Файл: Теория культуры учебное пособие пенза ииц пгу 2012 3 содержание предисловие тема введение в культурологию.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 313

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

14 6. Какие элементы входят в состав фундаментальной культурологии?
7. Что является объектом и предметом культурологи?
8. Назовите общие и частные методы культурологического исследования.
Список литературы
1. Белик, А. А. Культурная (социальная) антропология / А. А. Белик. – М.:
РГГУ. 2009.
2. Гуревич, П. С. Философия культуры / П. С. Гуревич. - М.: Юнити, 2005.
3. Гуревич, П. С. Культурология. Учебник / П. С. Гуревич. – М.: Гардарики,
2008.
4. Гуревич, П. С. Культурология. Учебник / П. С. Гуревич. – М.: КноРус,
2011.
5. Драч, Г. В. Культурология: учебник для вузов / Г. В. Драч, О. Штомпель, Л.
Штомпель, В. Королев. – СПб.: Питер, 2011.
6. Культурология. В 2-х т.: энциклопедия / гл. ред. С.Я. Левит. – М., 2007.
7. Культурология. Курс лекций / отв. ред. А. А. Радугин. – М.: Библионика,
2007.
8. Культурология: Учебник / под. ред. Н. Г. Багдасарьян. – М.: Высш. школа,
2005.
9. Культурология. Учебно-методическое пособие по культурологии / Е.А.
Тетерина. – Пенза: Изд. ПГУ, 2010.
10. Культурология. Теория, философия, история культуры / Л. А. Никитич. –
М.: Юнити-Дана, 2009.
11. Культурология для культурологов / под ред А. Я. Флиер. – М.: Согласие,
2010.
12. Маркова, А. Н. Культурология / А. Н. Маркова. – М.: Юнити-дана, 2009.
13. Пивоев, В. М. Культурология: введение в историю и теорию культуры / В.
М. Пивоев. М.: – КноРус, 2011.
14. Орлова, Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию / Э. А.
Орлова. – М., 1994.
15. Скворцова, Е. М. Теория и история культуры. Учебник для вузов / Е. М.
Скворцова. – М.: ЮНИТИ, 1999.
16. Соколов, Э. В. Культурология: Очерки теории культуры / Э. В. Соколов. –
М., 1994.
17. Тетерина, Е. А. Культурология / Е. А. Тетерина. Терминологический словарь. – Пенза: Изд. ПГУ, 2008.
18. Философия культуры. Становление, развитие / под ред. М. С. Кагана. –
СПб.: «Лань», 1998.

15

ТЕМА 2. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ
1. Многообразие определений культуры. Структура культуры.
Понятие культуры существует практически во всех языках и употребляется в самых разных ситуациях, часто в различных контекстах.
Возрастание в XX в. роли культуры как фактора социального развития повлекло за собой усиление исследовательского интереса к культурной проблематике. Понятие «культура» относится к числу наиболее употребляемых. В узком смысле слова культуру понимают как дух, богатство, образность. В широком смысле этим термином обозначают совокупность всех проявлений человеческой жизнедеятельности, направленность на преобразование окружающей среды с целью господства над ней. В науке понятие культуры остается самой широкой, открытой категорией. Оно играет такую же ключевую роль в социальном знании как «организм» в биологии и «вещество» в химии. Пытаясь отразить сущность культуры, исследователи предложили много определений, но во всех вариантах культура предстает как отличительный признак, разделяющий человека и животный мир, как противопоставление природному, естественному состоянию человека, как его внебиологический организм, так как она не наследуется, а предполагает обучение и воспитание.
Культура (лат. cultura) – это основное понятие культурологии, обозначающее, во-первых, все то, что создано самим человеком в отличие от созданного природой.
Этим определением фиксируются внешние границы культуры и ее источник – целесообразная деятельность. Во-вторых, в социально-историческом смысле – господствующий способ накопления и передачи от поколения к поколению созидательного опыта (наследия) – первобытная культура, феодальная, буржуазная и др.
Культура – непрерывный процесс самовоспроизводства человека, осуществляемый в его материальной и духовной деятельности. Таким образом, человек выступает и главным субъектом и главным объектом культуры.
Исходя из этого, субъектами и соответственно объектами культуры могут быть:
• личность (культура личности);
• социальная группа (молодежная культура и т. п.);
• социальные организации (культура предприятия, профессиональная трудовая культура);
• социальные институты (культура воспитания, экономическая, правовая, научная, светская, религиозная, нравственная культура и т. п.);
• классы (пролетарская культура, буржуазная культура);
• этносы (национальная культура, русская культура и т. п.);
• региональные сообщества (культура Запада и Востока);


