Файл: Сборник статей, вопросов и ответов Содержание кратко о месяце рамадан о достоинствах месяца Рамадан и поста в нем 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 352
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
58.
Вероотступничество
Среди ученых нет разногласий в том, что вероотступничество нарушает пост,
также как и и все остальные дела.
См. "аль-Мугъни" 3/25.
Всевышний Аллах сказал: "Тебе (Мухаммад) и твоим предшественникам
уже было внушено: "Если ты приобщишь сотоварищей (Аллаху), то
тщетными станут твои деяния и ты непременно окажешься одним из
потерпевших убыток""
(аз-Зумар 39: 65).
Вернуться в содержание
59.
О каплях в нос
Вопрос: "Капли в нос портят ли пост?".
Ответ шейха 'Усеймина (рахимаху-Ллах): "Наш ответ такой - капли в нос если
попадают в желудок, то они разговляют (портят пост), т.к. Посланник Аллаха, да
благословит его Аллах и приветствует, сказал в хадисе Лакыйта ибну Сабира:
"Тщательно полощи нос, если только ты не постишься", и поэтому не дозволено
постящемуся использовать капли в нос, которые попадают в желудок. А что
касается того, что не попадает в желудок будь это капли в нос, то они не
нарушают пост".
(См. "Шарх мумти' ", "Маджму' аль-фатауа шейх", 551).
Вернуться в содержание
60.
Ароматические запахи и дым
Спросили шейха Ибн 'Усаймина: "Каково Ваше суждение об использовании
ароматических запахов днем в Рамадан?".
Он ответил: "Не беда, если постящийся использует и вдыхает их днем в
Рамадан. Но это не распространяется на благовония, которые при поджигании
распространяются в виде дыма. Он не должен вдыхать их в себя, поскольку они
содержат в себе вещества, которые в виде дыма проникают в желудок".
См.
"Фатауа ислямия" 2/128.
Вернуться в содержание
61.
Еда, питье и половой акт по забывчивости
Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк ﷺ
сказал: "Пост того, кто по забывчивости поест или попьет, не нарушен,
ибо поистине, это Аллах накормил и напоил его". аль-Бухари 1933, Муслим
2/171.
Большинство ученых опирались на этот хадис, и только имам Малик считал,
что это предписание относится лишь к добровольному посту.
Однако его мнение неприемлемо поскольку в другом хадисе ясно и четко сказано что речь идет о посте Рамадан. Посланник Аллаха ﷺ сказал: "
Если
человек по забывчивости поел в день поста месяца Рамадан, то он не
должен ни возмещать этот день, ни совершать искупительные действия".
аль-Хаким 1/420, ад-Даракъутни 2/178. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, аль-
Байхакъи, хафиз аз-Захаби, имам ан-Науауи, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани.
Если же кто-либо увидел того, кто ест или пьет по забывчивости, он обязан его остановить и напомнить ему о том, что он поститься, поскольку Пророк ﷺ
сказал: "Пусть тот из вас, кто увидит порицаемое, изменит это".
Муслим 1/78.
Хасан аль-Басри и Муджахид сказали: "Тот, кто совершил половой акт по
забывчивости, не должен ничего возмещать".
См. "Сахих аль-Бухари" 1/452.
Вернуться в содержание
62.
Глотание слюней и мокроты
Относительно дозволенности глотания слюны во время поста среди ученых нет разногласий. 'Ата говорил: "Глотание слюни не нарушает пост".
См. "Сахих аль-
Бухари" 1/451.
Даже если человек сознательно накопил слюни, чтобы их разом проглотить,
то согласно наиболее правильно мнению его пост также не наруше.
См. "аль-
Мугъни" 3/106.
Однако лучше так не поступать.
Что же касается глотания мокроты или чего-либо из носоглотки, то относительно дозволенности глотания этого, мнения ученых разошлись.
Имамы Ахмад и аш-Шафи'и считали, что глотание мокроты не нарушают пост.
См. "Раддуль-махтар" 2/101, "аль-Мугъни" 2/43.
Мнение о том, что глотание мокроты нарушает пост, является затруднительным для мусульман, а цель шариата состоит в облегчении положения мусульман, а не затруднении, тем более учитывая то, что на счет этого нет никаких запретов ни в Коране, ни в Сунне и нет в этом вопросе единогласного мнения ученых (иджма').
