Файл: Внеклассное мероприятие для детей с овз анализ коррекционноразвивающих занятий, внеклассного мероприятия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Анализ коррекционно-развивающего занятия «Развиваемся, играя»
Коррекционно-развивающее занятие предназначено для детей, имеющих трудности в познавательном развитии: недостаточно развитые для данной возрастной категории мыслительные операции, внимание, память, воображение; слабо развита мелкая моторика рук, высокая отвлекаемость и повышенная утомляемость.
Цель: развитие познавательной сферы ребенка путем создания условий для его естественного развития.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Образовательные:
- активизировать познавательные психические процессы: зрительная память и восприятие, внимание, наглядно-образное мышление, творческое воображение;
Развивающие:
- развивать быстроту реакции и мелкую моторику рук ребенка;
- развивать речь и фонематический слух;
Воспитательные:
- воспитывать у детей чувство сопереживания, эмпатии, доброжелательного отношения к другим.
Содержание занятия строится на идеях развивающего обучения с учетом возрастных особенностей и зоны ближайшего развития детей (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин). При планировании занятия учитывала возрастные особенности детей, выстраивая его с опорой на имеющиеся у детей знания.
Занятие включает в себя несколько этапов, логически выстроенных и объединенных одним сюжетом. Считаю, что занятие соответствовало интересам детей и уровню их подготовки. Старалась подходить к работе творчески, подбирая задания, требующие от детей умения мыслить.
В начале занятия как организационный момент использовала ритуал начала занятия «Хорошее настроение», чем создала у детей положительный эмоциональный настрой. Для привлечения интереса к занятию был предложен сюрпризный момент – появление игрушечного героя Утенка.
Упражнение «Запомни узор» способствовало развитию у детей зрительной памяти и зрительного внимания, умения правильно оценить свою работу, работу друга.
Выполнение следующего задания «Исправь ошибку» способствовало развитию слухового внимания и фонематического слуха.
Для развития речи и в качестве смены вида деятельности была проведена двигательно-речевая разминка «Мы не будем торопиться». Подвижная игра «Земля – воздух – вода» также способствовала оптимизации двигательной активности детей, развитию переключения внимания, быстроте реакции, расширению кругозора.
Упражнение «Кляксы» способствовало у детей развитию воображения, снятию скованности и эмоционального напряжения.
Использовала приём социо-игровой технологии: в упражнении «Разрезные картинки» дети делились на пары, показывая своё умение работать в микрогруппах. Данное упражнение было направлено на развитие наглядно-образного мышления, целостного восприятия.
В качестве продуктивной деятельности дети приготовили своему другу Утенку подарок – бусы. Данное упражнение было направлено на развитие мелкой моторики рук.
В заключительной части занятия была проведена рефлексия: дети рассказали, с кем они сегодня подружились и как помогли своему новому другу.
В качестве ритуал окончания занятия использовала ритуал «Солнечные лучики», чем поддержала и сохранила атмосферу сотрудничества и хорошего настроя детей.
На протяжении всего занятия дети были увлечены процессом, заинтересованы. К тем, кто затруднялся, применялся приём индивидуальной беседы, оказывалась помощь практически. Использовала словесные, наглядные и практические методы, учитывала здоровье-сберегающие технологии: дети находились в движении, работали за столами, на ковре. Считаю, что темп занятия был оптимальным, дети с поставленными задачами справились. Эмоциональное состояние детей оставалось положительным на протяжении всего занятия.
Рабочая программа «Система работы по развитию мелкой моторики для ребёнка с ОВЗ»
I. Целевой раздел
1 .1. Пояснительная записка.
Возраст от рождения до трех лет считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозен.
Развитие мелкой моторики в дошкольном детстве имеет большое значение для полноценного развития всех сфер деятельности детей (развитие центральной нервной системы, речевое развитие, формирование графических навыков и др.). Еще в середине прошлого века было установлено, что, например, уровень развития речи детей прямо зависит от уровня форсированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.
Дети 1-3 лет редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечаются моторная неловкость, неточность движений, Детям с нарушением зрения трудно даётся узнавание различных поверхностей. Из-за малого практического опыта им не с чем даже его сравнить. Это приводит к задержке развития тактильной чувствительности и моторики рук, а в дальнейшем сказывается отрицательно на формировании предметно-практической деятельности. Поэтому, деятельность кружка направлена на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий.
1.2. Цель и задачи программы:
Основной целью программы является создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей младшего дошкольного возраста
Задачи:
Образовательные: формирование произвольных координированных движений пальцев рук, гибкости рук, ритмичности, развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук); формирование практических умений и навыков; обучение различным навыкам работы с различными материалами;
Развивающие:развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук; совершенствование движений рук; развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, память; развитие речи детей;
Воспитательные:воспитывать и развивать художественный вкус; воспитывать усидчивость, целенаправленность, нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.)
