Файл: Сборник статей, вопросов и ответов Содержание кратко о месяце рамадан о достоинствах месяца Рамадан и поста в нем 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 356
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
68.
Непреднамеренная рвота
Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник
Аллаха ﷺ сказал: "Если рвота наступила непроизвольно, то не следует
возмещать пост; если же рвота была вызвана сознательно, то пост
необходимо возместить".
Ахмад 2/498, Абу Дауд 2380. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.
Шейх Ибн Усаймин говорил, что если человек чувствует, что сейчас вырвет,
но затем это утихает, то это не нарушает его пост, потому что это вне его контроля. Но если рвота попадает в рот и он проглатывает это обратно, то это нарушает его пост. Если человек чувствует слабость в животе, он не должен подавлять сдерживать рвоту, поскольку это может причинить вред его здоровью.
См. "Маджалису шахри Рамадан" 67.
Вернуться в содержание
69.
Кровопускание или потеря крови
Относительно дозволенности совершения кровопускания во время поста,
среди ученых существует разногласия. Группа ученых, которая считала, что кровопускание нарушает пост, ссылалась на хадис Пророка ﷺ, который сказал:
"Тот, кто совершает кровопускание и тот, кому его совершают,
прерывают свой пост".
Ахмад 4/123, Абу Дауд 2369. Хадис достоверный.
Другие же ученые считали, что кровопускание не нарушает поста, и при этом они опирались на хадис Ибн 'Аббас (да будет доволен им Аллах), который рассказывал: "Пророку ﷺ совершали кровопускание когда он постился". аль-
Бухари 1939.
На основании этого многие ученые считали, что хадис о том, что кровопускание нарушает пост, отменен. Среди этих ученых имам аш-Шафи'и,
аль-Байхакъи, Ибн 'Абдуль-Барр, ан-Науауи, аль-Альбани и другие.
Ясность в данное разногласие вносит следующий хадис Сабита аль-Бунани,
который спросил Анаса: "Считалось ли кровопускание порицаемым при жизни
Посланника Аллаха ﷺ?" На что Анас ответил: "Нет, если только оно не ослабляло
человека". аль-Бухари 1940.
Также Анас рассказывал: "Сначала совершать кровопускание постящемуся
считалось нежелательным, и однажды, когда Пророк ﷺ проходил мимо Джа'фара
ибн Абу Талиба, которому совершали кровопускание во время поста, то сказал:
"
1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 26
Эти двое нарушили свой пост". Однако затем Пророк ﷺ разрешил совершать
кровопускание постящемуся", и поэтому Анас совершал кровопускание во время поста. ад-Даракъутни 2/182. Достоверность подтвердили имам ад-Даракъутни, аль-Байхакъи и ан-Науауи.
Также, когда Абу Са'ида аль-Худри спросили: "Можно ли постящемуся совершать кровопускание?" Он ответил: "Да, нет в этом никаких проблем". Ибн
Хузайма 3/235. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным.
Исходя из всего сказанного, и объединив все мнения можно сделать следующий вывод: Кровопускание во время поста не запрещено категорически и оно не делает пост недействительным. Однако, если кровопускание может ослабить постящегося, то совершать его нежелательно, а если оно может вынудить постящегося прервать пост из-за ослабления организма, то это запретно. Об этом сказал имам аш-Шаукани.
См. "Найлюль-Аутар" 4/515.
Тоже самое относится и к сдачи крови, если в этом есть необходимость и это не приведет к ослаблению организма, то тогда это дозволено. В противном случае нет.
См. "Сахих фикъху-Ссунна" 2/114.
Вернуться в содержание
70.
Пробование пищи при необходимости
В случае необходимости постящемуся дозволяется попробовать пищу на язык или даже ее разжевать. Примерами таких случаев могут быть разжевывание пищи матерью для младенца, когда она не имеет других путей накормить его,
опробование пищи при приготовлении, чтобы убедиться, что она в порядке, или проба пищи при покупке. Ибн 'Аббас (да будет доволен им Аллах) говорил: "Нет
ничего плохого в том, что человек попробует на вкус уксус или то, что он хочет
купить".
Ибн Абу Шайба 2/161. Иснад достоверный.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: "Опробование пищи постящимся без
нужды порицается, но не нарушает пост. Это как полоскание рта водой".
См.
"Маджму'уль-фатауа" 25/266.
Однако глотать пищу попробованную на язык нельзя.
Вернуться в содержание
71.
Полоскание рта
'Умар ибн аль-Хаттаб рассказывал: "Однажды я, будучи постящимся,
поцеловал свою жену. После этого я пришел к Пророку ﷺ и сказал: "Я сделал
страшное дело, я поцеловал свою жену, будучи постящимся!" Посланник Аллаха
ﷺ сказал: "Что ты скажешь на то, если бы ты прополоскал свой рот водой,
будучи постящимся?" Я сказал: "Нет ничего страшного в этом". Тогда Пророк ﷺ
сказал: "За что же ты тогда переживаешь?".