См. "Сахих фикъху-Ссунна" 2/117.
Также этому мнению отдал предпочтение и шейх аль-Альбани, и на вопрос:
"Нарушает ли глотание мокроты пост?", ответил: "Нет, это пост не нарушает".
Сл.
"Сильсиляту худа уа-ннур" № 52.
Однако, если человек извлек мокроту из носа или горла в рот, то не следует ее глотать, а следует выплюнуть.
См. "Раудату-тталибин" 2/360.
Вернуться в содержание
63.
Объятия и поцелуи
Дозволено во время поста, как мужу, так и жене целовать, обнимать и ласкать друг друга. 'Аиша рассказывала: "Во время поста Пророк ﷺ не редко
обнимал и целовал своих жен, однако он владел собой лучше, чем любой из вас".
аль-Бухари 1927, Муслим 1/65.
Также сообщается, что Масрукъ, племянник 'Аиши, спросил у нее: "Что
дозволено мужу и жене во время поста?" Она ответила: "Все, кроме полового
акта". 'Абдур-Раззакъ 4/190. Достоверность подтвердил хафиз Ибн Хаджар.
См.
"Фатхуль-Бари" 4/183.
Эти хадисы указывают на то, что постящийся может обнимать и ласкать своих жен, если он уверен, что это не закончится половым актом. Если же человек слаб и знает, что не сможет себя сдержать, тогда ему следует воздержаться от этого. В
шариате есть важное правило: "То, что приводит к запретному - также является
запретным".
Если во время поцелуев у человека произошло выделение прозрачной жидкости (смазка), то его пост не нарушен. Доказательством этого является то,
что отсутствуют доказательство того, что эти выделения нарушают пост. Пост является обрядом поклонения, а утверждать, что тот или иной обряд поклонения становится недействительным, можно только при наличии достоверных текстов
Корана и Сунны.
См. "Шархуль-Мумти'" 6/397.
Вернуться в содержание
64.
Нарушает ли осознанное семяизвержение без полового акта пост?
Хафиз Ибн Хаджар сказал: "Ученые разошлись во мнении относительно
человека, у которого при ласках или целовании жены произошло
семяизвержение или выделение прозрачной жидкости (смазка). Куфийцы и имам
аш-Шафи'и говорили: "Следует этот день возместить тому, у кого произошло
семяизвержение по причине действий, а не взора, и не следует возмещать тому,
у кого было выделение просто смазки". Имам Малик и Исхакъ говорили: "При
намеренном семяизвержении, каким бы путем это не произошло нужно
восполнить этот день и совершить искупление, а при выделении прозрачной
жидкости следует только возместить этот день". Они сравнивали семяизвержение
с половым актом. Малик считал, что тот, кто ласкал или целовал жену, в
результате чего у него произошла эрекция, обязан возместить этот день, даже
если у него не было семяизвержения и выделения прозрачной жидкости. Ибн
Къудама сказал: "Тот, у кого произошло по причине поцелуев семяизвержение,
нарушил свой пост, и мы в этом не знаем разногласий". Однако в этом вопросе
есть разногласие, поскольку Ибн Хазм считал, что семяизвержение без полового
акта не нарушает пост, и он придерживался этого мнения, считая его сильным".
См. "Фатхуль-Бари" 4/151-152.
Имам Ибн Хазм говорил: "Нет указания на нарушение поста в случае
семяизвержение без полового акта, ни в Коране, ни в Сунне, и нет на это
единогласного мнения (иджма'), и нет ни одного достоверного сообщения от
сподвижников".
См. "аль-Мухалля" 6/203-205.
Этого мнения придерживался не только имам Ибн Хазм, но и имам Ибн
Хузайма, который назвал в своем "Сахихе" главу следующим образом: "Глава о
том, что постящемуся разрешено наслаждаться без полового акта".
См. "Сахих Ибн
Хузайма" 3/242.
Также ханафит имам аль-Маргъинани в "аль-Хидая" писал: "Семяизвержение
без полового акта не нарушает пост".
См. "Булюгъуль-маний фи хукмиль-истимна" 54,
имама аш-Шаукани.
