Файл: Внеклассное мероприятие для детей с овз анализ коррекционноразвивающих занятий, внеклассного мероприятия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оглавление
Индивидуальный план прохождения учебно-ознакомительной практики 3
Анализ специфики профессиональной деятельности логопеда и дефектолога в образовательном учреждении 6
Психолого-педагогическая характеристика на ребенка…………………...….11
Внеклассное мероприятие для детей с ОВЗ........................................................15
Анализ коррекционно-развивающих занятий, внеклассного мероприятия……………………………………………………………………...21
Рабочая программа «Система работы по развитию мелкой моторики для ребёнка с ОВЗ» 31
Рефлексивный отчет……………………………………………………………..43
Библиографический список……………………………………………...……...45
Оценочный лист по практике…………………………………………………...45
Индивидуальный план прохождения учебно-ознакомительной практики
студенткой ФИО
Филаткиной Ольги
Группа Лзб-22
Период прохождения практики: ___ марта 2023 – ____ апреля 2023.
База практики: ___________________
Руководитель: _________________________
Дни недели | Часы работы | Основные дела недели | Отметка о выполнении (подпись учителя-логопеда) |
13.03.23 14.03.23 15.03.23 16.03.23 17.03.23 | 1000 – 1400 | 1. Знакомство со структурой дошкольного учреждения, ознакомление с организацией работы логопедического пункта (логопедического кабинета) и особенностям и формами деятельности учителя-логопеда на логопедическом пункте. 2. Изучение документации. 3. Знакомство с передовым новаторским опытом логопедической работы в учреждении. 4. Составление индивидуального плана работы на период практики. | |
20.03.23 21.03.23 22.03.23 23.03.23 24.03.23 | 1000 – 1400 |
| |
27.03.23 28.03.23 29.03.23 30.03.23 31.03.23 | 1000 – 1400 |
3. Изучение контингента детей, зачисленных на логопедический пункт, анализ медицинской документации, заключений ПМПК, речевых карт). 4. Подбор диагностического материала для проведения логопедического обследования. 5. Самостоятельная разработка занятий, составление конспектов, изготовление дидактического и наглядного материала. | |
Анализ специфики профессиональной деятельности логопеда и дефектолога в образовательном учреждении
Наименование направления | Логопед | Дефектолог |
Основные направления профессиональной деятельности в образовательном учреждении | Диагностические процедуры. Своевременно исследуются не только речевое развитие, но и социально-личностные, познавательные и физические особенности детей с дефектами речи. Коррекционно-развивающие мероприятия. Сюда входят расширение словарного запаса, развитие артикуляционного аппарата, автоматизация и дифференциация звуков, совершенствование мелкой моторики, дыхательная гимнастика [15, с.77-80]. Методическая деятельность. Учитель-логопед создает рекомендации методического характера для родителей и педагогов, принимает участие в профессиональных объединениях, где происходит обмен опытом, занимается созданием развивающей среды, например, изготовлением пособий и другого дидактического материала для работы. Аналитическая деятельность. Сюда входит анализ и мониторинг результатов коррекционно-развивающей деятельности, отслеживание динамики развития воспитанников. Для этого проводятся диагностические процедуры (в начале учебного года и в конце), данные которых сравниваются и анализируются, что дает возможность увидеть эффективность работы, проведенной за год [1, с.57]. Консультативно-просветительская деятельность. В процессе консультирования педагоги и родители знакомятся со спецификой работы логопеда с детьми, имеющими нарушения речи, и получают рекомендации, выполнение которых способствуют повышению эффективности оказываемой помощи. | Диагностическое направление. Цель обследования состоит в выявлении трудностей формирования знаний, умений и навыков, в определении этапа, на котором эти трудности возникли, и условий их преодоления. Для этого проводится изучение уровня умственного развития ребенка, анализ письменных работ, наблюдение за учащимися в учебной деятельности. Коррекционное направление. Коррекционное направление представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка. В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности определяется содержание коррекционной работы. Аналитическое направление. Данное направление обеспечивает взаимодействие всех специалистов, позволяет оценивать эффективность коррекционного воздействия и корригировать программы коррекционных занятий. Консультативно-просветительское направление. Это направление предполагает оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребенка. А также создание просветительских уголков, информационных стендов и буклетов. Организационно-методическое направление. Это направление включает подготовку к консилиумам, заседаниям методических объединений, педагогическим советам, а также оформление документации. |
