Файл: Теория культуры учебное пособие пенза ииц пгу 2012 3 содержание предисловие тема введение в культурологию.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 316
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
19 религия и другие сферы культуры, бывшие вначале игрой. Игра всегда служила тренировкой разных человеческих качеств и навыков, в ней прорабатывались сценарии будущих действий человека. Состязательность, присущая игре, стимулировала раскрытие способностей человека, что влияло на его место в социальной иерархии.
Другой ракурс проблемы раскрывается в психоаналитической теории культурогенеза, созданной 3. Фрейдом. По его мнению, культура появляется при подавлении первичных влечений и инстинктов с помощью норм и запретов. Так происходит ограничение агрессивных, разрушительных форм поведения, доставшихся пралюдям от их предков. Таким образом, культура возникает как способ обуздания животных инстинктов, толкающих на кровосмешение, насилие и убийство. Сублимация энергии неудовлетворенных влечений рождает все существующие сегодня культурные формы – искусство, религию, философию, науку и т.д., а также все материальные и духовные ценности.
Широко известна орудийно-трудовая теория происхождения культуры, изложенная в работе Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». В ней утверждается, что мышление, речь, знания – все это появляется в процессе коллективной трудовой деятельности и совершенствования орудий труда.
Широко известно знаменитое заявление Энгельса о том, что «труд создал человека». Это связано с тем, что в процессе трудовой деятельности, в связи с необходимостью организовать совместные усилия и согласовать их, возникла потребность в средствах общения. Таким образом, труд породил культуру.
Затем развитие трудовых навыков, появившееся разделение труда и рост его производительности позволили освободить некоторое время для занятий, не имевших непосредственного отношения к проблеме выживания человека.
Появившийся досуг стал расходоваться на удовлетворение других человеческих потребностей, среди которых – потребность в прекрасном. Постепенно выделился целый ряд «творческих» профессий – художников, скульпторов, музыкантов, писателей. С развитием человеческого общества и его культуры таких людей, создателей духовных ценностей, становилось все больше – появились философы, ученые и т.д.
Данную теорию дополняет близкая ей социальная концепция культурогенеза.
Одним из ее авторов может быть назван Б. Малиновский, основоположник функционализма в культурологии. В концепции подчеркивается не ценность труда самого по себе, а необходимость объединения людей в коллектив в процессе труда для выполнения возникавших перед ними проблем — совместной охоты, обработки земли, строительства жилища и т.п. Таким образом, на первый план выступают социальные отношения, связывающие людей, а также необходимость регулирования этих отношений.
Под иным углом зрения рассматривает социальные отношения и проблему культурогенеза магическая теория. Ее сторонниками являются Дж. Фрезер, Л.
Леви-Брюль и другие известные ученые и философы. Они считают, что первобытное мышление и поведение, а также социальные отношения были пронизаны магическими представлениями и ритуалами. Желая воздействовать на
20 предметы и явления для получения нужного практического результата, первобытные люди создавали заклинания, совершали ряд других символических действий. При этом они не различали реальную действительность и мир магических ритуалов. Так появляются первичные религиозные представления и переживания, а значит, рождается культура.
Следующий шаг в развитии этих идей делает символическая концепция культурогенеза. Ее основные положения представлены в работах Э.Кассирера, К.
Г. Юнга, М. Хайдеггера. Сознание по своей природе связано с символами, которые относятся не к предмету, а к значению его смысла. Придавать какой-то смысл предметам и явлениям может только человек. Через символ происходит одухотворение вещи, открытие за ее предметным планом ее значения, смысла, ее духовного бытия для человека. Появление этой способности и есть рождение культуры – нового уровня взаимодействия человека и окружающего мира.
Многие исследователи отмечают не случайность, а объективность принципов символизации. Так, П. Флоренский приводил примеры существования параллельной символики у разных народов и в разные времена. Символы можно считать особой формой знания, имеющей свои внутренние законы и критерии точности. В силу этого они становятся исходной формой культурного выражения мира, понятого и упорядоченного человеком. Символы могут использоваться как для художественного отображения мира, так и служить своеобразной формой его познания.