Также имам ас-Сан'ани, упомянув разногласия и мнения имамов по этому поводу, сказал: "Однако не совершает ни искупления, ни возмещения никто,
кроме того, кто вступил в половой акт, поскольку ильхакъ - это не половой акт".
См. "Субулю-Ссалям" 2/226.
За ними в этом вопросе последовал и имам аш-Шаукани, сказавший:
"Постановления о нарушении поста связаны лишь с половым актом и все".
См.
"Найлюль-аутар" 4/526.
Однажды у Джабира ибн Зайда спросили о человеке, который во время
Рамадана смотрел со страстью на свою жену, в результате чего у него произошло семяизвержение: "Нарушает ли это его пост?!" Он ответил: "Нет, и пусть доведет
свой пост до конца".
Ибн Абу Шайба 1/170, иснад достоверный.
Также и шейх аль-Альбани считал, что семяизвержение без полового акта не нарушает пост!
Однако большинство ученых считали, что такой пост нарушен и что этот день необходимо впоследствии возместить. При этом они опирались на Священный хадис, в котором сообщается, что Всевышний Аллах сказал: "Пост совершается
ради Меня, и Я воздам за него, ибо человек отказывается от
удовлетворения своих страстей и от своей пищи ради Меня!".
Муслим 1151.
А в другой версии этого хадиса сказано: "Поскольку он оставляет еду
ради Меня, питье ради Меня, наслаждения ради Меня и жену ради
Меня!".
Ибн Хузайма 1151. Иснад достоверный.
Вернуться в содержание
65.
Отсутствие полного омовения (гъусль)
Сообщается со слов жен Пророка ﷺ, 'Аиши и Умм Салямы (да будет доволен ими Аллах), что Посланник Аллаха ﷺ встречал рассвет, будучи в состоянии
осквернения после ночи, проведенной с женой, затем он купался и начинал
поститься.
аль-Бухари 1925, Муслим 2/80.
Также сообщается, что однажды Умм Саляму спросили о том, должен ли мужчина поститься, если он встретил рассвет, будучи в состоянии полового осквернения. Она сказала: "Посланник Аллаха ﷺ встречал рассвет в состоянии
осквернения после ночи, проведенной с женой, а не по причине поллюции.
Затем он постился и не возмещал этот пост".
Муслим 2/80.
Эти хадисы указывают на то, что отсутствие большого омовения (гъусль) не делает пост человека недействительным, даже если он искупается после рассвета.
Что же касается мнения Абу Хурайры, который говорил: "Пусть тот, кто
застал утро в состоянии полового осквернения уже не поститься".
Муслим 1109
, то оно ошибочное, поскольку, когда 'Аиша и Умм Саляма узнавшие о словах Абу
Хурайры сообщили ему о том, что Посланник Аллаха встречал утро без полного омовения и постился. После этого Абу Хурайра отказался от своего мнения, и сказал: "Они лучше меня знают о Пророке ﷺ".
Муслим 1109.
Вернуться в содержание
66.
Использование зубочистки (сиууак)
На дозволенность использовать зубочистку во время поста указывают несколько сообщений от Пророка ﷺ и его сподвижников. Передают, что 'Амир ибн
Раби'а сказал: "Я видел Посланника Аллаха ﷺ несчетное количество раз,
чистящим зубы сиуаком (зубочисткой) в то время, когда он постился". ат-Тирмизи
725, Абу Дауд 2364, Ибн Хузайма 2007.
Имам Абу Иса ат-Тирмизи и Ибн Хузайма называли этот хадис хорошим, но хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани называли его слабым.
Однако этот хадис подкрепляется другим сообщением от Ибн Аббаса, который сказал: "Пророк ﷺ пользовался сиуаком, будучи постящимся".
Ахмад ибн Мани'.
Иснад достоверный. См. "аль-Маталибуль-'алия" 1089.
Также это подтверждается словами Му'аза ибн Джабаля, который лучше всех в этой общине знал вопросы халяля и харама, как говорил это о нем Пророк ﷺ.
Абдур-Рахман ибн Гъуним рассказывал: "Я спросил Му'аза: "Можно мне чистить
зубы во время поста?" Он ответил: "Да". ат-Табарани в "аль-Кабир" 20/133. Хафиз Ибн
Хаджар назвал иснад хорошим.