Сходства | Коррекционная работа логопеда или дефектолога с детьми направлена на преодоление речевых и психофизических нарушений путем проведения индивидуальных, подгрупповых занятий. Консультативно-методическое направление у логопеда и дефектолога сходно по выполняемым обязанностям. | |
Отличия | Логопед учит вербальному и невербальному общению, работая над языковыми единицами (словами, словосочетаниями и т.д.), дефектолог – нацелен на содержание этого общения. Последнее достигается расширением кругозора и адаптацией в социуме. | |
Профессионально важные качества | Профессионализм формируется в процессе обучения и развивается в ходе работы и систематического повышения квалификации. Он включает: Знание программ, школьных учебников, пособий по логопедии, достижений отечественной и зарубежной логопедии, смежных с ней наук. Знания о типологии и структуре аномального развития речи, о способах профилак-тики и преодоления речевой недостаточности, о методах психолого-педагогического воз-действия, о психологических особенностях детей с речевыми патологиями. Умение распознавать речевые нарушения, использовать приемы и методы их устранения и коррекции, применять специальные методы обучения детей с речевыми расстройствами родному языку, проводить профилактическую работу по предупреждению неуспеваемости [6, с. 122]. Умение использовать приемы и методы воспитания детей, развития и коррекции высших корковых функций. Образцовая речь. Логопед должен быть речевым эталоном не только для детей, но и для взрослых. Именно он обеспечивает единый речевой режим в образовательной или медицинской организации, консультирует младший и средний персонал специальных детских учреждений. | Неотъемлемыми и профессионально значимыми качествами педагога-дефектолога являются выдержка, терпение, терпимость. Результаты его профессиональной деятельности зачастую весьма и весьма отсрочены во времени, и только уверенность в благоприятном исходе своей работы дает ему силы и вдохновение трудиться дальше, довольствуясь сиюминутными достижениями. Терпение дефектологу нужно во всем: и в том, чтобы спокойно и доброжелательно выслушивать устные высказывания глухих детей или детей с теми или иными нарушениями речи, интеллекта и добиваться от них внятного произношения; и в том, чтобы достичь расширения двигательных возможностей ребенка с ДЦП; и в том, чтобы завоевать доверие семьи, имеющей младенца с нарушением в развитии, и научить ее членов быть для малыша главными воспитателями. Работа дефектолога связана с определенными профессиональными вредными воздействиями, поэтому такой педагог должен быть обладателем устойчивого психического и физического здоровья и выносливости. Педагогу-дефектологу требуются физическая выносливость, высокая сопротивляемость инфекционным заболеваниям, устойчивое психическое здоровье; при наличии нарушений слуха (среди профессиональных сурдопедагогов немало людей с недостатками слуха) должна быть обеспечена его полная компенсация в социальном плане (в отношении развития речи, мышления, общения) [5, с.67-71]. |
Сходства | Логопедам и дефектологам, необходимо обладать хорошей речью и правильным, хорошо воспринимаемым произношением. Важнейшие черты профессионального характера – доброта, ответственность, оптимизм, терпение, эмпатия, энергичность, увлеченность своей работой, преданность жизненным интересам людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, уважение и любовь к своим воспитанникам, профессиональная честность и порядочность. | |
Отличия | Дефектолог должен обладать большей стрессоустойчивостью в отличие от логопеда, в связи с тем, что дефектологу необходимо приобщить ребенка к социальной адаптации, помочь осознать содержание общения, что порой занимает долгое время работы и усилий. | |
