Файл: Сборник статей, вопросов и ответов Содержание кратко о месяце рамадан о достоинствах месяца Рамадан и поста в нем 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 358
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
История об этом передается в хадисах от многих сподвижников, среди которых Ибн 'Умар, Му'аз и Зайд ибн Аслям.
См. "Сыфату-ссаум ан-наби" 82.
Однако дело в том, что и Ибн 'Аббасу было известно об отмене этого аята, как мы уже упоминали это. Он говорил: "Что касается веления кормить бедняка, то
оно было отменено аятом: "Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен
поститься".
(аль-Бакъара 2: 185)
. Однако установлено для старика и старухи,
которые не способны соблюдать пост, а также для беременной и кормящей
грудью, которые опасаются (за детей), кормление одного бедняка за каждый
пропущенный день". аль-Байхакъи 4/230, Ибн аль-Джаруд 381. Достоверность подтвердили имам ан-Науауи, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани.
Таким образом нам стало ясно, что между Ибн 'Аббасом и другими сподвижниками не было никаких разногласий относительно отмены аята о кормлении бедняка, и видим, что ему было известно об этом как и другим,
однако вместе с этим он указывает на исключение из общего положения, а именно в отношении каких категорий людей этот аят не отменен.
Также это подкрепляется хадисом Му'аза ибн Джабаля, который рассказывал:
"Что касается поста, то когда Посланник Аллаха ﷺ прибыл в Медину, он постился
по три дня каждый месяц и в день 'Ашура. Затем Аллах вменил ему в
обязанность пост Рамадана, сказав: "О те, которые уверовали! Предписан
вам пост, подобно тому, как он был предписан тем, кто был до вас".
(аль-
Бакъара 2: 183)
Затем Аллах ниспослал другой аят: "В месяц Рамадан был ниспослан
Коран как верное руководство для людей, ясные доказательства верного
руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен
поститься".
(аль-Бакъара 2: 185)
. И Аллах утвердил пост для здорового человека и
сделал облегчение для больного и путника. И Он также установил кормление
бедняка для старого человека, который неспособен соблюдать пост".
Абу Дауд 507,
Ахмад 5/246. Хадис достоверный. См. "Ируауль-гъалиль" 4/20.
Мы видим, что Му'аз также делает исключением старого человека из общего веления поститься. А в том, что неспособный поститься старый человек не соблюдает пост, а кормит за каждый день одного бедняка, нет никаких разногласий среди ученых. То же самое можно отнести к беременным и кормящим грудью, поскольку об их исключении из общего положения говорил
Ибн 'Аббас.
Также и Ибн 'Умар, от которого передается сообщение об отмене этого аята,
говорит о том, что беременные и кормящие грудью должны кормить бедняка, а не возмещать пост.
Исходя из этих сообщений сподвижников, мы видим, что аяты о кормлении бедняка отменены, однако они не отменены в отношении старого человека,
которому тяжело поститься, беременной, а также кормящей грудью женщины.
Сообщения от сподвижников об отмене аята дозволяющего замену поста кормлением бедняка являются обобщенными, а сообщения о старом человеке,
беременной и кормящей грудью конкретизируют и делают исключение из обобщенного веления.
Имам аль-Къуртуби сказал: "Достоверно передается от Ибн 'Аббаса, что этот
аят (о кормлении бедняка) не отменен в отношении упомянутых категорий людей
(старого человека, беременной и кормящей грудью). И первое мнение, что этот
аят отменен, тоже правильное. Однако речь тут идет об отмене аята, в котором
есть исключение".
См. "Тафсир аль-Къуртуби" 2/126.
Подобное исключение из общего повеления не мог сделать никто из сподвижников, кроме как опираясь на Сунну, и это правило хорошо известно в шариате.
См. "аль-И'лям" 1/35, "аль-Мууафакъат" 3/118.
Как Ибн 'Умар и Ибн 'Аббас могли говорить беременным или кормящим грудью: "Вы из числа тех, "которые способны поститься с трудом"", тогда как
они, как и другие сподвижники знали об отмене этого аята?! Только в том случае, если в Сунне пришло исключение для беременных или кормящих грудью так же, как и для старого человека, которому трудно поститься.