Существуют и достаточно «экзотические» концепции культурогенеза. Так, существует концепция И. Ачильдиева о рождении человека и его культуры из
«пратолпы». В своей книге «Власть предыстории» (1990) он отмечает загадки морфологии и общественного развития человека, которые не находят своего разрешения в существующих теориях антропосоциогенеза.
Поэтому он предлагает свою версию антропосоциогенеза, считая базовой структурой этого процесса пратолпу – объединение предков современного человека на основе имитативности в случае любого стресса. При этом пралюди
(числом до 50 человек) собирались в одном месте, сбивались в плотную группу и начинали действовать как единый организм, способный к агрессивным и разрушительным действиям. Отдельные пралюди при этом теряют свою индивидуальность, впадая в состояние, схожее с гипнозом.
Но постепенно в ходе эволюции пратолпа распалась, стало появляться все больше людей, не обладающих способностью сливаться в пратолпу. Первые признаки очеловечивания появились у поздних неандертальцев, когда некоторые особи овладели речью. Эти особи уже не могли быть частью пратолпы. Поэтому они были вынуждены учиться выживать самостоятельно, сосуществуя с пратолпой и конкурируя с ней. Именно тогда, по мнению Ачильдиева, зародилась религия и искусство. Постепенно произошло отделение ритуала от пратолпового действия, он начал наполняться смысловым содержанием. Так возникло искусство синкретического типа.
Итак, концепции культурогенеза во многом пересекаются, но и дополняют друг друга. Поэтому некоторые философы и культурологи одновременно являются
21 представителями разных концепций. Это говорит как о сложности проблемы происхождения культуры, так и о том, что причины ее возникновения носят комплексный характер.
3. Функции культуры
Сложная структура культуры определяет разнообразие ее функций в жизни общества и человека.
Функции культуры– это совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей. Все функции культуры социальны, т.е. обеспечивают коллективный характер жизнедеятельности людей.
В вопросе о количестве функций культуры среди исследователей нет полного согласия. Тем не менее, все они соглашаются с идеей полифункциональности культуры, с тем, что каждый ее компонент может выполнять разные функции.
Можно выделить следующие наиболее главные функции культуры:
• гуманистическая (человекотворческая)– формирование нравственного облика личности (культура как способ социализации человека, способ развития человека, его способностей, умений, его физических и духовных качеств). Данная функция является основополагающей.
• преобразовательная – культура побуждает человека создавать свой мир, вооружает человека навыками, технологиями успешного преобразования природы, общества, самого себя. Освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человека.
• трансляции социального опыта (информационная) – культура выступает способом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Кроме культуры общество не располагает никаким иным механизмом трансляции всего опыта, который накоплен людьми.
Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества.
• коммуникативная– культура дает людям средства общения. В свою очередь, общаясь, люди создают, сохраняют и развивают культуру. Коммуникация
– это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Человек, как существо социальное, для достижения различных целей нуждается в общении с другими людьми. Именно с помощью коммуникации происходит координация сложныхдействий. Усиление коммуникативных возможностей приводит к стиранию национальных особенностей и способствует процессам глобализации.
• интегративная – культура объединяет народы, социальные группы, государства, т.е. любые социальные общности. Основой единства таких групп являются: общий язык, единая система ценностей и идеалов, а также общие нормы, которые регулируют поведение людей в обществе.
• познавательная (гносеологическая)– культура концентрирует в себе опыт и навыки множества поколений людей, накапливает знания о мире и тем самым создает благоприятные возможности для его познания и освоения. Познание выступает необходимым элементом и трудовой, и коммуникативной деятельности.
