье. В них Кант подвергает критики и сомнению научные работы написанные раньше на моральные темы. Так философ рассматривает предмет в обширном плане.
Если например, человек пользуется вещью, он рассматривает её с целью применения для чего-то. Человек не думает, да ему может быть все равно что у этой вещи может быть другое, более важное предназначение. К этому можно отнести все полезные ископаемые земли. Люди используют их для своих удобств и комфорта. А на самом деле, они для Земли имеют другое, более важное назначение. Основная суть философии Канта, состоит в том, что человек познает сущность вещей с ощутимым искажением, такими какими он их видит, или хочет видеть. В истории мировой философии позицию Имануила Кванта называют агаостицизмом.
Квант является основоположником категорического импереатива, простым, понятным языком — это свод правил поведения в обществе себе подобных людей.
Этот свод законов состоит из трёх основных требований:
1. Поступать нужно так, чтобы поступки могли стать правилами всеобщего поведения.
2. При всех действиях и поступках, человека нужно считать, самой важной ценностью.
3. Любые поступки нужно делать, только во благо общества.
В окончании своих философских рассуждений Квант высказал мысль, что только общество может дать человеку, выполняющему моральный свод правил, истинную свободу.
10.Неклассическая западная философия
Словосочетание «неклассическая философия» выражает тип философствования,
сформировавшийся в философии второй половины XIX—XX вв., стремящейся
расширить рамки философской рефлексии по сравнению с классической парадигмой,
«преодолеть» ее рационалистические установки.
Условно в неклассической философии можно выделить несколько программ,
направленных на переосмысление классического типа философствования:
1) иррационалистическая традиция в неклассической философии (Серен Кьеркегор,
Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше);
2) социально-критическая программа, ориентированная не только на объяснение, но и на изменения социума (марксизм, неомарксизм, постмарксизм);
3) критико-аналитическая программа, включающая в себя переосмысление научно-рационалистических приоритетов и ценностей (неопозитивизм,
постпозитивизм, аналитическая философия, структурализм);
4) экзистенциально-антрополого-психологическая программа переосмысления философского самосознания (феноменология, герменевтика, экзистенциализм,
психоанализ).
Философия жизни А. Шопенгацэра, Фр. Ницше. Экзистенциализм С. Кьеркегора.
Одним из идейных истоков философии жизни была философия Шопенгауэра, которую нередко называют философией волютаризма.
Артур Шопенгауэр (1788-1860) – немецкий философ. Один из первых, кто пытался синтезировать западную и восточную философии. Его учение представляет собой философский пессимизм, причина которого в понимании трагичности существования человека, которая кроется в характере мировой воли.
Наиболее важные работы: «Мир как воля и представление”, ”О воле в природе”, ”О
свободе человеческой воли”.
Еще одна ветвь философии жизни может быть представлена работами Ницше,
который понимает под философией личное творчество отдельного мыслителя,
выражающее его субъективность.
Основой жизни, по Ницше, является воля к власти или тяга всего живого к самоутверждению. Он презрительно отзывается о простом человеке и возвеличивает прирожденных «аристократов духа”. Простые люди никчемны, слабы, половинчаты,
мягкотелы, не способны созидать и властвовать. Они следуют «стадному инстинкту” и могут лишь подчиняться.
К философии жизни относится и учение датского философа – Серена Кьеркегора
(1813-1855), которое основывается на том, что действительность не может быть отождествлена с мышлением, поскольку она немыслима. Единственная действительность – это существование, не имеющее ничего общего с мышлением.
«Быть – это, значит, существовать”, что для Кьеркегора означает чувствовать,
переживать, страдать, стремиться к чему-то.
«преодолеть» ее рационалистические установки.
Условно в неклассической философии можно выделить несколько программ,
направленных на переосмысление классического типа философствования:
1) иррационалистическая традиция в неклассической философии (Серен Кьеркегор,
Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше);
2) социально-критическая программа, ориентированная не только на объяснение, но и на изменения социума (марксизм, неомарксизм, постмарксизм);
3) критико-аналитическая программа, включающая в себя переосмысление научно-рационалистических приоритетов и ценностей (неопозитивизм,
постпозитивизм, аналитическая философия, структурализм);
4) экзистенциально-антрополого-психологическая программа переосмысления философского самосознания (феноменология, герменевтика, экзистенциализм,
психоанализ).
