Файл: Рассмотрение требований Гост р исо 220002019.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При создании и актуализации документированной информации организация должна соответствующим образом обеспечивать:

a) идентификацию и описание (например, оглавление, дата, автор или ссылочный номер);

b) формат (например, язык, версия программного обеспечения, графические средства) и носитель (например, бумажный или электронный);

c) анализ и официальное одобрение с точки зрения пригодности и адекватности.

Управление документированной информацией

Документированная информация, требуемая СМБПП и настоящим стандартом, должна находиться под управлением в целях обеспечения:

a) ее доступности и пригодности, где и когда она необходима;

b) ее достаточной защиты (например, от несоблюдения конфиденциальности, от ненадлежащего использования или потери целостности).

Для управления документированной информацией организация должна предусматривать действия в той степени, насколько это применимо:

a) распределение, обеспечение ее доступности и поиска, а также использование;

b) хранение и защиту, включая сохранение разборчивости;

c) управление изменениями (например, управление версиями);

d) соблюдение сроков хранения и порядка уничтожения.

Документированная информация внешнего происхождения, определенная организацией как необходимая для планирования и функционирования СМБПП, должна быть соответствующим образом идентифицирована и должна находиться под управлением.

Документированная информация, регистрируемая и сохраняемая в качестве свидетельства соответствия, должна быть защищена от непредумышленных изменений.

Примечание - Доступ подразумевает разрешение только просмотра документированной информации или разрешение просмотра с полномочиями по внесению изменений в документированную информацию.

Планирование и управление на операционном уровне

Организация должна планировать, внедрять, управлять, поддерживать в рабочем состоянии и актуализировать процессы, необходимые для получения безопасной продукции и для внедрения действий, определенных в 6.1, посредством:

a) установления критериев для процессов;

b) внедрения управления процессами в соответствии с установленными критериями;

c) сохранения документированной информации в объеме, необходимом для уверенности в том, что процессы осуществлялись так, как это было запланировано.

Организация должна управлять запланированными изменениями и анализировать последствия непредусмотренных изменений, предпринимая действия по смягчению любых негативных воздействий, если необходимо.


Организация должна обеспечивать, чтобы процессы, переданные на аутсорсинг, находились под управлением.

Программы обязательных предварительных мероприятий (ПОПМ)

Организация должна создать, внедрить, поддерживать и актуализировать ПОПМ с тем, чтобы обеспечивать предотвращение и/или снижение попадания загрязнителей (в том числе представляющих угрозу для пищевой безопасности) в продукты, процессы обработки и производственную среду.

ПОПМ должны:

a) соответствовать организации и ее среде с точки зрения пищевой безопасности;

b) соответствовать типу и объему производственных операций и характеру производимой и/или обрабатываемой продукции;

c) быть полностью внедрены во всей производственной системе, либо как программы, применимые в основном, либо как программы, распространяющиеся на конкретную продукцию или процесс;

d) быть одобрены группой безопасности пищевой продукции.

При выборе и/или разработке ПОПМ организация должна определить применимые законодательные и другие обязательные требования, а также согласованные требования потребителей. Организации следует учитывать:

применимые части документов серии ISO/TS 22002;

применимые стандарты, кодексы практик и руководящие указания.

При разработке ПОПМ организация должна учитывать:

a) конструкцию, расположение зданий и относящихся к ним инженерных сетей;

b) расположение помещений, включая зонирование, рабочие места и бытовые помещения;

c) подвод воздуха, воды, энергии и другие инженерные коммуникации;

d) борьбу с вредителями, утилизацию отходов и сточных вод, организацию работы вспомогательных служб;

e) пригодность оборудования и его доступность для очистки, обслуживания и профилактических осмотров;

f) процессы оценки и одобрения поставщиков (например, сырья, ингредиентов, химических веществ и упаковочных материалов);

g) приемку поступающих материалов, хранение, распределение, транспортирование, погрузку-выгрузку продукции;

h) меры по предотвращению перекрестного загрязнения;

i) очистку и дезинсекцию;

j) личную гигиену;

k) информацию о продукции/осведомленность потребителей;

I) другие применимые аспекты.

Документированная информация должна отражать выбор, разработку, мониторинг и верификацию ПОПМ.

Программы обязательных предварительных мероприятий (ПОПМ)

Система прослеживаемости

Система прослеживаемости должна быть способна однозначно идентифицировать каждую партию материала, поступающего от поставщиков, и первый этап маршрута распределения конечного продукта. При создании и внедрении системы прослеживаемости, как минимум, должно учитываться следующее:



связь партий получаемых исходных материалов, ингредиентов и промежуточных продуктов с конечной продукцией:

a) наличие переработки материалов/продукции;

b) распределение конечной продукции.

Организация должна обеспечивать идентификацию применимых законодательных и других обязательных требований, а также требований потребителей.

Документированная информация, используемая в качестве свидетельства системы прослеживаемости, должна сохраняться в течение определенного периода времени, как минимум, включающего срок хранения продукта. Организация должна верифицировать и проверять результативность системы прослеживаемости.

Примечание - Там, где уместно, возможна верификация данной системы путем сверки количества конечных продуктов с количеством ингредиентов для подтверждения результативности.

Готовность к чрезвычайным ситуациям и реагирование на них

Высшее руководство должно обеспечить внедрение процедур реагирования на возможные чрезвычайные ситуации и аварии, которые могут повлиять на безопасность пищевой продукции, с учетом роли организации в цепи создания пищевой продукции.