Основные профессиональные компетенции | Учебные компетенции. Организовывать процесс изучения и выбирать собственную траекторию образования. Решать учебные и самообразовательные проблемы. Связывать воедино и использовать отдельные части знания. Использование имеющихся педагогических инноваций и создание собственных инновационных приемов. Принимать на себя ответственность за получаемое образование. Создание авторской инновационной программы, участие в педагогических исследованиях. Исследовательские компетенции. Поиск и внедрение в педагогическую практику новых педагогических идей, психодиагностических методов и процедур новых способов и оптимальных методов решения педагогических и коррекционных задач, для решения образовательных проблем, построения коррекционно-образовательного процесса. Социально-личностные компетенции. Осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций. Знание законов и нормативных актов. Оценивать социальную ситуацию, связанную со здоровьем, потреблением и окружающей средой. Быть способным к социальному взаимодействию. Владеть совместной профессиональной деятельностью. Толерантность, уважение к межкультурным различиям. Осмысленно воспринимать и бережно относиться к историческому и культурному наследию. Коммуникативные компетенции. Обладать способностью к межличностной ком-муникации. Умение вести вербальный и невербальный обмен информацией, проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника. Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей. Выстроить доверительные отношения с ребёнком. Влдение грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы. Дискутировать, грамотно и тактично высказать мнение, аргументировать свою позицию. Сотрудничать и работать в команде. Способность и готовность к сотруд-ничеству. Выстраивание коммуникативного пространства. | Специалист-дефектолог должен обладать следующими профессиональными компетенциями: 1. Уметь организовывать и проводить педагогическое обследование ребенка. С целью выявления особенностей его развития, установления его достижений в обучении и имеющихся отклонений. 2. Владеть разнообразными методами дифференциальной диагностики, направленной на определение типа нарушения у ребенка (дефектолог не имеет права ставить психологический и клинический диагноз, только выявлять тип нарушения). 3. Уметь проводить педагогические консультации разной тематики для детей с нару-шениями, а также для их родителей, педагогов. 4. Владеть способами и приемами трансформации и адаптации дидактического и учебного материала и воспитательно-образовательных условий в соответствии с потребностями и возможностями учащихся, имеющих различные отклонения и нарушения в развитии. 5. Обладать навыками по созданию необходимой психологически и эмоционально комфортной среды. 6. Знать методы, средства по защите детей от неблагоприятного воздействия соци-альной среды. 7. Иметь организаторские умения по взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей, имеющими отклонения и нарушения в развитии, с целью повышения их психологической и педагогической культуры. |
Сходства | Профессиональная компетентность логопедов и дефектологов оказывает влияние на все области их педагогической деятельности, содержание которой в значительной сте-пени определяется характером взаимодействия со всеми участниками коррекционно-образовательного процесса. В современных условиях полноценное содействие развитию и образованию ребенка с особыми потребностями возможно только в широком социокультурном и межличностном контексте, следовательно, должен привлекать к учебно-образовательному и воспитательному процессу, как различных социальных партнеров, так и множество узконаправленных специалистов. Успешность коррекционно-развивающего воздействия напрямую связана со способностями строить позитивные отношения с родителями, детьми и коллегами в форме активного взаимодействия, а последнее, обусловлено, в том числе, и степенью сформированности у дефектологов и логопедов социальной компетентности [9, с.201-211]. | |
