ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 34970
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Главными факторами значительного роста российского рынка детского питания в 2022 гг. стали увеличение рождаемости, рост доходов россиян, а также изменение их стиля жизни и культуры потребления. Наблюдаются и географические особенности российского рынка: наиболее значимая доля объема розничных продаж приходится на крупные города. В Центральном регионе более трети совокупного оборота дает торговля в Москве. В целом рынок детского питания среди группы от 0 до 36 месяцев показывал значительные темпы роста последние годы.
Несмотря на активный рост, на рынке детского питания остаются актуальными ряд проблем. Среди них выделяют следующие:
-
Необходимость перехода инфраструктуры производства на новый уровень, поскольку модернизация без этого невозможна. Дальнейшее развитие индустрии связано с развитием системы образовательных, управленческих центров отрасли. -
Сегмент производства детского питания не отнесен четко к какому-либо ведомству. Это может негативно сказаться на деятельности малых компаний, торгующих продукцией детской индустрии. В скором времени из-за технического регулирования они будут лишены возможности работать на открытых территориях. -
Выявление многочисленных случаев реализации детских товаров, не отвечающих требованиям ГОСТа, их продажи без сертификатов и знаков соответствия. Все это свидетельствует о недостаточной эффективности контроля над соблюдением правил обязательной сертификации детских товаров. -
Жесткие условия вхождения в крупные розничные сети для производителей. Основными входными барьерами являются: вступительный взнос, диктат цен, требование поставок определенного объема товара точно в срок, система штрафов за несоблюдение норм [18, с. 31].
Но, несмотря на данные аспекты сегмент детского питания даже в условиях снижения платежеспособного спроса будет оставаться одним из наиболее динамичных на российском продовольственном рынке.
Выводы по главе 1
Всплеск рождаемости и рост платежеспособности населения в России способствовали быстрому развитию рынка детского питания. Среди покупателей существует тенденция отказа от продуктов домашнего приготовления в пользу качественного детского питания промышленного производства.
В настоящее время на рынке присутствуют и отечественные и импортные производители. По данным исследовательских компаний, доля импорта достаточно высока среди адаптированных сухих смесей, овощных и фруктовых пюре. Позиции российских игроков сильны в сегменте детских соков, мясных пюре, жидких и пастообразных молочных продуктов. Среди российских производителей лидируют ОАО «Прогресс», ЗАО «Сивма», ОАО «Вимм-Билль-Данн».
Рынок детского питания представлен двумя крупными сегментами: заменители грудного молока (сухие и жидкие) – на их долю приходится 21% рынка; и продукты прикорма (каши, мясные, овощные и фруктовые пюре, натуральные соки, детская вода и десерты), на долю которого приходится 79%.
Даже в условиях снижения платежеспособного спроса сегмент детского питания будет оставаться одним из наиболее динамичных на продовольственном рынке. Для многих крупных переработчиков основными двигателями роста выручки являются именно продукты для детей. Рынок товаров для детей имеет отличительную особенность – он всегда открыт для новых товаров. Поэтому на рынке будут появляться принципиально новые продукты детского питания.
ГЛАВА 2. Анализ ассортимента детского питания на примере сети аптек «Апрель» г. Воронежа
2.1. Описание исследования
Одним из наиболее привлекательных мест приобретения детского питания становятся аптеки, что связано, прежде всего, с высоким уровнем доверия, которое они вызывают у покупателей.
Настоящее исследование проводилось на примере сети аптек «Апрель» г. Воронежа, центральный офис которой находится по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, ул. Дорожная, д. 15Б, офис 6.
Аптека – это особая специализированная организация системы здравоохранения, занимающаяся изготовлением, фасовкой, анализом и продажей лекарственных средств. Аптека являются учреждением здравоохранения.
Аптечная сеть «Апрель» – это 22 года безупречной работы на рынке, более 5900 аптек в 66 регионах России и свыше 10 миллионов активных карт лояльности. Слоган сети аптек «Апрель»: «Сеть, в которой каждый покупатель – любимый».
Основным деятельности сети «Апрель», является розница, а именно: медикаментов и [22].
В аптеках работают: заведующая аптекой, фармацевты. В каждой аптеке имеется торговый зал, материальная комната, кабинет заведующей, комната отдыха персонала, гардеробная, санитарный узел.
