Файл: Анализ ассортимента детского питания в аптеке.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 34969

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.3. Портрет потребителя продуктов детского питания и изучение покупательского спроса и предпочтений

В целях определения портрета потребителя детского питания и изучения покупательского спроса и предпочтений было опрошено 100 респондентов, покупателей детского питания в сети аптек «Апрель» г. Воронежа. Анкета для опроса респондентов представлена в Приложении 1.

В ходе обработки анкет получены следующие данные. Был определен портрет потребителя продуктов детского питания в сети аптек. Основные покупатели детского питания – это женщины (77%), реже покупают детское питание мужчины (23%). Сегментацию покупателей по половому признаку представим на рис. 3.


Рис. 3. Сегментация покупателей продуктов детского питания в сети аптек «Апрель» по полу

Представим сегментацию покупателей детского питания в сети аптек «Апрель» среди женщин на рис. 4.



Рис. 4. Сегментация покупателей детского питания в сети аптек «Апрель» среди женщин
Женскую часть потребителей в основном составляют мамы, в возрасте от 22 до 30 лет (70%) и бабушки (25%), также среди покупателей присутствуют няни детей и составляют 5% всех представленных женщин.

По возрасту детей, для которых приобретается детское питание, выделяются следующие возрастные группы: дети до одного года, дети от 1 года до 3х лет и дети старше 3х лет. Рассмотрим данные категории на рис. 5.

Рис. 5. Сегментация детей – потребителей детского питания по возрасту
Наблюдается две одинаково преобладающие возрастные группы – до 1 года и 1-3 года, которые заняли по 42%, что отвечает требованиям целевой аудитории, являющейся потребителями продуктов детского питания, 16% составляют более старшие дети – от 3х лет.

Также нами была проведена сегментация покупателей на основе среднего дохода на одного члена семьи. Представим результаты на рис. 6.


Рис. 6. Доходы покупателей детского питания на одного члена семьи
Таким образом, 47% опрошенных имеют доход от 10 до 15 тыс. руб. на 1 члена семьи, 50% опрошенных имеют доходы на 1 члена семьи от 15 до 20 тыс. руб. И лишь 2% респондентов имеют доход до 10 тысяч рублей и 1% - свыше 20 тысяч рублей. Из этого следует, что доход населения, приобретающего детское питание, можно считать положительным.


Для выявления потребительских предпочтений мы задали респондентам ряд вопросов. Была определена сегментация всех покупателей детского питания по частоте приобретения товара. Представим данное распределение на рис. 7.


Рис. 7. Частота покупки детского питания потребителями
Установлено, что 64% опрошенных приобретает детское питание один раз в неделю, 33% приобретают данные продукты по мере необходимости и только 3% респондентов покупают детское питание каждый день.

Чтобы узнать, что в основном приобретают детям, покупателям был задан соответствующий вопрос. Результаты представим на рис. 8.


Рис. 8. Виды продуктов детского питания, приобретаемого потребителями
Анкетирование показало, что большая часть покупателей, приходящих в аптеку «Апрель» приобретает пюре и соки – 40% и 33% соответственно. 14% составили сухие молочные смеси и 10% каши. А реже всего покупают чаи для детей, что в свою очередь составило 3%.

Также влияет на потребителей страна-производитель продукта детского питания. Рассмотрим предпочтения покупателей на рис. 9.


Рис. 9. Предпочтения покупателей детского питания по стране-производителю
Ответы показали, что большая часть потребителей предпочитает приобретать детское питание отечественного производителя – 63%, а 37% покупателей – зарубежного. Но по этим данным нельзя сказать однозначно, что мнение покупателей делятся четко на два предпочтения. Так как покупатели берут детское питание нескольких наименований и производителей сразу. Лишь маленькая часть из них берут продукты какого-то одного изготовителя.

Рассмотрим, по каким причинам и что влияет на приобретение того или иного продукта для детей. Настоящие факторы представлены на рис. 10.