Отличия | Профессиональная компетентность учителя-логопеда – это применение теоретических, практических, гностических, эмпирических, интерактивных, креативных, нестандартных умений и знаний применяемых на практике и в систематической работе с детьми с нарушением речи. Профессиональная компетентность дефектолога направлена на формирование элементарных математических представлений, познавательной сферы, развитие крупной и мелкой моторики, пространственных и социально-бытовых ориентировок | |
Контингент, с которым работает | Чаще всего логопед работает с детьми до 7 лет, потому что именно в этом возрасте проявляются речевые нарушения. Некоторые дети не могут выговорить отдельные звуки, другие заикаются, страдают дислексией или дисграфией, просто не разговаривают или имеют более серьезные проблемы. Если не исправить дефекты в нужный момент, потом у ребенка могут возникнуть проблемы с развитием, обучением и психикой. Иногда помощь логопеда нужна детям школьного возраста, а также и взрослым. Взрослые обращаются к логопеду, чтобы устранить проблемы с речью из детства или заново научиться говорить после инсульта или травмы головы [4, с.27-28] | Дефектолог взаимодействует с детьми, развитие которых отклоняется от нормы (с детьми, имеющими тяжелые нарушениями умственного развития, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата). Работа дефектолога направлена на развитие внимания, восприя-тия, мышления, корректировку задержки развития психики и физиологии, приближение способности ребенка с нарушениями к нормальному уровню развития. Иногда помощь дефектолога нужна взрослому человеку, если речевые дефекты появились после инсульта или черепно-мозговой травмы. |
Сходства | Оказание квалифицированной помощи детям дошкольного, школьного возраста, а также взрослым людям. | |
Отличия | Логопед работает со здоровыми детьми, когда есть необходимость исправить звукопроизношение, усовершенствовать дикцию, т. д. Он нужен ребенку, если проблема сводится к индивидуальным особенностям развития речи при отсутствии сопутствующих патологий развития. Компетенция дефектолога – помощь людям с особенностями психофизического развития (чаще всего речь идет о детях). Корректирование речевых нарушений – лишь одно из направлений его работы, это значительно более широкая специализация. | |
Основные ситуации запроса в образовательном учреждении |
| Запросы в образовательном учреждении педагогом-дефектологом будут такие же как у учителя-логопеда, за исключением логопедического пункта |
Отличия | Запросы в образовательном учреждении одинаковы как у логопеда, так и у дефектолога. Направления работы будут отличаться: Учитель-логопед: накопление и активизация словаря, формирование простого речевого высказывания, коррекция и развитие всех компонентов речи. Учитель-дефектолог: формирование и развитие предметно-практической и конструктивной деятельности, сенсорных эталонов, познавательной сферы, пространственных и социально-бытовых ориентировок. | |
Нормативная документация, регламентирующая профессиональную деятельность |
Это тип документации, представляющий собой совокупность документов, определяющих стандарты и нормативы профессиональной деятельности учителя-логопеда в системе специального образования. Данная документация является нормативной базой профессиональной деятельности учителя-логопеда и подлежит своевременной замене при обновлении социально-юридических норм образования в Российской Федерации. В перечень нормативной документации учителя-логопеда входят: а) Международные б) Федеральные в) Локальные 2. Специальная документация (отчетная и рабочая) Документация учителя-логопеда должна:
| Перечень нормативной документации у дефектолога и логопеда одинаковый. Отличия будут в должностных обязанностях и в направленности деятельности логопеда и дефектолога: |
Формы и методы работы | Формы организации логопедической работы: фронтальные, групповые, подгрупповые, индивидуальные занятия, урок. В логопедической работе используются различные методы: практические, наглядные и словесные. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка и др. [3, с. 212-220]. К практическим методам логопедического воздействия относятся упражнения игры и моделирование. К наглядным методам относятся наблюдения, рассматривание рисунков, картин, макетов, просмотр диафильмов, кинофильмов, прослушивание пластинок, магнитофонных записей, а также показ образца задания, способа действия, которые в ряде случаев выступают в качестве самостоятельных методов. К словесным методам относят рассказ, беседу, чтение. | Основной формой коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога являются индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, которые могут иметь коррекционно-развивающую и предметную направленность. В работе дефектолог использует различные методы: практические, наглядные и словесные. |