Однако, если сиууак имеет вкус, как например зеленый сиууак, или сиууак со вкусом лимона или мяты, то нельзя глотать слюни, а лучше всего не использовать такой сиууак во время поста.
Если при использовании зубочистки начала выделяться кровь из десны, то ее нельзя глотать и следует выплюнуть. Но если все-таки некоторая часть крови случайно проникла в горло, то в этом нет ничего страшного.
См. "Фатауа аль-Ляджна ад-даима" 10/254.
Вопрос: "Есть люди, которые остерегаются пользоваться зубочисткой в месяц
рамадан, опасаясь, что это сделает их пост недействительным. Правильно ли
это? И какое наилучшее время для пользования зубочисткой в месяц рамадан?"
Ответ Мухаммада бин Салих Аль Усеймина: "Нет оснований остерегаться
использования зубочистки, как в дневное время месяца рамадан, так и во все
другие дни, когда человек постится, ибо она узаконена сунной. В истинном
хадисе сообщается, что зубочистка очищает рот, угодна Владыке, законно её
использование при омовении и при молитве, при пробуждении от сна, сразу же
при входе в дом, во время поста, а также и в других случаях. Зубочистка влияет
на недействительность поста только в том случае, если имеет определённый вкус
и даёт привкус слюне. При этом нельзя сглатывать слюну, имеющую посторонний
привкус, как и нельзя сглатывать кровь при кровотечении десны после
неосторожного пользования зубочисткой. При соблюдении соответствующих мер
предосторожности использование зубочистки не оказывает никакого вредного
влияния на пост".
Шейх Ибн Усеймин (да смилуется над ним Аллах) также сказал: "Правильно
мнение состоит в том, что использование сиуака утром и вечером во время поста
является Сунной".
См. "Фатауа Аркан аль-Ислам", стр. 468.
Использование сиуака это Сунна для того, кто постится в любое время дня,
даже если он свежий. Если постящийся использует сиуак и обнаруживает или привкус горечи от него или другой привкус, и проглатывает это, или если он вынимает сиуак изо рта и видит слюну на нём, затем кладёт его обратно в рот и проглатывает слюну, это не нарушает его пост.
(Аль-Фатауа ас-Са'дийа, 245).
Он должен избегать те виды сиуаков, которые содержат в себе растворимые вещества, такой как зелёный сиуак, или сиуак, с вкусовыми добавками, как лимон или мята. Он должен выплёвывать самый маленький кусочек, который отделился от сиуака в его рту; он не должен проглатывать его намеренно, но если проглотит его случайно, нет вреда в этом.
См. "70 основных моментов, касающихся поста".
Вернуться в содержание
67.
Использование зубной пасты
Что касается использования зубной пасты в дневное время, то ученые высказывали различные мнения по этому поводу, однако для того, чтобы избежать ошибки и выйти из разногласия лучше этого не делать. Шейх Ибн 'Усаймин сказал: "Лучше не использовать зубную пасту в дневное время и
отложить это на вечер, поскольку она имеет сильный привкус".
См. "Маджалису шахри Рамадан" 72.
Также сказал шейх Ибн Усеймин (да смилуется над ним Аллах): "... поэтому
возникает вопрос: можно ли пользоваться зубной щеткой и пастой во время
поста? Ответ: Да, это дозволено, но лучше не пользоваться ими, потому что
зубная паста обладает сильным вкусом, который может дойти до горла. Лучше не
использовать их днем, а отложить до вечера".
См. Ибн Усеймин, "Аш-Шарх аль-Мумти",
6/407-408.
А ученые постоянного комитета во главе с шейхом Ибн Базом говорили, что нет проблем в том, чтобы чистить зубы даже с зубной пастой в дневное время,
также в том, чтобы полоскать рот лекарством, и даже лечить зубы и пломбировать их в дневное время при нужде. Но с условием при всем перечисленном, чтобы человек сознательно не проглатывал ни пасту, ни кровь с десен, ни лекарства.
Шейха Ибн База (да смилуется над ним Аллах) спросили об использовании зубной пасты во время поста. Он ответил: "Нет в этом порицаемого, если быть
осторожным и не проглатывать ее, также как нет плохого в использовании
сиуака во время поста".