• человечество в целом (общечеловеческая культура).
В современной науке не существует целостного и универсального понимания феномена культуры. По мнению американских культурологов Альфреда Кребера и

16
Клайда Клакхона, к 1950 г. в мире насчитывалось более 150 определений понятия
«культура». На сегодняшний момент их около 500.
Самое короткое и емкое определение культуры предложи американский ученый М. Херсковиц: «Культура – это часть человеческого окружения, созданная самими людьми (это здания, одежда, способы приготовления пищи, воспитания детей, социальное взаимодействие, религия, наука, искусство, техника, орудия труда, предметы быта, язык, традиции и обычаи и многое другое)».
Определение данного понятия может также меняться в зависимости от подходов, реализуемых тем или иным исследователем.
Основные подходы к определению культуры:
1. Этнографический: культура – это совокупность знаний, искусства, морали, права, обычаев, верований, привычек, присущих человеку как члену общества (Э.Б.
Тайлор).
2. Деятельностный: культура – это специфически человеческий способ деятельности (Э. Маркарян).
3. Аксиологический (ценностный): культура – система материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством за всю свою историю, а также
«система ценностей, с помощью которых общество интегрируется, поддерживает функционирование и взаимосвязь своих институтов» (П.А. Сорокин).
4. Социологический: культура – это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях.
Культура – это «итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу» (А. Швейцер).
5. Психоаналитический: культура – это узаконенная система норм, запретов, табу, окружающих человека в обществе, определяющих его жизнь и отделяющих его от собственной животной природы (З. Фрейд).
6. Идеалистический: культура – это высшее проявление человеческого духа,
«реализация верховных ценностей путем культивирования высших человеческих достоинств» (М. Хайдеггер).
Этот ряд подходов к определению культуры можно продолжать достаточно долго, ибо каждый раз, говоря о культуре, имеются в виду совершенно разные явления.
Культура представляет собой сложноорганизованную, иерархичную многоуровневую систему.
Для удобства научного анализа культуру традиционно делят на
материальную и духовную. В некоторых областях науки это оправдано, например, в этнографии и археологии. Однако деление это весьма условно.
В любом процессе материального производства всегда присутствует в той или иной форме духовное начало, а все и предметные и чисто словесные проявления духовной культуры материальны, так как материален язык. Ярким примером тому могут служить памятники архитектуры и прикладного искусства.