Ахмад 1/21, Абу Дауд 2385, ад-Дарими
1723. Шейх Ахмад Шакир, шейх аль-Альбани, 'Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу'айб аль-Арнаут подтвердили достоверность хадиса.
Этот хадис указывает на то, что во время поста не запрещается, чтобы постящийся полоскал свой рот. Полоскать рот во время поста, дозволено без разногласий, будь это во время омовения или нет.
См. "Шархуль-Кабир" 3/44.
Вопрос: "Если постящийся полоскал или промывал горло, либо делал
ингаляцию, в результате чего ему во внутрь попала вода без преднамеренного
умысла, то делает ли это его пост недействительным?".
Ответ Мухаммада бин Салих Аль Усеймина: "Если в результате полоскания
горла или ингаляции вода случайно попала во внутрь постящемуся, это не будет
считаться разговлением, потому что человек не намеревался делать этого
специально, так как Всевышний сказал: "Если сердца ваши не были
преисполнены умысла".
Вернуться в содержание
72.
Полоскание носа
Не следует втягивать носом воду, при омовении, чтобы она не попала в горло. Лякъит ибн Сабира рассказывал: "Однажды я спросил Пророка ﷺ: "О
Посланник Аллаха, расскажи мне об омовении". Он сказал: "Совершай
омовение должным образом, промывай места между пальцами и
тщательно промывай нос, если только ты не постишься". аш-Шафи'и 1/30,
Ахмад 4/33, Абу Дауд 142. Достоверность хадиса подтвердили Ибн аль-Къатан, ан-Науауи, Ибн
Хаджар и аль-Альбани.
Вернуться в содержание
73.
Купание
От одного сподвижника Пророка ﷺ сообщается, что он видел, как "Посланник
Аллаха ﷺ поливал себе голову водой, спасаясь от жары".
Малик в "аль-Мууатта"
1/294, Абу Дауд 2365, Ахмад 4/63. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.
Этот хадис указывает на то, что во время поста не запрещается, чтобы постящийся купался в дневное время, чтобы ослабить воздействие жары.
Вопрос: "Каково постановление шариата относительно дозволенности
плавания в море или пруду постящемуся, во время поста в месяце Рамадан?"
Ответ: "Нет ничего запретного для постящегося в плавании в море или пруду,
независимо от того глубоким является пруд или нет. Он может купаться как
хочет и даже погружаться в воду, но он должен постараться, по мере своих
возможностей, сделать все, чтобы вода не попала ему во внутрь. Само же
купание бодрит постящегося и облегчает ему пост, а все то, что облегчает
поклонение нельзя запрещать, так как это облегчает поклонение и оно
становится легким для раба, а ведь сказал Всевышний Аллах:
"Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает,
чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили
Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь"
(сура "Корова", аят 185)
Также Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:
"Поистине, религия эта легка, но если кто-нибудь начинает бороться с
ней, она неизменно побеждает его".
То есть, попытки делать нечто непосильное для себя, например, молиться
днем и ночью до полного изнеможения и так далее всегда приводит к
нежелательным последствиям. Поскольку рано или поздно человек лишится сил
и окажется не в состоянии делать даже то, что могут делать все остальные.
Поэтому нет ничего запретного в плавании в пруду, а также в купании в душе и
так далее, во время поста месяца Рамадан".
("Вопросы касающиеся поста", стр. 32)
Вернуться в содержание
74.
Использование сурьмы
'Аиша рассказывала, что "Посланник Аллаха ﷺ пользовался сурьмой, во
время поста".
Ибн Маджах 1678.
Среди ученых было разногласие относительно достоверности этого хадиса.
Но шейх аль-Альбани считал его достоверным. А некоторые имамы говорили, что нет ни одного достоверного хадиса в которым бы сообщалось, что Посланник
Аллаха пользовался сурьмой во время поста.
Но, тем не менее, смысл этого хадиса правильный, что сурьма не нарушает пост. Более того имам ат-Табарани 2/132 приводит от Бариры, а аль-Байхакъи от
Ибн Аббаса, что они пользовались сурьмой во время поста. И хафиз Ибн Хаджар назвал иснад этих сообщений хорошим.
См. "Тальхисуль-хабир" 2/366.
Вернуться в содержание
75.
Непитательные уколы
Инъекции, используемые для лечения, как пенициллин и инсулин, или тонизирующее средство или прививка, не нарушают пост, вне зависимости являются ли они внутримышечными или внутривенными.
См. "Фатауа Мухаммад ибн
Ибрахим" 4/189.
Вернуться в содержание
76.
Лечение и пломбирование зубов
Лекарства, как средства полоскания, не нарушают пост, при условии, что они не проглатываются. Если человек пломбировал зубы и чувствует привкус в горле, это не нарушает пост, о чем сказал шейх Ибн Баз.
Ученые постоянного комитета во главе с шейхом Ибн Базом говорили, что нет проблем в том, чтобы чистить зубы даже с зубной пастой в дневное время, также в том, чтобы полоскать рот лекарством, и даже лечить зубы и пломбировать их в дневное время при нужде. Но с условием при всем перечисленном, чтобы человек сознательно не проглатывал ни пасту, ни кровь с десен, ни лекарства.