Рис. 10. Факторы, влияющие на покупку детского питания
Данные анкетирования показали, что самым большим показателем считается качество продукта – 93%, 74% покупают детское питание, опираясь на состав, в частности, на отсутствие консервантов и искусственных добавок

, 83% – на гипоаллергенность, 76% покупателей волнует обогащенность продукта витаминами, минералами и живыми культурами, 69% потребителей исходят из вкусовых предпочтений ребенка, 57% опрошенных обращают внимание на цену, 34% на производителя, реклама при выборе детского питания имеет влияние на 22% всех опрошенных.

Так как покупатели приобретают продукты детского питания нескольких видов сразу, мы выяснили, насколько ассортимент в аптеках широк для покупателей. Ответы респондентов рассмотрим на рис. 11.


Рис. 11. Широта ассортимента по мнению покупателей
Результат показал, что 76% респондентов считают, что ассортимент достаточно большой. 24% респондентов считают, что ассортимент детского питания средний, не настолько велик, как хотелось бы. Ни у кого не сложилось мнения, что ассортимент исследуемого товара низкий.

Таким образом, опрашиваемые респонденты довольны ассортиментом продуктов детского питания в исследуемых аптеках - сети аптек «Апрель» в г. Воронеж. Представленный ассортимент продукции детского питания устраивает потребителей.
2.4. Рекомендации по формированию аптечного ассортимента продуктов детского питания

На основании проведенного исследования можно дать следующие рекомендации для сети аптек «Апрель» по формированию ассортимента детского питания:

  1. При выборе детского питания для ассортимента аптечной организации необходимо ориентироваться на: состав продуктов питания, в частности, на отсутствие консервантов, красителей и других искусственных добавок; неаллергенность, отсутствие в продуктах детского питания генномодифицированных ингредиентов. При использовании смесей предпочтительны адаптированные молочные смеси, так как они наиболее схожи по составу с грудным молоком, поэтому следует обратить особое внимание на данный сегмент детского питания.

  2. Расширить ассортимент пюре и соков, т.к. данным видам продуктов детского питания отдают предпочтения большинство опрошенных покупателей.

  3. Для получения достоверной и полной информации о продуктах детского питания рекомендуется создать источники доступной для потребителя информации: Интернет-сайты, брошюры, памятки, которые могут находиться в исследуемой сети аптек. Формировать у будущих мам и кормящих женщин «стереотип грудного вскармливания», т.е. оказывать грамотную информационную услугу фармспециалистами по подбору смеси и остальных продуктов детского питания. Учитывать в ассортименте только сертифицированную продукцию известных брендов, которым клиенты отдают наибольшее предпочтение.

  4. В ассортимент фармацевтических товаров аптечной сети, кроме детского питания, необходимо вводить сопутствующие группы товаров для детей: игрушки, обувь, одежду, белье; в этом случае рентабельность будет выше.



Выводы по главе 2

Таким образом, анализ ассортимента товаров детского питания в сети аптек «Апрель» г. Воронеж показал, что ассортимент в аптечной сети представлен 44 наименованиями товаров детского питания. В ассортименте преобладают сухие молочные смеси. Весь ассортимент распределен следующим образом:

– сухие молочные смеси – 28 наименований, 63,6%,

– каши – 6 наименований, 13,6%,

– пюре – 4 наименования, 9,1%,

– сок – 4 наименований, 9,1%,

– чай – 2 позиции товаров, 4,5%.

Анкетирование показало, что большая часть покупателей, приходящих в аптеку «Апрель» приобретает пюре и соки – 40% и 33% соответственно. 14% составили сухие молочные смеси и 10% каши. А реже всего покупают чаи для детей, что в свою очередь составило 3%.

Среди стран-производителей в ассортименте сети аптек преобладает Россия – 68,2%. Предпочтения покупателей детского питания по стране-производителю также перевешивают в сторону отечественного производителя. 63% отпрошенных доверяют российскому производству.