17
Здесь, употребляя традиционную терминологию, материальная и духовная культура настолько переплетаются, что трудно со всей определенностью отнести их только к той или другой категории. Например, храм – безусловно материальный объект, но его форма, назначение и сам факт его постройки обусловлены религией, культом, который в нем отправляется. Другой пример – телепередача. Что это – явление духовной культуры или материальной? Безусловно, телепередачу невозможно потрогать. Но существование ее немыслимо без чисто технических средств, без телевизора, передатчика и пр.
В современной культурологии выделяются два аспекта рассмотрения культуры: личностно-деятельностный и предметный. Личностно-деятельностный аспект культуры – это передача от поколения к поколению через воспитание форм деятельности, систем ценностей, привычек сознания, идеологии и пр. Предметный
– нечто материализованное, имеющее предметное воплощение.
Кроме того в рамках культурологии сегодня исследуются и такие ее структурные элементы, как мировая и национальная культура, классовая, городская и сельская, профессиональная и др. В свою очередь каждый из элементов культуры может делиться на другие, более дробные.
Компонентами культуры являются: средства и орудия труда; язык; религия; этика, нравственность; социальное устройство; нормы, законы; искусство; наука; философия; техника и предметы быта.
2. Происхождение культуры
Единственным субъектом культуры, создающим для себя особую жизненную среду и формирующимся под ее воздействием, бесспорно, является человек. Это значит, что становление мира культуры является результатом длительного процесса взаимодействия биологической и социальной эволюции. Таким образом, истоки культуры следует искать там и тогда, где появляется человек, но не как биологическая особь, а как мыслящее, разумное существо.
С этим утверждением согласны абсолютно все философы, культурологи и ученые. Но, размышляя о скачке, в ходе которого произошел этот переход, они выдвигают самые разные гипотезы о его причинах, создавая самые разные версии культурогенеза.
Культурогенез – процесс зарождения и развития материальной и духовной культуры человечества, происходящей в тесной связи со становлением и развитием орудий труда, материально технической деятельности и социальных закономерностей.
Первые попытки ответить на вопрос о причинах культурогенеза можно найти в древних мифах, а также в религии. С точки зрения креационистской концепции
(от латинского слова creatio — творение), человек был создан Богом (или богами), и все человеческие качества, в том числе и умение создавать культуру, были получены им свыше. Поэтому в мифологии многих народов существует понятие
Бога-просветителя, обучающего людей речи, различным умениям и навыкам, а


18 также правилам поведения и организации совместной жизни (титан Прометей в греческой мифологии).
К этой концепции близки трансцендентальные теории культурогенеза, созданные рядом религиозно ориентированных философов. Для них возникновение культуры также предопределено свыше (или извне), так как оно связано не с естественным развитием человека, а с импульсом или замыслом, с которым в человеческое общество привносится идея культуры. Так, об устремленности человека к высшему началу писал крупнейший русский философ В. С. Соловьев
(1853 – 1900). Он говорил, что человеку следует жить лишь для идеи высшей правды, для стремления человеческого духа к его родному, вечному началу.
Поэтому культура возникает как жажда бессмертного духа, а ее целью становится обожествление человечества через приближение к Христу.
Своеобразным вариантом трансцендентальной теории является
гуманистически-демиургическая концепция культурогенеза, ярким представителем которой был Н. А. Бердяев (1874 – 1948). Бог – это Творец, создавший мир и человека всего за семь дней. После этого человек, созданный по Его образу и подобию, продолжил дело творения на земле, создавая свой, человеческий мир.
Таким образом, создание человеком культуры можно назвать восьмым днем творения.
Представителями космологических теорий культурогенеза являются сторонники космизма – В. И. Вернадский, П. А. Флоренский, П. Тейяр де Шарден,
Л. Н. Гумилев и др. Они находили причину развития культуры в действии особых космических сил и факторов, благодаря которым на Земле складываются благоприятные условия для развития человека, для появления особых качеств, без которых не произошло бы появления культуры. Так, автор концепции этногенеза Л.
Н. Гумилев одну из причин развития человечества (этносов) и культуры связывал с пассионарными толчками, происходящими под действием особого вида космических излучений. Полученная при этом пассионарная энергия расходуется на создание и развитие нового этноса, уникальность которого определяется его культурой, представляющей собой кристаллизованную энергию пассионарности.
Иной подход демонстрируют натуралистические концепции происхождения культуры, считающие ее возникновение следствием саморазвития человеческого рода, естественного результата его эволюции. При этом обнаруживается родство с процессами в животном мире, а истоки культуры находят в жизни высших животных.
Подобных взглядов придерживаются многие ученые- естествоиспытатели – Ч. Дарвин, Г. Спенсер. К числу сторонников этой концепции относятся и представители этологических концепций культуры (К. Лоренц, Н.
Тинберген, К. фон Фриш). Так, К. Лоренц утверждал, что многочисленные ритуалы, а также нормы и правила поведения, регулирующие жизнь человека в обществе, содержатся и в поведении животных.
Своеобразным вариантом этого подхода являются игровые концепции культурогенеза. Среди их сторонников – Й. Хейзинга, считающий, что культура возникла из игры, известной еще животным. Поэтому вначале была игра как специфическая организация, а позже из нее возникли спорт, философия, искусство,