Файл: Внеклассное мероприятие для детей с овз анализ коррекционноразвивающих занятий, внеклассного мероприятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ коррекционно-развивающего занятия «Развиваемся, играя»

Коррекционно-развивающее занятие предназначено для детей, имеющих трудности в познавательном развитии: недостаточно развитые для данной возрастной категории мыслительные операции, внимание, память, воображение; слабо развита мелкая моторика рук, высокая отвлекаемость и повышенная утомляемость.

Цель: развитие познавательной сферы ребенка путем создания условий для его естественного развития.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Образовательные:

- активизировать познавательные психические процессы: зрительная память и восприятие, внимание, наглядно-образное мышление, творческое воображение;

Развивающие:

- развивать быстроту реакции и мелкую моторику рук ребенка;

- развивать речь и фонематический слух;

Воспитательные:

- воспитывать у детей чувство сопереживания, эмпатии, доброжелательного отношения к другим.

Содержание занятия строится на идеях развивающего обучения с учетом возрастных особенностей и зоны ближайшего развития детей (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин). При планировании занятия учитывала возрастные особенности детей, выстраивая его с опорой на имеющиеся у детей знания.

Занятие включает в себя несколько этапов, логически выстроенных и объединенных одним сюжетом. Считаю, что занятие соответствовало интересам детей и уровню их подготовки. Старалась подходить к работе творчески, подбирая задания, требующие от детей умения мыслить.

В начале занятия как организационный момент использовала ритуал начала занятия «Хорошее настроение», чем создала у детей положительный эмоциональный настрой. Для привлечения интереса к занятию был предложен сюрпризный момент – появление игрушечного героя Утенка.

Упражнение «Запомни узор» способствовало развитию у детей зрительной памяти и зрительного внимания, умения правильно оценить свою работу, работу друга.

Выполнение следующего задания «Исправь ошибку» способствовало развитию слухового внимания и фонематического слуха.

Для развития речи и в качестве смены вида деятельности была проведена двигательно-речевая разминка «Мы не будем торопиться». Подвижная игра «Земля – воздух – вода» также способствовала оптимизации двигательной активности детей, развитию переключения внимания, быстроте реакции, расширению кругозора.


Упражнение «Кляксы» способствовало у детей развитию воображения, снятию скованности и эмоционального напряжения.

Использовала приём социо-игровой технологии: в упражнении «Разрезные картинки» дети делились на пары, показывая своё умение работать в микрогруппах. Данное упражнение было направлено на развитие наглядно-образного мышления, целостного восприятия.

В качестве продуктивной деятельности дети приготовили своему другу Утенку подарок – бусы. Данное упражнение было направлено на развитие мелкой моторики рук.

В заключительной части занятия была проведена рефлексия: дети рассказали, с кем они сегодня подружились и как помогли своему новому другу.

В качестве ритуал окончания занятия использовала ритуал «Солнечные лучики», чем поддержала и сохранила атмосферу сотрудничества и хорошего настроя детей.

На протяжении всего занятия дети были увлечены процессом, заинтересованы. К тем, кто затруднялся, применялся приём индивидуальной беседы, оказывалась помощь практически. Использовала словесные, наглядные и практические методы, учитывала здоровье-сберегающие технологии: дети находились в движении, работали за столами, на ковре. Считаю, что темп занятия был оптимальным, дети с поставленными задачами справились. Эмоциональное состояние детей оставалось положительным на протяжении всего занятия.

Рабочая программа «Система работы по развитию мелкой моторики для ребёнка с ОВЗ»

I. Целевой раздел
1 .1. Пояснительная записка.
Возраст от рождения до трех лет считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозен.

Развитие мелкой моторики в дошкольном детстве имеет большое значение для полноценного развития всех сфер деятельности детей (развитие центральной нервной системы, речевое развитие, формирование графических навыков и др.). Еще в середине прошлого века было установлено, что, например, уровень развития речи детей прямо зависит от уровня форсированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.



Дети 1-3 лет редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечаются моторная неловкость, неточность движений, Детям с нарушением зрения трудно даётся узнавание различных поверхностей. Из-за малого практического опыта им не с чем даже его сравнить. Это приводит к задержке развития тактильной чувствительности и моторики рук, а в дальнейшем сказывается отрицательно на формировании предметно-практической деятельности. Поэтому, деятельность кружка направлена на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий.
1.2. Цель и задачи программы:
Основной целью программы является создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей младшего дошкольного возраста

Задачи:

Образовательные: формирование произвольных координированных движений пальцев рук, гибкости рук, ритмичности, развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук); формирование практических умений и навыков; обучение различным навыкам работы с различными материалами;

Развивающие:развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук; совершенствование движений рук; развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, память; развитие речи детей;

Воспитательные:воспитывать и развивать художественный вкус; воспитывать усидчивость, целенаправленность, нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.)
1.3. Принципы реализации программы:

  • принцип доступности – обучение и воспитание ребенка в доступной привлекательной и соответствующей его возрасту форме;

  • принцип дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку с учетом его психофизических и возрастных особенностей. Данный принцип обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и индивидуальными возможностями, особенностями его развития;

  • принцип оздоровительной направленности – на пальцах рук есть много точек, массаж которых помогает укреплять здоровье ребенка;

  • принцип коммуникативности – создание атмосферы доброжелательного общения между детьми



1.4 Основные направления работы для развития мелкой моторики рук и координации движений.


  • Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.

  • Массаж кистей рук (еловыми и сосновыми шишками, массажными мячами).

  • Рисование, лепка.

  • Раскрашивание рисунка, штриховка

  • Игры и действия с мелкими предметами.

  • Работа с крупой, фасолью, горохом.

  • Нанизывание бус, пуговиц на проволоку.


1.5. Планируемые результаты освоения программы
К концу первого года занятий в кружке дети должны знать:

  • правила техники безопасности;

  • некоторые виды бумаги;

  • свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);

  • несколько разных способов нанесения краски;

  • основные формы штриховки (вертикальная, горизонтальная);

  • основные правила склеивания;

  • некоторые приемы лепки (шарик, колбаска и т.п.);

  • несколько пальчиковых игр в комплексе со стишками.

        

Должны уметь:

  • пользоваться клеем, клеенкой и салфеткой;

  • работать с трафаретами;

  • заштриховывать предметы двумя способами;

  • застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;

  • работать с различными предметами;

  • правильно держать кисть, карандаш;

  • повторять пальчиковые гимнастики за воспитателем;

  • выполнять несложные нетрадиционные техники рисования.



II. Содержательный раздел
2.1. Перспективное планирование кружковой работы

«Веселые пальчики»


Месяц

Тема

Цель

Развивающая предметно-пространственная среда

Октябрь
 

 

 

1 неделя

- массаж пальчиков мячиком-ёжиком;

- пальчиковая гимнастика «Капуста»;

- дидактическая игра «Пальчиковый лабиринт»

Развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности, координацию движений

Мячики-ёжики, наборы для игры «пальчиковый лабиринт»

2 неделя
- массаж пальчиков грецким орехом;

- пальчиковая игра «Бом-бом-бом по гвоздям бьем молотком»;

- игра «Подбери крышку»

Активизировать движение пальцев рук, учить закручивать и откручивать пробки, крышки и пр.

Грецкие орехи, пластиковые баночки, бутылочки с крышками разных видов и размеров

3 неделя
- массаж пальчиков (поглаживание пальцев в разных направлениях);

- пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит»;

- игра «Бумажный мяч»

Развивать моторику обеих рук, развитие образного мышления

Бумага разной плотности, бумажные салфетки

 

4 неделя

- массаж пальчиков карандашами;

- пальчиковая гимнастика «Веселая мышка перчатку нашла»;

- игра «Рисуем пальчиком по манке»

Активизировать движение пальцев рук, обогащение словарного запаса

Карандаши с гранями, манка, пальчиковый бассейн, одноразовые тарелочки

Ноябрь

 

 

1 неделя
- массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой);

- пальчиковая гимнастика «Пальчики, здравствуйте»

- д/игра «Цветные вкладыши»

Развивать моторику рук, учить вкладывать одну форму в другую, развивать сообразительность

Цветные вкладыши разной величины, резиновые мячи

2 неделя
- массаж пальчиков грецким орехом;

- пальчиковая гимнастика «Рыбка»;

- д/игра «Чудесный мешочек»

Учить определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения, речь.

Грецкие орехи,

Разные по величине и качеству предметы

3 неделя
- массаж пальчиков мячиком-ёжиком;

- пальчиковая гимнастика «Варим, варим мы компот»

- Пальчиковая живопись «Снег идёт»

Активизировать движение пальцев рук методами нетрадиционного рисования

Мячики-ёжики, альбомные листы, пальчиковая гуашь.




4 неделя

- массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем пальчиками фасоль),

- пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать»;

- д/игра «Разберем счетные палочки по цвету»

Учить детей сгибать пальчики поочередно; знакомить с цветом;

«Сухой бассейн» с фасолью; счетные палочки.

Декабрь
 

1 неделя
- массаж пальчиков карандашами;

- пальчиковая гимнастика «Утром пальчики проснулись»;

- Игра «Нанизываем бусы»

Развивать моторику обеих рук, учить нанизывать предметы на тесьму

Карандаши, тесьма, Картонные бусы

2 неделя
- массаж пальчиков (поглаживание пальцев в разных направлениях);

- пальчиковая гимнастика «Быстро тесто замесили»;

- шнуровка

Развитие мелкой моторики рук, гибкости, подвижности пальцев

Шнуровка

3 неделя

- массаж пальчиков мячиком-ёжиком;

- пальчиковая гимнастика «Новогодние игрушки»;

- штриховка «Яблоко», «Груша»

Учить детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе

Мячики-ёжики, цветные карандаши, раскраски «Яблоко», «Груша»




4 неделя
- массаж пальчиков грецким орехом;

- пальчиковая гимнастика «Тучки прибежали»;

- лепка из пластилина с использованием семян гороха, дыни и т.д.