Для управления этими ситуациями и авариями должна создаваться и поддерживаться документированная информация.

Организация должна:

a) реагировать на фактические чрезвычайные ситуации и аварии путем:

1) определения применимых законодательных и других обязательных требований;

2) доведения соответствующей информации до сведения персонала внутри организации;

3) доведения соответствующей информации до сведения внешних сторон (например, поставщиков, потребителей, соответствующих властных структур, СМИ).

b) предпринимать действия по устранению или смягчению последствий соразмерно серьезности чрезвычайной ситуации или аварии и потенциальному влиянию на безопасность пищевой продукции;

c) периодически тестировать процедуры, где это практически осуществимо;

d) анализировать и там, где необходимо, актуализировать документированную информацию после любой аварийной или внештатной ситуации или после тестирования процедуры.

Примечание - Чрезвычайными ситуациями, способными негативно повлиять на безопасность пищевой продукции, могут быть природные бедствия, экологические происшествия, биотерроризм, несчастные случаи на производстве, чрезвычайные ситуации, угрожающие здоровью населения, и другие происшествия, например сбои в работе важных систем, таких как водоснабжение, подача электроэнергии или холода.


Реагирование на чрезвычайные ситуации и аварии

Предварительные мероприятия, позволяющие провести анализ опасностей

Вся документированная информация, необходимая для выполнения анализа опасностей, должна собираться, поддерживаться и обновляться группой безопасности пищевой продукции. Она должна, по меньшей мере, охватывать:

a) применяемые законодательные и другие обязательные требования, а также требования потребителей;

b) продукцию, процессы и оборудование организации;

c) опасности, угрожающие безопасности пищевой продукции, имеющие отношение к СМБПП.

Характеристики сырьевых материалов, ингредиентов и материалов, контактирующих с продуктом

Для всех сырьевых материалов, ингредиентов и материалов, контактирующих с продуктом, организация должна определить все применимые законодательные и другие обязательные требования пищевой безопасности.

Для всех сырьевых материалов, ингредиентов и материалов, контактирующих с продуктом, организация должна поддерживать документированную информацию в той мере, насколько это необходимо для выполнения анализа опасностей (см. 8.5.2), включая, если уместно, следующие данные:

a) биологические, химические и физические характеристики;

b) разработанный состав ингредиентов, включая добавки и вещества, используемые в производстве;

c) происхождение (животное, минеральное или растительное);

d) место происхождения;

e) метод производства;

f) методы упаковки и поставки;

g) условия хранения и срок годности;

h) подготовку и/или обработку перед использованием или переработкой;

i) критерии приемки, относящиеся к безопасности пищевой продукции, или требования к покупным материалам и ингредиентам в соответствии с их предусмотренным применением.

Характеристики конечных продуктов

Для всех конечных продуктов, которые планирует производить организация, она должна определить все применимые законодательные и другие обязательные требования пищевой безопасности.

Для характеристик конечных продуктов организация должна поддерживать документированную информацию в той мере, насколько это необходимо для выполнения анализа опасностей, включая, если уместно, следующие данные:

a) название продукта или подобную идентификацию;

b) состав;

c) биологические, химические и физические характеристики, имеющие отношение к безопасности пищевой продукции;


d) предусмотренный срок годности и условия хранения;

е) упаковку;

f) маркировку, касающуюся безопасности пищевой продукции и/или инструкции по обращению, приготовлению и предусмотренному применению;

g) метод(ы) дистрибьюции и поставки.

Предусмотренное применение

Предусмотренное применение и обращение с конечным продуктом, а также любое непреднамеренное, но ожидаемое в разумных пределах непредусмотренное применение и обращение с конечным продуктом должно рассматриваться и поддерживаться в качестве документированной информации в той мере, насколько это необходимо для проведения анализа опасностей (см. 8.5.2).

Если применимо, для каждого вида продукции должны быть определены группы потребителей/пользователей.

Группы потребителей/пользователей, для которых известно об их особой уязвимости в отношении отдельных опасностей, угрожающих безопасности пищевой продукции, должны быть идентифицированы.

Технологические схемы

Подготовка технологических схем

Группа безопасности пищевой продукции должна подготовить, поддерживать и актуализировать в качестве документальной информации оформленные технологические схемы для продуктов или видов продукции и процессов, которые охватывает СМБПП.

Технологические схемы являются представлением процесса в графической форме. Они должны использоваться при проведении анализа опасностей как основа для оценки возможного появления, роста, снижения или внесения опасностей, угрожающих безопасности пищевой продукции.

Технологические схемы должны быть четкими, точными и настолько подробными, насколько это необходимо для анализа опасностей. Технологические схемы, если это уместно, должны включать в себя следующее:

a) последовательность и взаимодействие операций при производстве;

b) любые процессы, передаваемые для выполнения внешним организациям (аутсорсинг);

c) места, где вводятся сырьевые материалы, ингредиенты, вещества для улучшения технологических свойств, упаковочные материалы, вспомогательные материалы и промежуточные продукты;

d) места, где выполняется переделка и переработка;

e) места, где осуществляется выпуск или удаление конечных продуктов, промежуточных продуктов, побочных продуктов и отходов.

Подтверждение технологических схем на производственной площадке

Группа безопасности пищевой продукции должна подтвердить точность технологических схем на производственной площадке и, где необходимо, актуализировать технологические схемы и сохранять их в качестве документированной информации.