1.3. Принципы реализации программы:
-
принцип доступности – обучение и воспитание ребенка в доступной привлекательной и соответствующей его возрасту форме; -
принцип дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку с учетом его психофизических и возрастных особенностей. Данный принцип обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и индивидуальными возможностями, особенностями его развития; -
принцип оздоровительной направленности – на пальцах рук есть много точек, массаж которых помогает укреплять здоровье ребенка; -
принцип коммуникативности – создание атмосферы доброжелательного общения между детьми
1.4 Основные направления работы для развития мелкой моторики рук и координации движений.
-
Пальчиковая гимнастика, физкультминутки. -
Массаж кистей рук (еловыми и сосновыми шишками, массажными мячами). -
Рисование, лепка. -
Раскрашивание рисунка, штриховка -
Игры и действия с мелкими предметами. -
Работа с крупой, фасолью, горохом. -
Нанизывание бус, пуговиц на проволоку.
1.5. Планируемые результаты освоения программы
К концу первого года занятий в кружке дети должны знать:
-
правила техники безопасности; -
некоторые виды бумаги; -
свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая); -
несколько разных способов нанесения краски; -
основные формы штриховки (вертикальная, горизонтальная); -
основные правила склеивания; -
некоторые приемы лепки (шарик, колбаска и т.п.); -
несколько пальчиковых игр в комплексе со стишками.
Должны уметь:
-
пользоваться клеем, клеенкой и салфеткой; -
работать с трафаретами; -
заштриховывать предметы двумя способами; -
застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки; -
работать с различными предметами; -
правильно держать кисть, карандаш; -
повторять пальчиковые гимнастики за воспитателем; -
выполнять несложные нетрадиционные техники рисования.
II. Содержательный раздел
2.1. Перспективное планирование кружковой работы
«Веселые пальчики»
Месяц | Тема | Цель | Развивающая предметно-пространственная среда |
Октябрь | 1 неделя - массаж пальчиков мячиком-ёжиком; - пальчиковая гимнастика «Капуста»; - дидактическая игра «Пальчиковый лабиринт» | Развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности, координацию движений | Мячики-ёжики, наборы для игры «пальчиковый лабиринт» |
2 неделя - массаж пальчиков грецким орехом; - пальчиковая игра «Бом-бом-бом по гвоздям бьем молотком»; - игра «Подбери крышку» | Активизировать движение пальцев рук, учить закручивать и откручивать пробки, крышки и пр. | Грецкие орехи, пластиковые баночки, бутылочки с крышками разных видов и размеров | |
3 неделя - массаж пальчиков (поглаживание пальцев в разных направлениях); - пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит»; - игра «Бумажный мяч» | Развивать моторику обеих рук, развитие образного мышления | Бумага разной плотности, бумажные салфетки | |
| 4 неделя - массаж пальчиков карандашами; - пальчиковая гимнастика «Веселая мышка перчатку нашла»; - игра «Рисуем пальчиком по манке» | Активизировать движение пальцев рук, обогащение словарного запаса | Карандаши с гранями, манка, пальчиковый бассейн, одноразовые тарелочки |
Ноябрь | 1 неделя - массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой); - пальчиковая гимнастика «Пальчики, здравствуйте» - д/игра «Цветные вкладыши» | Развивать моторику рук, учить вкладывать одну форму в другую, развивать сообразительность | Цветные вкладыши разной величины, резиновые мячи |
2 неделя - массаж пальчиков грецким орехом; - пальчиковая гимнастика «Рыбка»; - д/игра «Чудесный мешочек» | Учить определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения, речь. | Грецкие орехи, Разные по величине и качеству предметы | |
3 неделя - массаж пальчиков мячиком-ёжиком; - пальчиковая гимнастика «Варим, варим мы компот» - Пальчиковая живопись «Снег идёт» | Активизировать движение пальцев рук методами нетрадиционного рисования | Мячики-ёжики, альбомные листы, пальчиковая гуашь. | |
| 4 неделя - массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем пальчиками фасоль), - пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать»; - д/игра «Разберем счетные палочки по цвету» | Учить детей сгибать пальчики поочередно; знакомить с цветом; | «Сухой бассейн» с фасолью; счетные палочки. |
Декабрь | 1 неделя - массаж пальчиков карандашами; - пальчиковая гимнастика «Утром пальчики проснулись»; - Игра «Нанизываем бусы» | Развивать моторику обеих рук, учить нанизывать предметы на тесьму | Карандаши, тесьма, Картонные бусы |
2 неделя - массаж пальчиков (поглаживание пальцев в разных направлениях); - пальчиковая гимнастика «Быстро тесто замесили»; - шнуровка | Развитие мелкой моторики рук, гибкости, подвижности пальцев | Шнуровка | |
3 неделя - массаж пальчиков мячиком-ёжиком; - пальчиковая гимнастика «Новогодние игрушки»; - штриховка «Яблоко», «Груша» | Учить детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе | Мячики-ёжики, цветные карандаши, раскраски «Яблоко», «Груша» | |