Женскую часть потребителей в основном составляют мамы, в возрасте от 22 до 30 лет (70%) и бабушки (25%), также среди покупателей присутствуют няни детей и составляют 5% всех представленных женщин.

Цена перестала быть решающим фактором выбора. Данные анкетирования показали, что самым большим показателем считается качество продукта – 93%, 74% покупают детское питание, опираясь на состав, в частности, на отсутствие консервантов и искусственных добавок, 83% – на гипоаллергенность, 76% покупателей волнует обогащенность продукта витаминами, минералами и живыми культурами, 69% потребителей исходят из вкусовых предпочтений ребенка, 57% опрошенных обращают внимание на цену, 34% на производителя, реклама при выборе детского питания имеет влияние на 22% всех опрошенных.

Анкетирование показало, что 76% респондентов считают, что ассортимент товаров детского питания в сети аптек достаточно большой. 24% респондентов считают, что ассортимент детского питания средний. Ни у кого не сложилось мнения, что ассортимент исследуемого товара низкий.

На основании проведенного исследования были даны рекомендации для сети аптек.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог выше изложенному, можно сделать следующие выводы:

Одним из наиболее привлекательных мест приобретения детского питания становятся аптеки, что связано, прежде всего, с высоким уровнем доверия, которое они вызывают у покупателей.

Сегодня российский рынок детского питания находится на этапе активного развития, являясь одним из наиболее динамично развивающихся сегментов в пищевой отрасли в целом – как в натуральном, так и стоимостном выражении. Постоянное расширение и обновление ассортимента с учетом научных рекомендаций и разработок, а также потребительских приоритетов – его главные особенности.


В первой части работы была дана общая характеристика продуктов детского питания, их классификация, нормативное регулирование. Всплеск рождаемости и рост платежеспособности населения в России способствовали быстрому развитию рынка детского питания. Рынок детского питания в России не консолидирован, на нем присутствует большое количество как российских, так и западных производителей.

Рынок детского питания представлен двумя крупными сегментами: заменители грудного молока (сухие и жидкие) и продукты прикорма (каши, мясные, овощные и фруктовые пюре, натуральные соки, чаи). Сегмент детского питания всегда будет оставаться одним из наиболее динамичных на продовольственном рынке.

Спрос на детское питание в России подчиняется общим законам функционирования рыночной экономики, но на него также влияет и такой фактор, как растущая занятость людей, рекомендации врачей.

В практической главе настоящей выпускной работы было проведен анализ ассортимента детского питания в сети аптек «Апрель» г. Воронежа, а именно проведены маркетинговый анализ товаров детского питания в сети аптек и социологические исследования потребительского спроса.

Анализ ассортимента товаров детского питания в сети аптек «Апрель» г. Воронеж показал, что в ассортименте аптечной сети преобладают сухие молочные смеси (63,6%). По данным опроса большая часть покупателей, приходящих в аптеку «Апрель» приобретает пюре и соки – 40% и 33% соответственно. Среди стран-производителей в ассортименте сети аптек преобладает Россия, и предпочтения опрошенных покупателей также перевешивают в сторону отечественного производителя.

При покупке самым большим показателем считается качество продукта – 93% и состав – 74%. Анкетирование показало, что 76% респондентов устраивает ассортимент товаров детского питания в исследуемой сети аптек.

На основании проведенного исследования были даны рекомендации для сети аптек:

1. При выборе детского питания для ассортимента аптечной организации необходимо ориентироваться на качество и состав продуктов детского питания.

2. Расширить ассортимент пюре и соков, т.к. данным видам продуктов детского питания отдают предпочтения большинство опрошенных покупателей.

3. Для получения достоверной и полной информации о продуктах детского питания рекомендуется создать источники доступной для потребителя информации: Интернет-сайты, брошюры, памятки, которые могут находиться в исследуемой сети аптек.