Сходства и отличия | Значительных различий в выборе формы и методов работы у логопеда и дефектолога нет. | |
Профессиональные/этические принципы | Основные профессиональные принципы: системность, комплексность, принцип развития, рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка, деятельностный подход, онтогенетический принцип, принцип учета этиологии и механизмов (этиопатогенетический принцип), принцип учета симпто-матики нарушения и структуры речевого дефекта, принцип обходного пути, общедидак-тические [1, с.12-16]. Основные этические принципы: 1. Принцип гуманистически ориентированного содержания; 2. Принцип компетентности; 3. Принцип педагогической поддержки; 4. Принцип субъективности; 5. Принцип индивидуального подхода. | Основные профессиональные принципы: целостность и системность коррекционных, профилактических и развивающих задач; единство диагностики и коррекции, комплексное использование методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности [5, с.157-161]. Основные этические принципы: 1. Принцип гуманистической направленности педагогического процесса; 2. Принцип уважения к личности ребенка, в основе которого – разумная требовательность к нему; 3. Принцип опоры на положительное в человеке; 4. Принцип субъективности; 5. Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. |
Сходства и отличия | Значительных различий в профессиональных, этических принципов нет. |
Психолого-педагогическая характеристика ребенка ОВЗ
МБДОУ детский сад №____
Ф.И.О. ребёнка: Петухова Эльза Алексеевна
Дата рождения: 10.03.2018 г.
Домашний адрес: г. Петропавловск-Камчатский
Группа: Младшая группа №1(02)
С какого числа посещает группу: с 07.07.2022 г.
Характеристика семьи:
Мать: Кипцер Алина Александровна
Отец: Петухов Алексей Владимирович
Состав семьи: мать, отец, 2 старших брата.
Кто занимается ребёнком: воспитанием ребенка в настоящее время занимаются мама, папа.
Успехами ребёнка: В семье уделяется внимание воспитанию и обучению ребенка.
Контакт воспитателей, узких специалистов с родителями установлен, отношения доброжелательные.
Взаимодействия со сверстниками: идет на контакт с помощью воспитателя, в группе общается не со всеми детьми, отношения задиристые.
Взаимоотношения с педагогами: идёт на контакт.
Соматическое здоровье: Антропометрические показатели соответствуют норме, болеет часто.
Личностные особенности: Эльза добрая, беспокойная девочка, вступает в конфликтные ситуации. В период адаптации, Эльза часто обижала детей, вела себя агрессивно, забирала игрушки, могла ударить ребенка, отстаивая свою позицию, старалась лидировать в отношениях с детьми. Инструкции педагога не принимала, мешала другим детям во время занятий, могла выкрикивать, вставать с занятий. На данный момент, на занятиях Эльза активна, но очень быстро утомляется, слышит инструкцию после первого раза, после окончания задания, не дожидаясь остальных детей начинает отвлекаться, мешать детям доделывать задание, встает и идет к игрушкам. Во время сонного часа крутится, не спит ( часто просится в туалет, крутится на кровати- просится посидеть, на замечания воспитателя не реагирует, мешает спать рядом спящему ребенку) весь сонный час педагог должен находиться с ребенком, во избежание непредсказуемости поступков Эльзы. Не имеет представления, что хорошо, а что плохо, не может оценивать хорошие и плохие поступки. С этой точки зрения самостоятельно выполнять правила поведения в саду затрудняется. Не имеет первичных представлений о правилах поведения в саду, на улице. Словесные инструкции воспитателя не выполняет, выражает открытый протест: начинает кричать, строить гримасы, строит кулаки и показывает ногти, если что-то не устраивает.
Преобладающее настроение: фон настроения часто меняется, наблюдаются изменения в поведении Эльзы по отношению к детям (более доброжелательна, но не уступчива, пользуется вежливыми словом: «спасибо»).