Учить детей выкладывать из мелких бус украшение, развитие эстетического вкуса

Грецкие орехи, пластилин, семена овощей

Январь


2 неделя
- массаж пальчиков

 «Катаем карандашики»;

- пальчиковая гимнастика «Ладошки играют»;

- игра «Поможем Золушке разобрать фасоль по цвету»

Развитие усидчивости, чувства цвета и размера

Карандаши, разноцветная фасоль, коробочки

3 неделя
- массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой);

- пальчиковая гимнастика «Вот кулак, а вот ладошка»;

- игра «На что это похоже?» (Выкладывание узоров из геометрических фигур)



Развитие мелкой моторики пальцев рук

Резиновые мячики, счетные палочки




4 неделя

- массаж пальчиков – катание деревянных палочек по столу;

- пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит»;

- Игра «Много снега намело» (Обрывание бумаги)



Учить обрывать бумагу на мелкие кусочки

Деревянные палочки, бумага

Февраль


1 неделя

- массаж пальчиков (поглаживание пальцев в разных направлениях);

- пальчиковая гимнастика «Жили-были Дед да Баба»;

- игры с персонажами пальчикового театра

2 неделя

- массаж пальчиков мячиком-ёжиком;

- пальчиковая гимнастика «Бычок»;

- д/игра «Спрячь в ладошку»

3 неделя

- массаж пальчиков грецкими орехами;

- пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать»;

- игра наматывание нитки на катушку и сматывание ее в клубок

4 неделя

- массаж пальчиков карандашами;

- пальчиковая гимнастика «Паучок»;

- игра-шнуровка

Развитие мелкой моторика пальцев рук, привитие интереса к драматизации.

Активизировать движения пальцев

рук, координацию движений

Развитие точности движений, внимания и контроля собственных действий

Развивать координацию пальцев рук ребенка, настойчивость и внимание

Наборы «Пальчиковый театр»

Мячики-ёжики, поролоновые игрушки

Грецкие орехи, имитация катушек с веревочками

Карандаши, шнуровки

Март
 


1 неделя
- массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой);

- пальчиковая гимнастика «Наша мама»;

- рисуем пальчиками «Мимоза для мамы»

Развивать мелкую моторику рук, внимание, координацию пальцев рук, воспитание заботы о близких

Резиновые мячики, краски, картон

2 неделя
- массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем фасоль);

- пальчиковая гимнастика «Стираем платочки»;

- игра «Развесь белье на веревку» (закрепляем разноцветные платочки прищепками)

Способствовать развитию тонко координированных движений рук, различение цвета

Пальчиковые бассейны, фасоль, бельевая веревка, цветные платочки, прищепки




3 неделя

- массаж пальчиков (поглаживание пальцев в разных направлениях);

- пальчиковая гимнастика «Замок»;

- аппликация из рваной бумаги «Тучки»

Развитие мелкой моторики пальцев рук и творческих способностей детей через нетрадиционные методы аппликации

Картон, клей, салфетки




4 неделя

- массаж пальчиков – катание деревянных палочек по столу;

- пальчиковая гимнастика «Лодочка»;

- выкладывание из палочек геометрических фигур

Развивать координацию пальцев рук; развивать внимание, воображение

Деревянные палочки, разноцветные счетные палочки

Апрель


1 неделя

- массаж пальчиков грецкими орехами;

- пальчиковая гимнастика «Варим, варим мы компот»;

- мягкие пазлы
2 неделя

- массаж пальчиков карандашами;

- пальчиковая гимнастика «Липкие пальчики»;

- лепка «Пластилиновые дорожки»
3 неделя

- массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой);

- пальчиковая гимнастика «Две веселые лягушки»;

- игра «Геометрическая мозаика»
4 неделя

- массаж пальчиков мячиком-ёжиком;

- пальчиковая гимнастика «Пальцы в гости приходили»;

- игра «В гости к Винни-Пуху»


Способствовать развитию внимания, четкости координации движений пальцев, пространственного мышления

Грецкие орехи, мягкие пазлы

Карандаши, картон, пластилин

Резиновые мячики, мозаика


Май



1 неделя

- массаж пальчиков (поглаживание пальцев в разных направлениях);

- пальчиковая гимнастика «Дарики-дарики вились-вились комарики»;

- штриховка «Животные»
2 неделя

- массаж пальчиков грецкими орехами;

- пальчиковая гимнастика «Улитка»;

- игра «Капельки» (капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки)
3 неделя

- массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой);

- пальчиковая гимнастика «Мышка мылом мыла лапку»;

- «Бусы для мамы»

Формировать контроль над мышечными ощущениями пальцев

Способствовать точной точечной координации рук, развитию мышления

Развитие мелкой моторики детей с использованием тактильных дорожек, выполненных из различных материалов (тесьма, лента, наждачная бумага)

Совершенствование движений рук, воспитание усидчивости

Совершенствование координации и движений пальцев рук

Совершенствование мелкой моторики пальцев, развитие художественного вкуса

Мячики-ёжики

Раскраски «Животные», цветные карандаши

Грецкие орехи, пипетки, пластиковые бутылочки и стаканчики

Резиновые мячики, шнурок, крупные бусины, пуговицы