Файл: 1. Мировоззрение и его исторические типы Генезис и сущность философии, Функции философии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Наблюдаются разные подходы к вопросу об абсолютном и относительном характере ц.
По Платону, высшие ценности носят абсолютный характер; согласно софистам, все ц.
индивидуальны и относительны («человек есть мера всех вещей»); Аристотель признает самодостаточность таких ценностей как человек, благо, счастье, остальные рассматривает как относительные.
В Средние века ц. связываются с божественной сущностью, приобретают религиозный характер. Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ц. гуманизма. В Новое время
– развитие науки и новых общественных отношений.
В узком смысл понятие ц. впервые употребляет Кант. Ценности – это: требования,
обращенные к воле; цели, обращенные к личности; значимость тех или иных факторов.
Гегель разграничивает ц. на утилитарные (товары, характеризуются стоимостью) и духовные.
После выделения аксиологии в самостоятельную область науки сформировалось несколько типов теорий ценностей: натуралистический психологизм (Дж. Дьюи) –
рассматривает ценности как объективные факторы реальности; аксиологический трансцендентализм (Виндельбанд, Риккерт) – ценности – идеальное бытие;
персоналитический онтологизм (Шелер) – объективный характер ценностей;
социологическая концепция (Вебер): Ценность – норма, имеющая определенную значимость для социального субъекта, подчеркивал роль этических и религиозных ценностей.
Ценности всегда являются человеческими ценностями и носят социальный характер.
На их формирование оказывают влияние биологические, социальные, психические факторы. Их индивидуальное сочетание обусловливает личностный характер ценностей человека. Общечеловеческие ц. в то же время и индивидуальные. И каждая личность их по-своему воспринимает и осознает.
Иерархия ценностей:
Высшая и абсолютная ценность – человек и его жизнь. К высшим ц. также следует отнести «предельные» и наиболее общие для людей, как смысл жизни, добро,
справедливость, красота, истина, свобода.
Существуют разные способы и принципы классификации ценностей. Выделяют ценности-цели, или высшие ценности, и ценности-средства (инструментальные ц.). Так же выделяют материальные и духовные; положительные и отрицательные.
Различные социокультурные типы общества имеют специфические ценности,
например: западная и восточная ценностная парадигма.
Проблема «экзистенциального вакуума» - неспособность людей найти высшие цели в жизни.
40.Глобальные проблемы современности
40. К глобальным относятся острые мировые проблемы, которые в силу своей специфики влияют на жизнь и благосостояние всего че ловечества. Наиболее важными из таких проблем в начале XXI века являются следующие:
Духовный кризис.
Распространение массовых заболеваний.
Угроза войны с применением оружия массового поражения.
Истощение природных ресурсов планеты.
Углубление экологического кризиса.
Демографическая проблема.
Рост терроризма.
Неравномерное социально-экономическое развитие регио нов и государств планеты.
Глобальное изменение климата.
Увеличение сейсмической активности земной коры.
Сущность и пути преодоления глобальных проблем
Решение любой проблемы, тем более глобальной, невозможно без понимания ее
причин. Все отмеченные выше глобальные про блемы в самом общем виде
имеют три причины:
духовное несовершенство человека;
противоречивость исторического развития человеческой цивилизации и культуры;
объективные природные процессы.
Поэтому главное средство преодоления глобальных проблем — духовное преображение человечества. Это означает развитие нового планетарно-космического мышления и гуманистического мировоз зрения, ориентированного на общечеловеческие ценности, этичес кие, экологические и культурные приоритеты
Каждая глобальная проблема имеет свою специфику, а значит, и свои методы решения. Однако совершенно очевидно, что ни одна глобальная проблема не может быть решена усилиями одной нации или одного государства. Необходимо объединение ресурсов всего человечества — политических, экономических,
демографических, научных и других. Поэтому сейчас на передний план выходит необ ходимость широкого международного сотрудничества стран и на родов, а также координации их усилий. Однако, по большому счету, мировые проблемы требуют от человечества большего — полити ческой, экономической и культурной интеграции в единое планетар ное сообщество. От решения этой проблемы во многом будет зави сеть