См. Фатауа аш-Шейх Ибн Баз, 4/247.
Вернуться в содержание
Вероотступничество
Среди ученых нет разногласий в том, что вероотступничество нарушает пост,
также как и и все остальные дела.
См. "аль-Мугъни" 3/25.
Всевышний Аллах сказал: "Тебе (Мухаммад) и твоим предшественникам
уже было внушено: "Если ты приобщишь сотоварищей (Аллаху), то
тщетными станут твои деяния и ты непременно окажешься одним из
потерпевших убыток""
(аз-Зумар 39: 65).
Вернуться в содержание
59.
О каплях в нос
Вопрос: "Капли в нос портят ли пост?".
Ответ шейха 'Усеймина (рахимаху-Ллах): "Наш ответ такой - капли в нос если
попадают в желудок, то они разговляют (портят пост), т.к. Посланник Аллаха, да
благословит его Аллах и приветствует, сказал в хадисе Лакыйта ибну Сабира:
"Тщательно полощи нос, если только ты не постишься", и поэтому не дозволено
постящемуся использовать капли в нос, которые попадают в желудок. А что
касается того, что не попадает в желудок будь это капли в нос, то они не
нарушают пост".
(См. "Шарх мумти' ", "Маджму' аль-фатауа шейх", 551).
Вернуться в содержание
60.
Ароматические запахи и дым
Спросили шейха Ибн 'Усаймина: "Каково Ваше суждение об использовании
ароматических запахов днем в Рамадан?".
Он ответил: "Не беда, если постящийся использует и вдыхает их днем в
Рамадан. Но это не распространяется на благовония, которые при поджигании
распространяются в виде дыма. Он не должен вдыхать их в себя, поскольку они
содержат в себе вещества, которые в виде дыма проникают в желудок".
См.
"Фатауа ислямия" 2/128.
Вернуться в содержание
61.
Еда, питье и половой акт по забывчивости
Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк ﷺ
сказал: "Пост того, кто по забывчивости поест или попьет, не нарушен,
ибо поистине, это Аллах накормил и напоил его". аль-Бухари 1933, Муслим
2/171.
Большинство ученых опирались на этот хадис, и только имам Малик считал,
что это предписание относится лишь к добровольному посту.
Однако его мнение неприемлемо поскольку в другом хадисе ясно и четко сказано что речь идет о посте Рамадан. Посланник Аллаха ﷺ сказал: "
Если
человек по забывчивости поел в день поста месяца Рамадан, то он не
должен ни возмещать этот день, ни совершать искупительные действия".
аль-Хаким 1/420, ад-Даракъутни 2/178. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, аль-
Байхакъи, хафиз аз-Захаби, имам ан-Науауи, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани.
Если же кто-либо увидел того, кто ест или пьет по забывчивости, он обязан его остановить и напомнить ему о том, что он поститься, поскольку Пророк ﷺ
сказал: "Пусть тот из вас, кто увидит порицаемое, изменит это".
Муслим 1/78.
Хасан аль-Басри и Муджахид сказали: "Тот, кто совершил половой акт по
забывчивости, не должен ничего возмещать".
См. "Сахих аль-Бухари" 1/452.
Вернуться в содержание
62.
Глотание слюней и мокроты
Относительно дозволенности глотания слюны во время поста среди ученых нет разногласий. 'Ата говорил: "Глотание слюни не нарушает пост".
См. "Сахих аль-
Бухари" 1/451.
Даже если человек сознательно накопил слюни, чтобы их разом проглотить,
то согласно наиболее правильно мнению его пост также не наруше.
См. "аль-
Мугъни" 3/106.
Однако лучше так не поступать.
Что же касается глотания мокроты или чего-либо из носоглотки, то относительно дозволенности глотания этого, мнения ученых разошлись.
Имамы Ахмад и аш-Шафи'и считали, что глотание мокроты не нарушают пост.
См. "Раддуль-махтар" 2/101, "аль-Мугъни" 2/43.
Мнение о том, что глотание мокроты нарушает пост, является затруднительным для мусульман, а цель шариата состоит в облегчении положения мусульман, а не затруднении, тем более учитывая то, что на счет этого нет никаких запретов ни в Коране, ни в Сунне и нет в этом вопросе единогласного мнения ученых (иджма').