Философия жизни А. Шопенгацэра, Фр. Ницше. Экзистенциализм С. Кьеркегора.
Одним из идейных истоков философии жизни была философия Шопенгауэра, которую нередко называют философией волютаризма.
Артур Шопенгауэр (1788-1860) – немецкий философ. Один из первых, кто пытался синтезировать западную и восточную философии. Его учение представляет собой философский пессимизм, причина которого в понимании трагичности существования человека, которая кроется в характере мировой воли.
Наиболее важные работы: «Мир как воля и представление”, ”О воле в природе”, ”О
свободе человеческой воли”.
Еще одна ветвь философии жизни может быть представлена работами Ницше,
который понимает под философией личное творчество отдельного мыслителя,
выражающее его субъективность.
Основой жизни, по Ницше, является воля к власти или тяга всего живого к самоутверждению. Он презрительно отзывается о простом человеке и возвеличивает прирожденных «аристократов духа”. Простые люди никчемны, слабы, половинчаты,
мягкотелы, не способны созидать и властвовать. Они следуют «стадному инстинкту” и могут лишь подчиняться.
К философии жизни относится и учение датского философа – Серена Кьеркегора
(1813-1855), которое основывается на том, что действительность не может быть отождествлена с мышлением, поскольку она немыслима. Единственная действительность – это существование, не имеющее ничего общего с мышлением.
«Быть – это, значит, существовать”, что для Кьеркегора означает чувствовать,
переживать, страдать, стремиться к чему-то.
11.Развитие философской мысли в
России
Первые опыты русского философствования относятся еще к раннекиевской эпохе и принятию христианства на Руси. Источниками ее выступает Евангельское слово и учение христианской церкви (восточная православная традиция, идущая из Византии).
Русскую философскую мысль этого периода отличают политические идеи, связанные с обоснованием национальной государственности. Следует отметить, что средневековая философия на Руси еще не оформилась как самостоятельная область знания,
приоритетным здесь является религиозный и художественный способ философствования.
Существенным этапом развития русской философской мысли становится
Просвещение (18 век). В этот период философия постепенно приобретает самостоятельный статус, освобождается от диктата богословия. Философия России этого периода опирается на деистические представления (Бог творит мир, но не вмешивается в его развитие), на теорию «двух истин» (истины богословия и философии/науки самостоятельны и независимы). Большой вклад в развитие философии этого периода и становление научного знания внесли М.Ломоносов и
А.Радищев. В целом философская мысль этого периода носила ярко выраженный пранаучный и политический характер.
Подлинно оригинальная национальная философия в России появляется уже в 19 веке.
Для России 19 век – это век классический: русская философская классика создает цельное, глубоко выстраданное философское знание, осмысляющее историческое
предназначения России, которое предлагает историофилософскую оценку духовного развития русского православного мира.
У истоков самобытного национального философского творчества в России стоит
П.Я.Чаадаев(1794 - 1856). В своих «Философских письмах» он рассматривает
«оторванность» России от всемирного развития человеческой культуры и духа,
духовный застой и косность, национальное самодовольство, что несовместимо, по его мнению, с осознанием исторической миссии русского народа.
Особенностью развития русской философии 19 века, идейно связанной с трудами
Чаадаева, становится противостояние западников и славянофилов. Западники (кружки
Станкевича Н., а так же Герцена - Огарева) связывали развитие России с усвоением исторических достижений Западной Европы. Западный путь развития, как утверждали западники, - есть путь общечеловеческой цивилизации. Духовным идеалом здесь провозглашалась католическая вера, способная оживить православие и русскую историю (так считал сам П.Я.Чаадаев). Славянофильство оформляется в 30-е –60-е г.