Вернуться в содержание
77.
Укол анестезии при лечении зубов
Анестезия также не влияет на действительность поста, поскольку не является пищей или питьем, и основа в том, что это не нарушает пост.
См. "Маджму Фатауа уа Макалят Мутанаууийя", 15/259. Шейх Абдуль-Азиз ибн Баз (да смилуется над ним Аллах).
Вернуться в содержание
78.
Глазные и ушные капли
Согласно наиболее верному мнению, клизмы, глазные капли, капли для ушей,
выдергивание зубов и лечение ран не нарушают пост.
См. "Маджму'уль-фатауа"
25/233-245, Шейхуль-Ислам Ибн Таймии.
Вернуться в содержание
79.
О каплях в нос
Вопрос: "Капли в нос портят ли пост?".
Ответ шейха 'Усеймина (рахимаху-Ллах): "Наш ответ такой - капли в нос если
попадают в желудок, то они разговляют (портят пост), т.к. Посланник Аллаха, да
благословит его Аллах и приветствует, сказал в хадисе Лакыйта ибну Сабира:
"Тщательно полощи нос, если только ты не постишься", и поэтому не
дозволено постящемуся использовать капли в нос, которые попадают в желудок.
А что касается того, что не попадает в желудок будь это капли в нос, то они не
нарушают пост".
(См. "Шарх мумти' ", "Маджму' аль-фатауа шейх", 551)
Вернуться в содержание
80.
Ароматические запахи и дым
Спросили шейха Ибн 'Усаймина: "Каково Ваше суждение об использовании
ароматических запахов днем в Рамадан?".
Он ответил: "Не беда, если постящийся использует и вдыхает их днем в
Рамадан. Но это не распространяется на благовония, которые при поджигании
распространяются в виде дыма. Он не должен вдыхать их в себя, поскольку они
содержат в себе вещества, которые в виде дыма проникают в желудок".
См.
"Фатауа ислямия" 2/128.
Вернуться в содержание
81.
Болезненные кровотечения у женщин (аль-истихада)
Болезненные кровотечения у женщины не влияют ни на молитву, ни на пост,
ни на другие виды поклонения. Эта кровь не является нечистотой (наджаса), и женщине с истихадой дозволено все, что запрещено женщинам, у которых месячные или послеродовое кровотечение.
См. "Сахих фикъху-Ссунна" 1/216-217.
Вернуться в содержание
82.
Глотание пыли и того, что случайно попало в рот
Шейх Ибн Баз сказал: "Если постящийся поранился или страдает от
кровотечения из носа, или случайно вода или бензин попадает ему в рот, без его
желания, то это не нарушает его пост".
См. "Фатауа ислямия" 2/134.
Также если пыль, дым или муха случайно попадает ему в рот, это не нарушает его поста также. Вещи, которые невозможно избежать при глотании,
как слюна или пыль с сухой земли, не нарушают пост. Если человек собирает достаточное количество слюны во рту, затем специально проглатывает, то это не нарушает пост, согласно самому сильному мнению.
См. "аль-Мугъни" 3/106.
Вернуться в содержание
83.
Запрещенные слова и взоры
"Пять вещей нарушают пост и омовение: ложь, сплетня, поклеп, взгляд со
страстью и ложная клятва". Этот хадис недостоверный.
См. "ас-Сильсиля ад-да'ифа уаль-мауду'а" 1708.
Однако, несмотря на то, что перечисленное в этом недостоверном хадисе не нарушает пост, эти вещи являются большими грехами в Исламе, обесценивают пост и уменьшают награду за него!
Вернуться в содержание
84.
Кислородные подушки для астматиков
Используемые при астме кислородные подушки не нарушают пост, потому что сжатый газ, идущий в легкие - это не пища и потребность в нем постоянна, как в
Рамадан, так и в другое время.
См. "Саб'уна масаля фи-ссыям" 36.
Вопрос шейху Мухаммаду 'Али Фаркусу: "Женщина страдающая от астмы
интересуется, можно ли использовать кислородный баллончик, который
способствует открытию дыхательных путей, вдыхая содержащие в нём
лекарства, будь это в Рамадан или в другое время, т.е. когда она постится?".
Ответ: "Если компоненты баллончика выражаются в кислороде (оксиген),
который помогает открытию дыхательных труб, то мы не видим препятствия в его
использовании, будь это в Рамадан или в другое время. Нельзя рассматривать
это как то, что нарушает пост. Если компоненты состоят из веществ, которые
преобразовываются из пара в жидкость, и оставляют вкус и реакцию при
попадании в горло, а затем в желудок, тогда это будет рассматриваться как то,
что нарушает пост. Исходя из последнего положения, если человек использует
это один или два раза в Рамадан, то он рассматривается как больной, который
должен будет возместить те дни, в которые он открыл свой пост. А если
использование этого происходит на протяжении большей части Рамадана, так,
что выходит за обычные границы, то в этом случае, он рассматривается как
больной хронической болезнью, который должен будет искупить свои посты
(кормлением бедняков)". http://ferkous.com/home/?q=fatwa-76