Также одним из сомнений относительно данного вопроса являются слова ученых, заявляющих о том, что среди сподвижников было разногласие по этому вопросу. При этом они опираются на слова имама аль-Джасаса, который в своем
Тафсире сказал: "Саляфы разошлись в этом вопросе на три мнения. 'Али сказал:
"Беременная и кормящая грудью обязаны возместить пост и им не следует
кормить бедняка". Ибн 'Аббас сказал: "Они не должны возмещать, а должны
кормить бедняка". Ибн 'Умар сказал: "Они должны и кормить бедняка, и
возмещать пост"".
Однако имам не упомянул иснад (цепочку передатчиков) этих сообщений.
Есть сообщения с иснадом, что Ибн 'Умар считал, что беременная и кормящая грудью должны и возмещать пост, и кормить бедняка, однако эти иснады недостоверны от него. Достоверно же от него передается то, что они не должны возмещать, а должны кормить за каждый пропущенный день одного бедняка.
См.
"аль-Истизкар" 3/365.
А сообщений от 'Али с иснадом вообще отсутствуют. Но даже если сообщение от 'Али: "Беременная и кормящая обязаны возместить пост и им не следует
кормить бедняка" и было бы достоверным, ему не может отдаваться предпочтение перед сообщением Ибн 'Аббаса, которое имеет положение марфу' и словам: "Установлено"!
На самом же деле достоверно неизвестно, чтобы вообще кто-либо из сподвижников противоречил Ибн 'Аббасу и Ибн 'Умару в этом вопросе, о чем сообщил имам Ибн Къудама.
См. "аль-Мугъни" 3/21.
Подытоживая все вышесказанное, следует еще раз отметить, что сообщения от Ибн 'Аббаса и Ибн 'Умара по поводу поста беременной или кормящей грудью имеют положение марфу' (то, что передается от Пророка ﷺ. И среди ученых мухаддисов нет разногласий, что подобные достоверные сообщения от сподвижников, которые, толкуя Коран, указывают на исключение из общего, не являются их личным мнением. Нет никаких сомнений в том, что этим доводам не могут равнозначно противостоять ни аналогия, ни слова ученых опирающихся на иджтихад.
Это мнение является самым аргументированным и справедливым из всех существующих.
Вернуться в содержание
Также одним из сомнений относительно данного вопроса являются слова ученых, заявляющих о том, что среди сподвижников было разногласие по этому вопросу. При этом они опираются на слова имама аль-Джасаса, который в своем
Тафсире сказал: "Саляфы разошлись в этом вопросе на три мнения. 'Али сказал:
"Беременная и кормящая грудью обязаны возместить пост и им не следует
кормить бедняка". Ибн 'Аббас сказал: "Они не должны возмещать, а должны
кормить бедняка". Ибн 'Умар сказал: "Они должны и кормить бедняка, и
возмещать пост"".
Однако имам не упомянул иснад (цепочку передатчиков) этих сообщений.
Есть сообщения с иснадом, что Ибн 'Умар считал, что беременная и кормящая грудью должны и возмещать пост, и кормить бедняка, однако эти иснады недостоверны от него. Достоверно же от него передается то, что они не должны возмещать, а должны кормить за каждый пропущенный день одного бедняка.
См.
"аль-Истизкар" 3/365.
А сообщений от 'Али с иснадом вообще отсутствуют. Но даже если сообщение от 'Али: "Беременная и кормящая обязаны возместить пост и им не следует
кормить бедняка" и было бы достоверным, ему не может отдаваться предпочтение перед сообщением Ибн 'Аббаса, которое имеет положение марфу' и словам: "Установлено"!
На самом же деле достоверно неизвестно, чтобы вообще кто-либо из сподвижников противоречил Ибн 'Аббасу и Ибн 'Умару в этом вопросе, о чем сообщил имам Ибн Къудама.
См. "аль-Мугъни" 3/21.