См. "Сахих фикъху-Ссунна" 2/117.
Также этому мнению отдал предпочтение и шейх аль-Альбани, и на вопрос:
"Нарушает ли глотание мокроты пост?", ответил: "Нет, это пост не нарушает".
Сл.
"Сильсиляту худа уа-ннур" № 52.
Однако, если человек извлек мокроту из носа или горла в рот, то не следует ее глотать, а следует выплюнуть.
См. "Раудату-тталибин" 2/360.
Вернуться в содержание
63.
Объятия и поцелуи
Дозволено во время поста, как мужу, так и жене целовать, обнимать и ласкать друг друга. 'Аиша рассказывала: "Во время поста Пророк ﷺ не редко
обнимал и целовал своих жен, однако он владел собой лучше, чем любой из вас".
аль-Бухари 1927, Муслим 1/65.
Также сообщается, что Масрукъ, племянник 'Аиши, спросил у нее: "Что
дозволено мужу и жене во время поста?" Она ответила: "Все, кроме полового
акта". 'Абдур-Раззакъ 4/190. Достоверность подтвердил хафиз Ибн Хаджар.
См.
"Фатхуль-Бари" 4/183.
Эти хадисы указывают на то, что постящийся может обнимать и ласкать своих жен, если он уверен, что это не закончится половым актом. Если же человек слаб и знает, что не сможет себя сдержать, тогда ему следует воздержаться от этого. В
шариате есть важное правило: "То, что приводит к запретному - также является
запретным".
Если во время поцелуев у человека произошло выделение прозрачной жидкости (смазка), то его пост не нарушен. Доказательством этого является то,
что отсутствуют доказательство того, что эти выделения нарушают пост. Пост является обрядом поклонения, а утверждать, что тот или иной обряд поклонения становится недействительным, можно только при наличии достоверных текстов
Корана и Сунны.
См. "Шархуль-Мумти'" 6/397.
Вернуться в содержание
64.
Нарушает ли осознанное семяизвержение без полового акта пост?
Хафиз Ибн Хаджар сказал: "Ученые разошлись во мнении относительно
человека, у которого при ласках или целовании жены произошло
семяизвержение или выделение прозрачной жидкости (смазка). Куфийцы и имам
аш-Шафи'и говорили: "Следует этот день возместить тому, у кого произошло
семяизвержение по причине действий, а не взора, и не следует возмещать тому,
у кого было выделение просто смазки". Имам Малик и Исхакъ говорили: "При
намеренном семяизвержении, каким бы путем это не произошло нужно
восполнить этот день и совершить искупление, а при выделении прозрачной
жидкости следует только возместить этот день". Они сравнивали семяизвержение
с половым актом. Малик считал, что тот, кто ласкал или целовал жену, в
результате чего у него произошла эрекция, обязан возместить этот день, даже
если у него не было семяизвержения и выделения прозрачной жидкости. Ибн
Къудама сказал: "Тот, у кого произошло по причине поцелуев семяизвержение,
нарушил свой пост, и мы в этом не знаем разногласий". Однако в этом вопросе
есть разногласие, поскольку Ибн Хазм считал, что семяизвержение без полового
акта не нарушает пост, и он придерживался этого мнения, считая его сильным".
См. "Фатхуль-Бари" 4/151-152.
Имам Ибн Хазм говорил: "Нет указания на нарушение поста в случае
семяизвержение без полового акта, ни в Коране, ни в Сунне, и нет на это
единогласного мнения (иджма'), и нет ни одного достоверного сообщения от
сподвижников".
См. "аль-Мухалля" 6/203-205.
Этого мнения придерживался не только имам Ибн Хазм, но и имам Ибн
Хузайма, который назвал в своем "Сахихе" главу следующим образом: "Глава о
том, что постящемуся разрешено наслаждаться без полового акта".
См. "Сахих Ибн
Хузайма" 3/242.
Также ханафит имам аль-Маргъинани в "аль-Хидая" писал: "Семяизвержение
без полового акта не нарушает пост".
См. "Булюгъуль-маний фи хукмиль-истимна" 54,
имама аш-Шаукани.