19 века. Среди представителей славянофилов обычно выделяют три ветви:
· «старшие» славянофилы (А.Хомяков, И.Киреевский, К.Аксаков, Ю.Самарин);
· «младшие» славянофилы (И.Аксаков, А.Кошелев, П.Киреевский, Д.Валуев);
· «поздние» славянофилы (Н. Данилевский, Н.Страхов)
Славянофилы отстаивали самобытный путь развития России (без оглядки на Запад,
который, по их мнению, заражен индивидуализмом, рационализмом). Славянофилы идеализировали допетровскую Русь, критиковали реформы Петра за стремление к европеизации России. Своеобразие России виделось им в соборности русской жизни,
проявлявшейся в общинном земледелии, а так же в особом «живознании» (познание
Бога не через разум, а через «цельность духа»). В основе российской жизни славянофилы утверждают знаменитую триаду - Православие (соборность, цельность духа), Самодержавие (царь несет на себе ответственность за народ и бремя грехов власти), Народность (православная община, объединенная солидарностью и нравственностью).
Н.А.Бердяев (1874 – 1948) развивает в своем философском творчестве идеи свободы,
творчества, личности, эсхатологии истории. Главная тема бердяевской философии –
конфликт человека (личности, свободы) и объективации (мира, необходимости).
Общество стремится превратить личность в элемент социальной системы,
стандартизировать его. Личность же всегда стремится к свободе, творчеству,
индивидуализации. Человеческий дух свободен в своем божественном начале, и свобода духа для философа – подлинный источник всякой творческой активности.
Творчество для Бердяева – прорыв к потустороннему миру и красоте, в творчестве побеждается тьма.
Вершиной творчества является теургия (богочеловеческое творчество), путь к которой пролегает через символическое искусство[54]. Творчество рассматривается как откровение человека и совместное с богом продолжающееся творение (вводится
У истоков самобытного национального философского творчества в России стоит
П.Я.Чаадаев(1794 - 1856). В своих «Философских письмах» он рассматривает
«оторванность» России от всемирного развития человеческой культуры и духа,
духовный застой и косность, национальное самодовольство, что несовместимо, по его мнению, с осознанием исторической миссии русского народа.
Особенностью развития русской философии 19 века, идейно связанной с трудами
Чаадаева, становится противостояние западников и славянофилов. Западники (кружки
Станкевича Н., а так же Герцена - Огарева) связывали развитие России с усвоением исторических достижений Западной Европы. Западный путь развития, как утверждали западники, - есть путь общечеловеческой цивилизации. Духовным идеалом здесь провозглашалась католическая вера, способная оживить православие и русскую историю (так считал сам П.Я.Чаадаев). Славянофильство оформляется в 30-е –60-е г.
19 века. Среди представителей славянофилов обычно выделяют три ветви:
· «старшие» славянофилы (А.Хомяков, И.Киреевский, К.Аксаков, Ю.Самарин);
· «младшие» славянофилы (И.Аксаков, А.Кошелев, П.Киреевский, Д.Валуев);
· «поздние» славянофилы (Н. Данилевский, Н.Страхов)
Славянофилы отстаивали самобытный путь развития России (без оглядки на Запад,
который, по их мнению, заражен индивидуализмом, рационализмом). Славянофилы идеализировали допетровскую Русь, критиковали реформы Петра за стремление к европеизации России. Своеобразие России виделось им в соборности русской жизни,
проявлявшейся в общинном земледелии, а так же в особом «живознании» (познание
Бога не через разум, а через «цельность духа»). В основе российской жизни славянофилы утверждают знаменитую триаду - Православие (соборность, цельность духа), Самодержавие (царь несет на себе ответственность за народ и бремя грехов власти), Народность (православная община, объединенная солидарностью и нравственностью).
Н.А.Бердяев (1874 – 1948) развивает в своем философском творчестве идеи свободы,
творчества, личности, эсхатологии истории. Главная тема бердяевской философии –
конфликт человека (личности, свободы) и объективации (мира, необходимости).
Общество стремится превратить личность в элемент социальной системы,
стандартизировать его. Личность же всегда стремится к свободе, творчеству,
индивидуализации. Человеческий дух свободен в своем божественном начале, и свобода духа для философа – подлинный источник всякой творческой активности.
Творчество для Бердяева – прорыв к потустороннему миру и красоте, в творчестве побеждается тьма.
Вершиной творчества является теургия (богочеловеческое творчество), путь к которой пролегает через символическое искусство[54]. Творчество рассматривается как откровение человека и совместное с богом продолжающееся творение (вводится