Подытоживая все вышесказанное, следует еще раз отметить, что сообщения от Ибн 'Аббаса и Ибн 'Умара по поводу поста беременной или кормящей грудью имеют положение марфу' (то, что передается от Пророка ﷺ. И среди ученых мухаддисов нет разногласий, что подобные достоверные сообщения от сподвижников, которые, толкуя Коран, указывают на исключение из общего, не являются их личным мнением. Нет никаких сомнений в том, что этим доводам не могут равнозначно противостоять ни аналогия, ни слова ученых опирающихся на иджтихад.
Это мнение является самым аргументированным и справедливым из всех существующих.
Вернуться в содержание
1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 ... 26
92.
Чем следует кормить бедняка при возмещении поста кормлением
беременной/кормящей грудью?
Старый человек, беременная и кормящая грудью одинаковы в отношении кормления бедняка. Они должны накормить за каждый пропущенный ими день поста одного бедняка половиной са' или одним муддом еды, что примерно соответствует 1,5 кг.
Ибн 'Аббас сказал: "Когда старый человек не может соблюдать пост, он
кормит бедняка за каждый день одним муддом еды", в другой версии сказано:
"Кормит половиной са' пшеницы". ад-Даракъутни 1/249, имам ад-Даракъутни и аль-
Альбани подтвердили достоверность. См. "Ируауль-гъалиль" 4/18.
От Малика сообщается, что Нафи' передал от Ибн 'Умара , который на вопрос поста беременной, которая опасается за своего ребенка, сказал: "Она не
постится и кормит за каждый день бедняка одним муддом пшеницы". аль-Байхакъи
4/230. Иснад достоверный.
Сообщается, что "когда Анас ибн Малик состарился и не мог соблюдать пост,
он приготовил сарид, созвал тридцать бедняков и накормил их всех".
ад-
Даракъутни 2/207. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность иснада.
Имам аль-Бухари сказал: "Если старый человек неспособен поститься, то он
кормит бедняка, как это делал Анас, который, после того как состарился, за
каждый день кормил бедняка мясом и хлебом".
См. "Сахих аль-Бухари" 2/345.
Таким образом, можно кормить и раздавать беднякам любую еду.
Также можно давать одному и тому же бедняку еду, которая является искуплением как за один, так и за более количество дней. Кормить бедняков или раздать еду можно как в начале месяца Рамадана, так и в середине или в конце.
См. "Фатауа Ибн Баз" 15/203.
Если же человек не имеет возможности кормить бедняка, то с него снимается эта обязанность. Имам Ибн Къудама говорил: "Если старик или старуха не могут
кормить бедняка, то им ничего не следует делать, ибо "Аллах не возлагает на
человека сверх его возможностей".
(аль-Бакъара 2: 286)
".
См. "аль-Мугъни" 4/396.
То же самое относится и к беременным, и кормящим грудью, которые не имеют возможности накормить бедняка за пропущенный пост.
Вернуться в содержание
93.
Не дозволено выплачивать деньги вместо еды при возмещении
поста кормлением беременной/кормящей грудью?
Это положение подобно закяту аль-Фитр, который необходимо выплачивать именно продовольствием. Шейх Салих аль-Фаузан говорил: "Следует кормить
бедняка половиной са' еды, которую употребляют в данной местности, а
половина са' - это приблизительно полтора килограмма. Бедняка следует
кормить именно едой, а не выплачивать деньги, поскольку Всевышний Аллах
сказал: "А тем, которые способны поститься с трудом, следует в
искупление накормить бедняка".
(аль-Бакъара 2: 184)
. И текст Корана
указывает именно на еду!".
См. "аль-Фатауа аль-Фаузан" 3/140.
Вернуться в содержание
94.
Пост беременных и кормящих | аль-Альбани
Вопрос: "Я прочитал в книге "Описание поста Пророка ﷺ в Рамадан",
написанную Салимом аль-Хиляли, что если беременная или кормящая боятся за
себя или ребенка, то им разрешено не поститься, возмещая пост кормлением
бедняка или нуждающегося за каждый день. И не ложится на них обязанность
восполнения поста. Правильно ли это мнение? Мы просим разъяснения".
Ответ: "Не является обязательным для них восполнение поста, однако на них
возмещение кормлением бедняка или нуждающегося за каждый день. Это и есть
правильный ответ. А что касается упомянутого обусловливания тем, что они
имеют право оставлять пост, только если боятся за себя или за ребенка - то это
иджтихад некоторых ученых и не вменяется в обязанность беременной и
кормящей следование ему.