| 4 неделя - массаж пальчиков грецким орехом; - пальчиковая гимнастика «Тучки прибежали»; - лепка из пластилина с использованием семян гороха, дыни и т.д. | Учить детей выкладывать из мелких бус украшение, развитие эстетического вкуса | Грецкие орехи, пластилин, семена овощей |
Январь | 2 неделя - массаж пальчиков «Катаем карандашики»; - пальчиковая гимнастика «Ладошки играют»; - игра «Поможем Золушке разобрать фасоль по цвету» | Развитие усидчивости, чувства цвета и размера | Карандаши, разноцветная фасоль, коробочки |
3 неделя - массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой); - пальчиковая гимнастика «Вот кулак, а вот ладошка»; - игра «На что это похоже?» (Выкладывание узоров из геометрических фигур) | Развитие мелкой моторики пальцев рук | Резиновые мячики, счетные палочки | |
| 4 неделя - массаж пальчиков – катание деревянных палочек по столу; - пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит»; - Игра «Много снега намело» (Обрывание бумаги) | Учить обрывать бумагу на мелкие кусочки | Деревянные палочки, бумага |
Февраль | 1 неделя - массаж пальчиков (поглаживание пальцев в разных направлениях); - пальчиковая гимнастика «Жили-были Дед да Баба»; - игры с персонажами пальчикового театра 2 неделя - массаж пальчиков мячиком-ёжиком; - пальчиковая гимнастика «Бычок»; - д/игра «Спрячь в ладошку» 3 неделя - массаж пальчиков грецкими орехами; - пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать»; - игра наматывание нитки на катушку и сматывание ее в клубок 4 неделя - массаж пальчиков карандашами; - пальчиковая гимнастика «Паучок»; - игра-шнуровка | Развитие мелкой моторика пальцев рук, привитие интереса к драматизации. Активизировать движения пальцев рук, координацию движений Развитие точности движений, внимания и контроля собственных действий Развивать координацию пальцев рук ребенка, настойчивость и внимание | Наборы «Пальчиковый театр» Мячики-ёжики, поролоновые игрушки Грецкие орехи, имитация катушек с веревочками Карандаши, шнуровки |
Март | 1 неделя - массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой); - пальчиковая гимнастика «Наша мама»; - рисуем пальчиками «Мимоза для мамы» | Развивать мелкую моторику рук, внимание, координацию пальцев рук, воспитание заботы о близких | Резиновые мячики, краски, картон |
2 неделя - массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем фасоль); - пальчиковая гимнастика «Стираем платочки»; - игра «Развесь белье на веревку» (закрепляем разноцветные платочки прищепками) | Способствовать развитию тонко координированных движений рук, различение цвета | Пальчиковые бассейны, фасоль, бельевая веревка, цветные платочки, прищепки | |
| 3 неделя - массаж пальчиков (поглаживание пальцев в разных направлениях); - пальчиковая гимнастика «Замок»; - аппликация из рваной бумаги «Тучки» | Развитие мелкой моторики пальцев рук и творческих способностей детей через нетрадиционные методы аппликации | Картон, клей, салфетки |
| 4 неделя - массаж пальчиков – катание деревянных палочек по столу; - пальчиковая гимнастика «Лодочка»; - выкладывание из палочек геометрических фигур | Развивать координацию пальцев рук; развивать внимание, воображение | Деревянные палочки, разноцветные счетные палочки |
Апрель | 1 неделя - массаж пальчиков грецкими орехами; - пальчиковая гимнастика «Варим, варим мы компот»; - мягкие пазлы 2 неделя - массаж пальчиков карандашами; - пальчиковая гимнастика «Липкие пальчики»; - лепка «Пластилиновые дорожки» 3 неделя - массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой); - пальчиковая гимнастика «Две веселые лягушки»; - игра «Геометрическая мозаика» 4 неделя - массаж пальчиков мячиком-ёжиком; - пальчиковая гимнастика «Пальцы в гости приходили»; - игра «В гости к Винни-Пуху» | Способствовать развитию внимания, четкости координации движений пальцев, пространственного мышления | Грецкие орехи, мягкие пазлы Карандаши, картон, пластилин Резиновые мячики, мозаика |
Май | 1 неделя - массаж пальчиков (поглаживание пальцев в разных направлениях); - пальчиковая гимнастика «Дарики-дарики вились-вились комарики»; - штриховка «Животные» 2 неделя - массаж пальчиков грецкими орехами; - пальчиковая гимнастика «Улитка»; - игра «Капельки» (капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки) 3 неделя - массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой); - пальчиковая гимнастика «Мышка мылом мыла лапку»; - «Бусы для мамы» | Формировать контроль над мышечными ощущениями пальцев Способствовать точной точечной координации рук, развитию мышления Развитие мелкой моторики детей с использованием тактильных дорожек, выполненных из различных материалов (тесьма, лента, наждачная бумага) Совершенствование движений рук, воспитание усидчивости Совершенствование координации и движений пальцев рук Совершенствование мелкой моторики пальцев, развитие художественного вкуса | Мячики-ёжики Раскраски «Животные», цветные карандаши Грецкие орехи, пипетки, пластиковые бутылочки и стаканчики Резиновые мячики, шнурок, крупные бусины, пуговицы |