22
• информационная– накопление, хранение и систематизация информации, что обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. В качестве средств хранения, накопления и передачи информации выступают естественная память индивида; коллективная память народа, которая закреплена в языке и духовной культуре; символические и вещественные средства хранения информации (книги, произведения искусства, любые предметы, созданные человеком). Для выполнения данной функции в обществе созданы специальные учреждения для сбора и обработки информации
(библиотеки, учреждения образования, архивы и т.д.).
• регулятивная (нормативная)– проявляется как система норм и требования общества ко всем областям человеческой жизнедеятельности. Посредством этих норм культура регулирует, координирует действия отдельных людей и человеческих групп, вырабатывает оптимальные пути решения конфликтных ситуаций, дает рекомендации при решении жизненно важных вопросов.
• ценностная (аксиологическая)– определяется способностью культуры формировать определенные ценностные потребности и ориентации. Критериями такой оценки выступают нравственные и эстетические ценности. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека.
• семиотическая (знаковая) – культура представляет собой определенную знаковую систему. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры не представляется возможным.
Особое внимание следует обратить на то, что каждому элементу культуры
(науке, искусству, морали, праву, экономике и др.) могут быть свойственны различные функции. Так, мораль, регулируя человеческое поведение, пронизывает практически все сферы жизнедеятельности человека, нравственный аспект присутствует в каждом элементе культуры. Например, искусство наряду с художественно-эстетической выполняет и духовно-нравственную, воспитательную роль.
Однако не все в культуре может быть объяснено с помощью функционального анализа. Наряду с функциональным, существует и феноменологическое описание культуры, которое признает самостоятельную ценность как культуры в целом, так и отдельных ее феноменов.
Контрольные вопросы
1. Что может выступать в качестве субъекта культуры?
2. Назовите компоненты культуры.
3. Назовите основные подходы к определению культуры. В чем они заключаются?
4. Дайте определению понятию функции культуры. Назовите основные функции.
5. Дайте определению понятию культурогенез.
6. Назовите основных философов античного времени.
7. Как происходило развитие культуры в средние века?
8. Назовите основных философов эпохи Возрождения и Нового времени.
23 9. Расскажите о концепции культуры Карла Маркса и Фридриха Энгельса.
Список литературы
1. Гуревич, П. С. Культурология. Учебник / П. С. Гуревич. – М.: КноРус,
2011.
2. Драч, Г.В. Культурология: учебник для вузов / Г.В. Драч – Питер, 2010 3. Драч, Г. В. Культурология: учебник для вузов / Г. В. Драч, О. Штомпель, Л.
Штомпель, В. Королев. – СПб.: Питер, 2011.
4. Кармин, А.С. Культурология / А.С. Кармин – Питер, 2008 5. Культурология: Учебник / под. ред. Н. Г. Багдасарьян. – М.: Высш. школа,
2005.
6. Культурология. XX век. Словарь. – СПб.: Универ. кн., 1997.
7. Культурология. Теория, философия, история культуры / Л. А. Никитич. –
М.: Юнити-Дана, 2009.
8. Культурология. XX век: Энциклопедия / Т. 1-2: СПб.: Университетская книга: ООО «Алетейя», 1998.
9. Культурология. Учебно-методическое пособие по культурологии / Е.А.
Тетерина. – Пенза: Изд. ПГУ, 2010.
10. Лотман, Ю. М. Феномен культуры / Ю.Ф. Лотман - Тарту, 1978.
11. Лотман, Ю. М, Культура и взрыв / Ю.М. Лотман - М. 1992.
12. Маркова, А. Н. Культурология / А. Н. Маркова. – М.: Юнити-дана, 2009.
13. Мартынов, Ф.В. Теория культуры: учебное пособие / Ф.В. Мартынов –
Асар, 2008 14. Пивоев, В.М. Культурология. Введение в историю и теорию культуры /
В.М. Пивоев – КноРус, 2011 15. Работы Л. А. Уайта по культурологии. - М., 1996.
16. Тетерина, Е. А. Культурология / Е. А. Тетерина. Терминологический словарь. – Пенза: Изд. ПГУ, 2008.
24
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 12