Потому что Пророк ﷺ сказал: "Поистине Аллах, Благ Он и Возвышен,
освободил от поста беременную и кормящую". Разъясняя слова
Всевышнего: "А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть
постится столько же дней в другое время. А тем, которые способны
поститься с трудом, следует во искупление накормить бедняка". - Ибн
Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: "То есть, беременной и кормящей
необходимо кормить бедняков". Значит, нет здесь условия, которое было
упомянуто ранее, что беременная или кормящая должны боятся за себя или
ребенка (оставляя пост). Заключение: Разрешается каждой беременной и каждой
кормящей не поститься в Рамадан, возмещая дни поста (только) кормлением
нуждающегося за каждый день. И не обязаны они восполнять (пост). На них
лишь это искупление".
"Сильсиля фатауа Джидда" , кассета № 25.
Вернуться в содержание
95.
Постановление в отношении того, кто прерывает пост Рамадана
из-за трудной работы
Вопрос: "Я молодой человек, мне семнадать лет, читаю намаз, Коран,
сторонюсь грехов, но у меня одна проблема: во время Рамадана я не держу
ураза, так как у меня трудная работа, особенно летом. Можно ли мне продержать
ура зу в другое время? И как вообще мне поступать? Дайте мне совет, да
вознаградит вас Аллах".
Ответ шейха ибн База: "Ты должен возместить пропущенные дни и покаяться
перед Аллахом. Кайся перед Аллахом и в будущем постись с людьми и оставь эту
тяжелую работу, найди себе такую работу, которая не будет отягощать твою
уразу. А если же у тебя нет другого выхода кроме как уйти с этой работы, то
тогда лучше оставь эту работу в этом месяце. Отложи (деньги) для Рамадана
столько, сколько покажется тебе достаточным из предыдющих месяцев, чтобы во
время Рамадана ты не нуждался. Или же приучи себя делать во время Рамадана
такую работу, которая тебя не будет затруднять держать ураза. Халатное же
отношение к Рамазану из-за стремления к мирской жизни, в частности
оставление уразы из-за тяжелой работы, явлется запретным. Бойся Аллаха как
ты можешь. Если ты уж очень сильно нуждаешся в этой работе, то по-меньше
работай, чтобы это не мешало тебе держать уразу, или хорошо поработай до
Рамадана, чтобы держать уразу вместе с мусульманами. Просим Аллаха для нас и
для вас прямого пути и помощи".
Вопрос: "О, достопочтимый Шейх, некоторые дают фетву рабочим и тем, кто
работает на тяжелых работах, о том, что можно прервать пост по время
Рамадана. Правильны ли их слова?".
Ответ: "Я не знаю для этого основы. Тот, кто так говорит, не имеет на это
довода. Является обязательным для них то, чтобы они работали по мере своих
сил, если же им так необходимо работать, то пусть доделают ее после Рамадана
и отложат то, что они накопили до Рамадана, чтобы это помогло им держать
Рамадан. Несерьезное отношение к этому вопросу является большим злом и
последствие его суровое. Если же он вместе с постом может совмещать какую-то
работу, то в этом нет проблем. А если же он не может работать во время поста,
то пусть лучше оставит такую работу и воспользуется теми деньгами, которые
были у него раньше, для поста". http://www.sahab.net/forums/index.php?showtopic=131128
Вернуться в содержание
96.
О посте без совершения намаза
Тот, кто не совершает молитву, его деяния тщетные, даже если он не становится кафиром, в чем есть разногласие известное среди ученых!
Доводов этому много в Сунне.
Как-то раз, в один из пасмурных дней Бурайда сказал: "Совершайте
послеполуденную ('аср) молитву пораньше (сразу после наступления ее
времени), ибо, поистине, Пророк ﷺ сказал: "Тщетными окажутся деяния того,
кто оставит послеполуденную молитву!"". аль-Бухари 553.
И если даже пропуск одной молитвы делает тщетными деяния, то что сказать о том, кто вообще не совершает никогда все пять обязательным молитв?!