Также имам ас-Сан'ани, упомянув разногласия и мнения имамов по этому поводу, сказал: "Однако не совершает ни искупления, ни возмещения никто,
кроме того, кто вступил в половой акт, поскольку ильхакъ - это не половой акт".
См. "Субулю-Ссалям" 2/226.
За ними в этом вопросе последовал и имам аш-Шаукани, сказавший:
"Постановления о нарушении поста связаны лишь с половым актом и все".
См.
"Найлюль-аутар" 4/526.
Однажды у Джабира ибн Зайда спросили о человеке, который во время
Рамадана смотрел со страстью на свою жену, в результате чего у него произошло семяизвержение: "Нарушает ли это его пост?!" Он ответил: "Нет, и пусть доведет
свой пост до конца".
Ибн Абу Шайба 1/170, иснад достоверный.
Также и шейх аль-Альбани считал, что семяизвержение без полового акта не нарушает пост!
Однако большинство ученых считали, что такой пост нарушен и что этот день необходимо впоследствии возместить. При этом они опирались на Священный хадис, в котором сообщается, что Всевышний Аллах сказал: "Пост совершается
ради Меня, и Я воздам за него, ибо человек отказывается от
удовлетворения своих страстей и от своей пищи ради Меня!".
Муслим 1151.
А в другой версии этого хадиса сказано: "Поскольку он оставляет еду
ради Меня, питье ради Меня, наслаждения ради Меня и жену ради
Меня!".
Ибн Хузайма 1151. Иснад достоверный.
Вернуться в содержание
65.
Отсутствие полного омовения (гъусль)
Сообщается со слов жен Пророка ﷺ, 'Аиши и Умм Салямы (да будет доволен ими Аллах), что Посланник Аллаха ﷺ встречал рассвет, будучи в состоянии
осквернения после ночи, проведенной с женой, затем он купался и начинал
поститься.
аль-Бухари 1925, Муслим 2/80.
Также сообщается, что однажды Умм Саляму спросили о том, должен ли мужчина поститься, если он встретил рассвет, будучи в состоянии полового осквернения. Она сказала: "Посланник Аллаха ﷺ встречал рассвет в состоянии
осквернения после ночи, проведенной с женой, а не по причине поллюции.
Затем он постился и не возмещал этот пост".
Муслим 2/80.
Эти хадисы указывают на то, что отсутствие большого омовения (гъусль) не делает пост человека недействительным, даже если он искупается после рассвета.
Что же касается мнения Абу Хурайры, который говорил: "Пусть тот, кто
застал утро в состоянии полового осквернения уже не поститься".
Муслим 1109
, то оно ошибочное, поскольку, когда 'Аиша и Умм Саляма узнавшие о словах Абу
Хурайры сообщили ему о том, что Посланник Аллаха встречал утро без полного омовения и постился. После этого Абу Хурайра отказался от своего мнения, и сказал: "Они лучше меня знают о Пророке ﷺ".
Муслим 1109.
Вернуться в содержание
66.
Использование зубочистки (сиууак)
На дозволенность использовать зубочистку во время поста указывают несколько сообщений от Пророка ﷺ и его сподвижников. Передают, что 'Амир ибн
Раби'а сказал: "Я видел Посланника Аллаха ﷺ несчетное количество раз,
чистящим зубы сиуаком (зубочисткой) в то время, когда он постился". ат-Тирмизи
725, Абу Дауд 2364, Ибн Хузайма 2007.
Имам Абу Иса ат-Тирмизи и Ибн Хузайма называли этот хадис хорошим, но хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани называли его слабым.
Однако этот хадис подкрепляется другим сообщением от Ибн Аббаса, который сказал: "Пророк ﷺ пользовался сиуаком, будучи постящимся".
Ахмад ибн Мани'.
Иснад достоверный. См. "аль-Маталибуль-'алия" 1089.
Также это подтверждается словами Му'аза ибн Джабаля, который лучше всех в этой общине знал вопросы халяля и харама, как говорил это о нем Пророк ﷺ.
Абдур-Рахман ибн Гъуним рассказывал: "Я спросил Му'аза: "Можно мне чистить
зубы во время поста?" Он ответил: "Да". ат-Табарани в "аль-Кабир" 20/133. Хафиз Ибн
Хаджар назвал иснад хорошим.