Основными задачами аптеки являются:
-
реализация населению товаров, разрешенных к отпуску из аптечной организации; -
предоставление населению необходимой информации по использованию и хранению лекарств в домашних условиях; -
оказание первой доврачебной помощи; -
оказание консультативной помощи в целях обеспечения ответственного самолечения.
Данное исследование предполагает изучение и сравнение ассортимента детского питания в данной сети аптек.
Для проведения исследования продуктов детского питания были использованы такие методы исследования, как социологическое анкетирование, маркетинговый анализ аптечного ассортимента исследуемых продуктов.
Анкетирование посетителей аптек проводилось с целью получения информации об удовлетворенности ассортиментом товаров детского питания. Опрос был проведен методом выборочного анкетирования посетителей аптеки. Анкета включала вопросы по социально-демографическому портрету потребителя продуктов детского питания, предпочтениям в выборе данной ассортиментной группы, факторам, влияющим на предпочтения покупателей.
При формировании ассортимента детского питания в аптеке важно учитывать конкурентную ситуацию не только со стороны соседних аптек, но и неаптечной торговли. Ведь основным местом покупки детских товаров и питания являются крупные супермаркеты и специализированные детские магазины. Однако все больше родителей приходит за этой продукцией именно в аптеку. Причин этому несколько:
– уверенность в качестве товара, купленного в аптеке;
– когда требуются гипоаллергенные и специальные продукты с лечебным эффектом;
– авторитет «белого халата» провизора (работнику аптеки родители доверяют почти так же, как и педиатру);
– возможность подробной консультации с фармацевтом или консультантом компании-производителя [23].
Поэтому анализ продуктов детского питания в рамках настоящего исследования позволит дать необходимые рекомендации по формированию оптимального ассортимента детского питания в рассматриваемой сети аптек.
2.2. Маркетинговые исследования детского питания в сети аптек
Рассмотрим ассортимент продуктов детского питания на базе сети аптек «Апрель» г. Воронежа.
Таблица 1 – Анализ наличия в продаже детского питания в сети аптек
Вид продукта | № | Название продукта | Возраст ребенка | Вес (г) | Цена товара (руб.)* | Производитель |
Сухие молочные смеси | 1 | Малютка 1 | С рожд. до 6 мес. | 300/600 | 299/439 | Россия |
2 | Малютка 2 | С 6 мес. до года | 300/600 | 266/402 | Россия | |
3 | Малютка 3 | С 12 мес. | 600 | 437 | Россия | |
4 | Нутрилак 1 | С рожд.до 6 мес. | 300 | 218 | Россия | |
5 | Нутрилак 2 | С 6 мес. до года | 350 | 191 | Россия | |
6 | Нутрилак 3 | С 12 мес. | 350 | 191 | Россия | |
7 | Нан 1 Оптипро | С рожд.до 6 мес. | 400/800 | 548/736 | Германия | |
8 | Нан 2 Оптипро | С 6 мес. до года | 400/800 | 507/684 | Германия | |
9 | Нан 3 Оптипро | С 12 мес. | 400/800 | 1140/1033 | Германия | |
10 | Симилак Классик 1 | С рожд.до 6 мес. | 300/600 | 314/590 | Дания | |
11 | Симилак Классик 2 | С 6 мес. до года | 300/600 | 349/594 | Дания | |
12 | Симилак Комфорт 1 Профилактика колик и запоров | С рожд.до 6 мес. | 375/750 | 931/1398 | Дания | |
13 | Симилак Комфорт 2 Профилактика колик и запоров | С 6 мес. до года | 375 | 878 | Дания | |
14 | Нутрилон 1 Премиум | С рожд. до 6 мес. | 400/800 | 870/1262 | Россия | |
15 | Нутрилон 2 Премиум | С 6 мес. до года | 400/600 | 435/572 | Россия | |
16 | Нестожен 1 | С рожд.до 6 мес. | 300/600/1050 | 269/390/641 | Швейцария | |
17 | Нестожен 2 | С 6 мес. до года | 300/600/1050 | 266/441/678 | Швейцария | |
18 | Нестожен 3 | С 12 до 18 мес. | 300/600 | 245/425 | Швейцария | |
19 | Нестожен 4 | С 18 мес. | 600 | 425 | Швейцария | |