Шейх Ибн аль-Къайим сказал: "Из этого хадиса следует, что дела, которые
становятся тщетными, бывают двух видов. Несовершение молитв вовсе, что
делает тщетными все дела, и оставление определенной молитвы в определенное
время, что делает тщетными деяния этого дня. Таким образом, все дела
становятся тщетными при полном оставлении молитв и становятся тщетными
деяния одного дня за оставление определенной молитвы. Если кто-то скажет:
"Каким образом деяния могут стать тщетными без вероотступничества?" То
следует сказать: "Да может, ибо Коран, Сунна и высказывания сподвижников
говорят о том, что грехи уничтожают благие дела, так же как и благие дела
уничтожают грехи! Всевышний Аллах сказал: "О те, которые уверовали! Не
делайте ваши подаяния тщетными своими попреками и оскорблениями".
(аль-Бакъара 2: 264)
. Он также сказал: "О те, которые уверовали! Не
повышайте ваши голоса над голосом Пророка и не обращайтесь к нему
так же громко, как вы обращаетесь друг к другу, а не то ваши деяния
окажутся тщетными, и вы даже не почувствуете этого""
(аль-Худжурат 49: 2).
См. "ас-Саля уа хукму тарикиха" 43.
Однако хотел бы сделать важное напоминание, что некоторые умники поступают весьма не мудро, говоря немолящимся, которые соблюдают пост, что в их посте нет смысла и что это никакой роли для них не играет, способствуя тому,
что эти люди перестают соблюдать и пост!
Вот фатуа ученых Постоянного комитета (аль-Ляджнату-ддаима), которые кстати считали оставившего даже одну молитву неверным:
Вопрос: "Я видел молодых мусульман, которые постились, но не совершали или бросили молитву. Принимается ли пост тех, кто постился, но не совершает молитву? Я слышал, как некоторые проповедники говорили таким: "Можете не соблюдать пост, ибо нет поста у того, кто не совершает молитву".
Ответ: "Тот, кому стала обязательной совершение пятикратной молитвы, и
кто оставил ее сознательно, отрицая ее обязанность, тот становится неверным по
единогласному мнению! А что касается того, кто не совершает молитву по лени и
нерадивости, то тот, то же является неверным в соответствии с правильным
мнением ученых в этом вопросе. И тот, о ком вынесено решение, что он
неверный, то его пост и все его благодеяния становятся тщетными, как сказал
Всевышний Аллах: "Если они приобщат сотоварищей (Аллаху), то станет
тщетным все, что они совершали".
(аль-Ан'ам 6: 88).
Однако не велят такому
оставить пост! Ведь его пост несет ему только благо и приближает к религии.
Есть вероятность, что страх в его сердце вернет ее к совершению молитвы,
которую он прекратил, и к покаянию за это".
См. "Фатауа ас-Сыям" 68.
Вопрос: "Да воздаст вам Аллах благом, шейх наш. Вопрос девятый:
"Некоторые молодые люди оставляют молитву, но при этом постятся.
Принимается ли их пост?".
Ответ шейх Убайд аль-Джабири: "Да простит Аллах нас и их, и да возвратит
их к повиновению Ему прекрасным возвращением. Они смешали благое дело со
скверным. А ведь молитва выше по степени, чем пост. Молитва - это опора
Ислама. Это второй столп после двух свидетельств. А пост в месяц Рамадан -
четвёртый столп. Они, оставив молитву, совершили нечестие. Они - нечестивцы.
Им необходимо покаяться перед Аллахом, Пречист Он и Возвышен. А за
соблюдение поста, быть может, если захочет того Аллах, воздастся им за это. Но
они не получают то вознаграждение, которое получает тот, кто соблюдает пост и
совершает молитву одновременно. Я опасаюсь, что они постятся, и шайтан будет
их наущать, и они оставят пост, и будут халатны к нему, поскольку шайтан
постепенно подталкивает человека к ослушанию. Я опасаюсь, что они постятся
по причине обычая или традиции. Им надлежит остерегаться (наказания) Аллаха
за себя, и покаяться Ему за оставление молитвы, и оберегать молитву, а также