Однако, если сиууак имеет вкус, как например зеленый сиууак, или сиууак со вкусом лимона или мяты, то нельзя глотать слюни, а лучше всего не использовать такой сиууак во время поста.
Если при использовании зубочистки начала выделяться кровь из десны, то ее нельзя глотать и следует выплюнуть. Но если все-таки некоторая часть крови случайно проникла в горло, то в этом нет ничего страшного.
См. "Фатауа аль-Ляджна ад-даима" 10/254.
Вопрос: "Есть люди, которые остерегаются пользоваться зубочисткой в месяц
рамадан, опасаясь, что это сделает их пост недействительным. Правильно ли
это? И какое наилучшее время для пользования зубочисткой в месяц рамадан?"
Ответ Мухаммада бин Салих Аль Усеймина: "Нет оснований остерегаться
использования зубочистки, как в дневное время месяца рамадан, так и во все
другие дни, когда человек постится, ибо она узаконена сунной. В истинном
хадисе сообщается, что зубочистка очищает рот, угодна Владыке, законно её
использование при омовении и при молитве, при пробуждении от сна, сразу же
при входе в дом, во время поста, а также и в других случаях. Зубочистка влияет
на недействительность поста только в том случае, если имеет определённый вкус
и даёт привкус слюне. При этом нельзя сглатывать слюну, имеющую посторонний
привкус, как и нельзя сглатывать кровь при кровотечении десны после
неосторожного пользования зубочисткой. При соблюдении соответствующих мер
предосторожности использование зубочистки не оказывает никакого вредного
влияния на пост".
Шейх Ибн Усеймин (да смилуется над ним Аллах) также сказал: "Правильно
мнение состоит в том, что использование сиуака утром и вечером во время поста
является Сунной".
См. "Фатауа Аркан аль-Ислам", стр. 468.
Использование сиуака это Сунна для того, кто постится в любое время дня,
даже если он свежий. Если постящийся использует сиуак и обнаруживает или привкус горечи от него или другой привкус, и проглатывает это, или если он вынимает сиуак изо рта и видит слюну на нём, затем кладёт его обратно в рот и проглатывает слюну, это не нарушает его пост.
(Аль-Фатауа ас-Са'дийа, 245).
Он должен избегать те виды сиуаков, которые содержат в себе растворимые вещества, такой как зелёный сиуак, или сиуак, с вкусовыми добавками, как лимон или мята. Он должен выплёвывать самый маленький кусочек, который отделился от сиуака в его рту; он не должен проглатывать его намеренно, но если проглотит его случайно, нет вреда в этом.
См. "70 основных моментов, касающихся поста".
Вернуться в содержание
67.
Использование зубной пасты
Что касается использования зубной пасты в дневное время, то ученые высказывали различные мнения по этому поводу, однако для того, чтобы избежать ошибки и выйти из разногласия лучше этого не делать. Шейх Ибн 'Усаймин сказал: "Лучше не использовать зубную пасту в дневное время и
отложить это на вечер, поскольку она имеет сильный привкус".
См. "Маджалису шахри Рамадан" 72.
Также сказал шейх Ибн Усеймин (да смилуется над ним Аллах): "... поэтому
возникает вопрос: можно ли пользоваться зубной щеткой и пастой во время
поста? Ответ: Да, это дозволено, но лучше не пользоваться ими, потому что
зубная паста обладает сильным вкусом, который может дойти до горла. Лучше не
использовать их днем, а отложить до вечера".
См. Ибн Усеймин, "Аш-Шарх аль-Мумти",
6/407-408.
А ученые постоянного комитета во главе с шейхом Ибн Базом говорили, что нет проблем в том, чтобы чистить зубы даже с зубной пастой в дневное время,
также в том, чтобы полоскать рот лекарством, и даже лечить зубы и пломбировать их в дневное время при нужде. Но с условием при всем перечисленном, чтобы человек сознательно не проглатывал ни пасту, ни кровь с десен, ни лекарства.
Шейха Ибн База (да смилуется над ним Аллах) спросили об использовании зубной пасты во время поста. Он ответил: "Нет в этом порицаемого, если быть
осторожным и не проглатывать ее, также как нет плохого в использовании
сиуака во время поста".
См. Фатауа аш-Шейх Ибн Баз, 4/247.
Вернуться в содержание