20 | Малыш 1 Истринский | С рожд. до 6 мес. | 350 | 198 | Россия | |
21 | Малыш 2 Истринский | С 6 мес. до года | 350 | 198 | Россия | |
22 | Малыш 3 Истринский | С 12 мес. | 350 | 207 | Россия | |
23 | Мамель 1 | С рожд. до 6 мес. | 350 | 222 | Россия | |
24 | Мамель 2 | С 6 мес. до года | 350 | 222 | Россия | |
25 | Мамель 1 Премиум | С рожд. до 6 мес. | 350 | 291 | Россия | |
26 | Мамель 2 Премиум | С 6 мес. до года | 350 | 253 | Россия | |
27 | Нэнни 1 с пребиотиками | С рожд. до 6 мес. | 400/800 | 2500/4900 | Голландия | |
28 | Нэнни 2 с пребиотиками | С рожд. до 6 мес. | 400/800 | 1390/2620 | Голландия | |
Каши сухие | 29 | Малютка | С 4 мес. | 220 | от 85 до 165 от вида | Россия |
30 | Винни | С 4 мес. | 200 | 92-111 | Россия | |
31 | Хайнц | С 4 мес. | 200 | 149-171 | Россия | |
32 | Нестле | С 4 мес. | 220 | 109-148 | Россия | |
33 | Нутрилак | С 4 мес. | 200 | 127-227 | Россия | |
34 | Фрутоняня | С 6 мес. | 200 | 161 | Россия | |
Пюре | 35 | Гербер | С 5 мес. | 80 | 50-115 | Швейцария |
36 | Фрутоняня | С 4 мес. | 80 | 34-83 | Россия | |
37 | Бабушкино лукошко | С 6 мес. | 80/100 | 38-153 | Россия | |
38 | Хайнц | С 4 мес. | 90 | 47-54 | Россия | |
Сок | 39 | Бабушкино лукошко | С 4/5/6 мес. | 200 | 24-32 | Россия |
40 | Фрутоняня | С 5 мес. | 200/500 | 25-33/65 | Россия | |
41 | Садик | С 3 лет | 200 | 22 | Россия | |
42 | Сады Придонья | С 8 мес. | 250 | 69 | Россия | |
Чай | 43 | Бабушкино лукошко Ромашка | От 1 мес. | 20 п. по 1,5 г | 102 | Россия |
44 | Фиточай, мятный, укропный, ромашка | С 6 мес. | 20 п. по 1,5 г | 75-85 | Россия |
* - цена по клубной карте, которую могут приобрести покупатели.
Таким образом, ассортимент товаров детского питания в сети аптек «Апрель» г. Воронеж распределен по следующим видам:
– сухие молочные смеси – 28 позиций товаров,
– каши – 6 наименований,
– пюре – 4 наименования,
– сок – 4 наименований,
– чай – 2 позиции товаров.
Процентное соотношение видов товаров детского питания из ассортимента сети аптек «Апрель» графически представим на рисунке 1.
Итак, ассортимент детского питания в сети аптек «Апрель» г. Воронежа по видам в процентах характеризуется следующим образом:
– сухие молочные смеси – 63,6%,
– каши – 13,6%,
– пюре – 9,1%,
– сок – 9,1%,
– чай – 4,5%.
Процентное соотношение видов детского питания в ассортименте сети аптек «Апрель» графически представим на рис. 1.
Рис. 1. Виды продуктов детского питания, представленных в ассортименте сети аптек «Апрель»
Ассортимент детского питания в сети аптек «Апрель» г. Воронежа характеризуется разными странами-производителями. Большая часть детского питания из ассортимента: 30 наименований из 44 – это продукты отечественного производителя, а 14 наименований – зарубежного производства, в том числе: 3 наименования – Германия, 4 – Дания, 5 – Швейцария, 2 – Голландия.
Процентное соотношение стран-производителей детского питания в ассортименте сети аптек «Апрель» графически представим на рис. 2.
Рис. 2. Страны-производители продуктов детского питания, представленных в ассортименте сети аптек «Апрель»
Итак, ассортимент детского питания в сети аптек «Апрель» г. Воронежа характеризуется довольно большим разнообразием и значительным числом стран-производителей. Выявлено, что большая часть детского питания из ассортимента: 30 наименований из 44 или 68,2% – это продукты отечественного производителя, а 14 наименований или 31,8% – зарубежного производства, в том числе: 3 наименования (6,8%) - Германия, 4 наименования (9,1%) - Дания, 5 наименований (11,4%) - Швейцария, 2 наименований (4,5%) - Голландия.
Детское питание находится в широком ценовом диапазоне – от 20 до 1000 рублей. Цена товара зависит от вида и веса продукта.