Навыки самообслуживания: Навыки самостоятельной работы сформированы в соответствии с возрастными особенностями ребенка, умеет пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, одевается и раздевается самостоятельно, аккуратно складывает одежду, складывает игрушки по своим местам по просьбе педагога, правильно держит ложку, вилку берет правильно после показа педагога. Умеет пользоваться расчёской, носовым платком.
Игровая деятельность: Эльза чаще всего играет с одним ребенком или одна, ведущую роль на себя не берет. Эльза любит отнимать игрушки и убегать, ей нравится играть рядом, мешая другим детям. Эльза любит играть в настольные игры «Ферма», «Кубики». Если у Эльзы забирают игрушки, он отстаивает свое право на нее (дерется, кричит). При виде новых игрушек у детей начинает вести себя агрессивно, отнимает игрушки.
Отношение к занятиям: на занятиях темп деятельности в пределах нормы, но говорит непонятно, поэтому на вопросы педагогов отвечает невнятно. Обладает средним уровнем познавательной активности. На индивидуальных занятиях Миша показывает больше результативности, чем на групповых занятиях.
Речевое развитие: Говорит громко, быстро, невнятно. Эльза испытывает трудности в речи, в произношении слов. Не владеет элементарными правилами речевого этикета, перебивает взрослого, в игровой деятельности не может использовать элементы объяснения и убеждения в игре. Проявляет интерес к иллюстрированным изданиям детских книг, рассматривает их. Если что-то болит, показывает пальцем, говорит «бо-бо».
На занятиях физической культуры Эльза выполняет простые, знакомые движения неточно и нечетко, общая структура многих движений не нарушена. Эльза на инструкции взрослого, движения выполняет некачественно, испытывает трудности в прицельных движениях руками - несовершенны, движения правой и левой руки. Эльза принимает участие в двигательной деятельности, но сама ее не инициирует. В подвижных играх проявляет положительные эмоции, но никогда не проявляла желания принять на себя главную роль.
Принимает ли помощь и какую: словесную, обучающую, направляющую.
Образовательная область: Познавательное развитие.
Не проявляет особого интереса к предметной деятельности, совместной со взрослым. Выполняет задания на развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления на среднем уровне. Строит несложные конструкции по образцу, предлагаемому взрослому. Группирует предметы по цвету, размеру, форме (отбирает все красные, все большие предметы.) Имеет представление о домашних животных, узнает и называет некоторых представителей животного мира (кошка, собака, мышка.)
Математические представления сформированы частично. Основные цвета знает (синий, желтый, зеленый, красный, черный). Эльза знает не все геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). При задании «Подбери фигуру», справляется с помощью педагога. Имеет начальное представление о свойствах предмета (цвет, размер, форма.) Испытывает затруднения в классификации свойств предметов. Понимает смысл слов «много-мало», «вверху-внизу». Имеет представление о некоторых профессиях (врач, полицейский, повар.). Имеет представление о растительном мире ( деревья, овощи, фрукты, овощи.)
Вывод: Образовательная область «Познавательное развитие» у Эльзы на стадии формирования.
Образовательная область : Речевое развитие.
Эльза не может выразительно, связно и последовательно рассказать не большую сказку.
Понимает и использует обобщающие слова (одежда, обувь, мебель, овощи, фрукты). Навыками позитивного общения с другими детьми не владеет. На вопросы воспитателей не отвечает. С интересом рассматривает иллюстрации, сюжетные картинки в книгах. Слушает короткие рассказы, но не усидчива.
Вывод: Образовательная область «Речевое развитие» у Эльзы на стадии формирования.
Образовательная область : Социально – коммуникативное развитие.
Не умеет соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми сверстниками, в природе. Не может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам – действием. Не понимает скрытые мотивы поступков героев литературных произведений, эмоционально не откликается. Выполняет обязанности дежурного по столовой, элементарные поручения по просьбе педагога (убрать игрушку, разложить раздаточный материал к занятиям.) Редко проявляет интерес к совместным играм со сверстниками, лидером не является- только участником игры.